Методы Библейской критики
Методы экзегезы
1. «Писание толкуем Писанием»
2. Христоцентричность
Цель: спасение
3.Закон и Евангелие
Только Христос!
4.Regula fidei
5.Типология
АНАЛОГИЯ
ПРОРОКИ
3.32M
Категория: РелигияРелигия

Методы толкования священного писания

1.

МЕТОДЫ ТОЛКОВАНИЯ
СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

2. Методы Библейской критики

МЕТОД
Текстуальная
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА
Занимается восстановлением наиболее раннего текста с
помощью сличения древних рукописей Библии.
Историческая
Уточняет ход событий священной истории, изучая
памятники материальной и духовной культуры
библейских времен.
Историко-литературная
(иначе называемая «высшей»
критикой)
Литературная
Посвящена вопросу об источниках (устных и
письменных) священных книг, авторстве, датировке и
истории формирования.
Занимается выяснением филологических и
лингвистических особенностей священных книг (жанр,
композиция, семантический анализ, лингвистические
аспекты, литературные связи с древними памятниками)

3. Методы экзегезы

1.Буквальный (исторический)
Основано на прямом
восприятии библейского
текста.
Исторические повествования,
заповеди, прямое пророчество.
2.Аллегорический
(иносказательный,
символический)
Используется там, где
буквальное прочтение
невозможно или нелепо.
Притчи, антропоморфизмы.
Поэтическая речь.
3.Прообразовательный
(типологический)
История ВЗ, как процесса
приготовления к пришествию в
мир Спасителя.
Агарь и Саара
4.Нравственный
(тропологический, этический)
Акцент на нравственном и
догматическом смысле
Писания.
Проповедь
5.Мистический (духовный,
анагогический)
Урок в оценке прошлого, для
созидания будущего.
Понимание военных
поражений и порабощений
народа Израиля как следствие
отпадения от Бога.

4. 1. «Писание толкуем Писанием»

1.Цельность Библии
Каждую книгу ВЗ и НЗ нельзя рассматривать в отрыве от главной идеи Библии,
касающейся нашего спасения, и от целокупного библейского видения
взаимоотношений Бога и человека.
2. Рассмотрение Ветхого Завета в свете Нового
События ВЗ следует прежде всего рассматривать в свете благовестия НЗ, ибо
весь ВЗ – это прообраз (пророческий образ) НЗ: «Новый Завет был сокрыт в
Ветхом, Ветхий ныне раскрывается в Новом», – говорит блаженный Августин.
3. «Темные» места толкуют при помощи «светлых»
4. Параллельные места Писания

5. 2. Христоцентричность

Как мы слушаем: Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано
будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Лук.8:18
Открываю Библию как:
1.
Интересующийся
2.
Критик
3.
Верующий
4.
Проповедник
5.
Теолог
6.
Ученый
7.
Поэт

6. Цель: спасение

Что в этом тексте о
Христе?
Какие обетования в
данном тексте?
Как этот текст
соотносится с
Евангельским учением
о спасении через веру
во Христа?

7.

«Я был хорошим монахом и соблюдал свой обет
так строго, что мог бы сказать, что если какомулибо монаху и дано было с помощью монашеской
дисциплины достичь небес, то этим монахом был я.
Все мои собратья по монастырю могли
подтвердить это… И все же моя совесть не могла
дать мне уверенности, и я всегда сомневался и
говорил: «Ты это делаешь неправильно. Ты
недостаточно раскаялся. Ты это упустил из своей
исповеди». Чем больше я старался исправить
неуверенную, слабую и обеспокоенную совесть
человеческими традициями, тем я становился
более неуверенным, слабым и обеспокоенным»

8.

Хотя я жил невинной жизнью монаха, я чувствовал себя грешником с совестью,
нечистотой перед Богом. Я не мог также поверить, что угодил Ему своими трудами. Я
был далек от любви к этому праведному Богу, Который карает грешников, на самом
деле я ненавидел Его… Я отчаянно хотел знать, что имел в виду Павел в своем Послании.
И, наконец, размышляя денно и нощно над смыслом слов «В нем открывается
правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет», я стал
понимать, что «правда Божия», которой живет праведный человек, есть дар Божий
(вера) и, что эти слова — «открывается правда Божия» относятся к пассивной
праведности, по которой милостивый Бог оправдывает нас по вере, как сказано
«праведный верою жив будет». Я тут же почувствовал себя заново родившимся, как
будто я вошел в открытые врата рая. С этого момента я стал видеть все Писание в
новом свете… Теперь я стал любить когда-то ненавидимые мной слова «правда Божия»
и превозносить ее как сладчайшую из фраз, так что это место из Послания Павла
стало для меня самими вратами рая» .
Г. Фауссель, Мартин Лютер, Жизнь и дело, Харьков, Майдан, 1995, т. 1, стр.40-47

9.

10. 3.Закон и Евангелие

Что Господь говорит?
Как мы слушаем?
Что они говорят?
Что мы говорим?
Услышав это, они умилились
сердцем и сказали Петру и прочим
Апостолам: что нам делать,
мужи братия?
Деян.2:37

11.

3. Ибо, поскольку оппоненты не понимают ни того, что такое прощение грехов, ни
того, что такое вера, ни того, что такое благодать, ни того, что такое праведность,
они ужасно извращают данный вопрос, затуманивают славу Христову и Его
добродетели, лишая тем самым богобоязненные сердца утешения,
предлагаемого во Христе.
5. Все Писание должно быть разделено [распределено] на эти две
принципиальные темы: Закон и обетования. Ибо в некоторых местах оно
представляет [нам] Закон, а в других местах - обетование о Христе, а именно либо когда [в Ветхом Завете] оно обещает, что Христос придет, и предлагает ради
Него отпущение грехов, оправдание и жизнь вечную, либо когда в Евангелии [в
Новом Завете] Христос Сам, поскольку Он уже явился, обещает отпущение грехов,
оправдание и жизнь вечную.
Апология, Арт. IV,3-5

12.

«Различие
между этой верой и праведностью
Закона можно легко распознать. Вера - это
latreia [божественное служение], которое
принимает благословения, даруемые Богом.
Праведность же Закона - это latreia
[божественное служение], которое
предлагает Богу наши добродетели. Бог
желает, чтобы верой люди служили Ему,
принимая от Него все, что Он предлагает в
Своих обетованиях и дарует им».
Апология
АИ, Арт. IV,49

13. Только Христос!

«Почему я не могу здесь также воскликнуть? Да, я
воскликну и, с христианской скорбью, упрекну их:
Христос стал бесполезен для всех вас, '...вы,
оправдывающие себя законом, остались без Христа,
отпали от благодати' (Гал.5:4, см. также 2:21). 'Ибо, не
разумея праведности Божией и усиливаясь поставить
собственную праведность, они не покорились
праведности Божией, потому что конец закона - Христос,
к праведности всякого верующего' (Рим.10:3,4)».
Апология АИ, Арт. IV,30

14. 4.Regula fidei

В качестве стандарта для соблюдения ортодоксии верховенство веры первоначально
ссылалось на древнеримский символ , который был более ранним и коротким
вариантом веры Апостолов и других более поздних утверждений веры. В качестве
исторического стандарта для приверженности ортодоксии верховенство может также
относиться к другим утверждениям веры, включая Никейский символ веры ,
Афанасийский символ веры , Аугсбургское исповедание
В христианском богословии это герменевтическое правило толкования Писания,
понимая, что Писание должно интерпретировать Писание. Sacra Scriptura sui interpres :
(Священное Писание - его собственный переводчик). Это понимание, которое
обеспечивает Библию как вдохновленное Слово Божье, и поэтому оно
последовательное и последовательное, поскольку Бог не может противоречить
самому себе.
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли]
пророчество, [пророчествуй] по мере веры» Рим.12:6

15.

«Всякий,
преступающий учение Христово
и не пребывающий в нем, не имеет
Бога; пребывающий в учении Христовом
имеет и Отца и Сына. 10 Кто приходит к
вам и не приносит сего учения, того не
принимайте в дом и не приветствуйте
его. Ибо приветствующий его участвует в
злых делах его».
2 Иоан:9-11

16. 5.Типология

τuπος
1
– образ, - 15 раз
. отпечаток, образ, изображение,
след (от удара);
2 . образец, пример;

17.

А это были образы для нас, чтобы мы не
были похотливы на злое, как они были
похотливы. Не будьте также
идолопоклонниками, как некоторые из
них, о которых написано: народ сел есть и
пить, и встал играть. Не станем
блудодействовать, как некоторые из них
блудодействовали, и в один день погибло
их двадцать три тысячи. Не станем
искушать Христа, как некоторые из них
искушали и погибли от змей. Не ропщите,
как некоторые из них роптали и погибли от
истребителя. Все это происходило с
ними, [как] образы; а описано в
наставление нам, достигшим
последних веков. 1 Кор 10:7-10

18.

«И не господствуя над наследием [Божиим], но подавая
пример стаду»
1 Петр. 5:3
«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые
поступают по образу, какой имеете в нас»
. Фил3:17
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он
сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и
не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу
руки моей в ребра Его, не поверю»
. Иоанн 20:25

19.

20.

Закон,
имея тень будущих
благ, а не самый образ вещей,
одними и теми же жертвами,
каждый год постоянно
приносимыми, никогда не
может сделать совершенными
приходящих [с ними].
Евреям 10:1

21.

22. АНАЛОГИЯ

И как Моисей вознес змию в
пустыне, так должно вознесену
быть Сыну Человеческому.
Иоан.3:14

23.

24.

25. ПРОРОКИ

К сему-то спасению относились
изыскания и исследования пророков,
которые предсказывали о назначенной
вам благодати, исследывая, на которое и
на какое время указывал сущий в них Дух
Христов, когда Он предвозвещал Христовы
страдания и последующую за ними славу.
1 Петра 1:10-11
English     Русский Правила