Философский иррационализм XIXв.
Иррационализм
Иррационализм
Иррационализм
«Философия жизни»
А. Шопенгауэр (1788-1860)
Пессимизм Шопенгауэра
Этика Шопенгауэра
Этика Шопенгауэра.
Основные представители «философии жизни»:
Радикальный нигилизм Ницше
«Воля к власти»
Учение о Сверх-человеке
Учение о Сверх-человеке
Переоценка ценностей
Переоценка ценностей
«Вечное возвращение»
Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855)
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
Экзистенциализм:
Экзистенция
Экзистенция
Пограничные ситуации:
Пограничные ситуации:
Психоанализ
З. Фрейд
З. Фрейд
З. Фрейд
Ка́рл Гу́став Юнг
Ка́рл Гу́став Юнг
112.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философский иррационализм XIXв

1. Философский иррационализм XIXв.

1.
2.
3.
«Философия жизни».
Экзистенциализм.
Психоаналитическая традиция в
философии.

2. Иррационализм

Иррациональное – то, что не может
быть постигнуто разумом, выражено в
логике.
XIX-XXвв. иррациональные концепции
выступают на первый план.
Философы стремятся преодолеть
«панлогизм» Гегеля.

3. Иррационализм

Онтологический аспект: мир –
хаос, бытие абсурдно и
бессмысленно.
Гносеологический аспект: природа,
общество непознаваемы. Теоретикопознавательному отношению к миру
противостоит нравственнопрактическое.

4. Иррационализм

Аксиологический аспект: Человек
устанавливает определенную
иерархию ценностей. Понятия,
отражающие образы внешнего мира,
уступают место субъективным
переживанием личности:
страх, отчаяние, забота, любовь,
скука, игра, творчество.

5. «Философия жизни»

Направление, сложившееся в конце
XIXв. Предметом рассмотрения
становится жизнь и смерть.
Жизнь рассматривается как первичная
реальность, как целостный организм.
Мысль о смерти заставляет человека
задуматься о жизни
(философствовать).

6. А. Шопенгауэр (1788-1860)

1.
2.
«Мир как воля и представление» (17881860).
Мир как представление – это единство
SиO, часть бытия, представленная в
пространстве и времени – предмет
познания.
Мир – это воля к жизни, воля - основа
бытия, существующая вне пространства и
времени. Воля могущественна и зла – она
источник страданий человека
(волюнтаризм).

7. Пессимизм Шопенгауэра

Страдание – это бесконечное
преследование безуспешных целей;
Счастья нет, ибо неосуществленные
желания причиняют боль, а
исполнение желаемого ведет к
пресыщению;
Самоубийство невозможно, возникнет
новая объективация воли.

8. Этика Шопенгауэра

1.
2.
3.
Три типа характеров:
Эгоизм – преследование своих интересов;
Злоба – «…не взирая на опасности
принести вред другому»
Сострадание – принимать страдания
других как свои собственные. Принимая
страдания всего мира, человек
преодолевает враждебность бытия.

9. Этика Шопенгауэра.

Цель жизни – подавить собственную
волю, отказаться от индивидуальности
(добровольная бедность, аскетизм).
Свобода – это не свобода действий, а
изменение своего характера.

10. Основные представители «философии жизни»:

Фридрих Ницше (1844– 1900),
Вильгельм Дильтей (1833—1911),
Анри Бергсон (1859– 1941), Георг
Зиммель (1858—1918), Освальд
Шпенглер (1880– 1936).

11. Радикальный нигилизм Ницше

В мире нет ценностей, мир
несостоятелен.
Нигилизм – это правдивое состояние,
которое наступает после поиска во
всем целостности и смысла.
Человек понимает, что он находится
один на один с реальностью, которая
всегда опасна.

12. «Воля к власти»

Подлинной реальностью обладают не
ценности, а сила, мощь человеческая
– «воля к власти».
«Воля к власти» проявляется в
стремлении установить какой-либо
порядок.
Религиозный, моральный и т.д.
Источник морали – воля к власти.

13. Учение о Сверх-человеке

Три стадии духа:
Стадия верблюда (выносливость и
терпение) – «я должен».
Быть верблюдом значит: причинять своему
высокомерию боль,
заставить сверкать свое безумие, смеясь над
мудростью,
уйти от дела, которое празднует победу,
быть больным и удалить утешителя,
вступить в дружбу с глухим, который никогда
не услышит чего ты хочешь.
1.

14. Учение о Сверх-человеке

Стадия льва – «я хочу», создает
свободу для нового созидания.
Стадия младенца – невинность и
забвение, новое начинание, игра,
начальное движение, самопознание
сущности, святое слово
утверждения.

15. Переоценка ценностей

Благодарность и месть: благодарность
– это мягкая форма мести.
Могущественный человек должен
получить удовлетворение в
благодарности.
Правда и ложь: говорить правду
удобнее, ибо ложь требует
изобретения, памяти, умения
обманывать.

16. Переоценка ценностей

Страдание и сострадание: Жажда вызвать
сострадание , есть жажда наслаждения
самим собой, и притом за счет ближних, она
обнаруживает человека во всей
бесцеремонности его собственного Я
Сострадая, человек проявляет
неэгоистическое я, он горд эти и готов
сострадать бесконечно.
Страдание делает человека сильным,
сострадание ослабляет.

17. «Вечное возвращение»

Антипод нигилизма: существует одна
ценность – это самоустановление,
игра.
Развитие предполагает «вечное
возвращение» - то, что сейчас
происходит уже было и будет вечно.

18. Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у
Gasset) (1883-1955) – крупнейший
испанский философ 20 в.
«Восстание масс» - 1930г.

19. СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855)

Основные работы:
«Или—или» (1843);
«Страх и трепет»(1843;)
«Философские крохи»(1844) и др.

20. СЕРЕН КЬЕРКЕГОР

1.
2.
3.
Три стадии становления человека:
Эстетическая (гедонистская) –
стремление к наслаждениям.
Этическая – следование долгу;
Религиозная – «выбранная
возможность имеет ценность,
поскольку она выбрана».

21. Экзистенциализм:

философия с у щ е с т в о в а н и я (от позд
нелат. exsistentia – существование),
направление современной
философии, возникшее после первой мировой войны в Германии
(М. Хайдеггер, К. Ясперс)
в период второй мировой войны во Франци
(Ж.П. Сартр, М.Мерло-Понти, А. Камю, Г.
Марсель).

22. Экзистенция

Экзистенция – выражение
единственности и уникальности
каждого человека и его судьбы. Она
указывает на скрытые возможности
человека.

23. Экзистенция

Бытие общества – «арена
обезличенного, неподлинного,
повседневного».
Экзистенция.
Трансцендентное бытие.

24. Пограничные ситуации:

смертельная опасность, война,
болезнь;
переживание беспочвенности своих
ожиданий (тошнота), скука,
возникающая из предчувствия
бесполезности своих действий.
страх не найти такого
предназначения, ради которого можно
было бы пожертвовать жизнью.

25. Пограничные ситуации:

«Пограничная ситуация» - это
переживание абсурдности жизни,
единственный способ вырваться из
повседневности, возможность
«обрести себя», посмотрев в глаза
смерти.

26. Психоанализ

З. Фрейд (1856-1939) -австрийский
психолог, психиатр и невропатолог,
создатель психоанализа.
Основные работы: «Толкование
сновидений». «Тотем и табу». «По ту
сторону принципа удовольствия». «"Я" и
"Оно"». «Будущее одной иллюзии»,
«Недовольство культурой».

27. З. Фрейд

Структура личности:
ОНО (Бессознательное) – это «котел инстинктов,
который кипит в каждом человеке».
Я (Сознание) - Это посредник между
бессознательным, внутренним миром человека и
внешней реальностью, который соизмеряет
деятельность бессознательного с данной
реальностью.
Сверх-Я (Совесть) – переводит энергию инстинктов
на социально-значимые цели.

28. З. Фрейд

29. З. Фрейд

Типология личностей:
Сублиматики -(лат. sublimo—
возвышаю) — переключение энергии с
социально неприемлемых (низших,
низменных) целей и объектов на
социально приемлемые (высшие,
возвышенные)
Невротики

30. Ка́рл Гу́став Юнг

Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961)швейцарский психиатр, основоположник
аналитической философии.
Основные работы Юнга: «Метаморфозы и
символы либидо» (1912), «Психологические
типы» (1921), «Отношения между Я и
бессознательным» (1928), «Проблемы души
в наше время» (1931), «Психология и
религия» (1940), «Формы
бессознательного» (1950), «Современный
миф» (1958).

31. Ка́рл Гу́став Юнг

Коллективное бессознательное — итог жизни
рода, оно присуще всем-людям, передается по
наследству и служит тем основанием, на котором
вырастает индивидуальная психика. Это система
установок и типичных реакций, которые незаметно
определяют жизнь индивида, его восприятие,
мышление, воображение.
Архетипы (с др. греч ἀρχέτυπον первообраз) коллективного бессознательного
служат своеобразными когнитивными образцами:
интуитивное схватывание архетипа предшествует
инстинктивному действию.
English     Русский Правила