Раннехристианская и византийская архитектура
Катакомбы первых христиан
«Христос – добрый пастырь»
Триумф веры и многолюдное шествие определили триумфально-грандиозный и монументально-величественный масштаб новых церковных
Два основных типа храмов: 1. Базилика; 2. Центричный храм (в плане – круглый, многоугольный или крестовидный)
Базилика святого Петра в Риме
Базилика святого Петра в Риме
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века Девы. Мозаика.
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век
Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век Конха апсиды – «Христос - добрый пастырь»
Особенности раннехристианских базилик: - приоритет внутреннего пространства над внешними формами ( стены интерьера
Интерьер мавзолея Санта Констанца в Риме, базиликальный разрез впервые был применен к центрическому купольному зданию
Мозаика «Христос вручает закон святому Петру и святому Павлу»
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век
Мозаика «Христос – добрый пастырь»
Мозаика «Святой Лаврентий»
Неонианский баптистерий в Равенне, V век
Неонианский баптистерий, интерьер
Мозаика купола баптистерия «Крещение Христа»
Архитектура Византии
1. Сильная централизованная власть в лице императора, опиравшегося на развитый бюрократический управленческий аппарат. 2.
Базилика в Турманине, V в., Сирия
Ранневизантийский период: - типологическое многообразие храмов (базиликальные, центричные, латитудинальные); - перекрытия:
Архитектура Константинополя эпохи Юстиниана I (527-565 гг.) развивает тип центрического купольного храма. Главенствующее
Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Святые Сергий и Вакх
Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.
Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания, а масса
Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.
Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг., Арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета
Собор святой Софии в Константинополе, план
Собор святой Софии в Константинополе, продольный разрез
Собор святой Софии в Константинополе, интерьер
Собор святой Софии в Константинополе, интерьер
Собор святой Софии в Константинополе, в центре - конха апсиды
Богоматерь на престоле, мозаика конхи
Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем
Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом
Император Лев VI перед Христом
Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью с Христом
Храм святой Ирины в Константинополе, 530-е годы
Храм святой Ирины в Константинополе, план
Храм святой Ирины в Константинополе, интерьер
Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы
Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы
Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы, план
Церковь Сан-Витале в Равенне
Церковь Сан-Витале в Равенне, Императрица Феодора со своим двором, мозаика
Церковь Сан-Витале в Равенне, Император Юстиниан со свитой, мозаика
Церковь Сан-Витале в Равенне, Христос, архангелы, св.Виталий, епископ Экклесий, мозаика конхи апсиды
Капители колонн в церкви Сан-Витале в Равенне
Храм святого Марка в Венеции, XI век
Храм святого Марка в Венеции, XI век
Крестово-купольный тип храма
Церковь в Русафе, 569 – 586 гг.
В крестово-купольном храме символически воплощена идея «вознесения к небу». В основе центричного плана лежит равноконечный
Центр как начало любого творения и абсолютный конец свернувшегося в точку мироздания, единство бесконечности и законченности,
В куполе изображался Христос Пантократор – вседержитель мира, его начало и конец
Христа окружали архангелы, между окнами барабана – пророки или апостолы, на парусах – евангелисты
В конхе апсиды – Богоматерь Оранта, символ церкви земной, ниже – сцена Евхаристии (Причащения)
Сцена Евхаристии (Причащения)
Средневизантийская и поздневизантийская храмовая архитектура
Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г.
Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе
Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, план
Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, XI век
Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, план
Церковь святых Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.
Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века
Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века
Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века
Средневизантийский период: - возрастание композиционной роли внешнего объема, - церкви становятся более скромных размеров,
Поздневизантийский период: - церковные сооружения принимают ещё более камерный характер. - большее внимание уделяется внешней
15.30M
Категория: ИсторияИстория

Раннехристианская и византийская архитектура

1. Раннехристианская и византийская архитектура

2. Катакомбы первых христиан

3. «Христос – добрый пастырь»

4.

1. Раннехристианская архитектура
(конец IV-V в.)
2. Ранневизантийский период (V-начало VII в.)
3. Средневизантийский период (VII-XII в.)
4. Поздневизантийский период (XIII-XV в.)

5. Триумф веры и многолюдное шествие определили триумфально-грандиозный и монументально-величественный масштаб новых церковных

Триумф веры и многолюдное шествие определили
триумфально-грандиозный и монументальновеличественный масштаб новых церковных сооружений.
Триумфальная арка как Врата нового мира, место перехода
и приобщения к таинству евхаристии, цель шествия.
Знаки пути верующих:
продольная организация базилики как поэтапное
приближение к истиной вере (атриум, нартекс, неф, апсида),
мерное шествие колонн, мозаики с изображением святых;
сцены Страстей Христовых - событийное наполнение этого
пути как эталон для каждого верующего.

6. Два основных типа храмов: 1. Базилика; 2. Центричный храм (в плане – круглый, многоугольный или крестовидный)

7. Базилика святого Петра в Риме

8. Базилика святого Петра в Риме

9. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

10. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

11. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века

12. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, нач. VI века Девы. Мозаика.

13.

«Девы», мозаика.

14.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в
Равенне, нач. VI века
Волхвы, мозаика.

15. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

16. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

17. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

18. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

19. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век

20. Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI век Конха апсиды – «Христос - добрый пастырь»

21. Особенности раннехристианских базилик: - приоритет внутреннего пространства над внешними формами ( стены интерьера

облицовываются
мрамором, покрываются мозаиками, полы имеют
орнаментальные узоры, строгие, лаконично
решенные фасады),
- выделение главного нефа при помощи более
обильного освещения,
- направленность движения к алтарю, который
акцентируется апсидой, покрытой мозаикой и
обрамленной триумфальной аркой

22.

Мавзолей Санта Констанца в Риме,
первая половина IV века

23. Интерьер мавзолея Санта Констанца в Риме, базиликальный разрез впервые был применен к центрическому купольному зданию

24. Мозаика «Христос вручает закон святому Петру и святому Павлу»

25.

Мозаика свода мавзолея Санта Констанца

26. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век

27. Мозаика «Христос – добрый пастырь»

28. Мозаика «Святой Лаврентий»

29. Неонианский баптистерий в Равенне, V век

30. Неонианский баптистерий, интерьер

31. Мозаика купола баптистерия «Крещение Христа»

32. Архитектура Византии

33. 1. Сильная централизованная власть в лице императора, опиравшегося на развитый бюрократический управленческий аппарат. 2.

Огромная идеологическая роль
христианской церкви.
3. Единая замкнутая внутри себя культура, где
выделялись две основные архитектурные
школы – столичная и восточно-византийская.

34. Базилика в Турманине, V в., Сирия

35. Ранневизантийский период: - типологическое многообразие храмов (базиликальные, центричные, латитудинальные); - перекрытия:

своды, стропильные
конструкции;
- заимствование местных строительных
традиций (напр. двубашневый западный
фасад, грузный монументальный характер
экстерьера и интерьера);
- главный строительный материал – камень,
плинфа

36. Архитектура Константинополя эпохи Юстиниана I (527-565 гг.) развивает тип центрического купольного храма. Главенствующее

значение в нём
принадлежало куполу, опирающемуся на
пилоны, связанные арками.
В микрокосме храма купол
символизировал небесный свод и поэтому
должен был зрительно выглядеть легко,
а подкупольное пространство обширным и величественным.

37. Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

38. Святые Сергий и Вакх

39. Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

40. Храм Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 гг.

41. Принцип архитектурного формообразования «изнутри», когда внутреннее пространство определяет наружную форму здания, а масса

превращается как бы «в тонкую
эпидерму, в эластичный пузырь,
натянутый на пространство» (Н.Брунов)
присущ всему византийскому зодчеству.

42. Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг.

43. Собор святой Софии в Константинополе, 532-537 гг., Арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета

44. Собор святой Софии в Константинополе, план

45. Собор святой Софии в Константинополе, продольный разрез

46. Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

47. Собор святой Софии в Константинополе, интерьер

48. Собор святой Софии в Константинополе, в центре - конха апсиды

49. Богоматерь на престоле, мозаика конхи

50.

51.

52. Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем

53. Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом

54. Император Лев VI перед Христом

55. Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью с Христом

56. Храм святой Ирины в Константинополе, 530-е годы

57. Храм святой Ирины в Константинополе, план

58. Храм святой Ирины в Константинополе, интерьер

59. Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

60. Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы

61. Церковь Сан-Витале в Равенне, 526-547 годы, план

62. Церковь Сан-Витале в Равенне

63.

64. Церковь Сан-Витале в Равенне, Императрица Феодора со своим двором, мозаика

65. Церковь Сан-Витале в Равенне, Император Юстиниан со свитой, мозаика

66. Церковь Сан-Витале в Равенне, Христос, архангелы, св.Виталий, епископ Экклесий, мозаика конхи апсиды

67. Капители колонн в церкви Сан-Витале в Равенне

68. Храм святого Марка в Венеции, XI век

69. Храм святого Марка в Венеции, XI век

70.

71. Крестово-купольный тип храма

72. Церковь в Русафе, 569 – 586 гг.

73. В крестово-купольном храме символически воплощена идея «вознесения к небу». В основе центричного плана лежит равноконечный

крест, увенчанный куполом
на световом барабане.
Есть три символа:
круг купола, крест и точка центра.

74. Центр как начало любого творения и абсолютный конец свернувшегося в точку мироздания, единство бесконечности и законченности,

предел высшего
совершенства.
Круг символизирует Небо, купол и свод – тоже символы
трансцендентного неба.
Крест –
принятый в христианстве символ крестной жертвы Иисуса
Христа, идея победы над смертью и воскрешением.
Центробежная направленность ветвей креста
подчеркивает идею бесконечности божественной
благодати, осеняющей мир.

75.

В куполе изображался Христос Пантократор

76. В куполе изображался Христос Пантократор – вседержитель мира, его начало и конец

77. Христа окружали архангелы, между окнами барабана – пророки или апостолы, на парусах – евангелисты

78. В конхе апсиды – Богоматерь Оранта, символ церкви земной, ниже – сцена Евхаристии (Причащения)

79. Сцена Евхаристии (Причащения)

80. Средневизантийская и поздневизантийская храмовая архитектура

81. Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, 908 г.

82. Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе

83. Церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе, план

84. Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, XI век

85. Храм Пресвятой Богоматери в Салонниках, план

86. Церковь святых Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

87. Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

88. Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

89. Церковь Христа Пантократора в Несебре, первая половина XIV века

90. Средневизантийский период: - возрастание композиционной роли внешнего объема, - церкви становятся более скромных размеров,

имеют более стройный силуэт (за счет барабана
купола),
- в фасады вводится фигурная кирпичная кладка,
стены разрабатываются нишами, полуколоннами,
полуциркульными арочками,
- в интерьерах возрастает материальность и
телесность архитектурных форм при большей
расчлененности и замкнутости отдельных
пространственных зон.

91. Поздневизантийский период: - церковные сооружения принимают ещё более камерный характер. - большее внимание уделяется внешней

отделке,
крестово-купольная структура перестает быть
ведущим типом церквей, перестраиваются старые
храмы, к ним добавляются новые части, общая
композиция усложняется.
- взаимосвязь интерьера и экстерьера строится на
их полном органичном соответствии, структура
интерьера выражена во внешнем облике храма,
- распространение фресковой живописи, в мозаике
используются более мелкие кубики смальты.
English     Русский Правила