Похожие презентации:
Общество как система
1.
2.
Общество как системау общества есть собственное название
и собственная история;
оно обладает собственной системой
управления
его объединяет общая система
ценностей (обычаев, традиций, норм,
законов, правил) которую называют
культурой
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной
это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы,
организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными
связями и отношениями
Основные подсистемы общества
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
3.
ЭкономическаяОбласть осуществления хозяйственной деятельности
общества, область создания материальных благ
ВКЛЮЧАЕТ
материальные потребности, экономические блага (товары),
удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы
(источники производства благ), хозяйствующие субъекты
(отдельные люди или организации).
Основным элементом
являются хозяйствующие субъекты
Определяют как :
К.Маркс – «материальное производство»
Э.Дюркгейм – «экономическая деятельность»
С.Булгаков - деятельностью «хозяйственная»
4.
СоциальнаяОбласть возникновения и функционирования взаимосвязей
людей друг с другом
Состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей,
социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее
значимые социальные связи), социальных норм (правил социального
поведения), ценностей социальной культуры
Важнейший элемент –
социальные группы (социальные общности)
как
как
как
как
Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:
взаимодействие индивидов
групповое взаимодействие
иерархия социальных статусов
совокупность социальных норм и ценностей
5.
ПолитическаяОбласть осуществления между людьми отношений власти и
подчинения, область управления обществом
Описывается как «социальное управление», «политическое» или «организационная
деятельность».
Главные элементы: политические организации и институты (государство,
политические партии, общественные организации, СМИ), нормы
политического поведения и политической культуры, политические идеологии
Основной элемент – государство
Духовная
Область создания и освоения духовных благ
Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и
получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений
искусства и т.д
6. Схемы общественного развития
История человечества рассматривается в двух основных моделях:цикличной и линейной
Типология общества строится на основе исторического анализа его развития
Линейный
общество проходит ряд исторических, последовательных этапов,
заменяющих друг друга
Г. Гегель, К. Маркс, Д. Белл, У. Ростоу и др.
Циклический
исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по
восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга
Цивилизационный взгляд на историю:
история нелинейный, многовариантный процесс
Н.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.
7.
Выдвинул идею, что каждый народ в своейистории проходит определенные циклы
развития:
эпоху богов - детство
человечества
Вико
Джанбаттиста
(1668-1744).
эпоху героев - юность
человечества
эпоху людей - зрелость
человечества
Существует некоторая закономерность и в развитии государственности,
причем аристократия сменяется демократией, которая для народов, не
умеющих достичь идеала, выражается в формах деспотизма
8.
Формационный подход (К. Маркс)Общественно-экономическая формация – это исторический тип
общества, определяемый способом производства: противоречивым
единством производительных сил и производственных отношений
Обострение противоречий между производительными силами и
производственными отношениями разрешается в ходе социальной
революции, которая приводит к новой общественно-экономической
формации
Пять формаций:
Первобытнообщинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая, включающая социализм в
качестве первого этапа
9.
Цивилизационный подходТеории локальных цивилизаций
отрицается единство всемирно-исторического процесса
заявляется о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации
основой этого развития считается духовная культура
Н. Я. Данилевский
культурно-исторические типы
египетский
китайский
ассиро-вавилонофиникийский
иранский
еврейский
греческий
аравийский
германо-романский
мексиканский
индийский
римский
перуанский
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Пересадка
(колонизация)
политическая или
религиозная экспансия
развитых государств
(единственной формы
цивилизации любыми
средствами и
методами
Прививка (ассимиляция)
форма воздействия одного
народа на другой, которая без
учета культурной особенности
создает условия для
использования народа
Удобрение
плодотворное
воздействие развитой
цивилизации на только
еще складывающийся
народ
10.
«Всечеловеческой цивилизации не существует и не можетсуществовать»
О ВЗАИМООТНОШЕНИИ РОССИИ И ЕВРОПЫ
(1822 -1885)
Отличительная черта «психического настроя» германороманских народов – насильственность и чрезмерноразвитое чувство индивидуальности; отличительная черта
славянских народов – прирождённая гуманность
Любые социальные преобразования будут безуспешными, более того разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным
интересам
Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и
разобщенность европейских государств
Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда
договаривались друг с другом против России
«Европа враждебна России»
11.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ТЕОРИИ О.ШПЕНГЛЕРАЕгипетская
Индийская
Вавилонская
Греко-римская
Византийскоарабская
Западноевропейская
Китайская
Майя
Русская
Биологический ритм
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
РИТМ
1. Рождение и детство
2. Молодость и зрелость
Восхождение
(культура)
3. Старость и закат
Нисхождение
(цивилизация)
«Рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной
Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей
культуры, поэтому и обречена»
12.
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНАИсходя из психобиологической природа человека - существа чувствующего и
мыслящего, выделил три типа культуры
ЧУВСТВЕННЫЙ
преобладает эмпирическичувственное восприятие и
оценка действительности
преимущественно с
утилитарной и
гедонистической точки
зрения, т.е. преобладает
«истина чувств» и истина
наслаждения
ТРИ ТИПА КУЛЬТУР
ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ
преобладают
сверхчувственные,
духовные ценности,
поклонение некоему
Абсолюту, Богу или Идее,
т.е. «истина веры» и
истина самоотречения
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ( ИНТЕГРАЛЬНЫЙ)
Представляет собой некий синтез чувственного и идеационального
типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой,
эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению
Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина
разума»
13.
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙП.СОРОКИНА
суперсистема зиждется на
общее число
существуют крупные
конечной ценности,
суперсистем в
культурные суперсистемы,
которую
она порождает,
истории человечества
они функционируют как
развивает
и реализует на
невелико,
число
же
протяжении своего
реальное единство и не
малых
культурных
жизненного
пути, и она
совпадают с государством,
систем
практически
становится
причиннонацией или любой другой
смысловым единством
безгранично
социальной группой
каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотождественность
вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия
ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее
внутреннего потенциала
в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по
этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения
в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы
в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом
претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности,
подвергаясь сходным повторам, ритмам, тенденциям
Рассматривал исторический процесс, как прямое
поступательное движение и трактовал его как
«циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными
циклами смену перетекающих друг в друга типов
культурных общностей, каждая из которых имеет в
основе собственное отношение к действительности и
методам ее познания
14.
Черты традиционного обществаЧерты индустриального общества
1.«Непрерывность»
исторического
процесса,
отсутствие явных граней между историческими
эпохами, резких сдвигов и толчков.
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы
между эпохами очевидны, часто это революции разных
типов.
2. Неприменимость европейской концепции линейного
прогресса к характеристике особенностей
исторического развития.
2.
Общественно-исторический прогресс достаточно
очевиден и может быть «измерен» посредством разных
критериев.
3. Тип отношений общества и природы построен не на
принципе победы над нею, а на идее слияния с
нею.
3.
Общество стремится властвовать над природой,
подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
4.
Основа экономической системы - общинногосударственные формы собственности при
слабом
развитии
института
частной
собственности.
4. Основа экономики – институт достигшей высокого
развития частной собственности. Право собственности
рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы
между социальными общностями (кастами,
сословиями) устойчивы.
5.
6. Государство подчиняет себе общество, общество
вне государства и его контроля не существует.
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое
тгражданское общество.
7. Принцип автономии свободной от государства и
социальных общностей личности отсутствует.
Человек стремится включиться в существующую
систему социальных общностей и «раствориться»
в ней.
7. Авономия, свободы и права личности закреплены
конституционно в качестве неотъемлемых и
прирожденных. Отношения личности и общества
строятся на началах взаимной ответственности.
8.
Главный регулятор общественной жизни –
традиция, обычай, следование нормам жизни
предшествующих поколений.
8.
Социальная
мобильность
населения
высока,
возможности социальных перемещений практически
неограниченны.
Важнейшими социальными ценностями признаны
способность и готовность к изменениям, новациям.
15.
традиционногоиндустриального
постиндустриального
1. Отсутствие резких сдвигов в
развитии общества.
2. Преобладает идея слияния
общества с природой.
3. Приспособительный характер
деятельности.
4. Аграрно-сырьевой характер
хозяйства.
5. Преобладание общинногосударственных форм
собственности.
6. Низкий уровень социальной
мобильности.
7. Обычай, традиция - основной
регулятор социальной жизни.
8. Преобладание государства над
обществом.
9. высокая значимость религиозных
ценностей и институтов.
1. Стремление
общества
господствовать над
природой, активная
преобразовательная
деятельность.
2. Частная
собственность – основа
экономики.
3. Высокий уровень
социальной
мобильности.
4. Складывание
гражданского общества.
5. Ценность свободной
личности и ее прав.
6. Появление массовой
культуры, идет процесс
интернационализации
национальных культур.
1. Информация, знания –
главная ценность.
2. Основу экономики
составляют отрасли,
связанные с производством
и оперированием
информацией.
3. Доля продаж в сфере
информации превышает
продажи в иных сферах
экономики.
4. Преобладающее
количество работников
занято в производстве и
оперировании
информацией.
5. Создание глобальных
телекоммуникационных
сетей.