Русская философия и ее особое место в истории философии
Три задачи для «спасения» западного общества (М. Фуко)
Н.М. Карамзин (1766 – 1826)
«Провидение бережет Россию: только надобно помочь ей совестию и верой»
Любимый вопрос Карамзина
Карамзин в беседе с Кантом
Из «Писем русского путешественника»
«О болезнях головы»
Что эссенциально для естественного «конца всего сущего»?
Или…?
Пушкин в «Капитанской дочке»
«Сначала просвещение, потом свобода»
В Предисловии к 1-му тому «Истории Государства Российского»
Основные идеи русской философии
Идеал цельного знания и познания как одна из главных духовных ценностей самосознания русской культуры.
Основные характерные идеи концепции цельного знания
Формирование идеала русской философии как «русской идеи»
Актуализация «русской идеи» в книге А.В. Гулыги «Русская идея и ее творцы» (1994)
Ф.М. Достоевский в объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год
Человек
Богочеловечество
«Смысл любви»
Из предисловия к «Трем разговорам о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе»
Г-н Z
И.А. Ильин
Русская идея есть идея созерцающего сердца
Россия и христианство
Россия есть живая духовная система
Необходимость органической государственности для России
1.63M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Русская философия и ее особое место в истории философии

1. Русская философия и ее особое место в истории философии

2.

3. Три задачи для «спасения» западного общества (М. Фуко)

1. Спасение языка
2. Спасение сексуальности
3. «Воскрешение убитого Бога»

4.

5. Н.М. Карамзин (1766 – 1826)

«История Карамзина – подвиг
честного человека»
А.С. Пушкина

6. «Провидение бережет Россию: только надобно помочь ей совестию и верой»

Н.М. Карамзин

7. Любимый вопрос Карамзина

«Какая есть всеобщая цель бытия нашего, равно достижимая для
мудрых и слабоумных?» - В «Письмах русского
путешественника» напрямую задан Иоганну Каспару Лафатеру
20 августа 1789 г.
Ответ был: «Бытие есть цель бытия. Чувство и радость бытия
(Daseynsfroheit) есть цель всего, чего мы искать можем. Мудрый
и слабоумный ищут только средств наслаждаться бытием
своим или чувствовать его – ищут того, через что они самих
себя сильнее ощутить могут. Всякое чувство и всякий предмет,
постигаемый которым-нибудь из наших чувств, суть
прибавления (Beyträge) нашего самочувствия; чем более
самочувствования, тем более блаженства. Как различны наши
организации или образования, так же различны и наши
потребности в средствах и предметах, которые новым образом
дают нам чувствовать наше бытие, наши силы, нашу жизнь
Мудрый отличается от слабоумного только средствами
самочувствования…
Вы, конечно, не подумаете, чтобы я в самом деле надеялся
сведать от Лафатера цель бытия нашего; мне хотелось только
узнать, что он может о том сказать».

8.

9. Карамзин в беседе с Кантом

Карамзин в беседе с Кантом, «обратив разговор на природу и
нравственность человека», на что Кант сказал: «Деятельность
есть наше определение. Человек не может быть никогда
совершенно доволен обладаемым и стремится всегда к
приобретениям. Смерть застает нас на пути к чему-нибудь, что
мы еще иметь хотим. Дай человеку все, чего желает, но он в ту
же минуту почувствует, что это все не есть все. Не видя
цели или конца стремления нашего в здешней жизни,
полагаем мы будущую, где узлу надобно развязаться. Сия
мысль тем приятнее для человека, что здесь нет никакой
соразмерности между радостями и горестями, между
наслаждением и страданием. Я утешаюсь тем, что мне уже
шестьдесят лет и скоро придет конец жизни моей, ибо надеюсь
вступить в другую, лучшую. Помышляя о тех услаждениях,
которые имел я в жизни, не чувствую теперь удовольствия, но,
представляя себе те случаи, где действовал сообразно с
законом нравственным, начертанным у меня в сердце,
радуюсь.

10. Из «Писем русского путешественника»

«…Когда люди уверятся, что для
собственного их счастья добродетель
необходима, тогда настанет век златой, и
во всяком правлении человек насладится
мирным благополучием жизни…»

11.

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 года) Кант
опубликовал свою статью «Конец всего сущего».
Идея конца всего сущего представляется в этой
статье
как
размышление
об
участи
всего
человечества. В статье говорится о конечной цели
человеческого бытия.
Три варианта конца:
• естественный - "соответствующий моральным
целям божественной мудрости";
• сверхъестественный - по непонятным для людей
причинам;
• противоестественный - который "мы вызовем
сами вследствие неправильного понимания конечной
цели".

12. «О болезнях головы»

«Химера излишества» у Канта связана с хитрой
рассудительностью сумасшедших,
практическая хитрость которых, однако,
маскирует их безумие. Химера излишества –
это излишнее для нравственности знание (!)
о том, как устроен тайный и высший мир. Она
состоит в том, чтобы посредством
подчинения вовлекать в свои поступки
некую внеположенную мне идею, силу,
полагаясь на то, что, подчиняясь ей, мы
вовлекаем её в наши дела.

13. Что эссенциально для естественного «конца всего сущего»?

- наука и прогресс?
- совесть?
- - вера?

14. Или…?

… все вместе только в
правильной
последовательности?

15. Пушкин в «Капитанской дочке»

«Лучшие и прочнейшие изменения суть
те, которые происходят от улучшения
нравов, без всяких насильственных
потрясений»
(Петр Андреевич Гринев)

16. «Сначала просвещение, потом свобода»

Из «Записки о древней и новой
России»

17.

18.

19. В Предисловии к 1-му тому «Истории Государства Российского»

«История…
есть
священная
книга
народов: главная, необходимая; зерцало
их бытия и деятельности, скрижаль
откровений и правил; завет предков к
потомству; дополнение, изъяснение и
пример будущего».

20.

«Для твердости бытия
государственного...надобно готовить
человека исправлением нравственным».
(Из «Записки о древней и новой России»)

21. Основные идеи русской философии

1. опасность смерти мира по причине
«огреха» бытия;
2. бытие есть функция от человека;
3. необходимость «воскресения»
человека;
4. поиск пути спасения через
человеческое усилие по воссозданию
разрушенной грехом цельности и
всеединства.

22. Идеал цельного знания и познания как одна из главных духовных ценностей самосознания русской культуры.

23.

Концепция цельного знания и целостного
разума как важнейшая тема русской
религиозной философии XIX – XX вв.:
учение о положительном всеединстве В.С.
Соловьева и его развитие целым поколением
русских мыслителей – С.Н. и Е.Н.
Трубецкими, С.Н. Булгаковым, С.Л.
Франком, В.Ф. Эрном, Л.П. Карсавиным,
П.А. Флоренским, А.Ф. Лосевым и другими.

24. Основные характерные идеи концепции цельного знания

1) цельное знание как онтологичное, то есть
имманентное бытию; цельное знание как
внутреннее творческое со-бытие в бытии;
2) цельное знание как жизненно-прагматично
ориентированное: оно служит высшей цели –
духовному возвышению человека, его
самопревосхождению (обожению в
богословском смысле), внутренней интеграции
и спасению;
3) цельное знание есть не чистая информация, а
любовь;

25.

Особенность русской философии как особого
дискурса интуитивной диалектики: истина
открывается как непосредственное знаниепереживание во всей полноте своего умо- и
сердцезрения, как ничем не опровергаемая
очевидность особой глубины.

26. Формирование идеала русской философии как «русской идеи»

27. Актуализация «русской идеи» в книге А.В. Гулыги «Русская идея и ее творцы» (1994)

«Русская идея – это предчувствие общей беды и
мысль о всеобщем спасении. Она родилась в
России, но опиралась на западную, прежде всего
немецкую философскую культуру. Ее источники:
русский исторический опыт, православная религия,
немецкая диалектика. Русская идея имела целью
объединить человечество в высокую общность,
преобразовать в фактор космического развития».

28.

29. Ф.М. Достоевский в объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год

«Мы знаем, что не оградимся уже теперь
китайскими стенами от человечества. Мы
предугадываем, что характер нашей будущей
деятельности должен быть и в высшей степени
общечеловеческий, что русская идея, может быть,
будет синтезом все тех идей, которые с таким
упорством, с таким мужеством развивает Европа в
отдельных своих национальностях».

30.

31.

• «Чтения о Богочеловечестве» (1878) как
проект идеального человечества на основе
учения
о
Софии:
«София
есть
Богоматерия, или Богочеловечество».
Мир
как
живой
организм,
как
множественность, сведенная к единству.
Два начала организма - единство
производящее и единство произведенное:
Слово, или Логос, как действующее,
производящее единство- начало во Христе;
София как единство произведенное:
«София существовала прежде создания
мира; Бог имел ее в начале путей своих».

32. Человек

Безусловное божественное достоинство личности,
получившее на Западе отрицательную безусловность,
то есть свободу от всяких внутренних ограничений.
Необходимость положительной безусловности как
всецелой действительности. Трагическое
противоречие в самом центре человеческого
сознания: человеческое «Я» безусловно в
возможности и ничтожно в действительности, так
как современный человек имеет божественные
права, но не имеет божественных сил.

33. Богочеловечество

«Старая традиционная форма религии исходит из веры
в Бога, но не проводит этой веры до конца.
Современная внерелигиозная цивилизация исходит из
веры в человека, но и она не проводит своей веры до
конца: последовательно же проведенные обе эти веры
– вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой,
полной и всецелой истине Богочеловечества».

34.

Человек как связующее звено между миром
божественным и миром природным. София
как начало Богочеловечества, как «идеальный
или нормальный человек»: «София есть
идеальное, совершенное человечество во
Христе». Реализация всеединства как смысл и
цель мирового процесса через соединение
мировой души с Логосом.

35. «Смысл любви»

«Истина, как живая сила, овладевающая
внутренним
существом
человека
и
действительно выводящая его из ложного
самоутверждения,
называется
любовью.
Любовь, как действительное упразднение
эгоизма, есть действительное оправдание и
спасение индивидуальности. Любовь больше,
чем разумное сознание, но без него она не
могла
бы действовать
как
внутренняя
спасительная сила, возвышающая, а не
упраздняющая индивидуальность».

36.

«Смысл человеческой любви вообще есть
оправдание и спасение индивидуальности чрез
жертву эгоизма… Ложь и зло эгоизма состоят
вовсе не в том, что этот человек слишком
высоко себя ценит, придает себе безусловное
значение и бесконечное достоинство: в этом он
прав, потому что всякий человеческий субъект
как самостоятельный центр живых сил, как
потенция (возможность) бесконечного
совершенства, как существо, могущее в
сознании и в жизни своей вместить абсолютную
истину, - всякий человек в этом качестве имеет
безотносительное значение и достоинство,
есть нечто безусловно незаменимое…»

37.

«Истинная индивидуальность есть некоторый
определенный образ всеединства, некоторый
определенный способ восприятия и усвоения
себе всего другого. Утверждая себя вне всего
другого, человек тем самым лишает смысла
свое собственное существование, отнимает у
себя истинное содержание жизни и превращает
свою индивидуальность в пустую форму. Таким
образом, эгоизм никак не есть самосознание и
самоутверждение
индивидуальности,
а
напротив – самоотрицание и гибель».

38. Из предисловия к «Трем разговорам о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе»

«Есть ли зло только естественный недостаток,
несовершенство, само собой исчезающее с
ростом добра, или оно есть действительная
сила, посредством соблазнов владеющая
нашим миром, так что для успешной борьбы
с нею нужно иметь точку опоры в ином
порядке бытия?... Около двух лет тому назад
особая перемена в душевном настроении…
вызвала во мне сильное и устойчивое желание
осветить наглядным, доступным образом
вопрос о зле».

39. Г-н Z

«Зло действительно существует, и оно
выражается не в одном отсутствии добра, а в
положительном сопротивлении и перевесе
низших качеств над высшими во всех областях
бытия. Есть зло индивидуальное – оно
выражается в том, что низшая сторона
человека, скотские и зверские страсти
противятся лучшим стремлениям души и
осиливают их в огромном большинстве
людей».

40.

«Есть зло общественное – оно в том, что
людская толпа, индивидуально порабощенная
злу, противится спасительным усилиям
немногих лучших людей и одолевает их; есть,
наконец, зло физическое в человеке – в том, что
низшие материальные элементы его тела
сопротивляются живой и светлой силе,
связывающей их в прекрасную форму организма,
сопротивляются и расторгают эту форму,
уничтожая реальную подкладку всего высшего.
Это есть крайнее зло, называемое смертью».

41. И.А. Ильин

«О русской идее»
(1948)

42.

43. Русская идея есть идея созерцающего сердца

Она утверждает, что главное в жизни есть
любовь, и что именно любовью строится
совместная жизнь на земле, ибо из любви
родится вера и вся культура духа. Эту идею
русско-славянская душа, издревле и
органически предрасположенная к чувству,
сочувствию и доброте, восприняла
исторически от христианства: она отозвалась
сердцем на Божие благовестие, на главную
заповедь Божию, и уверовала, что «Бог есть
Любовь».

44. Россия и христианство

45.

Русский народ принял христианство не от меча,
не по расчету, не страхом и не умственностью,
а чувством, добротою, совестью и сердечным
созерцанием. Когда русский человек верует, то
он верует не волею и не умом, а огнем сердца.
Когда его вера созерцает, то она не предается
соблазнительным галлюцинациям, а стремится
увидеть подлинное совершенство. Когда его
вера желает, то она желает не власти над
вселенною (под предлогом своего правоверия),
а совершенного качества.

46. Россия есть живая духовная система

47.

Россия не есть пустое вместилище, в которое
можно механически, по произволу, вложить все
что угодно, не считаясь с законами ее
духовного организма. Россия есть живая
духовная система со своими историческими
дарами и заданиями. Мало того, — за нею
стоит некий божественный исторический
замысел, от которого мы не смеем отказаться
и от которого нам и не удалось бы отречься,
если бы мы даже того и захотели...

48. Необходимость органической государственности для России

49.

России необходим новый государственный
строй, в котором свобода раскрыла бы
ожесточенные и утомленные сердца, чтобы
сердца по-новому прилепились бы к родине
и по-новому обратились к национальной
власти с уважением и доверием. Это открыло
бы нам путь к исканию и нахождению новой
справедливости и настоящего русского братства.
Но все это может осуществиться только через
сердечное и совестное созерцание, через
правовую свободу и предметное правосознание.
English     Русский Правила