Тема 2: Рост потребности в национальной идее в условиях глобализации
Глобализация идеологических процессов. Упразднение двухполярного мира и его последствия.
Проявление национальной идеи в жизни стран Востока и Запада. Опыт США, России, Израиля Опыт России
Проявление национальной идеи в жизни стран Востока и Запада. Опыт США, России, Израиля Опыт Израиля
Серьезные идеологические угрозы независимости, безопасности и стабильности.
ЛИТЕРАТУРА:
2.03M
Категория: СоциологияСоциология
Похожие презентации:

Рост потребности в национальной идее в условиях глобализации

1. Тема 2: Рост потребности в национальной идее в условиях глобализации

2.

План:
1. Глобализация в жизни общества. Идеологическая
картина мира в сегодняшнем процессе глобализации.
2. Потребность в национальной идее и ее необходимость
в процессе глобализации.
3. Глобализация идеологических процессов. Упразднение
двухполярного мира и его последствия.Проявление
национальной идеи в жизни стран Востока и Запада.
Опыт США, России, Израиля.
4. Понятия: идеологический иммунитет, безопасность и
стабильность в обществе, и их взаимосвязь.
Серьезные идеологические угрозы независимости,
безопасности и стабильности.

3.

Глобализация в жизни общества. Идеологическая картина
мира в сегодняшнем процессе глобализации.
Термин «глобализация», имеет несколько смысловых значений.
Это и длительный, главным образом объективный процесс складывания
и углубления связей между странами и народами, результатом которого
является нынешняя глобальная социальная система. Это и
целенаправленная практическая деятельность, сознательная политика
дальнейшего развития этих связей, углубления интеграционных
процессов в интересах определенных социальных слоев, группы
государств или одного государства. Речь идет о качественно новой роли
субъективного фактора. Поскольку в интеграционных процессах важную,
а нередко ведущую роль играет экономика, то глобализацию иногда
определяют как «процесс развития интеграционного мирового хозяйства,
в котором экономика отдельных стран составляет звено единого
мирового целого». Здесь под глобализацией понимается период, когда
уже сложилось мировое хозяйство. При этом имеется в виду, что
глобализация не сводится к экономике, она охватывает практически все
стороны общественной жизни, включая международные отношения.

4.

Реализации идеи создания нового
мирового и экономического порядка в
интересах крупного капитала способствует
деятельность ежегодных совещаний
руководителей семи крупнейших государств
— США, Великобритании, Франции, ФРГ,
Италии, Японии и Канады.
Объединению усилий
капиталистических государств объективно
способствуют и потребности развития
производства, побуждающие осуществлять
некоторые меры по глобальному его
регулированию, создавать для этого
международные объединения монополистов.
Однако, деятельность этих объединений
отнюдь не ограничивается решением чисто
экономических проблем, они оказывают
огромное влияние на формирование и
координацию политики крупнейших мировых
держав.

5.

6.

Потребность в национальной идее
и ее необходимость в процессе глобализации
Слово "глобализация" изобретено как идеологическая маскировка
войны, которую западный мир во главе с США ведет за господство над всем
человечеством. Одним из важнейших компонентов этой войны является
идеологическое оболванивание человечества в том духе, какой желателен
для глобализаторов, т.е. идеологическая глобализация. Приведу несколько
характерных (и весьма актуальных) ее образцов.
С высот идеологической глобализации было пущено в оборот
выражение "информационное общество", якобы определяющее тот уровень
социального развития, на который уже почти что поднялись западные
страны и который станет будущим состоянием всего человечества. Тут мы
имеем характерное явление современной западной идеологии.
Жульнический прием его заключается в том, что выделяются отдельные,
привлекающие внимание аспекты жизни людей или сенсационные научные
открытия и технические изобретения, их роль непомерно раздувается, жизнь
человечества изображается так, как будто это является основой бытия
вообще. В данном случае основой и материалом для идеологического
жульничества послужил колоссальный прогресс в информационной сфере
человечества.

7. Глобализация идеологических процессов. Упразднение двухполярного мира и его последствия.

Развитие и расширение
сотрудничества воротил международного
капитала в своих собственных интересах и
в целях противодействия силами
социализма и демократии время от
времени требовали совершенствования его
организационных форм. Конкретным
проявлением этого явилось создание по
инициативе правлений банка «Чейз
Манхэттен» и Совета по международным
отношениям Д. Рокфеллера и на средства
фондов Форда и Рокфеллера так
называемой Трехсторонней комиссии, в
задачу которой с экономической точки
зрения входило «обновление
международной системы», разработка
предложений о совместных действиях
деловых кругов и правительств стран
Северной Америки, Западной Европы и
Японии.

8.

9.

Проявление национальной идеи в жизни стран Востока и
Запада. Опыт США, России, Израиля
Американская идея
В 1787 г. была принята Конституция
США ,в которой были четко сформулированы
основные принципы разделения властей на
три ветви, а в преамбуле перечислены
приоритетные цели нации, ее по сути НИ - в
настоящем и будущем :
-сплочение народа, укрепление связи между
штатами и федеральным
правительством ;
-защита против вторжения;
-процветание нации;
-гарантия справедливости и мира;
-защита свобод теперь и в будущем.
Десять поправок к Конституции (Биль о правах
),принятых в 1789 г. гарантировали свободу
слова, вероисповедания, прессы и митингов.

10.


Одной из приоритетных являлась также проблема приема
иммигрантов-всех желающих обрести новую Родину, особенно в первые
годы становления государства и освоения новых земель. Со дня
основания США приняли более 50 миллионов человек и продолжают
принимать почти 700 тысяч иммигрантов ежегодно.
Американская Национальная идея стала основой общей для нации
идеологии- разумного либерализма и основой системы образования.
Национальная идея воспитывает каждого американца, с детских лет,
в духе высочайшего патриотизма и побуждает к деятельности на благо
народа, в том числе и свое личное .
В США общество, и в первую очередь, власти и интеллектуальная
элита твердо следуют целям нации(ее Национальной идее) ,а
отклонение или противодействие их реализации рассматривается как
предательство и сурово карается .

11.


Из опыта США следует, что Национальная идея:
Формулируется интеллектуальной элитой и такая разумная,
здоровая
интеллектуальная элита в США была исходно и есть в настоящее
время .
Благодаря ей разуму нации, США стали ведущей страной
мира ,в том числе в области экономики, новых технологий, науки,
культуры и благосостояния населения . - Учитывает интересы
отдельной личности и всего общества в целом, а реализация этих
интересов - главная функция государства.
Легко запоминается и понятна каждому человеку.
Она создает в стране атмосферу уверенности , доверия и
уважения к власти, интеллектуальной элите ;атмосферу общности
нации, не взирая на лица ,этнические различия , материальное
положение и сроки пребывания в стране ,без деления на старожилов
-хозяев ( потомков основателей) и новых иммигрантов (репатриантов) ,
как это происходит в менее развитых странах.

12. Проявление национальной идеи в жизни стран Востока и Запада. Опыт США, России, Израиля Опыт России


Резкие, болезненные перемены в России
произошли также в 20 столетии в 1917 и в 1993 годах
и соответственно менялись цель и смысл бытия
русской нации.
Национальная Идея Российской империи была
краткой, понятной, мобилизующей народ,
способствующей его сплочению и патриотизму "Православие - Самодержавие - Народность " и
в многочисленных войнах русские солдаты сражались
- "За Веру, Царя и Отечество ".
После Октябрьского переворота в 1917 году , в
Советском Союзе Национальная Идея была
сформулирована как призыв - "Вперед к победе
коммунизма -светлому будущему всего человечества
".
По достижении этой цели ,каждому человеку
гарантировалась райская жизнь по принципу -"От
каждого по способности ,каждому по потребности
".Народ эта цель вдохновляла ,многие совершали
трудовые подвиги, а некоторые как могли старались
приблизить, лично для себя ,это светлое будущее.

13.


В настоящее время серьезно обсуждаются три возможных
варианта новой НИ России - либеральный вариант,
почвеннический и евразийский.
Либеральное направление, сложившееся в 90-е годы, как
государственная идеология - это ориентация на западную
систему ценностей : соблюдение прав человека и достоинства
личности ,плюрализм, свобода предпринимательства ,
глобализация .
Политико - экономическая элита России уверена, что это
направление является оптимальной стратегией развития страны
и нации на обозримую перспективу ,создания реальных условий
для процветания нации и укрепления ее международного
авторитета.
Однако за 15 лет реализации, либеральная экономическая
модель не дала ожидаемых результатов и ,поэтому,
подвергается резкой критике со стороны общественности и
оппонентов, представляющих другие ,например,
почвенническое(традиционное) или евразийское направление,
предлагающие Национальную идею ,основанную на
собственном ,особом пути развития России.

14.

Нация не может существовать длительное время без национальной
идеи - лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть
неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый.
Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть
заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации,
понятной и признанной большей частью населения страны национальной
идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в
Государственном Гимне. Эта НИ пропагандируется средствами массовой
информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается
подрастающее поколение в духе патриотизма - любви к своему народу и
своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и
способствовать ее процветанию.

15. Проявление национальной идеи в жизни стран Востока и Запада. Опыт США, России, Израиля Опыт Израиля


Еврейский народ один из
древнейших народов мира и,
поэтому, свою "Конституцию" он
получил еще в 13 веке до н.э., то
- есть примерно 3300 лет тому
назад - это Тора (Пятикнижие
Моисея ), в которой записаны
законы (613 заповедей, из них
248 законов- повелений и 365
законов-запретов),
определившие его миссию и
образ жизни на вечные времена.
Соблюдение заповедей Торы,
жизнь в точном соответствии с
ней - цель и смысл бытия
еврейского
народа,
его
Национальная идея на многие
века, вплоть до сегодняшнего
дня.

16.


Национальная идея еврейского народа
содержится в Декларации Незвисимости Израиля
( 14 .мая 1948), в которой провозглашалось
возрождение Еврейского государства - "...в силу
нашего естественного и исторического права ..." на
Эрец Исраель, то - есть не только Божественного
но и права юридического.
Приоритетными целями НИ стали:
- Прием репатриантов - "...рассеянных по
свету евреев."
- Сплочение нации "...на основе свободы,
справедливости и мира, в соответствии с идеалами
еврейских Пророков."
- "Развитие страны, как Еврейского
демократического государства, " на благо всех ее
жителей. "
- Установление мира и добрососедских
отношений со всеми соседними государствами и их
народами.
- Защита Родины - ее территориториальной
целостности и суверенных прав еврейского народа.
Эта Национальная идея еврейского народа
мало, чем отличается от его национальной идеи
трехтысячелетней давности. Она успешно
реализуется, несмотря на враждебное окружение.

17.


Однако уже в 1967 году, после Шестидневной войны, лево либеральная, интеллектуальная элита Израиля, которая все еще
не может избавиться от "пережитков коммунизма", используя
СМИ и другие остающиеся в ее руках властные рычаги, левые
партии и проарабские движения типа " Шалом Ахшав" ( Мир
сейчас - любой ценой)- навязала стране и части народа свою
Национальную идею.
Приориоритетные цели этой НИ:
- Достижение мира с арабским окружением любой ценой,
удовлетворяя все ИХ территориальные притязания и всячески
ИХ ублажая. - Изгнание из Иудеи, Самарии и сектора Газа (уже
реализовано в 2005) еврейского населения.
-Создание на этих исконно еврейских землях
палестинского государства.
-Превращение Израиля в государство ДЛЯ ВСЕХ, то - есть
в государство с арабским большинством, так как это делают (не
ведая ,что творят) их , такие же умные, леволиберальные
сообщники в Европе .
Реализация этой НИ "людей, выступающих вразрез с
интересами Отечества и еврейского народа", завела страну в
кровавый тупик. Кровавая хроника "мирного процесса" всем
известна.

18.

В статье 57 Конституции Узбекистана сказано:
«Запрещается создание и деятельность политических
партий, a равно других общественных объединений,
имеющих целью насильственное изменение
конституционного строя, выступающих против
суверенитета, целостности и безопасности республики,
конституционных прав и свобод граждан,
пропагандирующих войну, социальную, национальную,
расовую и религиозную вражду, посягавших на
здоровье и нравственность народа, а также
военизированных объединений, политических партий
по национальному и религиозному признакам.
Запрещается создание тайных обществ и объединений».
Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана,
были запрещены экстремистские организации, a их лидеры
— арестованы.
арестованы

19.

Понятия идеологический иммунитет, безопасность и
стабильность в обществе, и их взаимосвязь.
Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных
религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами,
необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские
племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для
формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их
часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и
укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических
преобразований, создание светского государства.
Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие
законно избранному правительству.

20.


Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама,
зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения
насущных социально-экономических, экологических, демографических
проблем, создания таких социально-политических и экономических
условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и
духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным
исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не
только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих.
Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах
толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества
общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое
меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его
защитой.

21.

Переходный период и проблемы «идеологического вакуума»
С обретением независимости в Узбекистане
происходят коренные изменения во всех сферах
жизни общества, включая духовную.
Накопленный за годы независимости опыт
государственного и общественного строительства,
свой собственный путь развития, признанный
мировой общественностью как “узбекская
модель”, — все исторические преобразования,
осуществляемые с целью создания государства с
великим будущим, оказывают огромное влияние на
умы и сердца наших соотечественников.
Достижение наших благородных целей,
окончательное освобождение от старых
идеологических догм, недопущение идейного
вакуума, защита от посягательств чуждых идей,
воспитание всесторонне развитых личностей —
все это требует формирования новой идеологии,
соответствующей интересам нашего общества.

22.


Национальная идея призвана выражать мечты и чаяния народа,
служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических
испытаниях, когда общество ищет решение множества
возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только
для создания материальных богатств и изобилия, но и является
стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой
нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу.
Идеология национальной независимости основана на
благородных вековых устремлениях многонационального
народа Узбекистана, его жизненных идеалах на пути к созданию
свободной и процветающей Родины, достойной и благополучной
жизни.
Главная цель идеологии национальной
независимости — объединять народ во имя великого будущего,
побуждать каждого гражданина страны, независимо от его
национальности, языковой и религиозной принадлежности, к
жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей
Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков,
накопленные духовные ценности и благородные традиции;
формировать высоконравственных и гармонично развитых
людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради
нашей священной земли.

23.

Идея национальной независимости должна служить народу, помогать
каждому осознавать себя в реалиях быстро меняющегося мира,
ощущать преемником наследия великих предков, созданной ими
самобытной тысячелетней культуры, стараться беречь и приумножать
это богатство, пополняемое в контексте с общечеловеческими
ценностями, достижениями мирового прогресса, приобщать к нему
подрастающее поколение.
Очень важно в нынешних условиях преодоления идеологического
вакуума сформировать у нашего народа, прежде всего у подрастающего
поколения, идеологический иммунитет. Эту работу необходимо
осуществлять разумно и осторожно, подобно тому, как опытный
садовник-аксакал нежно и заботливо растит молодые саженцы.

24. Серьезные идеологические угрозы независимости, безопасности и стабильности.

В сущности, вся жизнь состоит из борьбы различных идей,
споров и конфликтов. В этом смысл ее развития и ее
философия. Однако суть в том, чтобы не пасовать перед всякой
угрозой или опасностью, а быть всегда готовыми к такой борьбе
и испытаниям, быть предусмотрительными и чуткими.
Человек, имеющий свое собственное мнение, верящий в
правильность выбора своего пути, всегда будет с уверенностью
смотреть в будущее. Его не пугает разнообразие мнений в
обществе, наоборот, опираясь на современные знания и
философские взгляды, правду жизни, он будет способен
распознать любые злоумышленные намерения, предотвратить
угрозу.
Индийский специалист Рамакант Двиведи считает, что
иногда внешнее воздействие полезно для обновления
внутренней системы и консолидации сил в борьбе против как
внешних, так и внутренних угроз. Они взаимосвязаны и требует
коммунистического подхода и участия всех без исключения
сторон для выработки единой позиции

25.

26. ЛИТЕРАТУРА:


1) Конституция Республики Узбекистан. Т.: Узбекистон, 1998.
2) Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика,
политика, идеология. Т.: Узбекистон, 1996. Т-1.
3) Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности,
условия и гарантии прогресса. Т.: Узбекистон, 1997.
4) Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.:
Узбекистон, 1998.
5) Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т.: Узбекистон,
1999. Т-7.
6) Каримов И.А. Идеология – это объединяющий флаг нации, общество
государство. Ответы на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур».
Т.: Узбекистон, 1999.
7) Каримов И.А. Узбекистан устремленный в XXI век. Т.: Узбекистон,
8) Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины,
свобода и благополучие народа. Т.: Узбекистон, 2000. Т-8.
9) Каримов И.А. Избранный нами путь – это путь демократического развития
и сотрудничества с прогрессивным миром. Т.: Узбекистон, 2003. Т-10.
10) Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т.:
Узбекистон, 2001.
English     Русский Правила