Итоговое сочинение 2015-2016
Критерии проверки Критерий № 1
Критерий № 2
Критерий № 3
Критерий № 4
Критерий № 5
Тематические направления 2015-2016
Направление «Любовь»
Рекомендации
Тексты
Общая композиция
ВСТУПЛЕНИЕ
Виды вступлений Историческое вступление
Аналитическое введение
Из словаря С.Ожегова
Из словаря Ушакова
Биографическое введение
Сравнительное введение
Введение – характеристика произведения
Лирическое введение
Перекличка с современностью
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Цитаты
Жанры школьных сочинений
Учимся писать сочинения. Алгоритм работы
Анализ формулировки темы
Тема-вопрос :Что такое любовь? (вступление)
И.Бунин
Петрарка
Примерные темы сочинений (М.Галимова)
Образец сочинения Что такое любовь?
3.41M
Категория: ОбразованиеОбразование

Итоговое сочинение 2015-2016 11 класс. Направление «Любовь»

1. Итоговое сочинение 2015-2016

11 класс
Направление «Любовь»

2. Критерии проверки Критерий № 1

Соответствие теме. Данный критерий
нацеливает на проверку содержания
сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему,
выбрав путь её раскрытия (например, отвечает
на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой,
или строит высказывание на основе связанных
с темой тезисов и т.п.).
Незачет ставится только при условии, если
сочинение не соответствует теме или в нем не
прослеживается конкретной цели
высказывания, т.е. коммуникативного замысла
(во всех остальных случаях выставляется зачет).

3. Критерий № 2

Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный
критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения,
дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения
на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не
менее одного произведения отечественной или мировой
литературы, избирая свой путь использования литературного
материала; при этом он может показать разный уровень
осмысления художественного текста: от элементов смыслового
анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и
т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и
содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Незачет ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные
произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой
для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

4. Критерий № 3

Композиция и логика рассуждения. Данный
критерий нацеливает на проверку умения
логично выстраивать рассуждение на
предложенную тему. Выпускник аргументирует
высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и
доказательствами.
Незачет ставится при условии, если грубые
логические нарушения мешают пониманию
смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть (во всех остальных случаях
выставляется зачет).

5. Критерий № 4

Качество письменной речи. Данный критерий
нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя
разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, при
необходимости уместно употребляет термины,
избегает речевых штампов.
Незачет ставится при условии, если низкое
качество речи, в том числе речевые ошибки,
существенно затрудняют понимание смысла
сочинения (во всех остальных случаях
выставляется зачет).

6. Критерий № 5

Грамотность. Данный критерий позволяет
оценить грамотность выпускника.
Незачет ставится, если грамматические,
орфографические и пунктуационные
ошибки, допущенные в сочинении,
затрудняют чтение и понимание текста (в
сумме более 5 ошибок на 100 слов).

7. Тематические направления 2015-2016

1. «Время»
2. «Путь»
3. «Любовь»
4. «Дом»
5. «Год
литературы в
России»

8. Направление «Любовь»

даёт возможность посмотреть на любовь с
разных позиций:
родителей и детей,
мужчины и женщины,
человека и окружающего мира,
любовь к своему делу, профессии,
любовь к своей Родине.

9. Рекомендации

Речь пойдёт о любви как явлении
высоком, облагораживающем и
возвышающем человека, о её
светлых и трагических сторонах.
Любовь как высшее проявление
человеческого духа, как высшее
начало в жизни человека,
позволяющее ему выйти за рамки
собственного «я».

10. Тексты

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка«, «Медный
всадник», любовная лирика: «Я помню чудное мгновенье», «Я
вас любил», «Мадона», «На холмах Грузии» и т.д.
А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся«, «Куст сирени»,
«Суламифь»
И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" ,
«Темные аллеи»
И.С. Тургенев "Отцы и дети"
А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" , «О любви»
М. Горький "Старуха Изергиль"
А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича»
С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим
понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я
усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава"

11.

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог",
"Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...),
"Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни
мои текли...")
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М.А. Шолохов "Тихий Дон"
Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и
оскорбленные», «Преступление и наказание»
А.Н. Островский "Гроза"
Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей"
И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история"

12.

И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася"
В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу
Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в
штанах"
Л. Улицкая "Дочь Бухары"
А. Платонов "Дерево Родины"
Э.М. Ремарк "Три товарища"
В. Шекспир "Ромео и Джульетта"
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"
В. Гюго "Собор Парижской богоматери", «Человек,
который смеется"
Колин Маккалоу "Поющие в терновнике»
«Дары волхвов» О.Генри
«Последний лист»… О.Генри

13.

М.Шолохов «Судьба человека»
В.Быков «Сотников»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»

14. Общая композиция

вступление
основная
часть
заключение

15. ВСТУПЛЕНИЕ

вводит в тему, дает предварительные,
общие сведения о той проблеме, которая
стоит за предложенной темой. Во
вступлении может:
содержат ответ на заданный по теме
вопрос;
представлено ваше мнение;
сформулировано ваше понимание поднятой
темы.

16. Виды вступлений Историческое вступление

Это
характеристика
соответствующей эпохи, анализ ее
социально-экономических,
нравственных, политических,
культурных пружин

17. Аналитическое введение

Анализ центрального понятия темы
Любовь -

18. Из словаря С.Ожегова

Любовь
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное
чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви.
Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж
по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л.
прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви.
Страстная, взаимная, безответная, платоническая,
романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с
первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.).
Л. не картошка (не пустяк, не без делица; прост. шутл.).Дитя
любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что
любимого не выбирают).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и
искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям.
Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к
своему делу с любовью (любовно).

19. Из словаря Ушакова

любовь - ЛЮБ'ОВЬ , любви, твор. любовью, ·жен.
1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности
интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему
делу. Любовь к родине. | Такое же чувство, основанное на
взаимном расположении, симпатии, близости. Братская
любовь. Любовь к людям. | Такое же чувство, основанное на
инстинкте. Материнская любовь.
2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом
влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим
чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь.
Неразделенная любовь. Платоническая любовь. ( см.
платонический ). Чувственная любовь. Пылать любовью.
Страдать от любви.
3. перен. Человек, внушающий это чувство ( ·разг. ). Она была
моей первой любовью.
4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чемунибудь. Любовь к искусству. Любовь к работе.

20. Биографическое введение

К
раскрытию некоторых тем
верный ключ дают факты из
биографии писателя: факты из
жизни, характеристика его
окружения, история создания
произведения, эволюция взглядов

21. Сравнительное введение

Это
вхождение в соответствующий
литературный контекст, упоминание о
предшествующих анализируемому
произведению литературных
традиций, размышление о том, как
вписывается в них предмет
рассмотрения

22. Введение – характеристика произведения

Если
тема сочинения предполагает
анализ одного или нескольких образов,
созданных писателем, логичнее начать
с характеристики произведения в
целом, его места в русской литературе,
его новизны и значимости, об идейном
замысле

23. Лирическое введение

Универсальное,
увязывающее тему
сочинения с вашими личными
впечатлениями, вступление. Какое
влияние оказал писатель, его
личность и творчество, что
заставило полюбить данное
произведение, задуматься, открыть
новое.

24. Перекличка с современностью

Актуальность
тематики, «вечные»
темы, связь с
современностью

25.

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995)
вариантов зачинов.
Варианты
Примеры
зачинов
1.Академически «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил)
й
университет, вершиной творчества стало произведение, о котором
пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то
году…»
2. От «я»
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она
затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как
человека, живущего интересамисвоего времени и своего
поколения…»
3. «Киношный» «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня
на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
4.
Дневниковый
5. Цитатный
предлагается пять
Плюсы и минусы
названного варианта
Требует
информированности,
точности, некоторой
деловой сухости
Предполагает чёткое и
мотивированное
заявление своей позиции
Рискует разочаровать к
концу несоответствием
формы и содержания,
надо владеть искусством
композиции
Для тех, кто может
открыть перед чужими
людьми свою душу
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с
ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость,
то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про
меня. Хотя, конечно…»
«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Даёт возможность не
Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям
искать первые слова
Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то (обычно самые трудные)
над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»
даёт понять
проверяющему, что вы
знаете произведение

26.

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987)
придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение,
или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в
формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя,
имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём
проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу
отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном
материале».
.

27.

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в
которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их
функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
(1) Тематический зачин
Зачины, в которых
устанавливается предмет
обсуждения или выделяется
аспект обсуждения темы
Зачины, в которых
устанавливаются и в общем виде
характеризуются проблемы или
основные темы текста
(2) Фактуальные зачины
Зачины, вводящие
социально-исторический
фон, предпосылаемый
главной текстовой
информации
Зачины, вводящие реальнобытовой фон,
соотносящийся далее с
темами и концептами текста
Зачины, вводящие
литературно-критический
фон, упреждающий главную
текстовую информацию
(3) Концептуальные зачины
Зачины-цитаты, вводящие
идею текста
Зачины-оценки
Зачины,
представляющие собой
гипотезу автора текста

28.

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
мемуарный
приём,
монтаж
информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и
реальное,
монтаж
фактуальной информации,
обращение
обзор
к информационному запасу коммуниканта,
аспекта деятельности героя,
обзорная
призыв
характеристика предмета обсуждения,
к совоспоминаниям
приглашение
к диалогу,
призыв
к сопредставлению,
призыв
к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение
к теме,
самохарактеристика,
сопряжение
фактов по контрасту,
характеристика
исторический
через впечатления современников,
(введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события;
констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

29. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

сочинения представляет собой анализ,
проведённый в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения, если ты
используешь его в качестве одного из аргументов;
изложение сведений, не имеющих прямого
отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать
знание материала, умение логично,
аргументировано и стилистически грамотно
излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько
верно понята тема.

30. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ

— подвести итог, обобщить сказанное, завершить
текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
короткой, но емкой;
органически связана с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено личное
отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно
должно быть изложено корректно, без чрезмерных
восторженных оценок, иметь четко выраженный
определенный смысл и должно быть подготовлено
материалом основной части.

31.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон
сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика
Его характеристика
Примеры
1. Риторический
вопрос
Вопрос как бы возникает в сознании и
читателя, и автора
«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»
2. Прямая
связь
Автор работы открыто говорит о своих
дальнейших намерениях
«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»
3. Переходсоединение
Абзацы соединяются с помощью
специальных слов: тоже, также, и,
следующий…
«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету
героев..»
4. Переходпротивопоставление
Противопоставление происходит с
помощью слов: иной, другой, а, же, но…
«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»
5. Внутренняя связь
Отсутствуют видимые лексические,
синтаксические признаки связи. Она
проявляется только при внимательном
чтении текста, анализе смысла
«Сколько препятствий может преодолеть на своём
жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть
цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет,
если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда
смерть.
Герою романа Н.Островского
пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя
по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы,
голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка
Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

32. Цитаты

Любовь – это бесценный дар. Это единственная
вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она
у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
Любить – это значит видеть человека таким,
каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо
любимой, и нет музыки слаще, чем звук
любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и
движется жизнь (И.С.Тургенев).

33.

«Да святится имя твое!» (А.Куприн)
«Безответная любовь не унижает человека, а
возвышает его». ( Пушкин А.)
«А где же любовь-то? Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано —
«сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть
трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и
компромиссы не должны ее
касаться».(А.Куприн)

34. Жанры школьных сочинений

Дневник
Литературно-критическая статья
Очерк
Путешествие
Рецензия
Эпистолярный жанр
Эссе
Традиционное рассуждение

35. Учимся писать сочинения. Алгоритм работы

Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с
планом, излагайте мысли последовательно.
Внимательно прочтите тему сочинения. Выделите ключевые слова в
ней.
Обдумайте тему тщательно, составьте опорную схему, в которой
отметьте главное во вступлении, запишите, какие литературные,
исторические или жизненные примеры Вы будете использовать.
Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите
среди них ключевой вопрос и запишите его.
Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в
черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме. Ответьте на
вопросы:
Что вас заинтересовало в формулировке темы, показалось близким
вашему мировосприятию?
Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию
темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе
литературного источника

36.

Что можно использовать из других источников
(история, жизнь, Интернет, СМИ).
Какие чувства вызывает поднятая проблема?
Задумывались вы раньше над этой проблемой?
Насколько важным вам кажется поднятый
вопрос?
Что нового вы открыли для себя, размышляя
над данной темой?
Насколько актуальной она может быть для
других людей?

37.

5. Запишите основные мысли, которые вы хотите
отразить в сочинении. У вас должно получиться не
менее 12 предложений.
6. Перечитайте все черновые материалы и составьте
план вашего сочинения. Помните, что композиция
должна быть чёткой.
Пишите план, оставляя свободные места между
пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить
предложения и формулировки. Распределите по
пунктам плана все ваши черновые материалы. Не
забывайте о заданном объёме.
7. Приступайте к написанию чернового варианта
вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за
логикой повествования: избегайте резких переходов,
смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места
деталям, незначительным отступлениям. Излагайте
мысли плавно, последовательно, помните о смысловых
связках между предложениями, абзацами. Ваш текст
должен восприниматься как единое целое
Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт,
аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.

38.

8. Особое внимание уделите
вступительной и заключительной части
сочинения.
Во вступлении сформулируйте проблему,
поясните задачи, которые вы ставите
перед собой при написании сочинения. В
заключении сделайте выводы.
Перед написанием заключительной части
перечитайте сочинение целиком.
Пересказывать его содержание не нужно:
обобщите всё написанное, но другими
словами.
9. Перечитайте черновик, найдите и
исправьте все ошибки, неточности.
Аккуратно перепишите сочинение на
чистовик. Перечитайте текст и ещё раз
проверьте его.

39. Анализ формулировки темы

Тема вопрос
Тема –
понятие
(не содержит идеи,
но указывает прямой
путь к ней)
(не содержит
прямого указания на
идею рассуждения; с
синтаксической точки
зрения это назывное
предложение)
Тема –
суждение
(тезис)
прямо выражает
идею / тезис
рассуждения
Автор сочинения
самостоятельно
определяет идею /
тезис (то есть ответ
на вопрос) и
аргументы)
Автор сочинения
самостоятельно
определяет и
проблему (ставит
вопрос), и идею
(основную мысль), и
набор аргументов
Автор сочинения
самостоятельно
подбирает аргументы
для подтверждения /
опровержения тезиса

40.

Пример темы-вопроса:
Любовь – это трагедия или счастье?
Что это : любовь или сумасшествие?
Любовь: испытание или подарок судьбы?
Произведения:
М. Шолохов «Тихий дон»
А.И.Куприн «Олеся»
И.А.Бунин «Чистый понедельник»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

41.

Пример темы-суждения:
Любовь – обманная страна.
А счастье было так возможно.
Любви все возрасты покорны.
Любовь есть великое счастье, даже если…
Произведения:
А.Н. Островский «Бесприданница»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

42.

Пример темы-понятия:
Бесценный дар любви.
«Возвышающее чувство любви»
Произведения:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский«Преступление и
наказание»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

43.

Варианты развития направления «Любовь»:
Любовь – огромная страна
Родители и дети
Любовь – высшее начало
Муж и жена
Любовь к работе (делу, увлечению)
Любовь к животным
Сила любви

44.

Мужчина и женщина
Темы
Произведения
«Возвышающее чувство любви»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский«Преступление
и наказание»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Любовь и испытания»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.А. Булгаков «Мастер и
Маргарита»
«Разные лики любви»
Рассказы Бунина
«Любовь и трагедия»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А.И. Куприн«Гранатовый
браслет»
А.Н. Островский «Гроза»
«Любовь сильнее смерти и страха И.А.Бунин «Митина Любовь»
смерти»
А.И. Куприн«Гранатовый
браслет»
А.И. Куприн«Гранатовый
браслет»

45.

Мужчина и женщина
Темы
«Любовь есть великое счастье,
даже если…»
Произведения
И.А. Бунин «Темные аллеи»
А.И. Куприн«Гранатовый
браслет»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(Образ Татьяны)

46.

Любовь к природе
Темы
Произведения
«Земля – моя любовь»
Б.Васильев «Не стреляйте
белых лебедей»
«Моя малая Родина»
В.П. Астафьев
«Васюткино озеро»
«Царь-рыба»
М.М. Пришвин «Кладовая
солнца»
Любовь к животным
Темы
«Братья наши меньшие»
Произведения
Г. Троепольский «Белый Бим
Черное ухо»

47.

Любовь к языку, к книге
Темы
Произведения
«Чтение- лучшее учение»
М.Горький «Детство»
И.С. Тургенев «Русский язык»
Любовь в семье
Темы
«Родительский дом-начало
начал»
Произведения
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Притча о блудном сыне
А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»

48.

Любовь к профессии
Темы
Произведения
«Дело всей жизни»
А.Г. Алексин
«Безумная Евдокия»
Моя профессия – моя любовь
А.И. Куприн «Чудесный
доктор»
Любовь к жизни
Темы
«Любовь к жизни»
Произведения
М. Шолохов
«Судьба человека»
Рассказы Джека Лондона
И.С. Тургенев «Мы еще
повоюем!»

49.

Любовь к Родине
Темы
Произведения
«Люблю Отчизну я…»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Шолохов «Судьба человека»
Б. Васильев
«В списках не значился»
«А зори здесь тихие»
Любовь к жизн
Любовь – высшее начало
Темы
«Только ею, только любовью
движется жизнь»
Произведения
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.И. Куприн«Гранатовый
браслет»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
И.А.Гончаров «Обломов»

50. Тема-вопрос :Что такое любовь? (вступление)

Любовь- это интимное и глубокое чувство, которое
направлено на другую личность. Главное
требование настоящей любви - это верность. Оно
возникает как свободное и непредусмотренное
проявление личности. Любовь нельзя ни вызвать,
ни победить. Природу этого чувства изучали и
продолжают изучать философы, поэты, простые
люди и даже медики. Но оно так и остается
неразгаданным. Аристотель рассматривал любовь
как космическое чувство, которое влияет на
движение небесных сфер; Фрейд старался
систематизировать это чувство; Платон
благословлял единение «эроса» и духовности.
Никто не ошибался, но никто не дал
исчерпывающего ответа на вопрос: «Что такое
любовь?»

51.

Почти в каждом художественном произведении
присутствует любовь и дружба. Порою кажется, что
без этих двух чувств произведение будет
неполным: оно рассказывает о людях, о
взаимоотношениях между людьми, и невозможно
писать только о ненависти, не говоря о любви.
Ненависть - тоже любовь, только с отрицательным
зарядом. А говоря о вражде, нельзя не
противопоставить ей дружбу. Не зная зла, не
узнаешь, что такое добро. Испокон веков
человечество задавало себе вопрос: что такое
любовь. Но ни один из мудрецов не дал на него
исчерпывающего ответа. Да это и невозможно.
Каждый должен ответить на этот вопрос сам.
Поэты, писатели во все века писали о любви.
Любовь - это вечная, неисчерпаемая тема.
Трубадуры, рыцари…

52.

Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин - при этих именах
вспоминаются прекрасные строки, написанные о любви.
За века было рассказано о разных видах любви: любовьстрадание (Пушкин. «Евгений Онегин» и «Я Вас
любил…»), любовь-жертва (Соня в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир»), любовь-игра, любовь-скука
(все это у лермонтовского Печорина). Любовь с большой
буквы (Булгаков «Мастер и Маргарита»). Этот список
можно продолжать и дополнять. Любовь - самое
необычное, загадочное чувство; оно приходит
неожиданно и уходит внезапно. По-моему, очень точно
сказал М. А. Булгаков, вложив эти слова в уста Мастера:
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли
выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу
обоих. Так поражает молния. Так поражает финский
нож!» Сколько уже написано о любви, сколько еще
напишут! О ней можно говорить бесконечно, но
формулы любви нет.

53. И.Бунин

Тема любви занимает едва ли не главное место в
творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести
то, что происходит в душе у человека, с явлениями
внешней жизни, с требованиями общества, которое
основывается на отношениях купли-продажи и в котором
порой царят дикие и темные инстинкты.
Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не
только о духовной, но и о телесной стороне любви, с
необычайным тактом касаясь самых интимных,
сокровенных сторон человеческих отношений.
Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно
телесная страсть следует за душевным порывом, что в
жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями
рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы
ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда
великая радость и великое разочарование, глубокая и
неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни
человека.

54. Петрарка

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

55.

Сказать человеку: "Я люблю Тебя", - это
значит сказать: "Ты никогда не умрешь".»
―Габриэль Марсель

56. Примерные темы сочинений (М.Галимова)

1. Тот, кто любит, должен разделять участь
того, кого он любит
2. Все начинается с любви...
3. Любовь сильнее смерти...
4. Люби ближнего, но не давайся ему в
обман /К.Прутков/

57. Образец сочинения Что такое любовь?

№п\п
Абзацы сочинения
Примечани
я
1
Вступление к сочинению.
Любовь – высокое, чистое и
прекрасное чувство,
облагораживающее и возвышающее
человека. Ни посчитать, ни
вычислить любовь нельзя. Любовь вечная тема мировой
художественной литературы.
Сегодня мы можем обратиться ко
многим произведениям, чтобы
Можно
больше
слов-От 60
до 80.

58.

2
Первый литературный аргумент (анализ рассказа
А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Хочется вспомнить замечательное произведение
Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа
положен сюжет, произошедший с матерью Куприна,
которая была в такой же ситуации, в какой оказалась
героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна
Шеина на день рождения получает подарки от близких.
В этот же день её тайный лет вздыхатель Желтков
присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это
молодой человек, тридцати-тридцати пяти, мелкий
чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится
восемь лет. Автор показывает безответную любовь.
Герой собирает вещи, которые принадлежали его
возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова
порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не
может с собой ничего поделать, никак не может
выкинуть из головы Веру Николаевну.

59.

Единственный выход из ситуации - только смерть. После смерти
Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она ощутила,
что это тот самый человек, который был ей нужен.
Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же,
как и музыка, непредсказуема и увлекательна
Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он
показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая
любовь, ради ,которой можно совершить подвиг, даже отдать
жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника,
говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять
таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и
максимальная душевная открытость сделали Желткова
уязвимым, беззащитным.
А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме
любви. Сам автор плакал над рукописью своего рассказа.

60.

3
Таинственная и загадочная любовь в рассказе И. А. Бунина «Чистый
понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа).
И. А. Бунин написал много произведений о любви.
Среди них -рассказ «Чистый понедельник» из
сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать
восемь произведений.
А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым».
Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей
радости, дала возможность понять , что значит быть
счастливым .Он навсегда запомнил, как «закрывал
глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и
в какой восторженности летел к Красным воротам. И
завтра, и послезавтра будет …всё та же мука и всё то
же счастье…» Герой и героиня молоды, здоровы,
богаты. настолько хороши собой, что все в ресторане
и на концертах их провожают взглядами.

61.

Главное психологическое состояние герояослепительная влюблённость. Но он не пытается и
не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть,
какая внутренняя борьба происходит в женской
душе.» Он старался не думать и не додумывать».
Герой не понимает характер и натуру любимой.
Она не верит в возможность счастья и брака.
В чистый понедельник героиня принимает решение,
очень важное для себя -отойти от мирской жизни и
стать монахиней.
Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе?
В любви должно быть полное взаимопонимание,
влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и
полностью доверять друг другу.

62.

4
Заключение по теме сочинения
А.П. Чехов правильно заметил:
«Всякая любовь-великое счастье». И
правильно утверждал А. С. Пушкин:
«Любви все возрасты покорны».
Поэтому очень хочется верить в то,
среди наших современников - старых
и малых и молодых будет больше
влюблённых и счастливых людей»
English     Русский Правила