Похожие презентации:
Общество, как система
1.
2.
Общество как системау общества есть собственное название
и собственная история;
оно обладает собственной системой
управления
его объединяет общая система
ценностей (обычаев, традиций, норм,
законов, правил) которую называют
культурой
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной
это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы,
организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными
связями и отношениями
Основные подсистемы общества
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
3.
ЭкономическаяОбласть осуществления хозяйственной деятельности
общества, область создания материальных благ
ВКЛЮЧАЕТ
материальные потребности, экономические блага (товары),
удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы
(источники производства благ), хозяйствующие субъекты
(отдельные люди или организации).
Основным элементом
являются хозяйствующие субъекты
Определяют как :
К.Маркс – «материальное производство»
Э.Дюркгейм – «экономическая деятельность»
С.Булгаков - деятельностью «хозяйственная»
4.
СоциальнаяОбласть возникновения и функционирования взаимосвязей
людей друг с другом
Состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей,
социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее
значимые социальные связи), социальных норм (правил социального
поведения), ценностей социальной культуры
Важнейший элемент –
социальные группы (социальные общности)
как
как
как
как
Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:
взаимодействие индивидов
групповое взаимодействие
иерархия социальных статусов
совокупность социальных норм и ценностей
5.
ПолитическаяОбласть осуществления между людьми отношений власти и
подчинения, область управления обществом
Описывается как «социальное управление», «политическое» или «организационная
деятельность».
Главные элементы: политические организации и институты (государство,
политические партии, общественные организации, СМИ), нормы
политического поведения и политической культуры, политические идеологии
Основной элемент – государство
Духовная
Область создания и освоения духовных благ
Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и
получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений
искусства и т.д
6. Схемы общественного развития
История человечества рассматривается в двух основных моделях:цикличной и линейной
Типология общества строится на основе исторического анализа его развития
Линейный
общество проходит ряд исторических, последовательных этапов,
заменяющих друг друга
Г. Гегель, К. Маркс, Д. Белл, У. Ростоу и др.
Циклический
исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по
восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга
Цивилизационный взгляд на историю:
история нелинейный, многовариантный процесс
Н.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.
7.
Выдвинул идею, что каждый народ в своейистории проходит определенные циклы
развития:
эпоху богов - детство
человечества
Вико
Джанбаттиста
(1668-1744).
эпоху героев - юность
человечества
эпоху людей - зрелость
человечества
Существует некоторая закономерность и в развитии государственности,
причем аристократия сменяется демократией, которая для народов, не
умеющих достичь идеала, выражается в формах деспотизма
8.
Формационный подход (К. Маркс)Общественно-экономическая формация – это исторический тип
общества, определяемый способом производства: противоречивым
единством производительных сил и производственных отношений
Обострение противоречий между производительными силами и
производственными отношениями разрешается в ходе социальной
революции, которая приводит к новой общественно-экономической
формации
Пять формаций:
Первобытнообщинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая, включающая социализм в
качестве первого этапа
9.
Цивилизационный подходТеории локальных цивилизаций
отрицается единство всемирно-исторического процесса
заявляется о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации
основой этого развития считается духовная культура
Н. Я. Данилевский
культурно-исторические типы
египетский
китайский
ассиро-вавилонофиникийский
иранский
еврейский
греческий
аравийский
германо-романский
мексиканский
индийский
римский
перуанский
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Пересадка
(колонизация)
политическая или
религиозная экспансия
развитых государств
(единственной формы
цивилизации любыми
средствами и
методами
Прививка (ассимиляция)
форма воздействия одного
народа на другой, которая без
учета культурной особенности
создает условия для
использования народа
Удобрение
плодотворное
воздействие развитой
цивилизации на только
еще складывающийся
народ
10.
«Всечеловеческой цивилизации не существует и не можетсуществовать»
О ВЗАИМООТНОШЕНИИ РОССИИ И ЕВРОПЫ
(1822 -1885)
Отличительная черта «психического настроя» германороманских народов – насильственность и чрезмерноразвитое чувство индивидуальности; отличительная черта
славянских народов – прирождённая гуманность
Любые социальные преобразования будут безуспешными, более того разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным
интересам
Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и
разобщенность европейских государств
Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда
договаривались друг с другом против России
«Европа враждебна России»
11.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ В ТЕОРИИ О.ШПЕНГЛЕРАЕгипетская
Индийская
Вавилонская
Греко-римская
Византийскоарабская
Западноевропейская
Китайская
Майя
Русская
Биологический ритм
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
РИТМ
1. Рождение и детство
2. Молодость и зрелость
Восхождение
(культура)
3. Старость и закат
Нисхождение
(цивилизация)
«Рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной
Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей
культуры, поэтому и обречена»
12.
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ П.СОРОКИНАИсходя из психобиологической природа человека - существа чувствующего и
мыслящего, выделил три типа культуры
ЧУВСТВЕННЫЙ
преобладает эмпирическичувственное восприятие и
оценка действительности
преимущественно с
утилитарной и
гедонистической точки
зрения, т.е. преобладает
«истина чувств» и истина
наслаждения
ТРИ ТИПА КУЛЬТУР
ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ
преобладают
сверхчувственные,
духовные ценности,
поклонение некоему
Абсолюту, Богу или Идее,
т.е. «истина веры» и
истина самоотречения
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ( ИНТЕГРАЛЬНЫЙ)
Представляет собой некий синтез чувственного и идеационального
типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой,
эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению
Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина
разума»
13.
ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙП.СОРОКИНА
суперсистема зиждется на
существуют крупные
общее число
конечной ценности,
культурные суперсистемы,
суперсистем в
которую
она порождает,
они функционируют как
истории человечества
развивает
и реализует на
реальное единство и не
невелико, число же
протяжении своего
совпадают с государством,
малых культурных
жизненного пути, и она
нацией или любой другой
систем практически
становится причинносмысловым
единством
социальной группой
безгранично
каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотождественность
вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия
ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее
внутреннего потенциала
в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по
этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения
в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы
в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом
претерпевает изменения и вместе с тем обеспечивает сохранение преемственности,
подвергаясь сходным повторам, ритмам, тенденциям
Рассматривал исторический процесс, как прямое
поступательное движение и трактовал его как
«циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными
циклами смену перетекающих друг в друга типов
культурных общностей, каждая из которых имеет в
основе собственное отношение к действительности и
методам ее познания
14.
Арнольд Тойнби (1889-1975) является автором теориицивилизаций
(как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных
определённым периодом времени и определённой географической территорией )
Тойнби насчитал 21 цивилизацию
шумеро-аккадская вавилонская
арабоисламская
индская
минойская
православная
русская
древнеегипетская
хеттская сирийская персидская (иранская)
эллинская (греко- римская)
древнекитайская
дальневосточная японско-корейская
андская
западная
дальневосточная
китайская
юкатанская
православная
(основной массив)
Византия
майянская
индуистская
мексиканская
пять основных стимулов (вызовов), которые могут положительным
образом повлиять на успешный генезис цивилизации
Стимул
Стимул
природной
окружения
среды
стимул бесплодной
земли,
стимул новой земли
стимул удара (реакция на
нападение), стимул давления
(«форпост»), стимул ущемления
(бедность, рабство,
национальная дискриминация)
15.
максимальное число сменяющих друг другацивилизаций не превышает трех
минойская
эллинская
минойская
западная
цивилизации
православная
цивилизации
эллинская
минойская
шумерская
сирийская
индская
исламская
цивилизации
индуистская
цивилизации
16.
Цивилизация в лице творческого меньшинства можетлибо дать « ответ » и перестроиться
или погибнуть
Когда наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство
теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в
элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета
для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия.
В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию,
становится внутренним пролетариатом
Этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая
элита отвечает на это созданием универсального государства.
Внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов
(он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию).
«Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей
кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты
гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть
агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой
на гибель»
17.
Россия относится к православно-христианской цивилизациОсновной вызов, определившего ее развитие - внешнее давление
Первый вызов Россия получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый
организовал поход на славянские земли
Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации.
Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций,
заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками
Итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение
лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых
пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни
Следующий этап вызова для православной русской цивилизации - давление на Россию со
стороны западного мира, произошедшее в 17 веке
Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и
последующее создание русского флота на Балтике
Коммунистическую фаза в России «контрудар», который отбивал назад все, что со
стороны Запада было навязано России в 18 веке
Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при
создавшемся противоречии между агрессором — западной
цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями
18.
Концепция этногенеза Л.Н. ГумилеваТолчок или дрейф – этап зарождения пассионарности в этносе,
появления представителей с яркой характеристикой
Инкубационный период – этап накопления энергии пассионарности с
ее проявлениями, запечатленными в истории
Подъем – этап кипучего наростания пассионарности со всеми
вытекающими последствиями (например, захват новых территорий)
Акматическая фаза – этап наивысшего расцвета пассионарности во
всех сферах жизни этноса
Надлом – этап «пресыщения» и резкого убывания пассионарности
Инерционная фаза – этап процветания этноса без проявления
пассионарности
Обскурация – этап развития этноса, характеризуемый деградацией
Агония – этап распада этноса
Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное истребление
людей, в нее входящих
19.
0 лет (началоТолчок (дрейф)
Как правило, не отражён в истории.
отсчёта)
0—150 лет
Инкубационный Рост пассионарности. Отражен только в мифах.
период
150—450 лет
Подъем
Быстрый рост пассионарности. Сопровождается
тяжёлой борьбой и медленным расширением
территории.
450—600 лет
Акматическая
фаза (перегрев)
Колебания пассионарности около максимума,
превосходящего оптимальный уровень. Быстрое
увеличение могущества.
600—750 лет
Надлом
Резкий спад пассионарности. Гражданские войны,
раскол этнической единицы.
750—1000 лет Инерционная
фаза
Медленный спад пассионарности на уровне около
оптимального. Общее процветание.
1000—1150
лет
Обскурация
Спад пассионарности ниже нормального уровня.
Упадок и деградация. Старость этноса.
1150—1300
лет
Агония
Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз.
Быстрый распад.
1150 лет —
Гомеостаз
неопределённо
Существование в равновесии со средой.
20.
способностью идти на самопожертвованиеспособностью к достижению цели любой ценой,
кроме собственной жизни
…………………………………………………………………….
стремление к идеалу успеха
если 10% населения страны пассионарно, то это уже
революционная ситуация
«Мы устали от великих»
стремлением к «вечным» идеалам: красоте и знаниям
поиск удачи с риском для жизни
стремлением к достижению целей без риска для жизни
«Будь таким, как
мы»
Жизнь тихого обывателя
300
600
Неспособность регулировать вождления
900
1200
годы
Неспособность удовлетворять вождления
фаза подъема
скрытый
явный
акматическая
фаза
фаза
надлома
инерционная
фаза
фаза
обскурации
Мемориальная фаза
регенерации
реликтовая
21.
Индустриальное общество . Конец 19 – начало 20 века.Сформировалось в результате и в процессе развития машинного производства
Происходит своеобразное перераспределение рабочей силы
падение занятости населения в
возрастание доли занятости людей в
сельскохозяйственной сфере с
промышленности до 85 %
74-80 % до 12-15 %
Характеризуется поточным,
массовым производством
Развитием рынков
услуг и товаров
Существенный
прирост городского
народонаселения
Трудовая мобильность населения высока,
возможности социальных перемещений
практически не ограничены
Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии
22.
традиционногоиндустриального
постиндустриального
1. Отсутствие резких сдвигов в
развитии общества.
2. Преобладает идея слияния
общества с природой.
3. Приспособительный характер
деятельности.
4. Аграрно-сырьевой характер
хозяйства.
5. Преобладание общинногосударственных форм
собственности.
6. Низкий уровень социальной
мобильности.
7. Обычай, традиция - основной
регулятор социальной жизни.
8. Преобладание государства над
обществом.
9. высокая значимость религиозных
ценностей и институтов.
1. Стремление
общества
господствовать над
природой, активная
преобразовательная
деятельность.
2. Частная
собственность – основа
экономики.
3. Высокий уровень
социальной
мобильности.
4. Складывание
гражданского общества.
5. Ценность свободной
личности и ее прав.
6. Появление массовой
культуры, идет процесс
интернационализации
национальных культур.
1. Информация, знания –
главная ценность.
2. Основу экономики
составляют отрасли,
связанные с производством
и оперированием
информацией.
3. Доля продаж в сфере
информации превышает
продажи в иных сферах
экономики.
4. Преобладающее
количество работников
занято в производстве и
оперировании
информацией.
5. Создание глобальных
телекоммуникационных
сетей.
23.
ПостиндустриальноеТеория постиндустриального общества
Индустриальное общество
Д. Белл
( 1919 – 2011 )
В политической сфере –
управление отделяется от
собственности.
Центральная роль
теоретического знания.
Господствуют
плюралистическая
демократия и «меритократия»
Аграрное ( Традиционное
Доиндустриальное) общество
Основа перехода к индустриальному
обществу - две технологических революции.
Первая произошла в результате открытия
силы пара, а вторая – после начала
использования в производстве
электричества и химии.
24.
рост класса носителей знанияВ числе черт постиндустриального общества Даниэл Белл выделяет
центральная роль теоретического знания
создание новой интеллектуальной технологии
рост класса носителей знания
переход от производства товаров к производству услуг
изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие
человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится
взаимодействием между людьми)
роль женщин (женщины впервые получают надежную основу
для экономической независимости)
наука достигает своего зрелого состояния
меритократия (власть достойных)
конец ограниченности благ
экономическая теория информации
25.
Черты традиционного обществаЧерты индустриального общества
1.«Непрерывность»
исторического
процесса,
отсутствие явных граней между историческими
эпохами, резких сдвигов и толчков.
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы
между эпохами очевидны, часто это революции разных
типов.
2. Неприменимость европейской концепции линейного
прогресса к характеристике особенностей
исторического развития.
2.
Общественно-исторический прогресс достаточно
очевиден и может быть «измерен» посредством разных
критериев.
3. Тип отношений общества и природы построен не на
принципе победы над нею, а на идее слияния с
нею.
3.
Общество стремится властвовать над природой,
подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
4.
Основа экономической системы - общинногосударственные формы собственности при
слабом
развитии
института
частной
собственности.
4. Основа экономики – институт достигшей высокого
развития частной собственности. Право собственности
рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы
между социальными общностями (кастами,
сословиями) устойчивы.
5.
6. Государство подчиняет себе общество, общество
вне государства и его контроля не существует.
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое
тгражданское общество.
7. Принцип автономии свободной от государства и
социальных общностей личности отсутствует.
Человек стремится включиться в существующую
систему социальных общностей и «раствориться»
в ней.
7. Авономия, свободы и права личности закреплены
конституционно в качестве неотъемлемых и
прирожденных. Отношения личности и общества
строятся на началах взаимной ответственности.
8.
Главный регулятор общественной жизни –
традиция, обычай, следование нормам жизни
предшествующих поколений.
8.
Социальная
мобильность
населения
высока,
возможности социальных перемещений практически
неограниченны.
Важнейшими социальными ценностями признаны
способность и готовность к изменениям, новациям.
26.
ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф.ФУКУЯМЫОтражает процессы интернационализации производства, интеграции
национальных экономик, либерализации международных экономических
отношений
Все страны мира постепенно движутся к единому политическому, социальному и
экономическому строю – либеральной демократии
В конечном итоге, мир превратится в единое общество и наступит
как бы «конец истории»
Западная культура, и ценности Запада становятся чертами,
присущими и остальным странам мира (вестернезация)
27.
28.
Оппонентом концепции «конца истории» выступил С. ХантингтонПотенциальными цивилизациями, которые способны бросить вызов Западу являются :
славяно-православная ; конфуцианская (китайская) ; японская ; исламская ; индуистская ;
латиноамериканская и африканская
29.
Нам предстоит продолжение истории как множества столкновений все болеемощных и амбициозных конфликтующих цивилизаций
Стратегической победы не
произошло. Мировое
доминирование западной
идеологии лишь временное
явление
Система ценностей , признанная западом как универсальная для всего
человечества, не может нивелировать цивилизационные противоречия
Ближайшее будущее мировой истории будет
периодом столкновения цивилизаций
А так как, столкновение в будущем неизбежно, то надо предпринимать превентивные
меры уже сейчас. Приоритетом в политике быть такие действия и решения, которые
будут основываться на принципиальной установке - исключение возможности
объединения этих цивилизаций в любые совместные блоки и союзы
30.
Западу следует– обеспечивать более тесное
сотрудничество и единение в
рамках собственной
цивилизации, особенно
между ее европейской и
североамериканской частями
– обеспечить более тесные
взаимоотношения с Японией и
Россией
– интегрировать в Западную
цивилизацию те общества в
Восточной Европе и Латинской
Америке, чьи культуры близки
к западной
– предотвратить перерастание
локальных конфликтов между
цивилизациями в глобальные
войны
– ограничить военную
экспансию конфуцианских и
исламских государств
– приостановить свертывание
западной военной мощи и
обеспечить военное
превосходство на Дальнем
Востоке и в Юго-Западной
Азии
– использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях
исламских и конфуцианских стран
– поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в
других цивилизациях
– усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и
узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты
31.
Место России в структуре цивилизационной модели Хантингтонапервая фаза длилась вплоть до царствования Петра Великого
Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада
отличительные характеристики Запада как католическая религия, латинские корни
языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный
плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм практически
полностью отсутствуют в историческом опыте России. Именно в этот период и
сформировались корни Российской цивилизации
период царствования Петра Великого
В итоге Петр создал разорванную страну, часть населения которой желала полной
европеизации России (западники), а другая часть призывала отказаться от европейского
влияния и прислушаться к истинно русской душе (славянофилы)
после Большевистской революции 1917
В этот период Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного
советского будущего.
Революция позволила ей перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие,
а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете
как мы», как провозглашал коммунистический интернационал
период после распада Советского Союза
Россия перестала претендовать на роль мирового гегемона и всё ещё продолжает
оставаться разорванной страной, а западно-славянофильский дуализм до сих пор
является неотъемлемой чертой национального характера
32.
Культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические илиполитические
В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые
превратиться в бедных, а бедняки – в богачей, но русские не смогут стать
эстонцами, а азербайджанцы – армянами