Похожие презентации:
Структурализм как парадигма социокультурных исследований
1. Структурализм как парадигма социокультурных исследований
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
кафедра философии и методологии науки
Структурализм как парадигма
социокультурных исследований
автор: к.ф.н Суховецкая Г.В.
[email protected]
Ростов-на-Дону, 2017
2. Структурализм
(лат. - structure - строение,расположение, порядок)
Структурализм – методология
социально-гуманитарного
познания, связанная с
обнаружением и описанием
структур в различных областях
культуры, социальной жизни
«Структура» - форма мышления,
схема движения мысли,
укорененная в подсознательных
пластах психики человека
3. Структурализм
•Исходным теоретико-методологическимположением структурализма является
представление о наличии у человека
универсальных инвариантных, бессознательных
ментальных структур, организующих и
упорядочивающих жизнедеятельность человека
и общества и выступающих в роли основных
механизмов реакции человека на комплекс
воздействий природной и культурной среды
4. Важнейший постулат структурализма
Бессознательные структуры объективируются всимволические формы
Кодирование - процесс порождения символов
Каждая область социокультурной жизни имеет
собственную символизацию
Способность к формированию символов –
неотъемлемое качество человека, а правила
образования символических объектов
универсальны для человека
5. СИМВОЛ
•(греч. σύμβολον – знак, примета)– идейная, образная или идейнообразная структура, содержащая
в себе указание на те или иные,
отличные от нее предметы, для
которых она является
обобщением и неразвернутым
знаком
6. КУЛЬТУРА
•- совокупность знаково-символическихсистем
•Культура формируется в результате
наполнения пустых бессознательных
структур, которые есть культурное априори,
знаково-символическим содержанием
•Язык, мифология, религия, искусство,
традиции - знаково-символические системы,
тексты, построенные исходя из
универсальных структурных
закономерностей
7. Ключевой принцип структурализма
Принцип выделения универсальных способов внутреннейорганизации культуры, общества, человека
Слово учреждает реальность
Язык – это упорядоченная система знаков,
которая формирует объект в сознании
8. КУЛЬТУРА
Структуры - формы мышления одинаковые для всех типовкультуры, общества
Культуры невозможно классифицировать с позиций
единой шкалы развития, поскольку они есть вариации,
обусловленные наложением различных конфигураций
«пустых структур» на неоднородный «природный
материал»
9. Методы структурализма
Нет точных и естественных наук, с однойстороны, социальных и гуманитарных наук – с
другой. Есть два подхода, из которых только
один имеет научный характер – подход
точных и естественных наук, изучающих
человека как часть мира. Другой подход
(социальных наук) значим постольку,
поскольку лишь использует техники точных
наук […]. По сравнению с точными
естественными науками социальные
находятся в положении клиентов, а
гуманитарные пытаются стать «учениками».
Но как только ученики подрастают, становится
ясно, что «науками» они могут стать, только
перестав быть гуманитарными
Леви-Стросс К.
Научные критерии
социальных и
гуманитарных
дисциплин
10. Методы структурного анализа
Структурнофункциональный анализГештальтпсихология
Лингво-семиотический
анализ
Методы аналогии
Методы социологики
Математическое
моделирование
Формализация
11.
Отличительные черты структурализмаБезличная логика
Порядок
Целостность
Слаженный ансамбль
Органическое единство
12. Основные процедуры структуралистской методологии
Анализ различныхкультурных текстов,
направленный на
выявление структурного
единства, порожденного
универсальными для
человека правилами
образования
символических объектов
Выделение
минимальных
элементов структуры пары оппозиционных
концептов, связанных
устойчивыми
отношениями. Концепт –
смысл, представление
13. Основные процедуры структуралистской методологии
Сравнительный анализвыделенных элементов сегментов или оппозиций,
Верификация, полученных
комбинаторных механизмов на
более широком круге знаковых
направленный на экспликацию систем и культурных текстов
для образования
стабильных правил
структурированного комплекса
преобразования внутри и
правил, инвариантных для
между оппозициями, для
любой знаковой системы
дальнейшего применения этих
(текста), т.е. максимально
правил на всех возможных
приближенный к искомым
вариантах оппозиций данного глубинным психическим
комплекса текстов
структурам
14. История есть результат объективации бессознательных структур
15.
Развитие структурализма19201940
19401980
Предструктурализм
Структуры в языке и в
литературных произведениях (Ф. де
Соссюр, Р. Якобсон, Н. Трубецкой)
Структурализм
Структуры в языке, сознании и
бессознательном, в любом тексте,
в культуре в целом (К. Леви-Стросс,
М. Фуко, Ж. Лакан, Ю. Лотман)
1970- ПостВыход за рамки структуры (Ж.
наст. структурализм Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж.
время (постмодернизм) Делез)
16. Фердинанд де Соссюр (1857–1913)
• Является создателемструктурной концепции языка
• Основная работа «Курс общей
лингвистики»
• Дает определение семиологии
как науки, изучающей жизнь
знаков внутри жизни общества
• Язык - система знаков
17.
Клод Леви-Стросс (1908-2009)французский антрополог,
культуролог, методолог
Печальные тропики (1955)
Структурная антропология
(1958)
Тотемизм сегодня (1962)
Сырое и приготовленное
(1964)
От мёда к пеплу (1966)
Человек голый (1971)
18.
Структурная антропологияЛюбая структура должна отвечать трем
необходимым условиям:
а) целостности — подчинение элементов целому и
независимость последнего
б) трансформации — упорядоченный переход одной
подструктуры (или уровня организации составляющих
данную структуру элементов) в другую на основе
правил порождения
в) саморегулированию — внутреннее функционирование
правил в пределах данной системы
19.
Бинарные оппозицииЧеловек — природа
Герой – Жертва
Жизнь – Смерть
Друг – Враг
Небо – Земля
День – Ночь
Правое – Левое
20.
Жак Мария Эмиль Лакан (1901-1981)Структурный психоанализ
«Функция и поле речи и
языка в психоанализе»
(1953)
«Тексты» (1966)
«Семинары Жака
Лакана» (1973-1986)
21.
Стркутурализм в психологииРеальность является набором структур, полученных путем
трансформации первичных данных о мире
Преобразование первичных данных в структуры включает в
себя избирательное опущение, искажение или обобщение
первичных данных
Сознание подобно монтажеру, который взаимодействует с
"первичными данными" и проводит их отбор. Первичные
данные приобретают смысл только после ряда операций,
которые преобразовывают их в нечто конгруэнтное уже
существующим структурам.
22.
Психические операции связывают глубинные структурыс поверхностными посредством индуктивных и
дедуктивных преобразований
23. Юрий Михайлович Лотман
Глава Тартуско-московскойструктуралистской школы,
литературовед, культуролог,
искусствовед
«Лекции по структуральной
поэтике»
«Беседы о русской культуре: Быт и
традиции русского дворянства
(XVIII – нач. XIX века)»
(1922-1993 гг.)
«Внутри мыслящих миров:
Человек – текст – семиосфера история»
24. Семиосфера
Лотман Ю.М.Внутри мыслящих
миров. Человек –
текст –
емиосфера –
история. - М., 1996
Если по аналогии с биосферой выделить
семиосферу, то станет очевидно, что это
семиотическое пространство не есть сумма
отдельных языков, а представляет собой условие
их существования и работы, в определенном
отношении, предшествуя им и постоянно
взаимодействуя с ними. В этом отношении язык
есть функция, сгусток семиотического
пространства, и границы между ними, столь
четкие в грамматическом самоопределении
языка, в семиотической реальности
представляются размытыми и полными
переходных форм. Вне семиосферы нет ни
коммуникации, ни языка
25.
Мишель Фуко (1926–1984)«История безумия в
классическую эпоху» (1961)
«Рождение клиники: Археология
врачебного взгляда» (1963)
«Слова и вещи. Археология
гуманитарных наук» (1966)
«Археология знаний» (1969)
«Надзирать и наказывать»
(1975)
«История сексуальности» (19761984)
26.
Эпистемы историизападной мысли
1. Средневековая: Слова обладают такой же реальностью, как и то,
что они обозначают. Например, монеты имели реальную
ценность, как и товары, которые с ними соизмерялись
2. Новое время: Знаки, чувственно воспринимаемые, оказывали
небольшое вспоможение, ибо познающий субъект не терял связи
с реальностью. Но рационализм оперирует тождеством и
различием в аналитических целях. Аналогично, и внутренняя
ценность металла в монете уже мало кого интересует: важнее
символизм денежных знаков
3. Конец XVIII века. Языковая структура и грамматическая система
дают смысл словам. Биологическая функция становится
принципом классификации живых существ в сравнительной
анатомии. Не деньги, а общественно необходимый труд
определяет ценность товара
27.
Ролан Барт (1915-1980)«Система моды» (1967)
«Мифологии» (1957)
«Основы семиологии» (1965)
«Воображение знака» (1962)
«Структурализм как
деятельность» (1963)
«S/Z» (1970)
28.
Структуры языкаЯзык является единственной возможностью понимания
любых явлений, в том числе и смыслов социальных
структур
Смысл есть только там, где предметы или действия
названы
Язык несет в себе социальные установления и систему
значимостей
Язык является коллективным договором, обеспечивающим
коммуникацию
Главный вопрос — это вопрос взаимодействия
индивидуального и коллективного.
29. Задания к семинару
1. Лингвистический структурализм Ф. де Соссюра: внешняяи внутренняя лингвистика; оппозиция «язык - речь»
2. Стркутурная антропология К. Леви-Стросса
3. Ж. Лакан. Специфика структурного психоанализа
4. Особенности русского структурализма: семиотика
культуры
5. Семиотическая система Ю.М. Лотмана
6. М. Фуко. Археология знания
7. Р. Барт. Основные идеи структуралистского и
постструктуралистского периода
30.
Литература1. История философии. Учебник для вузов/ Под ред.
В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н / Д.,2003,
разд. 2, гл. 5, 7.
2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков
до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997
3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст
– семиосфера – история. - М., 1996
4. Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.,
1994