Европа в эпоху раннего средневековья. Арабский халифат
Содержание
Арабский халифат
Предпосылки для образования государства
Политическое устройство, правящие династии и их представители
Внешняя политика
Социально-экономические особенности
Культура развития Арабского Халифата
Тестовое задание
Ответы
Домашнее Задание
Полезные источники
6.58M
Категория: РелигияРелигия

Европа в эпоху раннего средневековья. Арабский халифат

1. Европа в эпоху раннего средневековья. Арабский халифат

ЕВРОПА В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕК
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
Выполнили ученики 10
класса: Кухаренко Евгения,
Грачев Алексей, Гайдукевич
Андрей, Матвеев Данил,
Есин Вадим, Гостев Евгений
Проверил учитель Истории:
Зребная Наталья
Аркадьевна.

2. Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о государстве
Предпосылки для образования государства
Политическое устройство, правящие династии и
их представители
Внешняя политика государства
Социально-экономические особенности
Культура развития государства
Тестовое задание
Домашнее задание
Полезные источники

3. Арабский халифат

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
Арабский халифат — теократическое исламское государство, возникшее в
результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся
халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство
Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в
общий список царств
Государство Сасанидов
Византийская империя
Гассаниды
Королевство вестготов
Кавказская Албания
Хорезм
Согдиана
Кордовский эмират
Идрисиды
Аглабиды
Тахириды
Тулуниды
мира, известных книжным людям на Руси того времени.

4. Предпосылки для образования государства

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВА
Основной предпосылкой политического объединения
Аравии был процесс образования классов и роста
социальных противоречий внутри племён. Ислам с его
строгим монотеизмом и проповедью «братства» всех
мусульман, независимо от племенного деления, оказался
весьма пригодным идеологическим орудием для
объединения Аравии. Между тем и мекканская знать малопомалу изменила своё отношение к мусульманам, видя, что
складывавшееся под их главенством политическое
объединение Аравии может быть использовано в интересах
Мекки. Начались тайные переговоры руководителей
мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим
рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя.
Наконец было достигнуто соглашение (630 г.), по которому
мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим
главой Аравии и согласились принять ислам. Этим было
положено начало Арабскому государству, в котором
господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и
Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших
ислам арабских племён. Сложились некоторые предпосылки
для будущего объединения оседлых и кочевых арабских
племён в единую народность: с VII в. у арабов — кочевых и
оседлых — была единая территория и складывался единый
арабский язык.

5. Политическое устройство, правящие династии и их представители

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, ПРАВЯЩИЕ
ДИНАСТИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Абу Бакр традиционно считается одним из первых мекканцев, принявших ислам. Абу Бакр не раз оказывал материальную помощь Мухаммеду, а в
623 г. выдал за пророка свою дочь Аишу. В 632 г. после смерти пророка жители Медины избрали Абу Бакра амиром – политическим вождем. Новый
правитель взял титул халифа (заместителя посланника Аллаха). По свидетельствам современников, первый правитель Арабского халифата вел очень
простую жизнь, продолжал заниматься торговлей и даже не сменил место жительства (остался жить в небольшом домике на окраине города).
С востока халифату стала угрожать реальная опасность – там восстали несколько воинственных племен, объединивших свои силы и создавших
сильное войско. Абу Бакр разбил восставших и послал войска для подавления недовольства в отдаленных провинциях государства – юго-восточных
областях Аравии.
В 633 г. с целью проповедования ислама в языческих землях Абу Бакр отправил войско в низовья Евфрата. Отряд из 2000 воинов под
предводительством самого опытного арабского полководца Халида ибн Валида отправился распространять мусульманство, присоединяя к себе по
пути наемников-бедуинов. В двух битвах арабам удалось разгромить войско иранского наместника Нижнего Евфрата и арабов-язычников. Позднее
мусульмане разгромили войска арабов-христиан в среднем течении Евфрата. После этого все завоеванные территории признали власть
могущественного мусульманского халифа.
В 634 г. арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине. Это было последнее крупное сражение Абу Бакра, после смерти которого
обнаружилось, что все его личное имущество состояло из единственного старого раба и верблюда.
Религия и внутренняя политика
В каждом исламском государстве характерной внутренней чертой было почти полное слияние религии и политики, религии и светской власти.
Мусульманство никогда не было отделено от государства, а наоборот, являлось духовной основой, руководством к действию для арабских халифов.
Со временем ислам стал насаждать нетерпимость к неверным и одобрять борьбу с ними (джихад или газават).
Исламская государственность подобно конфуцианскому Китаю на протяжении столетий была нерушимой и воинственной.
Положительная роль ислама состояла в объединении кочевых племен, резко отличавшихся друг от друга в культурном и историческом плане, в единую
нацию.
Ислам, став третьей мировой религией, создал одновременно и формы новой государственности. Мягкости древних культурных традиций ислам
противопоставил безоговорочное подчинение верующих духовным наставникам и пяти основным символам веры, включавшим исповедание,
молитву, пост, милостыню и хадж.
В период расцвета Арабского халифата правитель государства обладал всей полнотой власти – религиозной (имамат) и светской (эмират). В Дамаске
во время правления Омейядов чеканились серебряные и золотые монеты с именем халифа, его имя упоминалось при пятничных торжественных
богослужениях в мечетях.
Для поддержания централизованной власти халифа по всему государству были созданы почтовые станции, сформированы регулярная армия и особые
полицейские отряды для разрешения внутренних дел.
Халифат был разделен на несколько наместничеств, управлявшихся эмирами, – Ирак, Аравию, Закавказье, Западную Африку, Египет. Эмиры, хотя
формально и подчинялись халифу, отличались упорным стремлением к самостоятельности и имели в собственном подчинении армию, аппарат
чиновников, финансы.

6.

Омейяды и Аббасиды

7. Внешняя политика

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Основными направлениями завоевательной политики арабских халифов стало иранское и византийское. В ходе военных действий было
покорено население Приевфратья. Затем арабы совершили марш-бросок через пустыню и оказались возле Басры (Бусры), где византийцам
было нанесено серьезное поражение в 634 г. Абу Бакр, видимо, не узнал радостную весть, т.к. 9 августа того же года скончался от
изнурительной лихорадки (правил 632-634). Однако он успел назначить себе преемника – Омара ибн ал-Хаттаба (634-642); это назначение
было одобрено узким кругом ближайших сподвижников Мухаммеда. Между тем мусульманские войска постепенно расширяли свои набеги, а
основные силы подошли к Дамаску и осадили его. После полугодовой осады жители Дамаска сдали город, подписав договор, по которому им
гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей при условии выплаты подушного налога (джизьи) и обязательства не
помогать врагам мусульман (635 г.)
Важным направлением завоевательной политики арабов было египетское. В конце 639 г. началось вторжение в Египет. Захватив город,
расположенный на территории современного Каира, армия двинулась к столице, Александрии. Византийцы несколько раз пытались
преградить ему путь, последнее сражение перед самой Александрией длилось 10 дней и арабы понесли тяжелые потери
а востоке из основанного арабами-мусульманами города Басра в устье Тигра и Евфрата началось наступление на Юго-Западный Иран. Весной
642 г. арабы разгромили армию иранского шаха и вторглись в Западный Иран.
В разгар этих успехов мусульманская община лишилась своего главы: Омар был смертельно ранен рабом, которому он отказал в
благоприятном решении его жалобы. Из двух кандидатур – Али и Усмана ибн Аффана халифом был избран второй, не отличавшийся
особыми заслугами перед исламом. Али, считавший себя более достойным быть главой мусульман из-за родства с пророком, затаил глубокую
обиду. декабря 656 г. Али разгромил своих противников под Басрой, старые сподвижники пали в бою, а Аишу с почетом отправили в Медину,
навсегда отбив у него охоту заниматься большой политикой.
В июле следующего года в степи около Ракки в урочище Сиффин сошлись войска Муавии и Али. После этой битвы, закончившейся победой
Али, от него отвернулись многие сторонники, - они осудили его, покинули и стали врагами. Они получили название хариджиты (ушедшие).
Хариджиты отражали взгляды главным образом рядовых мусульман, в значительной части новообращенных из числа жителей Ирака,
недовольных усилением социальной несправедливости в мусульманской общине. В исламе они находили призывы к равенству и
справедливости, которые в реальной жизни были давно забыты. Хариджиты впоследствии стали считать, что халифом может стать любой
мусульманин, которого изберет община. По всему Халифату шла борьба между сторонниками и противниками Али, который сумел
разгромить хариджитов в Ираке, но торжество было недолгим. 22 января 661 г. один из хариджитов нанес ему в мечети смертельную рану и
через 2 дня он скончался. Единая прежде община раскололась на партию Али (шии Али), шиитов и остальных мусульман, суннитов.
Естественный наследник Али, его старший сын Хасан, сибарит и сластолюбец, легко отказался от претензий на халифат за огромную сумму
отступного (по преданию, Хасан получил от Муавии пергамент, на котором ему было предложено самому поставить сумму откупного) и
большой пожизненный пансион. Таким образом, к власти пришли Омейяды.

8. Социально-экономические особенности

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Через 4 года после начала завоеваний арабы оказались хозяевами
трех богатейших стран: Месопотамии, Сирии и Палестины. Добыча и
дань, поступавшие в Аравию, превосходили воображение ее
жителей, но этот поток богатств быстро растекался по кошелькам, а в
казне доставались небольшие средства. Многие требовали даже
делить не только добычу, но и завоеванные земли и
обрабатывающих ее крестьян. Чтобы разобраться в ситуации, халиф
выехал в сирийскую армию, стоявшую южнее Дамаска. Услышав о
его прибытии, жители осажденного арабами Иерусалима выразили
желание сдаться, если договор с ними подпишет сам халиф. В
начале 638 г. договор был подписан.
Завоевание Иерусалима было большой моральной победой
мусульман – они становились хозяевами священного города иудеев
и христиан.
В самой Александрии обстановка была чрезвычайно сложной. Там
шла борьба между различными группировками горожан,
усугублявшаяся преследованиями коптов-монофизитов со стороны
византийской церкви. Ситуация была настолько сложной, что
александрийский патриарх сам явился к Амру для переговоров о
сдаче Александрии с гарантией неприкосновенности церквей при
уплате 13 тыс. динаров дани, желающие могли беспрепятственно
уехать. Получив оговоренную дань, арабы покинули город. Договор с
Александрией подтолкнул и другие города Египта на заключение
таких же соглашений. Через год, когда истек срок действия договора
с Александрией, арабы вступили в нее. Этим завершилось
завоевание Египта

9. Культура развития Арабского Халифата

КУЛЬТУРА РАЗВИТИЯ
АРАБСКОГО
ХАЛИФАТА
Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в
7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими
народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы
Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду
возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских
завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами
государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в
большинстве районов и языковой общностью, создала условия для
возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних
этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом
процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и
социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур
покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской,
иранской и др.). В 9—10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её
достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов
средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это
относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики,
астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин,
химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то,
что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.
Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная
география, велось большое светское строительство: укреплялись города,
возводились загородные дворцы и замки халифов, украшенные круглой
скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
В Самарре (столице Халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. Тигр,
преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из
кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и
сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и
полихромной живописью.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве
получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению
средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент,
особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими
закономерностями развития.
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре
(резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства,
достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную
специфику арабского художественного творчества. Красочным узором
украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры —
Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.

10. Тестовое задание

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
1. Как называли Арабский халифат в старорусских источниках:
А) Аглабиды
Б) Агарянское царство
В) Государство Сасанидов
2. В каком году мекканцы признали Мухаммеда пророком и согласились принять ислам:
А) 630 г.
Б) 636 г.
В) 640 г.
3. Кто стал политическим вождём Медины после смерти Мухаммеда?
4. В каком году Халид ибн Валид отправился в Ефрат проповедовать ислам:
А) 632 г.
Б) 633 г.
В) 635 г.
5. Сколько Александрия выплатила арабам, чтобы те покинули город:
А) 10 тыс. солидов
Б) 13 тыс. дебнов
В) 13 тыс. динаров
6. Какое название носила столица Арабского Халифата в 836-892:
А) Медина
Б) Мекка
В) Самарра
7. В каком году арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине:
А) 641 г.
Б) 620 г.
В) 634 г.

11. Ответы

ОТВЕТЫ
1. Б
2. А
3. Абу Бакр
4. А
5. В
6. В
7. В

12. Домашнее Задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заполните таблицу:
Особенности правления
династий Арабского Халифата
Династия
Омейядов
Династия
Аббасидов

13. Полезные источники

ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
http://advofsinbad.forum2x2.ru/t26-topic- общие сведения о государстве
http://www.plam.ru/hist/velikie_imperii_mira/p10.php - общие сведения
о государстве
http://studbooks.net/541421/istoriya/vozniknovenie_islama предпосылки образования государства
https://studfiles.net/preview/2789670/ -политическое устройство,
правящие династии и их представители
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабский_халифат -общие сведения о
государстве
http://allrefs.net/c2/46l3b/p39/ -внешняя политика и социальноэкономические особенности
http://rgrtu-640.ru/culture/culture17.html - культура развития
государства
http://architan.ru/stati/slovar_arhitekturnyh_terminov/arhitekturnye_termi
ny_nachinayuwiesya_na_bukvu_a/arabeska/ -культура развития
государства
http://i-r-k-a.livejournal.com/165782.html -культура развития государства
English     Русский Правила