Похожие презентации:
Арнольд Тойнби (1889-1975)
1.
2.
Арнольд Тойнби (1889-1975) является автором теориицивилизаций
(как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных
определённым периодом времени и определённой географической территорией )
Тойнби насчитал 21 цивилизацию
шумеро-аккадская вавилонская
арабоисламская
индская
минойская
православная
русская
древнеегипетская
хеттская сирийская персидская (иранская)
эллинская (греко- римская)
древнекитайская
дальневосточная японско-корейская
андская
западная
дальневосточная
китайская
юкатанская
православная
(основной массив)
Византия
майянская
индуистская
мексиканская
пять основных стимулов (вызовов), которые могут положительным
образом повлиять на успешный генезис цивилизации
Стимул
Стимул
природной
окружения
среды
стимул бесплодной
земли,
стимул новой земли
стимул удара (реакция на
нападение), стимул давления
(«форпост»), стимул ущемления
(бедность, рабство,
национальная дискриминация)
3.
максимальное число сменяющих друг другацивилизаций не превышает трех
минойская
эллинская
минойская
западная
цивилизации
православная
цивилизации
эллинская
минойская
шумерская
сирийская
индская
исламская
цивилизации
индуистская
цивилизации
4.
Цивилизация в лице творческого меньшинства можетлибо дать « ответ » и перестроиться
или погибнуть
Когда наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство
теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в
элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета
для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия.
В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию,
становится внутренним пролетариатом
Этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая
элита отвечает на это созданием универсального государства.
Внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов
(он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию).
«Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей
кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты
гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть
агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой
на гибель»
5.
Россия относится к православно-христианской цивилизациОсновной вызов, определившего ее развитие - внешнее давление
Первый вызов Россия получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый
организовал поход на славянские земли
Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации.
Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций,
заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками
Итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение
лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых
пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни
Следующий этап вызова для православной русской цивилизации - давление на Россию со
стороны западного мира, произошедшее в 17 веке
Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и
последующее создание русского флота на Балтике
Коммунистическую фаза в России «контрудар», который отбивал назад все, что со
стороны Запада было навязано России в 18 веке
Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при
создавшемся противоречии между агрессором — западной
цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями
6.
ТЕОРИЯ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Ф.ФУКУЯМЫОтражает процессы интернационализации производства, интеграции
национальных экономик, либерализации международных экономических
отношений
Все страны мира постепенно движутся к единому политическому, социальному и
экономическому строю – либеральной демократии
В конечном итоге, мир превратится в единое общество и наступит
как бы «конец истории»
Западная культура, и ценности Запада становятся чертами,
присущими и остальным странам мира (вестернезация)
7.
Оппонентом концепции «конца истории» выступил С. ХантингтонПотенциальными цивилизациями, которые способны бросить вызов Западу являются : славяноправославная; конфуцианская (китайская); японская; исламская; индуистская; латиноамериканская и
африканская
8.
Нам предстоит продолжение истории как множества столкновений все болеемощных и амбициозных конфликтующих цивилизаций
Стратегической победы не
произошло. Мировое
доминирование западной
идеологии лишь временное
явление
Система ценностей , признанная западом как универсальная для всего
человечества, не может нивелировать цивилизационные противоречия
Ближайшее будущее мировой истории будет
периодом столкновения цивилизаций
А так как, столкновение в будущем неизбежно, то надо предпринимать превентивные
меры уже сейчас. Приоритетом в политике быть такие действия и решения, которые
будут основываться на принципиальной установке - исключение возможности
объединения этих цивилизаций в любые совместные блоки и союзы
9.
Западу следует– обеспечивать более тесное
сотрудничество и единение в
рамках собственной
цивилизации, особенно
между ее европейской и
североамериканской частями
– обеспечить более тесные
взаимоотношения с Японией и
Россией
– интегрировать в Западную
цивилизацию те общества в
Восточной Европе и Латинской
Америке, чьи культуры близки
к западной
– предотвратить перерастание
локальных конфликтов между
цивилизациями в глобальные
войны
– ограничить военную
экспансию конфуцианских и
исламских государств
– приостановить свертывание
западной военной мощи и
обеспечить военное
превосходство на Дальнем
Востоке и в Юго-Западной
Азии
– использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях
исламских и конфуцианских стран
– поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в
других цивилизациях
– усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и
узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты
10.
Место России в структуре цивилизационной модели Хантингтонапервая фаза длилась вплоть до царствования Петра Великого
Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада
отличительные характеристики Запада как католическая религия, латинские корни
языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный
плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм практически
полностью отсутствуют в историческом опыте России. Именно в этот период и
сформировались корни Российской цивилизации
период царствования Петра Великого
В итоге Петр создал разорванную страну, часть населения которой желала полной
европеизации России (западники), а другая часть призывала отказаться от европейского
влияния и прислушаться к истинно русской душе (славянофилы)
после Большевистской революции 1917
В этот период Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного
советского будущего.
Революция позволила ей перепрыгнуть Запад, отличиться от остальных не потому, что «вы другие,
а мы не станем как вы», как утверждали славянофилы, а потому, что «мы другие и скоро вы станете
как мы», как провозглашал коммунистический интернационал
период после распада Советского Союза
Россия перестала претендовать на роль мирового гегемона и всё ещё продолжает
оставаться разорванной страной, а западно-славянофильский дуализм до сих пор
является неотъемлемой чертой национального характера
11.
12.
Социальная структураЭтническая структура
общества
Стратификационная
структура
общества
Профессионально-образовательная
структура общества
Демографическая
структура
общества
Классовая структура
общества
Поселенческая (территориальная)
структура общества
13.
СОЦИААЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫЭТНИЧЕСКИЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
КЛАССОВЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Нации, народности, национальные, этнические,
этнографические группы
Мужчины,женщины, дети, молодежь , возрастные
группы
Рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие,
предприниматели, владельцы предприятий и фирм
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
Работники определенных отраслей производства,
трудовые коллективы, фермеры, брокеры и др.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
Работники конкретных профессий, умственного и
физического труда
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
Граждане, жители штата, кантона, республики, региона,
населенного пункта
ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ
Живущие за чертой прожиточного минимума, имеющие
средние, высокие доходы
ПО ХАРАКТЕРУ
И УРОВНЮ
ОБРАЗОВАНИЯ
Не имеющие образования, имеющие различные
уровни образования
14.
Социальная структура общества(этнические формы социальных общностей
Этапы
цивилизационного
развития общества
ВАРВАРСТВО
Формационные периоды
общественного
развития
первобытнообщинный строй
Этнонациональные формы
общностей людей
РОДОПЛЕМЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОСМОГЕННАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(орудийная
технология)
рабовладельческая
и феодальная
общественноэкономические
формации
НАРОДНОСТИ
ТЕХНОГЕННАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(машинная
технология)
капиталистическая
НАЦИИ
АНТРОПОГЕННАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(информационная
технология)
и социалистическая
общественноэкономические
формации
информационнотехнологическое
общество
(территориальная и
этнокультурная
общность)
(общность территории,
языка, экономической
жизни, культуры и
психологии)
НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ
общности: суперэтносы и
мегаэтносы
15.
Основные исторические типы социальной стратификацииРабство
Раб являлся собственностью другого человека, а система законов закрепляет
статус раба
КАСТЫ
Закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и
правовым статусом
Членство в касте определяется исключительно
рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются
СОСЛОВИЯ
Социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в
праве и традициях, передаются наследственным образом
КЛАССЫ
Совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, опосредованные
доходом, престижем и властью
16.
Классовая теорияК.Маркс и В.Ленин
Место класса в исторически определенной системе общественного
производства
Роль класса в общественной организации труда
Отношение класса к собственности на средства производства
Размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
М. Вебер
Три компонента неравенства :
имущественное неравенство
неодинаковый престиж
различный объем власти
Между классами рабочих и капиталистов существует многочисленный
средний класс
17.
Социальная стратификацияЕе основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий,
ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей,
власти и влияния среди членов того или иного сообщества
П. Сорокин
три разновидности социальной стратификации
Экономическая
Вертикальная
мобильность
Политическая
Социальная мобильность —
изменение индивидом или
группой места, занимаемого в
социальной структуре
Профессиональная
Горизонтальная
мобильность
Причины
вертикальной групповой
мобильности :
войны,
революции,
иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев
стратификации в обществе и изменяют групповой статус
Функции социальной циркуляции выполняют : армия, церковь, школа,
политические, экономические и профессиональные организации
18.
Политическая элита –группа или совокупность групп, занимающих привилегированное престижное
положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с
использованием государственной власти
Общество делится на класс
правящих и класс
управляемых
Элита – это люди, способные к управлению
другими людьми, они обладают моральным,
материальным, интеллектуальным
превосходством
Главный признак элит –
оказание постоянного влияния
на принятие политических
решений
Кроме правящей элиты образуется
оппозиционная элита – «контрэлита», она
стремиться к власти, и когда наступает упадок
правящего класса, происходит смена элит
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА ПО М. ВЕБЕРУ
Традиционное лидерство, основано на традициях (вожди племен, монархи)
ПРИВЫЧКА
Рационально-легальное лидерство – лидерство, осуществляемое на основе и в
рамках законов, принятых современным демократическим обществом
РАЗУМ
Харизматическое лидерство - основывается на вере в необыкновенные,
выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога»
ВЕРА
19.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМАИнституциональный
(государство, партии, органы
власти, общественные движения)
Коммуникативный
(политические отношения по
поводу государственной власти ;
связь между политической
системой в целом и обществом)
Политическая система общества -
это совокупность организаций и
учреждений, осуществляющих
государственную власть и
управляющих делами общества
Культурно- идеологический
(политические идеи, взгляды,
политическая культура,
политические идеологии)
Нормативный
(политические нормы: обычаи и
традиции; правовые;
корпоративные; моральныерегулируют политические
отношения)
20.
Функции политической системыКонверсии
преобразования общественных требований в политические решения
Адаптации
приспособления политической системы к изменяющимся условиям
общественной жизни
Мобилизации
аккумуляция людских и материальных ресурсов (денежных средств,
избирателей и т.д.) для достижения политических целей
Охранительная функция
защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей
и принципов
Внешнеполитическая
установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими
государствами
Консолидирующая
согласование коллективных интересов и требований различных социальных
групп
Распределительная
создание и распределение материальных и духовных ценностей
21.
В областираспределения
благ и услуг
Функционирование
политической системы
по Д. Истону СРЕДА
СРЕДА
Регулирование
поведения людей
Регулировычные
требования
В сфере
коммуникации и
информации
В
В
ы Решения
х и
О действия
Х
О
Материальная
Д
Соблюдение
законов, уважение
к власти
поддержка
Участие в
политической
жизни
СРЕДА
Внимание к
официальной
информации
Распределение
товаров и услуг ,
привилегий и
возможностей
Д
Производство
политических
символов, ценностей
и т.д
СРЕДА
Обратная связь
22.
ГОСУДАРСТВО:ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ
Признаки
Территория
Публичная власть
Суверенитет
Право сбора налогов
Монополия на
легитимное насилие
Функции
Политическая
Экономическая
Социальная
Стабилизационная
Культурная
Правотворческая
Экологическая
Идеологическая
Оборонная
Формы
1.Формы правления
2. Формы
государственного
устройства
3. Типы
политического
режима
(демократический,
авторитарный,
тоталитарный
23.
Устойчивость государства• Население
и его
национальный
характер
• Национальная
мораль
(степень
поддержки
населения)
Географическое
положение
Военный
потенциал
• Качество
правительства
Естественные
ресурсы
Промышленные
возможности
• Качество
дипломатии
24.
Гражданское общество –это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах
человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных
негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, центры,
клубы, союзы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и
совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических,
социальных, духовных, религиозных и других
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ
Включает в себя
разнообразие активных,
самодеятельных
индивидов и
социальных групп,
обладающих
значительными
экономическими и
политическими правами
и способных эти права и
свободы реализовать на
практике
СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ
И УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
В ее состав входят: семья,
община, кооперативы,
акционерные общества,
религиозные сообщества,
общественные движения
и организации,
система
негосударственных СМИ,
профсоюзы, клубы по
интересам
и т.д.
Ее структуру определяют
ценности гражданского
общества, существующие
и как фундаментальные
теоретические труды
и как социальнопсихологические
образования,
регулирующие поведение
общества