Лекция 5. Тема: ПРОЦЕСС НАУЧЕНИЯ Облигатное и факультативное научение. Классификация форм научения. Неассоциативное и
Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате взаимодействия организма со средой.
Когнитивное научение. Высшая, когнитивная форма научения свойственна животным с высокоразвитой нервной системой. Это
Формы научения животных весьма разнообразны и в зоопсихологии есть различные их классификации. Один из подходов к классификации
Другой подход основан на предположении, что все многообразие выученного поведения можно свести к нескольким основным типам.
Классификация научения по У.Торпу включает: 1. Привыкание (габитуация); 2. Ассоциативное научение: а) классический условный
Привыкание - наиболее примитивная форма обучения, заключающаяся в ослаблении реакции при повторных действиях раздражителя, не
Суммационная реакция - временное усиление реакции организма или ее появление на ранее неэффективный стимул, возникающее в
Запечатление (импринтинг) - особая форма обучения, связанная с восприимчивостью к раздражителям, предъявляемые в определенные
Возможные варианты положения детеныша относительно матери в процессе синхронного плавания: А – сбоку, около спинного плавника;
Формирование следования за подвижным объектом путем запечатления и факультативного научения (опыты Фабри). А —
Подражание Выделяют 2 вида подражания: 1 - выполнение видотипичного действия путем непосредственного наблюдения за действиями
Подражание детеныша дельфина матери видротипичной реакции плавания вентральной частью тела верх
Подражание (имитация) — обучение, достройка генетических программ, видотипичных действий путем наблюдения за поведением другой
Ассоциативное обучение – формование в ЦНС временной связи между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного
Навык. Важнейшей формой факультативного научения является навык. Способность к выработке навыка появляется на определенном
Навыки изучаются с помощью разнообразных методов: лабиринта, проблемного ящика, обходного пути и др.
Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых
Анализ методов дрессировки различных видов животных, исторически сложившихся в цирковой дрессировке, проведен М.А. Герд (1955).
Болевой метод. Этот метод применялся для дрессировки крупных хищных животных. Суть его заключается в том, что болевой фактор
Контрастный метод. При использовании данного метода в основном применяется пищевое подкрепление животных, но в случае особо
Технические приемы дрессировки: 1. Способ наведения: «жестикуляция» 2. Способ пассивной флексии 3. Способ отбора элементов в
В настоящее время выделяют подражательный метод дрессировки. Обычно его используют при дрессировке молодых животных, например,
Основные задачи дрессировщика (В. Л. Дуров): 1. Заставить животное, так или иначе, сделать нужное движение. 2. Делать так,
При непосредственном наталкивании дрессировщик заставляет животное следовать или поворачиваться вслед за пищевым или иным
При сложном наталкивании дрессировщик вначале вырабатывает у животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя
Провоцирование действия с помощью таргета (способ «мишени»)
Провоцирование действия с помощью ранее выработанного навыка (сложное наталкивание)
Стадия «отработка». Герд определяет эту стадию как этап, на котором совершается отсечение многих лишних движений, вначале
Стадия «упрочение». Задача – закрепление навыка до безотказного выполнения в различных условиях, а также формирование «цепочек»
Познавательные процессы при формировании навыков В начале ХХ века сложилось мнение, что образование навыков происходит путем
Американский ученый И. Ф. Дэшиелл показал, что пробные забеги крыс в тупики лабиринта вовсе не случайны, а, как правило,
Направленность действия при выработке навыков, возникающая в результате первоначальной активной ориентировки животного,
По Леонтьеву, важнейшим критерием навыка является выделение при решении задач особого состава или стороны деятельности,
Выделение операции - опыт, проведенный А. В. Запорожцем и И. Г. Диманштейн по методу «обходного пути». В аквариум ставится
Научение и общение. Существенную роль в формировании поведения высших животных играют явления подражания. Научение путем
При облигатном имитационном научении результат научения вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Особенно это относится
Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного
У высших животных факультативное научение, сопряженное с формированием операций, является основным средством для продвижения к
Когнитивные процессы включают - латентное обучение; - установка обучения; - выбор по образцу; - рассудочная деятельность.
Латентное обучение – образование «мысленного плана» в отсутствие подкрепления. В процессе обучения у животного формируется
Биологическое значение латентного научения заключается в том, что благодаря ему происходит накопление информации о свойствах
Установка на обучение - усвоение принципа , лежащего в основе задачи, который помогает увеличить скорость обучения при
«Выбор по образцу» — один из видов когнитивной деятельности, также основанный на формировании у животного внутренних
Рассудочная деятельность. Л.В. Крушинский: изучал способность животных к пониманию некоторых эмпирических законов. 1. Закон
Инсайт. Гештальтпсихологи критиковали бихевиористов за сведение сложного поведения животных к сумме их отдельных элементов (S →
9.75M
Категория: БиологияБиология

Процесс научения. Облигатное и факультативное научение. Классификация форм научения. Неассоциативное и ассоциативное научение

1. Лекция 5. Тема: ПРОЦЕСС НАУЧЕНИЯ Облигатное и факультативное научение. Классификация форм научения. Неассоциативное и

ассоциативное научение.
Когнитивные процессы. Дрессировка, методы дрессировки. Понятие
навыка.

2. Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате взаимодействия организма со средой.

Облигатное и факультативное научение
Научение - относительно постоянные изменения в поведении,
происходящие в результате взаимодействия организма со средой.
Выделяют облигатное и факультативное научение.
Облигатное (обязательное) научение индивидуальный опыт, необходимый для выживания
всем представителям данного вида независимо от
частных условий жизни особи. При облигатном
научении жесткая врожденная программа
достраивается, приспосабливается к условиям среды.
Характерным признаком облигатного научения
является то, что оно может осуществляться только на
протяжении определенных, так называемых
сенсибильных (или чувствительных), периодов
онтогенеза.
Например, обучение птенца
полету, узнавание
детенышами отличительных
признаков пищевых
объектов.
Установка по изучению реакции следования у птиц (по
Слоним, 1976). Реакция следования формируется в первые
часы жизни.

3.

Факультативное (необязательное) научение – включает формы
индивидуального приспособления к особенностям конкретных
условий жизни особи.
Факультативное научение достраиваются инстинкты путем
включения индивидуальных
компонентов поведения.
Включает: 1) классический условный
рефлекс, 2) инструментальный
условный рефлекс. Они значительно
расширяют адаптивные возможности
живых организмов, обеспечивая
активный фактор взаимодействия со
средой.

4. Когнитивное научение. Высшая, когнитивная форма научения свойственна животным с высокоразвитой нервной системой. Это

способность формировать целостный образ или функциональную
структуру окружающей среды на установлении закономерных связей и
отношений между компонентами этой среды.

5. Формы научения животных весьма разнообразны и в зоопсихологии есть различные их классификации. Один из подходов к классификации

Классификация форм научения
Формы научения животных весьма разнообразны и в зоопсихологии
есть различные их классификации. Один из подходов к
классификации научения принадлежит необихевиористу Э. Толмену.
Подход основан на осознании того факта, что механизмы научения
разнородны у представителей различных систематических групп.
Толмен классифицировал способности животных и человека к научению и выделил следующие
группы способностей:
1) способность ожидать появления раздражителя и действовать в соответствии с этим
предвидением;
2) способность к различению и манипулированию;
3) способность к сохранению опыта;
4) способность предвидеть результат своих действий в случае альтернативного выбора вариантов
простых моторных реакций;
5) способность к формированию представлений, позволяющая сравнивать альтернативные пути
решения задачи;
6) “творческая гибкость”.
Для интерпретации условных
рефлексов требуются только
первые три типа способностей.
Обучение в лабиринте включает
еще и четвертый тип
способностей. Для сложных
форм обучения необходимы все
перечисленные способности.

6. Другой подход основан на предположении, что все многообразие выученного поведения можно свести к нескольким основным типам.

Таковы классификации Торпа, Годфруа, Фабри.
Классификация научения по Ж. Годфруа основана на степени
участия особи в процессе научения:
Формы научения
Реактивное (пассивное)
научение:
1) привыкание;
2) сенсибилизация;
3) импринтинг;
4) условные рефлексы;
Оперантное (активное)
научение:
1) “пробы и ошибки”;
2) формирование
реакций;
3) научение путем
наблюдения;
Когнитивное научение:
1) латентное научение;
2) психомоторный навык;
3) инсайт;
4) научение путём
рассуждений.

7. Классификация научения по У.Торпу включает: 1. Привыкание (габитуация); 2. Ассоциативное научение: а) классический условный

рефлекс. Синонимы: респондентное научение, условный рефлекс
первого рода; б) оперантный условный рефлекс. Синонимы:“проб и
ошибок”, условный рефлекс второго рода, инструментальное
научение, научение по Скиннеру; 3. Латентное (скрытое) научение; 4.
Инсайт (озарение): а) собственно инсайт (“улавливание отношений”);
б) подражание типа социального облегчения; в) истинное подражание
(“копирование поведенческих актов”); 5. Импринтинг
(запечатление):а) запечатление привязанности;б) половой
импринтинг.
Формы научения
Привыкание
(габитуация)
Ассоциативное
научение
(классический
и инстр. УР)
Латентное
Инсайт
(и подражание)
Импринтинг

8. Привыкание - наиболее примитивная форма обучения, заключающаяся в ослаблении реакции при повторных действиях раздражителя, не

сопровождающегося каким-либо биологически
значимым агентом (снижение вероятности появления реакции или
уменьшение интенсивности).
Впервые было изучено у низших животных, имеющих простую
нервную систему (черви, кишечнополостные).
Функции привыкания: это примитивная функция кратковременного
научения, которая позволяет животному воздерживаться от
ненужных реакций, экономить энергию.
Привыкание –важнейший
вид обучения при
адаптации животных к
неволе

9. Суммационная реакция - временное усиление реакции организма или ее появление на ранее неэффективный стимул, возникающее в

результате какого-либо биологически более значимого воздействия.
В основе - повышение чувствительности нервной системы к
раздражителям (сенсибилизация) и облегчение запуска этой
реакции (фасилитация).
Для вызывания суммационной
реакции у моллюска аплизии наносили
вначале сильный удар током по хвосту
(или по голове) и после этого
прикасались к её сифону. В этом
случае получали сильное втягивание
жабр.
Таким образом, после предварительного сильного раздражения хвоста
последующие прикосновения к сифону вызывали уже не умеренное, а
сильное втягивание жабр - происходила сенситизация, повышение
чувствительности к умеренному раздражению сифона.

10. Запечатление (импринтинг) - особая форма обучения, связанная с восприимчивостью к раздражителям, предъявляемые в определенные

моменты жизни.
В отличие от других схем реагирования импринтинг настроен на
видовые, а не на индивидуальные характеристики
Биологический результат – формирование у новорожденных
долговременной связи с родителями, особями своего вида,
предпочтение полового партнера.
Реакция следования
Отличия
импритинга
от
ассоциативных форм научения:
1. Прочность - этот образ способен
необратимо
влиять
на
запуск
инстинктивной программы;
2. Процесс
импритирования не требует множество
повторений и подкреплений,
3. Для импритинга существуют чувствительные периоды
запечатления (процесс импритинга строго ограничен во времени).

11. Возможные варианты положения детеныша относительно матери в процессе синхронного плавания: А – сбоку, около спинного плавника;

Б – перед
рострумом; В – под животом

12. Формирование следования за подвижным объектом путем запечатления и факультативного научения (опыты Фабри). А —

4 — выработка навыка следования
за двигающимися шаром или
желтым цилиндром
Столбики с цифрами показывают
среднее число сочетаний,
необходимых для Формирования
устойчивого следования
Формирование следования за подвижным объектом путем запечатления и факультативного научения
(опыты Фабри). А — экспериментальная группа цыплят, Б — контрольная группа цыплят.
1 — выработка и тренировка реакции следования за синим шаром путем запечатления (1—4-е сутки после
вылупления); 2 — первый контрольный опыт; цыплята следуют за объектом запечатления (синим шаром),
но не за другим подвижным объектом (желтым цилиндром) (5-е сутки); 3 — второй контрольный опыт (26-е
сутки), проведенный после трехнедельного перерыва, во время которого цыплята находились в обычных
условиях, но не имели возможности видеть шар и цилиндр. В результате цыплята не только не следуют за
этими движущимися объектами, но даже пугаются их. Так же реагируют на движущиеся шар и цилиндр
контрольные (не подвергшиеся запечатлению) цыплята; при одновременном их предъявлении (27—31-е
сутки) путем факультативного научения.

13. Подражание Выделяют 2 вида подражания: 1 - выполнение видотипичного действия путем непосредственного наблюдения за действиями

других животных своего вида (облигатное);
2 - животное-зритель, наблюдая за условнорефлекторной
деятельностью животного-актера, начинает приобретать аналогичные
навыки поведения (факультативное).
Подражание детеныша сивуча
матери: реакция отряхивания

14. Подражание детеныша дельфина матери видротипичной реакции плавания вентральной частью тела верх

Подражание факультативное - животноезритель, наблюдая за
условнорефлекторной деятельностью
животного-актера, начинает приобретать
аналогичные навыки поведения

15. Подражание (имитация) — обучение, достройка генетических программ, видотипичных действий путем наблюдения за поведением другой

особи своего вида и повторения этих действий.
Особенно это характерно для молодого животного, которое путем
имитации родительского поведения обучается различным
репертуарам поведения своего вида.

16. Ассоциативное обучение – формование в ЦНС временной связи между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного

безразличен, а
другой выполнял роль вознаграждения или наказания.
Виды ассоциативного обучения:
Классические условные рефлексы или условные рефлексы 1
типа - слюнной, мигательный и т.п.
Инструментальные условные рефлексы, или условные
рефлексы второго типа (нажатие на рычаг и т.п.)
Схема установки по выработке
слюнных условных рефлексов в
экспериментах И П Павлова
Через фистулу в щеке слюна
поступает в устройство,
измеряющее ее объем. Перед
животным имеется панель, где
расположены источники
нейтральных раздражителей (света
и звука), которые могут стать УС

17. Навык. Важнейшей формой факультативного научения является навык. Способность к выработке навыка появляется на определенном

этапе филогенеза. В результате формирования
навыка применяется врожденная двигательная координация
(обычного поведения) в новой сигнальной ситуации или возникает
новая (приобретенная) двигательная координация. В последнем
случае появляются новые, генетически не фиксированные
движения, т.е. животное научается что-то делать по-новому.
Но в любом случае решающее значение
имеет успешность выполняемых движений
и их подкрепление положительным
результатом.
Другой важнейшей характеристикой
навыка, связанной с необходимостью
подкрепления, является то, что он
формируется в результате упражнения и
нуждается в тренировке для дальнейшего
сохранения.

18. Навыки изучаются с помощью разнообразных методов: лабиринта, проблемного ящика, обходного пути и др.

Лабиринты: а – план первого лабиринта,
применявшегося в зоопсихологических
исследованиях (лабиринт Смолла); б –
лабиринт из «мостиков»
Крыса в скиннеровском
«проблемном ящике»
При обучении крысы в скиннеровском «проблемном ящике» временная связь
образуется после ряда случайных движений (нажатий на планочку), подкрепляемых
появлением пищи в кормушке. В более сложно устроенных установках крысам
предоставляется даже возможность выбора между двумя способами действия,
приводящими к разным результатам. Так, например, можно крысе дать возможность «по
своему усмотрению» регулировать температуру в «проблемном» ящике, включая то
обогревающий рефлектор, то охлаждающий вентилятор в соответствии со своими
потребностями. При каждом нажатии на рычаг попеременно включается рефлектор и
выключается вентилятор или наоборот

19. Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых

Дрессиро́вка живо́тных (от франц. dresser — выправлять, обучать), — комплекс
обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления
различных условных рефлексов и навыков.
Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно (в Китае,
Индии, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме).
Дрессировка в Европе начала развиваться в связи с появившейся
возможностью завозить сюда различных «заморских» зверей.
Дрессировка зверей многие века была тайной.
В Древнем Китае и Индии дрессировщикам
приписывалась особая, сверхъестественная
сила. В Египте дрессировка была искусством
жрецов. В России при царском дворе нередко
выступали дрессировщики - поводыри медведей.
Мыши и крысы в китайской цирковой труппе
(зарисовка Йохана Нихофа, 1655-57 гг)
Навык - это выработанное движение, компоненты которого вследствие тренировки в
значительной мере автоматизированы

20. Анализ методов дрессировки различных видов животных, исторически сложившихся в цирковой дрессировке, проведен М.А. Герд (1955).

Ею было выделено 5 основных
методов обучения животных: болевой, смешанный, контрастный, механический и
поощрительный в зависимости от различных форм воздействия на животных.
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ
БОЛЕВОЙ
СМЕШАННЫЙ
КОНТРАСТНЫЙ
МЕХАНИЧЕСКИЙ
Б
П
ПОЩРИТЕЛЬНЫЙ
Б
М
Б
Б
П
М
П
В качестве форм воздействия использовались: болевые раздражители – вызывают оборонительные
рефлексы (убегание, затаивание, агрессию); пищевые – вызывают пищедобывательные реакции;
механические – похлопывание, дергание за уздечку, подтягивание на поводке

21. Болевой метод. Этот метод применялся для дрессировки крупных хищных животных. Суть его заключается в том, что болевой фактор

снимается, когда дрессировщик получает от
животного нужную позу или движение.
Отрабатываемые действия: прыжки через барьер,
тумбы, сквозь горящий обруч.
Этот метод связан с именем Т. Батти, который
перенес в цирк все условности, свойственные
выступлениям укротителей в зоологических садах
вплоть до их оборудования — он показывал
зверей в вагоне-клетке, стоявшем в центре
манежа.
Недостатки метода: ограниченность вырабатываемых действий; невозможность близкого контакта с
животным; возникновение стойких тормозных состояний – отказ от выполнения требуемых действий.
Смешанный метод. Наряду с болевыми
воздействиями применяются и пищевые
раздражители. При неправильном поведении
животное наказывается, а при правильном –
подкрепляется пищей. Используется для
дрессировки крупных хищников (кошачьих). В
стадии наталкивания - используется болевой
фактор, чтобы добиться нужной позы или действия.
При появлении нужной позы – дается пища.
Смешанный метод дрессировки ввел немецкий
предприниматель-дрессировщик Карл Гагенбек.

22. Контрастный метод. При использовании данного метода в основном применяется пищевое подкрепление животных, но в случае особо

грубых ошибок присутствуют
болевые факторы, т.е. работают на контрасте: человек, постоянно являющийся для
животного источником пищи и удовольствия, вдруг причиняет боль животному и
ситуация запоминается сразу и надолго.
Механический метод. Он характеризуется
использованием механических и болевых форм
воздействия. Этот метод формирует поведение
активного избегания неприятных воздействий.
Например, собаку поддерживают за ошейник одной
рукой, а другой нажимают на круп — собака садится.
Механический метод можно рассматривать как
формирование оборонительного поведения.
Поощрительный метод. Метод создан знаменитым русским
дрессировщиком В.Л. Дуровым. Во время дрессировки используются,
в основном, пищевые формы воздействия. Основной метод при
дрессировке морских животных.
«… между человеком и животным стоит вечное недоразумение: человек не
понимает психику животного, а животное – человеческую. Как же сломать эту
преграду? Я обвиняю, прежде всего, человека. Мы люди – высшие животные –
почему-то игнорируем своих младших братьев и проходим мимо них, не желаем
вникнуть в их психику, понять животное, чего оно хочет, что оно тем или иным
движение выражает …».
В.Л. Дуров

23. Технические приемы дрессировки: 1. Способ наведения: «жестикуляция» 2. Способ пассивной флексии 3. Способ отбора элементов в

К основным принципам дрессировки В.Л. Дурова относятся
следующие положения:
- организовать процесс привыкания к обстановке;
- сформировать оптимальные взаимоотношения с животным с
учетом его биологических особенностей и эффективности
обучения;
- использовать, в основном, пищевую потребность и потребность
в положительных ощущениях
- не применять общепринятого отрицательного подкрепления и
наказания, избегать принуждения, сопровождаемого болевыми и
неприятными ощущениями у животных. В качестве
отрицательного подкрепления использовать факт отмены
положительного подкрепления
Технические приемы дрессировки:
1. Способ наведения: «жестикуляция»
2. Способ пассивной флексии
3. Способ отбора элементов в естественном
поведении животного
4. Усиление выраженности реакции или ее
варианта
5. Сокращение поведенческого акта, сведения его
до отдельного элемента или снижения
выраженности реакции – редукция поведенческого
акта.
Дуров заметил, что, когда собака зевает,
широко раскрывая рот, раздается звук,
похожий на «ма». И он решил сделать
немецкую овчарку Марс «первой в мире
говорящей собакой».

24. В настоящее время выделяют подражательный метод дрессировки. Обычно его используют при дрессировке молодых животных, например,

когда
приучают молодых собак к преодолению препятствий
вместе с хорошо обученными животными.
Может использоваться и при обучении детенышей
морских животных (тема 9 – онтогенез).
Метод подражания может
использоваться при обучении
дельфинов
Игровой метод дрессировки – это формирование у
животного игрового поведения, с целью его
последующего использования для обучения
желательным действиям.
В основе игровой реакции лежат
охотничьи инстинкты собаки. Собака
прежде всего хищник, и игра для нее –
имитация охоты.
Часто этим методом проводят приучение собаки к
апортировке предметов, особенно у молодых животных.
Игровым методом можно приучить щенков к выполнению
основных навыков общего курса и подготовить их для
работы по специальным курсам дрессировки.
Аналогично, на подражании можно обучать ряду
навыков и детенышей морских животных (тема 9 –
онтогенез).

25. Основные задачи дрессировщика (В. Л. Дуров): 1. Заставить животное, так или иначе, сделать нужное движение. 2. Делать так,

чтобы это действие доставляло животному удовольствие или избавляло
его от боли.
3. Одновременно дать нужный сигнал, который закрепит в памяти животного исполнение
именно данного конкретного движения.
Анализируя процесс дрессировки животных, М.А. Герд (1955) выделила три основных
стадии: первая – наталкивание на нужное действие, вторая – отработка данного
движения и связь его с сигналом и третья, заключительная стадия - упрочение
полученных навыков.
Наталкивание
на нужное действие
Отработка движения и
связь его с сигналом
Упрочение навыков
Весь процесс выработки того или иного навыка (движения) может быть разбит на
отдельные стадии. На каждой из них дрессировщиком решается определенная задача, в
соответствии с которой определяются условия подкрепления животного.

26. При непосредственном наталкивании дрессировщик заставляет животное следовать или поворачиваться вслед за пищевым или иным

привлекательным для животного
объектом.
При косвенном - провоцируются движения,
непосредственно не направленные на приманку, но
обусловливаемые общим возбуждением животного
(так формируются преимущественно
манипуляционные действия, выполняемые
конечностями: обхватывание, перенос, удары или
царапанье лапами и т.д.).
Так, например, для создания циркового номера (раскатывание ковра лисицей)
дрессировщик, стоя около свернутого ковра, поддразнивает ее куском мяса, но
не дает схватить его. Возбужденное животное подскакивает, привстает,
перебирает передними лапами и т.д. Все случайные прикосновения к ковру при
этом закрепляются небольшими кусками пищи, в результате чего лисица все
чаще будет обращаться к ковру, и наконец, появятся нужные дрессировщику
движения лапой по ковру. В дальнейшем эти движения отрабатываются,
направляются на середину рулона и т.д.

27. При сложном наталкивании дрессировщик вначале вырабатывает у животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя

животное по-новому применять выработанное умение.
Так, балансирование мячом на кончике носа вырабатывается у морских львов после того, как
они научились сбрасывать его в руки дрессировщику. Убирая руки из поля зрения зверя, пряча
их за спину, дрессировщик заставляет его несколько задерживать мяч на кончике носа, ибо
подкрепление (рыба) будет получено животным лишь после того, как мяч окажется в руках
человека. Путем обильного подкрепления постепенно увеличивается длительность
удерживания мяча, и в конечном итоге получается знаменитый коронный цирковой номер.

28. Провоцирование действия с помощью таргета (способ «мишени»)

Воздействие хвостовым плавником на мяч (замена
таргета на мяч)
Механический способ провоцирования действия

29. Провоцирование действия с помощью ранее выработанного навыка (сложное наталкивание)

При сложном наталкивании, по Герд, дрессировщик вначале вырабатывает у
животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя животное поновому применять выработанное умение.
Так, балансирование мячом на кончике носа
вырабатывается у морских львов после того, как они
научились сбрасывать его в руки дрессировщику.
Убирая руки из поля зрения зверя, пряча их за спину,
дрессировщик заставляет его несколько задерживать
мяч на кончике носа, ибо подкрепление (рыба) будет
получено животным лишь после того, как мяч
окажется в руках человека.
При выработке его навыка
апортировки мяча в грудных
плавниках сначала отрабатывается
подача грудных плавников тренеру,
а затем между ними вкладывается
мяч

30. Стадия «отработка». Герд определяет эту стадию как этап, на котором совершается отсечение многих лишних движений, вначале

сопровождающих необходимые
действия животного; далее — отшлифовка первичной, еще весьма несовершенной
системы движения и, наконец, выработка удобной сигнализации, с помощью которой
дрессировщик в дальнейшем управляет поведением животного.
Задачи, решаемые на данной стадии:
- формирование из исходного простого движения более сложное поведение;
- отработка связи между нужным действием и сигналом.
Приближающее обучение процесс подкрепления поведения,
все более сходного с
необходимым для дрессировщика
навыком.
Весь процесс может быть разбит
на отдельные стадии, количество
которых определяется сложностью
вырабатываемого поведения.

31. Стадия «упрочение». Задача – закрепление навыка до безотказного выполнения в различных условиях, а также формирование «цепочек»

- выполнение следующих
непосредственно друг за другом действий с одноразовым подкреплением после
окончания последнего.
Дробное наталкивание (приманивание) применяется уже
крайне редко, а пищевое подкрепление осуществляется; уже
не после нужного элемента, навыка, а преимущественно
после целого комплекса выполненных движений. Вообще
кормление производится реже, на более крупными порциями.
Выработанные в результате навыки приобретают
стереотипную форму при которой конец одного действия
может послужить началу последующего.

32. Познавательные процессы при формировании навыков В начале ХХ века сложилось мнение, что образование навыков происходит путем

«проб и ошибок». К этому выводу пришел в
результате своих исследований ряд выдающихся ученых – Г.
Спенсер, К. Ллойд-Морган, Г. Дженнингс, Э. Торндайк. Согласно
концепции «проб и ошибок», животное запоминает то, что
случайно привело к успеху, все остальное постепенно
отсеивается.
Однако, как было доказано, образование
навыков является значительно более сложным
процессом и определяется активным
отношением животного к воздействующим на
него факторам среды.
Еще в 20-е годы Э. Толмен, В. П. Протопопов и
другие возражали против представления о
хаотичности движений, производимых
животными при решении задач, и показали, что
эти движения формируются в процессе активной
ориентировочной деятельности.

33. Американский ученый И. Ф. Дэшиелл показал, что пробные забеги крыс в тупики лабиринта вовсе не случайны, а, как правило,

производятся в сторону
«цели»: после первой
ориентировки в лабиринте
животное создает как бы общую
систему направления своего
передвижения; при этом крыса
значительно чаще заходит в
тупики, расположенные по
направлению к цели, чем
расположенные в обратном
направлении. Аналогичные
данные были получены К.
Спенсом и В. Шипли.

34. Направленность действия при выработке навыков, возникающая в результате первоначальной активной ориентировки животного,

побудила И. Кречевского выдвинуть тезис о появлении у животного
своего рода «гипотез», которыми оно руководствуется при решении
задач. Особенно это выявляется в тех случаях, если подопытному
животному ставится заведомо неразрешимая задача, например,
когда в беспорядочной последовательности закрываются и
открываются проходы лабиринта.
Лабиринт Кречевского. П – пусковая камера. Прерывистыми линиями показаны дверцы,
которыми можно закрывать проход то с левой, то с правой стороны, пунктиром – путь
животного
Крысы первоначально сворачивали на всех развилках в одну и ту же сторону.
Убедившись, что эта «гипотеза» не приводит к успеху, они стали постоянно сворачивать
в противоположную сторону.
Активная познавательная деятельность животного является важнейшей
предпосылкой успешного формирования навыка при решении задач.

35. По Леонтьеву, важнейшим критерием навыка является выделение при решении задач особого состава или стороны деятельности,

отвечающей условиям, в которых дан побуждающий деятельность
животного предмет. Леонтьев обозначил этот компонент деятельности
операцией. Выделение операции в двигательной активности животного
и указывает на то, что мы действительно имеем дело с истинным
навыком, а не с другой формой научения, поэтому Леонтьев считает
навыками лишь закрепленные операции.
Формирование обходного пути и его сохранение после удаления преград у сомика (а) и крысы
(б).

36. Выделение операции - опыт, проведенный А. В. Запорожцем и И. Г. Диманштейн по методу «обходного пути». В аквариум ставится

Формирование обходного пути и
его сохранение после удаления
преград у сомика (а) и крысы (б).
Выделение операции - опыт, проведенный А.
В. Запорожцем и И. Г. Диманштейн по
методу «обходного пути». В аквариум
ставится поперечная перегородка из марли
так, чтобы у боковой стенки оставался
свободный проход. В меньшую часть
аквариума в начале опыта помещается
подопытная рыба, в большую, за
перегородкой, – приманка (кусочки мяса).
Чтобы заполучить приманку, подопытное животное должно обойти преграду
(перегородку), что ему и удается после ряда безуспешных попыток найти
дорогу к пище напрямик. В поисках пути к приманке животное производит
локомоторные действия, в которых Леонтьев вычленяет двоякое содержание:
1) направленную деятельность, приводящую к результату и возникающую под
влиянием свойства самого побуждающего деятельность предмета (запахи
мяса), и 2) деятельность, связанную с воздействием преграды, т.е. с
условиями, в которых дан побуждающий деятельность предмет. Именно эта
деятельность и явится операцией.

37. Научение и общение. Существенную роль в формировании поведения высших животных играют явления подражания. Научение путем

подражания («имитационное научение»)
заключается в индивидуальном формировании новых форм
поведения путем непосредственного восприятия действий других
животных - научение на основе общения.
Имитационное научение, как и всякое научение вообще, можно
подразделить на облигатное и факультативное.

38. При облигатном имитационном научении результат научения вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Особенно это относится

к молодым животным, которые путем подражания
научаются выполнять некоторые жизненно необходимые действия
обычного поведенческого «репертуара» своего вида. Так, у молоди
стайных рыб защитная реакция на появление хищника (бегство)
формируется в результате подражания поведению других рыб при
одном лишь виде поедания хищником членов стаи. Л. А. Орбели
считал такое имитационное поведение «главным охранителем
вида».
Путем облигатного имитационного научения молодые животные
накапливают опыт в гнездостроении.

39. Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного

(аллеломиметического) стимулирования. Сюда
относятся, например, случаи имитирования обезьянами действий
человека, особенно при их содержании в домашней обстановке.
Схема категории подражания у животных (по Фабри)

40. У высших животных факультативное научение, сопряженное с формированием операций, является основным средством для продвижения к

завершающей фазе. Но поскольку операция
направлена на преодоление преграды, т.е. условий, в которых дан
объект завершающего поведения, то здесь особенно важна более
полноценная по возможности ориентировка животного во времени
и пространстве. Эта ориентировка будет тем более совершенной,
чем выше уровень психической деятельности животного, его
познавательные способности. Наибольший эффект обеспечивают
в этом отношении особенно интеллектуальные способности,
придающие всему поведению животного наибольшую гибкость и
адаптивность.

41. Когнитивные процессы включают - латентное обучение; - установка обучения; - выбор по образцу; - рассудочная деятельность.

Когнитивные (познавательные) процессы.
Употребляют для обозначения тех видов
поведения животных, в основе которых лежит
не условно - рефлекторный ответ на
воздействия внешних стимулов, а
формирование внутренних, мысленных
представлений о событиях и связях между
ними. Представления обнаруживаются в
тех случаях, когда субъект совершает
действие без влияния какого - либо
физически реального стимула.
Когнитивные процессы включают
- латентное обучение;
- установка обучения;
- выбор по образцу;
- рассудочная деятельность.

42. Латентное обучение – образование «мысленного плана» в отсутствие подкрепления. В процессе обучения у животного формируется

«когнитивная карта»
всех признаков лабиринта, или его «мысленный
план». Затем на основе этого «плана» животное
выстраивает свое поведение.
Толмен и его последователи исследовали формирование «мысленного плана» («карты») с
помощью лабиринтов разных конструкций, траекторию движения в которых животные
могли менять в зависимости от того, были ли им доступны более короткие пути.
Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в
лабораторных условиях у крыс, которые обследовали лабиринт без всякого
подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается
проходить лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок.
К латентному научению относится и обучение, не соответствующее ведущей
мотивации. Так, голодную, но не испытывающую жажды крысу обучали
проходить т-образный лабиринт, в котором один из коридоров приводил к пище,
а другой - к воде. Оказалось, что если впоследствии та же крыса будет
испытывать жажду, она начнет выбирать коридор с водой. Это означает, что
процесс обучения шел и в отсутствие соответствующей мотивации.

43. Биологическое значение латентного научения заключается в том, что благодаря ему происходит накопление информации о свойствах

внешнего мира,
его образа или освоение
двигательных реакций как
возможно необходимых
для построения поведения
в будущем.
Типы лабиринтов, в которых исследовали формирование «мысленных карт» у
животных

44. Установка на обучение - усвоение принципа , лежащего в основе задачи, который помогает увеличить скорость обучения при

предъявлении серии сходных задач.
Метод формирования «установки на обучение»
разработал американский исследователь Г. Харлоу.
Согласно этой методике, животное обучают
дифференцировке — выбору одного из двух стимулов:
игрушек или мелких предметов обихода. По достижении
определенного критерия выработки дифференцировки
начинают следующую серию: животному предлагают два
новых стимула, ничем не похожих на первые. По
завершении второй стадии обучения формируют третью
дифференцировку и т.д.
После выработки 100—150 таких реакций животное уже
при втором предъявлении новой пары стимулов действует
не наугад, не методом проб и ошибок, а в соответствии с
усвоенным им ранее правилом, которое принято называть
установкой. Оно запоминает результат первой пробы и
далее реагирует в соответствии с этой «установкой».
Правило состоит в том, чтобы «выбирать тот же предмет, что и в первой пробе,
если его выбор сопровождался подкреплением, или другой, если подкрепление
получено не было.

45.

Серии задач на различение, которые были использованы для исследования установки научения.
А. Простая дискриминация (стрелкой показан правильный выбор: предмет, под которым находится
пища).
Б. Обратная задача (решение животного должно быть противоположным тому, которое было
правильным в предыдущей задаче).
В. Условная задача (нужно выбрать один предмет, если оба предмета серые, и другой, если оба
белые).
Г. Задача на соответствие (животное должно выбрать предмет, который соответствует образцу,
располагающемуся в левой части подноса).
Д.Задача на несходство (нужно выбрать тот предмет, который отличается от двух других). (По
Passingham, 1981.)

46. «Выбор по образцу» — один из видов когнитивной деятельности, также основанный на формировании у животного внутренних

представлений о среде. Однако в отличие от обучения в
лабиринтах этот экспериментальный подход связан с обработкой
информации не о пространственных признаках, а о соотношениях
между стимулами — наличии сходства или отличия между ними.
Метод «выбора по образцу» был введен в начале
XX в. И. Н. Ладыгиной-Котс и с тех пор широко
используется в психологии и физиологии. Он
состоит в том, что животному демонстрируют
стимул-образец и два или несколько стимулов для
сопоставления с ним, подкрепляя выбор того,
который соответствует образцу. Существует
несколько вариантов «выбора по образцу»:
выбор из двух стимулов — альтернативный',
выбор из нескольких стимулов — множественный;
отставленный выбор — подбор «пары»
предъявленному стимулу животное производит в
отсутствие образца, ориентируясь не на реальный
стимул, а на его мысленный образ, на
представление о нем.

47. Рассудочная деятельность. Л.В. Крушинский: изучал способность животных к пониманию некоторых эмпирических законов. 1. Закон

исчезаемости - животные способны сохранять память о
предмете, ставшем недоступным непосредственному восприятию
(метод отсроченных реакций).
2. Закон, связанный с движением - говорит о способности
животных представлять направление и траекторию движения,
наблюдаемого предмета (объекта). Такая способность у животных
связана с тем, что с первых дней своей жизни они наблюдают
передвижения своих родителей, хищников, жертв и одновременно
своё перемещение относительно неподвижных объектов.
3. Закон вмещаемости и перемещаемости - животные на основе
восприятия и анализа геометрических признаков окружающих
предметов “ знают”, что объёмные предметы могут вмещать в себя
другие объёмные предметы и перемещаться вместе с ними.

48. Инсайт. Гештальтпсихологи критиковали бихевиористов за сведение сложного поведения животных к сумме их отдельных элементов (S →

R). Основа их
учения - целостное поведение
животного. Именно целостная
структура образа руководит
поведением животного в проблемной
ситуации.
эксперимент Кёлера
English     Русский Правила