Похожие презентации:
Гуманизм. Идея личности в этике. Метафизика и этика
1. Гуманизм(идея личности в этике, метафизика и этика)
2.
совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.Гуманизм-это демократическая,
этическая жизненная
позиция, утверждающая, что
человеческие существа имеют право и
обязанность определять смысл и форму
своей жизни.
Гуманизм-это совокупность идей,
признающих ценность человеческой
личности.
3.
Сторонники гуманизма провозглашают человекацентром мироздания, венцом природы. Его
стремление к счастью, наслаждению со времен
глубокой древности объявлялось основой
нравственности.
Философ И. Кант, обосновывая свою теорию
нравственности, в которой мораль
рассматривалась как область должного,
сформулировал гуманистическое в своей сущности
требование, названное категорическим
императивом. Категорический императив
(безусловное повеление) Канта в одной из
формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты
всегда относился к человечеству и в своем лице, и
в лице всякого другого так же, как к цели, и
никогда не относись к нему только как к средству".
4.
Категорический императив провозглашаетважнейшее гуманное положение, означающее,
что всякий человек заслуживает отношения к
нему как к личности, достоин быть в центре
внимания других, что никто не вправе
использовать человека как орудие, средство
для достижения личных или социальных
целей, относиться к нему как к своего рода
материалу.
Идею категорического императива Канта
поддерживали многие мыслители, в том числе
в России. Однако ее реализация в жизни, что
отмечал и сам Кант, в полном объеме
неосуществима.
5.
Гуманистическое начало содержит древнейшеенормативное нравственное требование,
получившее название "Золотое правило". Оно
формулируется в позитивной форме: "поступай по
отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы
они поступали по отношению к тебе", или же в
негативной форме: "не поступай... " и т. д. В
русской пословице оно получило такую
интерпретацию: "чего в других не любишь, того не
делай сам".
"Золотое правило" содержит гуманистическую идею
равенства всех людей. Оно означает право и
обязанность личности брать на себя
ответственность за свои поступки, способствует
выработке стремления ставить себя на место
другого.
6. Идея личности в этике
Идея гуманизма, наверное, одна из самых привлекательных ивместе с тем самых неопределенных в истории человеческой
мысли. Действительно, есть гуманизм светский, христианский,
социалистический, либеральный. В каждой из названных
концепций имеется свое понимание гуманизма. Есть, однако, и
общие черты гуманистического подхода. Многие согласятся с
тем, что гуманизм предполагает заботу о человеке, стремление
к улучшению условий его жизни, обеспечение удовлетворения
его потребностей и развития талантов. Но даже эти, казалось
бы, понятные положения при ближайшем рассмотрении могут
породить дискуссию. Можно поставить вопросы о том, гуманно
ли стремиться к удовлетворению всех потребностей человека
или же, наоборот, какие-то из этих потребностей следует
всемерно ограничить во имя развития других, гуманно ли
стимулировать или даже принуждать человека к развитию его
собственных талантов, или же, наоборот, - гуманно лишь
предоставлять человеку возможности развития, избегая всякого
давления на него со стороны общества?
7.
Посредством формального принципа нельзярешить конкретные вопросы о гуманном
отношении одного человека к другому, и
реальный гуманизм, по-видимому,
представляет некоторый баланс в сочетании
разных принципов, степень соединения
свободы самовыражения личности с
требованиями к ее поведению, задаваемыми
культурой данного общества
8. Метафизика и этика
Метафи́зика — раздел философии, занимающийсяисследованиями первоначальной природы
реальности, мира и бытия как такового.
Метафизика, с богом или без бога, - вечна, как
вечны межчеловеческие отношения (отношения:
любви и ненависти, добра и зла, да и всяких
"высоких и низменных порывов") и которым нет
никаких аналогов в натуральном мире.
А развитие метафизики в развитии её этики,
функциональный смысл (полезность) которой в
расширении границ человеческой
общности (род, этнос, нация, человечество).
9.
Истоки религии теряются во глубине веков и уже вТотеме чётко видно её наличие. И именно в
Тотеме уже в наличии моменты этики, которая
сведена к ответам на два вопроса:
- Кто мы?, Откуда мы? - Что формировало и
удерживало в единстве Род.
Мифологическая стадия становления Религии
добавила к ним вопросы:
- Что есть Зло?, Что есть добро? …. и сделана
попытка ответить на вопросы: Зачем Я? и Что такое
благая жизнь? - А это уже формировало единство
этноса (племени).
Единобожие ввело в этику ответы на вопросы:
- Куда мы идём?, Зачем Я? и Что такое "благая
жизнь"? - Чем была сформирована нация. И
именно для единения родственных племён в нацию
и потребовало единобожия.
10.
Этика, а, следовательно иметафизика первична (т.е. метафизика – есть
способ мышления, а этика – её результат) именно из неё следует:
- Система мер (методология) восприятия
внешней историко-социальной информации,
затем
- идеология - содержательное и логически
непротиворечивое единство всего состава
идей этики, затем
- Религия со своей моралью и
нравственностью.
11.
На теперь состав этических проблем состоит из следующихответов на вопросы:
- Кто мы?, Откуда мы?, Куда мы идём (пойдём)?.
- Что чьё?, Насколько? и Почему?.
- Что есть Зло?, Что есть Добро?.
- Зачем Я? и
- Что такое благая жизнь?
И именно ответы на эти вопросы формируют характер
межчеловеческих отношений.
И надо иметь в виду, что Религия - это не просто вера в бога, а,
прежде всего, концептуальная доктрина, предметом которой
являются практика межчеловеческих отношений. Именно в
этой доктрине представлены нормы, правила и стереотипы
Морали и Нравственности, следование которым необходимо
для того, чтобы состоялся характер практики
межчеловеческих отношений и нужный для осуществления
той цели нашего совместного бытия, которая представлена в
ответе на вопрос: «Куда мы идём (пойдём)?».