Похожие презентации:
Пантеон славянских богов. Дажьбог
1. Презентация по устному народному творчеству на тему: «Пантеон славянских богов.Дажьбог»
Выполнила:студентка группы 1-РБ
Попова Ирина
2.
Даждьбог - Сварожич. у языческих славян - богплодородия и Солнца, живительной силы. Имя
его не от слова "дождь", как иногда ошибочно
думают, оно означает - "дающий Бог", "податель
всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит
по небу в чудесной колеснице, запряженной
четверкой белых огнегривых коней с золотыми
крыльями. А солнечный свет происходит от
огненного щита, который Даждьбог возит с собой.
Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает
Океан-море на ладье, которую
тянут гуси, утки илебеди. Поэтому славяне
приписывали особую силу оберегам-талисманам в
виде уточки с головой коня.
3.
У Даждьбога была величавая поступь и прямойвзгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы,
солнечно-золотые, легко летящие по
ветру. Глаза у всех троих были одинаковые,
синие-синие, как чистое небо в солнечный
полдень, как промоина в черных грозовых
тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина
костра.
Сын Неба возит чудесный щит на легкой
колеснице, запряженной четверкой
белоснежных коней, начал озарять красы и
дивные дива Земли: поля и холмы, высокие
дубравы и смолистые сосновые боры, широкие
озера, вольные реки, звонкие ручейки и
веселые родники-студенцы .
4.
Первопредок славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" даждьбожии внуки) "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется ирастяшетъ усобицами, погибашетъ жизнь Даждьбожа внука, в
княжих крамолах веци человекомъ скратишасъ".
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою
на землю Трояню, въеплескала лебедиными крылы на синем море у
Дону: плещучи, упуди жирня времена".
Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в
идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом,
соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В
поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с
Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начата жрети молнш и
грому, и солнцю и луне, а друзш Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши,
упиремъ и берегынямъ, ихже нарицаютъ тридевять сестриницъ, а
инш въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши
человечи молятся, и куры имъ режутъ... и инеми въ водахъ
потопляеми суть. А друзш къ кладезямъ приходяще моляться и въ
воду мечуть... жертву приносяще, а друзш огневи и каметю, и
рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же
преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ ".
5.
День Даждьбога - воскресенье, его металл- золото,его камень - яхонт. Празднование, возможно,
приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший
культовый центр Сварожича располагался на землях
лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и
отстраивался вновь - 953 г. разорялся Отгоном
Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом
Вторым и был окончательно сожжен германцами в
1147-1150 гг. во время крестового похода против
язычников баварского герцога Генриха Льва.
Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные
предметы из Ретринского храма были найдены в земле
деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты
славянскими руническими письменами. На землях
вятичей в честь бога-Сварожича также назвали
городища. Священным животным Даждьбога считался лев(как и у персидского бога Солнца Митры), Сварожича изображали либо с львиной
головой, либо едущим на колеснице, запряженной
львами.
6.
Символами Сварожича являются не толькоцарственные львы, но и вепри (вепрь - это также
воплощение индийского Вишну и
скандинавского Фрейра). Одним из атрибутов является
меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый
стяг:
"в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш
и наш Маврикий? Те. Кто впереди вздымает священное
копье, и те, кто пачкает человеческой кровью
дьявольские знамена?
Головой кумира ставят на всход солнца или же на
юго-восток, чтобы он мог следить за его ходом.
Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в
смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в
смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19
августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни
чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и
на Юрия Зимнего (9 декабря).
7.
Одно из имен — Дажьбог —очевидно, славянское, состоящее из
двух корней. Ученые-лингвисты
определили, что слово «бог» в
древности обозначало не только
божество, но также и богатство,
долю: на это указывает, например,
противопоставление слов «богатый»
и «убогий» с их первоначальными
значениями «наделенный долей» и
«лишенный доли», хотя в
современном языке эти слова
приобрели уже несколько иные
смысловые оттенки. Поэтому, исходя
из смысла корней, составляющих
имя Дажьбога, его можно
рассматривать как божество,
«дающее богатство, долю». Для
славянских народов, занимавшихся
земледелием, благополучие и
достаток зависели от урожая, а
урожай, в свою очередь, зависел от
живительной силы света и тепла
солнца. Поэтому, вероятнее всего,
восточные славяне Дажьбогом
называли бога солнца.
8.
Действительно, в Ипатьевскойлетописи под 1114 годом помещена
вставка из перевода «XPOHИК»
Иоанна Малалы, где говорится о
языческих богах и в числе других
названы Феост (Гефест) и его сын
Солнце (Гелиос). Славянский
переводчик «Xpo-ники» Малалы
отождествляет древнегреческого
Феоста со Сва-рогом, а Солнце — с
Дажьбогом:
«По умрьтвии же Феостовъ егож и
Сварога наричить и царствова сынъ
его именемъ Солнце, егожь
наричють Дажьбогъ. Солнце царь
сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогь»
Отсюда следует, что Дажьбог
воспринимался как сын Сварога,
бога огня и был связан с солнцем.
Соответственно имени и функции
восточнославянский Дажь-бог
сопоставим с южнославянским
божеством солнца Дабогом (или
Дайбогом).