Похожие презентации:
Художественное время и пространство, как характеристики изображенного мира
1. Художественное время и пространство
ХУДОЖЕСТВЕННОЕВРЕМЯ И
ПРОСТРАНСТВО
как характеристики изображенного мира
2. Свойства времени и пространства
• условность• дискретность (прерывность)
• зависимость от рода литературы
3. Абстрактное и конкретное
• По специфике художественной условностипространство в литературе можно разделить на
абстрактное и конкретное
• Абстрактное – «всеобщее», оно не имеет
выраженной характерности и, даже будучи конкретно
обозначенным, не оказывает существенного влияния
на суть конфликта, поведение персонажей и т.д.
• Конкретное пространство активно влияет на суть
изображаемого
4. Абстрактное и конкретное
• Пространственная конкретика обычно дополняетсявременной
Формы конкретизации художественного времени:
«привязка» действия к историческим ориентирам,
датам
обозначение циклического времени: время года, суток
5. Типология художественного времени
• объективное / субъективное• прерывистое (ретроспекции, проспекции, ретардации)
/ непрерывное
• замкнутое / открытое
• изображенное / время изображения (сюжетное /
художественное время)
• событийное / авторское
6. Типология художественного пространства
Пространство может иметь координаты:1. Вертикальные:
• «верх» — рай (все мессии спускаются с гор; Швейцария в «Идиоте» Ф. М.
Достоевского);
• «низ» — ад (преисподняя в «Божественной комедии» Данте, «Америка», в
которую уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М.
Достоевского).
2. Горизонтальные:
• «впереди» — будущее;
• «позади» — прошлое;
• «здесь»;
• «там»
Существуют разграничения миров:
• западный — «чужой»;
• восточный — «свой»
7. Типология художественного пространства
• Важными в характеристике пространства оказываютсяпороговые ситуации — перед принятием важных
решений (например, поведение Раскольникова на
лестницах, порогах, мостах, в коридорах)
• Особое место в русской литературе занимает
пространство Петербурга: круг «петербургских
текстов» (отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С.
Пушкина, Ф. М. Достоевского и др.)
• Пространство:
«Дом» (замкнутый топос)
«Порог» (граница между «домом» и «простором»,
место, где герой делает выбор)
«Простор» (разомкнутое, открытое)
8. Типология художественного пространства
• замкнутое: комнатка Раскольникова;• разомкнутое: берег реки в эпилоге «Преступления и
наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и
мире» Л. Н. Толстого
реальное: сцены битв в «Войне и мире»;
условное: сон в «Сне смешного человека» Ф. М.
Достоевского, смешение временных и
пространственных реалий в «Истории одного города»
М. Е. Салтыкова-Щедрина
ограниченное / безграничное
сжатое / объемное
9. Хронотоп
Произведения вне времени и пространства несуществует; хронос и топос неотделимы друг от
друга.
В литературоведение понятие «хронотоп»
(пространственно-временная организация текста) ввел
М. М. Бахтин.
«Примеры времени раскрываются в пространстве, и
пространство осмысливается и измеряется временем»
10. Универсальные хронотопы в литературе
«идиллическое время» в отчем доме: притча облудном сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в
Обломовкевремя как бы замирает) в романе И. А.
Гончарова «Обломов»
«авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С.
Лесков «Очарованный странник»)
«мистерийное время» переживаний, самоанализа,
принятия важных решений («Божественная комедия»
Данте)