Лекция 3 Искусство как знаково-символическая система
Искусство - это
Художественная форма – это…?
Что такое история искусства?
Основные этапы развития искусства:
Семиология – наука о знаках и знаковых системах
Смысловое наполнение
Знак – форма, миф - содержание
Становление мифа
Эпоха мифоса: искусство как событие
Происхождение искусства сакрально
Эстетические переживания
Искусство палеолита
Объекты изображения
От архаики к авангарду
Эстетика прекрасного?
Искусство неолита
Союз знака и мифа: пермский звериный стиль
Элементы Пермского звериного стиля в современной архитектуре Перми
Вывод:
Семинар по ИМЛиИ 17.10.17
Эпоха эпоса
Архитектура. Греция
Греция: человек есть мера всех вещей
Основные архитектурные формы:
Рим: власть есть мера всех вещей
Римские ордеры: а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический,г - римско-коринфский, д - композитный
Типы сооружений:
Арки
Акведуки
Пантеон и конструкция купола. 125 г. 
Форум Траяна
Скульптура
Скульптура
6 ступеней греческой скульптуры: от статики к динамике
Поликлет. Дорифор – иллюстрация к сочинению «Канон»
Римский скульптурный портрет
Архаичное искусство
Греция – Рим
1 модуль: Античные сюжеты в искусстве
15.74M

Искусство, как знаково-символическая система. (Лекция 3)

1. Лекция 3 Искусство как знаково-символическая система

Лекция 3
Искусство как знаковосимволическая система
Основные языки искусства:
знак, символ, образ

2. Искусство - это

Создание художественной
реальности;
Умение мыслить
художественными
формами, наделенными
смыслом.

3. Художественная форма – это…?

В литературе – жанр, композиция, тропы,
слово
В живописи – жанр, композиция, цвет, свет,
линия
В кинематографе – жанр, техника съемки,
ракурс, монтаж, организация времени и
пространства, смена планов
В музыке – жанр, мелодия, ритм, размер,
темп, лад, звук

4. Что такое история искусства?

Традиционно: История искусства – это
история творчества и свод его
результатов/
Это история расширения перспективы
человеческого мироощущения и
создания новых (иных) средств
выражения.
Искусство исторически кумулятивно: новые средства
выразительности и художественные ценности не
отменяют прошлых

5. Основные этапы развития искусства:

1 этап. Архаичное искусство
Первобытное искусство
Античность:
Греция – Рим
картина мира – мифологическая
язык искусства – знак

6. Семиология – наука о знаках и знаковых системах

Ю.Лотман
А.Лосев
М.Бахтин
Р.Барт

7.

Аркаим (XVIII-XVII вв. до
н.э. ) – план города
Знак – то, что всеми
понимается
одинаково

8. Смысловое наполнение

Любой знак появляется в результате
соединения плана выражения и плана
предметного значения.
Знак наделяется первичным смыслом.
Знак выступает как архетип, первичная
схема, несущая заданный смысл.
Постепенно знак обрастает контекстом —
знаковой системой.

9. Знак – форма, миф - содержание

1) миф опирается на факты, но алогичен;
2) представляет собой коллективное творчество, а
потому анонимен и вариативен;
3) миф фантастичен, поскольку выстраивает
несуществующие связи между данными в
коллективном опыте конкретно-чувственными
ощущениями и представлениями.
Миф—это то, что представляется
правдой

10. Становление мифа

1 этап: мифос – «невысказанное слово» первобытное искусство
2 этап: эпос – «пересказанное слово» античное искусство
3 этап: логос – «объяснённое слово» наука

11. Эпоха мифоса: искусство как событие

«Архаичное искусство – это искусство
направленного эмоционального воздействия,
искусство оркестровки переживаний, искусство
манипуляции чувствами»,
- Ал. Генис
Первый художник – шаман
Первый жанр – ритм
Первое «слово» - магическое

12. Происхождение искусства сакрально

Из необходимости (передача информации)
Из потребности в общении (коммуникация)
Из потребности в психологической защите

13. Эстетические переживания

Бескорыстны
Бесплодны
Беспредметны
Безболезненны
Кр. Феест:
Считали ли сами североамериканские индейцы
предметы, которые они изготовляли,
произведениями искусства?
Существовали ли в племенном мире «законы
красоты»?

14. Искусство палеолита

Через животное выражается
человеческое;
Через человеческое – животное
Формы искусства:
декоративно-прикладная
театральная
изобразительная

15.

Предельный натурализм изображения
Вера в изображение как в двойника
Отсутствие общей композиции
Условность изображения человека

16. Объекты изображения

17. От архаики к авангарду

18. Эстетика прекрасного?

19. Искусство неолита

Композиция
Условность изображения
Знаки, иероглифы, орнамент

20. Союз знака и мифа: пермский звериный стиль

Рисунок – знаковое замещение реальных
предметов
Композиция трехчастная,
закрытая
Архетип - зооморфный
Бляха в виде крупной выпуклой головы
медведя в жертвенной позе. IV-V вв.

21. Элементы Пермского звериного стиля в современной архитектуре Перми

22.

23. Вывод:

Палеолит и неолит занимают 9/10 истории
человека как вида. В это время
закладываются первоосновы культуры и
искусства.
Происходит открытие знака как говорящей
формы и мифа как осмысления мира

24. Семинар по ИМЛиИ 17.10.17

Читать текст: Мих. Абрамов.
Знак, символ, образ
Ответить на вопрос:
в чем различие знака и символа в
искусстве?
Привести примеры знакового и
символического искусства

25. Эпоха эпоса

Искусство является частью
повседневной жизни людей.
Содержание античного искусства – миф.
Форма – знак.
Основные виды искусства: архитектура
скульптура
театр
поэзия

26. Архитектура. Греция

Ордер – это
архитектурный канон.
1.
Дорический ордер

27.

2. Ионический ордер

28.

3. Коринфский ордер

29.

30. Греция: человек есть мера всех вещей

31. Основные архитектурные формы:

Амфитеатр
Храм
Парфенон
арх. Иктин и Калликрат,
скульптор Фидий. 5 век до н.э.
160-ти метровый фриз Парфенона –
энциклопедия форм искусства

32. Рим: власть есть мера всех вещей

Основные архитектурные формы триумфальные арки,
триумфальные колонны,
амфитеатр (Колизей),
купольные сооружения (Пантеон),
термы, акведуки…

33. Римские ордеры: а - римско-дорический, б - тосканский, в - римско-ионический,г - римско-коринфский, д - композитный

34.

Колонна Траяна –
образ «мировой оси»
H=38 метров

35.

36. Типы сооружений:

Колизей. 48 тысяч зрителей. 1 век до н.э.

37. Арки

38. Акведуки

39. Пантеон и конструкция купола. 125 г. 

Пантеон и конструкция купола. 125 г.
Cup(p)a – семья разнообразных сосудов
от бочек до тазов и чаш.
Вес купола Пантеона = 46 тонн

40.

Диаметр купола = 43,2 метра
Проём = 9 метров

41. Форум Траяна

42. Скульптура

43. Скульптура

44. 6 ступеней греческой скульптуры: от статики к динамике

Тираноубийцы.
Критий и Несиот

45.

Мирон. Дискобол

46. Поликлет. Дорифор – иллюстрация к сочинению «Канон»

47.

Пракситель.
Афродита Книдская

48.

Апоксиомен.
Лисипп
(обскребающийся)

49.

Агесандр. Лаокоон

50. Римский скульптурный портрет

Массовое производство
статуй
Портретное сходство с
оригиналом
Психологизм

51.

52. Архаичное искусство

Первобытная эпоха
Античная эпоха
= картина мира – мифологическая
язык искусства – знак

53.

54.

Рим:
в архитектуре ценится грандиозность,
великолепие;
в скульптуре – трезвая расчетливость

55. Греция – Рим

1. Целесообразность
2. Поэтичность,
возвышенная
идеализация
3. Мера всех вещей –
человек
4. Высшая ценность калокагатия
= мифологичность
искусства
Расчетливость
2.
Деловитость,
конкретизация и
детализация
3.
Мера всех вещей –
власть
4.
Высшая ценность государство
= политизированность
искусства
1.

56. 1 модуль: Античные сюжеты в искусстве

24 октября, вторник
English     Русский Правила