Н.Рерих.Знамя Мира (Pax culture). 1931г. В своих статьях он писал: «Творчество – это чистая молитва ду-ха. Искусство – сердце
Эмблемой Пакта стало предложенное Николаем Константиновичем Знамя Мира – на белом полотнище в центре окруж-ности три круга
Вверху: картина Н.К. Рериха. «Святые камни. Монголия. (Шара-Мурен)». 1938г. Внизу: фото, сделанное во время экспедиции
Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стре-калов на борту станции «Мир»
5.96M
Категория: ИскусствоИскусство

15 апреля – Всемирный день Культуры

1.

15 апреля – Всемирный день Культуры
«ПАКТ РЕРИХА
И
ЗНАМЯ МИРА»
Н.К.Рерих

2.

Николай Константинович Рерих
(1874 -1947г.г.) – великий русский
художник, создавший более 7000
полотен, которые украшают музеи
многих стран мира.
Наследие Рериха не только велико, но и разнообразно. Он ещё
писал стихи и сказки, статьи и
очерки. Был так же всемирно известным ученым (историком, археологом), общественным деятелем, мыслителем, неутомимым
исследователем и путешественником.
С.Н.Рерих. Портрет Н.К.РеНиколай Константинович сориха. 1937г.
вершил три экспедиции:
- по древним городам России (1903-1904г.г.);
- крупнейшую Центрально-Азиатскую, маршрут которой прошёл
по Индии, Тибету, Китаю, Монголии, российскому Алтаю (1923 1928г.г.);
- Маньчжурскую (по северо-востоку Китая и востоку Монголии
(1934-1935г.г.).

3. Н.Рерих.Знамя Мира (Pax culture). 1931г. В своих статьях он писал: «Творчество – это чистая молитва ду-ха. Искусство – сердце

Н.Рерих.Знамя Мира (Pax culture).
1931г.
Во всем мире Рериха знают и
как защитника культуры. Николай Константинович был
убеждён, что именно культура
играет ВЕДУЩУЮ роль в эволюции человечества: «Всякое
отвращение от Прекрасного, от
Культуры приносит разрушение
и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному
строительству создавало все
блестящие эпохи Ренессанса».
В своих статьях он писал: «Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество».
Н.К.Рерих явился автором первого в истории Международного
договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников в мирное время и во время вооруженных конфликтов. Этот договор известен как Пакт Рериха.

4. Эмблемой Пакта стало предложенное Николаем Константиновичем Знамя Мира – на белом полотнище в центре окруж-ности три круга

Эмблемой Пакта стало предложенное
Николаем Константиновичем Знамя Мира
– на белом полотнище в центре окружности три круга амарантового цвета, которые символизируют ЕДИНСТВО прошлого, настоящего и будущего в кольце вечности. Другое возможное толкование этого символа – СИНТЕЗ искусства, науки и
религии в едином поле Культуры.
Знамя Мира, поднятое над университетами, библиотеками, памятниками архитектуры, музеями и другими объектами культуры
должно означать их неприкосновенность.
Николай Константинович писал: «Знамя Мира напоминает народу
о нужнейшем – о Мире, о Культуре…
Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь – здесь всенародное достояние"».

5.

Символ для Знамени Мира не
был придуман художником. На
знак ТРИЕДИНСТВА впервые
Рерих обратил внимание на иконе Андрея Рублёва «Троица».
Путешествуя по Европе, Америке и Азии, Николай Константинович убедился в том, что символ
этот встречается в культуре многих народов мира. А его история
уходит своими корнями в глубокую древность.
Андрей Рублёв. Троица.
1411г.
Археологи находят этот знак в
наскальных рисунках каменного
века, на древних украшениях и
мечах, на гончарных изделиях.

6.

Кувшин, Китай,
V-III тыс. до н.э.:
Пряжка. Бронза.
Галлия (Франция)
VI в. до н.э.:
Вверху: петроглиф на гробнице Ньюгрейндж , Ирландия. 2500г. до н.э.
Внизу: фибула (застёжка).
Бронза. Галлия (Франция).
IIв.:
Сосуд. Древняя Греция.
IV в. до н.э.

7.

Символ Триединства можно увидеть в витражах и интерьерах католических соборов Европы, на картинах художников эпохи Возрождения, на православных храмах и иконах Древней Руси.
Слева: Базилика Сен-Реми.
Франция. XII в.
Собор Святого Вита.
Витраж.
Прага, Чехия. XIVв.:
Успенская церковь СпасоЕвфимиевого монастыря.
Суздаль. XVI в.

8.

Слева: Ганс Мемлинг.
"Христос и Ангелы,
славящие Бога Отца",
фрагмент.
1485г.
Бюст святого Николая.
(Базилика Св. Николая.
г.Бари, Италия),
около 1670 г.:
Маттео Джованни "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", фрагмент.
XV в.

9.

Роспись на Никольской
башне Московского
Кремля, конец XV в.
Св. Николай. Икона.
Россия. XVI в.:
Вселенские учителя Василий
Великий, Григорий Богослов
и Иоанн Златоуст.
Икона, XVII в.

10.

Знак этот украшает мусульманские мечети Востока и буддийские храмы Азии. Он часто встречается в искусстве народов Индии, Китая, Монголии, Японии.
Вверху: буддийский храм в Южной Корее
Храм Шаолинь
(Китай).
Фрагмент орнамента:
Мечеть в Каире (Египет)

11.

Гравюра, Япония, XVIII в.:
Герб древнего города
Самарканда (Узбекистан)
Внизу: фрагмент
скульптуры
«Священный
субурган».
Монголия. XIXв.:
Статуя Гампопы
(основателя кагью –
одного из направлений буддизма), Индия

12.

Объясняя выбор символа
Триединства Рерих писал:
«… для Знамени всеобъединяющего был избран знак,
прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак
употреблялся не просто в
виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все
отпечатки того же самого знаС.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1938г. ка, то, быть может, он окажется самым распространённым
и древнейшим среди символов человеческих».
Идея ТРИЕДИНСТВА присутствует в христианской Троице, в индуистской Тримурти, в древнеславянском Триглаве, в представлении о человеке как о синтезе тела, души и духа как на Западе, так и
на Востоке.
Тема Пакта и Знамени Мира, тема защиты культуры нашла отражение на многих полотнах художника, написанных в 1930-ые годы.

13.

Н.К.Рерих. Святой Сергий
Радонежский.
1932г.
На переднем плане картины
величественная фигура Преподобного Сергия Радонежского,
Спасителя земли русской.
Он стоит, возвышаясь, как
бы защищая Русь собою, заслоняя её от беды. На заднем плане видны полки Дмитрия Донского, которого Св.Сергий благословил на победу в Куликовской битве (1380г.).
В руках Сергий держит храм
– "Покров на Нерли", посвященный Святой Богородице. Символ трех кругов напоминает о
том, что именно Сергий положил начало почитания Святой
Троицы на Руси.

14.

На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем Знамени Мира.
Головной убор Мадонны так же
украшен тремя кругами.
Исторически орифламма – алая
боевая хоругвь (знамя) французских королей. Но здесь Мадонна
призывает не к сражению, а к охране всей красоты мира, к созидательному труду и творчеству, об
этом свидетельствует и мирный
пейзаж на втором плане картины.
Н.К.Рерих. Мадонна
Орифламма. 1932г.

15.

Н.К.Рерих. СофияПремудрость. 1932г.
Над городом, его храмами, дворцами и музеями, на огненном
коне летит Святая София, Премудрость Божия. В правой руке она
держит развернутый свиток с изображением Знака Знамени Мира
и трижды написанным по-древнегречески словом «свято».

16.

Мадонна Защитница раскинула свой
плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира.
Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе,
Архангельский соН.К.Рерих. Sancta Protectrix (Святая Защитница).
бор Московского
1933г.
Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие.
На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.
Фибула - металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением.

17.

Н.К.Рерих. Сокровище мира.
Чинтамани. 1935-1936г.г.
Эта картина связана со сказанием о
чудесном Камне, который упоминается в
преданиях самых
разных народов. На Западе – это Чаша Грааля, на
Востоке – Норбу Ринпоче
тибетцев и монголов; у
индусов он носит имя «Чинтамани» (Сокровище Мира)
и символизирует духовные
сокровища.
«На краю пропасти, у
горного потока, в вечернем
тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая

18.

через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца?
Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных
высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле
его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу
Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?»
(Н.К.Рерих. «Свет пустыни. Листы экспедиции»)
Согласно преданиям, если заветный Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница…

19.

Н.К.Рерих. Белый камень. Конь счастья. 1933г.
Эта картина перекликается с предыдущей.
Во время Центрально-Азиатской
экспедиции Николай
Константинович
встречал на территории Монголии и
Тибета на скалах и
буддийских ступах
изображения белого
коня – Коня Счастья,
несущего на спине
волшебный камень
Чинтамани.
Легенду о Сокровище Мира, запечатленную на каменной глыбе,
художник перенёс на холст.

20. Вверху: картина Н.К. Рериха. «Святые камни. Монголия. (Шара-Мурен)». 1938г. Внизу: фото, сделанное во время экспедиции

В 1935г. во время экспедиции по
Маньчжурии Рерих записал в дневнике: «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками
Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до
боевого клинка везде тот же знак. …
Не значит ли эта повсеместность,
что всюду о нем нужно вспомнить?
Не значит ли, что поверх отдельно
народных обозначений всюду живут
объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и
запомнить твердо?»
(Н.К.Рерих. «Везде»)
Шара-Мурен – местность в Монголии
Вверху:
Внизу:
картина Н.К. Рериха. «Святые камни. Монголия. (Шара-Мурен)».
1938г.
фото, сделанное во время экспедиции Н.К.Рериха по Маньчжурии

21. Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стре-калов на борту станции «Мир»

Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в
Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. Позднее Пакт Рериха стал основой международной деятельности ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия.
В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия народов Земли во имя всеобщего мира, завоевывает все большее признание. Его берут с собой альпинисты, когда отправляются покорять высочайшие вершины планеты. Оно было установлено на
Северном (1988г.) и Южном (2000г.) полюсах, в 1990 году было
поднято на орбите Земли экипажем пилотируемой станции «Мир».
Знамя Мира на Южном Полюсе.
Космонавты А.Н.Баландин и Г.М.Стрекалов на борту станции «Мир»

22.

«Мы подняли над планетой Знамя
Мира, чтобы пространство Культуры
навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды»,
– сказал космонавт Павел Виноградов.
Но «пока Культура лишь роскошь,
лишь пирог праздничный, она ещё
не перестроит жизнь, – считал Николай Константинович Рерих. – Культура должна войти в ближайший,
КАЖДОДНЕВНЫЙ обиход…»
Для этого необходимо с первых
школьных дней воспитывать стремление к истинной красоте, к творчеству, постоянному познаванию. Ведь
С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха там, где Красота, Знание и Твор1939г. чество, т.е. где Культура, там и дружелюбие и умение сотрудничать,
терпимость и сострадание, отзывчивость и ответственность.

23.

С 1998 года по инициативе Международной Лиги Защиты Культуры во
многих городах России и других
стран 15 апреля, день подписания
Пакта Рериха, отмечается как Всемирный День Культуры.
Идея проведения Дней Культуры
была выдвинута Николаем Константиновичем в 30-ые годы прошлого
столетия с целью «возвышать и
утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества», а
также «желая, чтобы эти дни сделались бы и повседневными часами и
минутами, в течение которых будут
жить и применяться основы Культуры».
Художник был убеждён в том, что
только Культура способна сформировать будущее, в котором утвердится мир, сотрудничество и доброжелательное отношение народов
друг к другу.
Знамя Мира над Дворцом
Мира в Гааге. Нидерланды
English     Русский Правила