Похожие презентации:
Николай Рерих
1.
Я полагаю, что постепеннообразованное человечество
примет Учение Рерихов как
мировую этическую систему.
Президент Экологической Академии,
академик Р.А.Н. Яншин 1966 год
2.
НиколайКонстантинович
Рерих – художник,
учёный,
общественный
деятель, оставивший
после себя огромное
наследие.
3.
Известный, ныне ушедший от насакадемик РАН Д.С.Лихачёв так
писал в своём письме к
С.Н.Рериху в августе 1989 года:
" Я глубоко уверен, что наследие
семьи Рерихов, превращённое
в наше национальное
достояние, займёт заслуженное
место в культурной жизни
нашей страны ".
4.
Сорок два года Рерих прожил вРоссии, около двадцати в
Индии, три года в США. Посетил
почти все страны Европы,
Америки, Азии.
Рерих был директором школы
Общества поощрений
художеств в России. В НьюЙорке им основаны институт
объединённых искусств и музеи.
В долине Кулу-Гималайский
институт научных
исследований.
А. Я. Головин. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Собрание ГТГ.
5. Рерих создал более семи тысяч картин.
Собрания произведенийхудожника имеются в
Санкт-Петербурге,
Москве, Риге, Нижнем
Новгороде,
Новосибирске, НьюЙорке, Париже, Лондоне,
Стокгольме, Хельсинки,
Буэнос-Айресе, Бомбее и
многих других городах.
6. Николай Константинович Рерих родился в России в, Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г.
Николай Константинович Рерих родился в России в, СанктПетербурге, 9 октября 1874 г.В раннем возрасте проявил интерес и талант к самым разным
занятиям, имел особые способности к рисованию, любовь к археологии,
которая стала источником его творческого вдохновения.
В 1883 году Рерих успешно выдержал экзамены в частную гимназию фон
Мая в Петербурге.
Окончив в 1893 году гимназию, Рерих поступает сразу в два высших
учебных заведения Академию художеств и в университет.
7.
По признанию самого НиколаяКонстантиновича, он уже с 16 лет стал
задумываться о поступлении в Академию
художеств. Но при этом Рерих не мог
допустить и мысли отказаться от
приобретения знаний в других серьезно
интересовавших его областях – истории,
археологии, философии. И он принял
решение одновременно поступить в
Академию художеств и на исторический
Факультет университета.
Однако выпускнику гимназии отец
сказал, что он, петербургский нотариус,
намерен дать своему сыну
юридическое образование, сделать его
преемником своего дела, способным
устроить свою судьбу и быть полезным
отечеству. Академия художеств, по
мнению отца, должна быть полностью
исключена.
8. В Академии художеств Рерих нашёл себе «учителя не только живописи, но всей жизни»- Архипа Ивановича Куинджи.
Куинджи считал подлинное творчество немыслимо без яркойиндивидуальности. Поэтому развитие и оберегание творческой
индивидуальности учеников было для него постоянной заботой.
Учитель протестовал против непосредственного использования во
время работы над картиной написанных с натуры этюдов: для
картины, по его убеждению, годилось только то, что запечатлелось в
памяти.
9.
Диапазон интересовРериха, кажется, был
безграничен. Он изучал
книги о персидских
захоронениях,
южноамериканских
аллигаторах, читал
классиков Эллады,
сочинения Бальзака, А.
Франса, Л.Толстого,
труды
по юриспруденции,
общей
истории, истории
искусств,
музыковедению,
литературоведению.
А.Куинджи предлагает
юному художнику
работать
в своей мастерской.
10.
В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурснаявыставка и торжественный акт вручения дипломов на
Звание художника. Это звание присвоили и Николаю
Константиновичу за его картину "Гонец. Восстал род на
род" .
Гонец" - первая картина из серии "Славяне", написанная на сюжет
древнерусской истории: гонец в ладье спешит к отдаленному
поселению с важной вестью о том, что восстал род на род. Тему
художник нашел в "Повести пламенных лет" - первой русской летописи.
Темно-зеленоватая река - река жизни, охваченная послезакатным вечерним
сырым воздухом. Река - единственная дорога.
На фоне сурового неба - груда каких-то построек, примитивных по
форме, какая-то крепость, "городище, который еще с трудом создает
туго двигающийся человеческий разум-расчет.
И тут же на частоколе, на тыне - примитивы человеческого и
животного мира - черепа, костяки. Это схема основ жизни, ее суровая
геометрия.
Вот и люди тех веков - настороженные фигуры, меч при бедре. Они
скользят в ботике, выдолбленном из дерева.
11. «Гонец. Восстал род на род».
12. Н. К. Рерих Заморские гости, 1901 Холст, масло. 85×112,5 см (Третьяковка )
Н. К. Рерих Заморские гости, 1901Холст, масло. 85×112,5 см (Третьяковка )
13.
в 1901 году, Елена ИвановнаШапошникова, дочь
архитектора Ивана
Шапошникова и
племянница композитора
Модеста Мусоргского
становится женой
художника, рука об руку
пройдут они все трудности
жизненного пути.
14. Летом 1903-го и 1904-го годов Рерихи совершили большое путешествие по сорока городам России
Целью Рериха былосравнительное изучение
стилей и исторического
своеобразия русской
архитектуры.
Экспедиция была одним
непрерывным открытием
русского прошлого:
древние монументы,
церкви, городские стены,
замки.
Рерих решил привлечь
общественное внимание
к проблеме сохранения и
защите этих ценностей.
15. Н. К. Рерих написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих древние строения
Это путешествие оказало глубокоевлияние на всю дальнейшую
деятельность Рериха, которая
должна была привезти к
организации повсеместной защиты
культурных ценностей.
Тридцать один год спустя его труд
увенчался принятием
международного Пакта Рериха.
Такое направление мышления не
было типичным для начала века;
оно предвосхищало понимание
важности сохранения культурного
наследия.
16. Рерих. Ростов Великий. 1903 год Масло, дерево 31,4 х 41 Государственная Третьяковская галерея
РЕРИХ.РОСТОВ ВЕЛИКИЙ.
1903 ГОД
МАСЛО, ДЕРЕВО 31,4 Х 41
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
17. Рерих "Нижний Новгород. Кремлёвские стены (Георгиевская башня)
РЕРИХ"НИЖНИЙ
НОВГОРОД.
КРЕМЛЁВСКИЕ
СТЕНЫ
(ГЕОРГИЕВСКАЯ
БАШНЯ)
Фанера, масло.
39,5 × 30,5.
Государственны
й музей
Востока, Москва
.
18. Николай Рерих. Галерея картин художника - Сеча при Керженце
19. Бой. 1906. Третьяковка. Холст, масло. 161 x 299.5 см.
Огромные краснопарусные ладьи яростно сшибаются в кипящих волнах. Кто на кого напал, ктопобеждён, многие ли погибли — неизвестно. Рериху важно сейчас воплотить “поле битвы
духовной”, вечный бой, беспощадный и в то же время прекрасный. Кровь окрасила паруса,
очертания людей сливаются с гребнями волн, с нависшими облаками, с неодолимым движением
вечности .
• Картина “Бой” завершила период масляной живописи Н.К. Рериха.
20. Н. К. Рерих. «Небесный бой». Темпера. 1912. Русский музей. СПб.
Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшныхсобытий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем.
21. Рерих Н.К. Илья Муромец. 1910. Холст, темпера. 203 x 338. Сюита "Богатырский фриз«. Государственный Русский музей
Рерих Н.К. Илья Муромец. 1910. Холст, темпера. 203 x 338. Сюита"Богатырский фриз«. Государственный Русский музей
22. Весна священная, 1910
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ, 191023. Великая жертва
ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА24. Вечное ожидание. 1917
25.
Н. К. Рерих. Борис и Глеб. 1942. Собрание ГРМ.Восток привлекал Рериха. Он считал
его самым загадочным краем.
Н. К. Рерих. Вестник. 1922. Собрание
Боллинга , Мичиган, США, Грэнд Хэйвен.
Н.К. Рерих. Тибет. 1933
Н. К. Рерих. Вестник. 1946. Собрание ГИМВ.
26. В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл
Огромный разделздесь занимают
произведения с
изображением
гор.
Особенно близким
и ярким
источником
вдохновения
стали для него
Гималаи.
27. НИКОЛАЙ РЕРИХ ВЕЛИЧИЕ ГОР
28. «КАНЧЕНДЖАНГА»
29. «МАЙТРЕЙЯ ПОБЕДИТЕЛЬ»
30. «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»
31. «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»
«КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»
32. «ГИМАЛАИ (ГОРЫ, ОСВЕЩЕННЫЕ ЗАКАТНЫМ СОЛНЦЕМ)»
33. «КУЛУТА (ГОРЫ ПЕРЕД РАССВЕТОМ)»
34. «ГУГА ЧОХАН. КУЛУТА»
35. «ЧАРА ЗВЕРИНАЯ»
36. «МАГОМЕТ-ПРОРОК»
37. Конь счастья серия "Майтрейя (Красный Всадник)" 1925. Холст, темпера. 72,2 x 100,8. Нижегородский государственный
Конь счастьясерия "Майтрейя (Красный Всадник)"
1925. Холст, темпера. 72,2 x 100,8. Нижегородский государственный художественный музей
«Вокруг Хотана имеется много развалин старых буддийских храмов и ступ.
Одна из этих древних ступ окружена сказанием. Указывается, что при
наступлении времени Шамбалы от этой ступы будет излучаться
таинственный свет. Указывается, что этот свет уже был виден».(Николай
Рерих.)
38.
В 1928 г. в Рерих в Индии, гдевместе с женой основывают
Институт
гималайских Исследований
"Урусвати", привлёкший
внимание многих крупных
Учёных (прекратил свою
деятельность в связи со
второй мировой войной.)
Из Кулу Рерих совершает в
начале 30-х годов поездку в
Америку и Европу, а
затем отправляется в
экспедицию. Эти усилия
приводят к подписанию в 1935
Года Пакта Рериха,
Международного договора об
охране художественных и
научных учреждений и
исторических памятников в
военное и в мирное время.
39. Знамя Мира — символ Пакта Рериха.
Знамя Мира — символ Пакта Рериха.40.
«Моя идея о сохранении художественныхи научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, –
прежде всего заключалась в создании
международного импульса к обороне
всего самого драгоценного, чем живо
человечество.... знак должен говорить
человечеству о сокровищах прекрасных».
Н. К. Рерих. Мадонна Орифламма.
1932. Частное собрание, США.
41. ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха, также известный как Договор обохране художественных и научных учреждений и
исторических памятников — первый в
истории международный договор о защите
культурного наследия, установивший
преимущество защиты культурных ценностей
перед военной необходимостью, подписанный в
Вашингтоне представителями двадцати одной
американской республики 15 апреля 1935 года в 12
часов дня.
42. Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год (в центре: Президент США Ф. Рузвельт)
Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год(в центре: Президент США Ф. Рузвельт)
43.
С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясьживописью, публицистикой, ведя громадную переписку,
обширную общественную работу, встречаясь
с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его
дома были Д. Неру, И. Ганди).
Он вновь и вновь
обращается к судьбе
России, отмечая в
записной книжке:
"Повсюду
сочетались две темы:
Русь и Гималаи". Потому
появляются такие картины
как "Святогор", " Богатыри
просыпаются","Настасья
Микулична", посвященные
подвигу русского народа в
Великой Отечественной
войне.
44.
Рерих поразительно работоспособен.Общее число его живописных полотен
колеблется по оценкам искусствоведов
от пяти до семи тысяч. Литературное
наследие Рериха не менее велико: при
жизни было опубликовано десять томов, но
это далеко не полное собрание рассеянных
по всему миру записей, очерков, статей,
писем и выступлений.
13 декабря 1947 г. в долине Кулу
Н.К. Рерих уходит из жизни.
На месте его кремации установлен
памятник с надписью: "Тело Великого
Святого (Махариши) Николая
Рериха, великого друга Индии
было предано сожжению на этом
месте 30-го Магхар 2004 года
Викрам эры, отвечающей 15-му
декабря 1947 года. Ом Рам".
45. Николай Рерих: Автопортрет
НИКОЛАЙ РЕРИХ:АВТОПОРТРЕТ
Автопортрет
46.
“Культура естьпочитание Света.
Культура есть любовь к
человеку.
Культура есть
благоухание, сочетание
жизни и красоты.
Культура есть синтез
возвышенных и
утонченных достижений.
Культура есть оружие
Света. Культура есть
спасение. Культура
есть двигатель.
Культура есть сердце”.
Сборник «Твердыня пламенная» Н.Рерих
47.
Н. К. Рерих. Заставка к стихотворению Н.Сперанского "Соловью". Из "Литературного
сборника произведений студентов...", стр. 391.
Жена Рериха Елена – Дева Света
Н. К. Рерих. Каменная баба. Из "Литературного
сборника произведений студентов...", стр. 13641.
Н. К. Рерих. Автограф стихотворения "Стража у врат". 1916. ОР ГТГ.
48. Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Он собрал большую коллекцию предметов Каменного Века. Многие из картин
отражают этот интерес - например картина «Три меча».49. Камень изображённый Рерихом часто фигурирует в той или иной форме в его художественном и литературном творчестве: «Белый
камень». Идея «сокровища» используется в названиимногих его картин: «Сокровище гор», «Клад Захоронённый».
50. Суровая Скандинавия вдохновила художника на создание живописной сюиты «Викинг», в которую входили картины «Песни о Викинге»,
«ДочьВикинга», знаменитый «Бой»