Похожие презентации:
Модерн. Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926)
1. Модерн
2. Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926)
• Один из наиболее яркихпредставителей стиля модерн в русском
и европейском зодчестве
• Строил частные особняки, доходные
дома, здания торговых фирм, вокзалы.
В Москве есть целый ряд
замечательных произведений Шехтеля.
Лейтмотивом образных концепций
Шехтеля было чаще всего
средневековое зодчество, романоготическое либо древнерусское.
Западное Средневековье с налётом
романтической фантастики доминирует
в первой крупной самостоятельной
работе Шехтеля — особняке С.Т.
Морозова (1883).
3.
Франц-Альберт (Фёдор) Шехтельродился 7 августа 1859 года в СанктПетербурге. Его отец был инженеромтехнологом, а мама Дарья Карловна купчихой из семьи саратовских купцов
Жегиных. Позднее она работала
экономкой у Третьякова. У Шехтеля
также было ещё два брата и три
сестры.
4. Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца
5.
Детство он провёл в Саратове. Его отец раноумер и положение семьи было почти
бедственным. Шехтель окончил
Тираспольскую католическую гимназию,
учился в Строгановском училище, но не
окончил его, и был отчислен за плохую
посещаемость.
6.
После этого работалархитекторским помощником у
известных московских зодчих
конца XIX века А.Каминского и
К.Терского. Он участвовал в
проектировании театра
"Парадиз" (Театр им.
Маяковского) на Большой
Никитской, составив проект
фасада этого здания.
А. Каминский
7.
8.
Под влиянием Каминского – знатокарусского и западных средневековых
стилей - у Шехтеля возник интерес к
средневековому зодчеству, который
вскоре нашел отражение в его работах.
Не без влияния Каминского развился и
колористический дар Шехтеля – одного
из самых замечательных мастеров
цвета в архитектуре.
9. Дом Щапова. Возможно, первая самостоятельная постройка Ф. О. Шехтеля. Немецкая (Бауманская) улица.
Дом Щапова.Возможно, первая самостоятельная постройка
Ф. О. Шехтеля. Немецкая (Бауманская) улица.
10.
• С конца 1870-х годов Шехтель началработать самостоятельно. Архитектура
была на время оставлена - он
иллюстрировал и оформлял книги,
журналы, рисовал виньетки, адреса,
театральные афиши, обложки для нот,
меню торжественных обедов,
сотрудничал с сатирическими
журналами "Будильник" и "Сверчок".
11.
• Вместе со своим приятелем по училищуНиколаем Чеховым (братом Антона
Павловича), Шехтель писал иконы и
создавал эскизы монументальных
росписей. Именно Шехтель оформил
виньетками первый сборник Чехова
"Пёстрые рассказы».
12.
• Особое место в творчестве молодогоШехтеля занимает работа театрального
художника. Он создал костюмы и эскизы
декораций, помогал знаменитому
декоратору Большого театра К.Вальцу –
большому любителю красочных
зрелищ.
13.
• Вместе с тем он работал ив народном театре
"Скоморох", оформлял
народные гуляния.
Забавно, что свою карьеру
антерпренёр "Скомороха"
Лентовский начинал в
"летнем театре городского
"Сада Шехтель" в
Саратове,
принадлежавшему дяде и
отцу Федора Осиповича.
М.В. Лентовский
14.
• В мае 1883 года он выступил оформителемпоставленного Лентовским в рамках
коронационных торжеств аллегорического
шествия «Весна-Красна» — Шехтелем были
придуманы сказочные персонажи, костюмы и
бутафория. Шествие имело большой успех, и
в том же году Лентовский издал эскизы к
шествию в виде отдельного альбома,
обложка которого была оформлена также
Шехтелем.
15.
16.
• В 1887 г. Шехтель женился на своейкузине Наталье Тимофеевне, чей отец купец Т.Жегин - был известный меценат
и друг Третьякова.
17.
18.
• Постепенно Шехтель возвратился кархитектуре. Уже в середине 1880-х
годов по его проекту велась застройка
имений Кирицы и Старожилово в
Рязанской губернии, строились
загородные дома в Московской и
Ярославской губерниях, отделывались
интерьеры московских особняков
19. Кирицы. «Замок» Сергея Павловича фон Дервиза (старшего сына Павла Григорьевича, строителя железных дорог)
20.
• Архитектура кирицкого дворца ещедалека от модерна, к которому
архитектор придет в процессе долгих
исканий и опытов. По мнению
Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее
русский неоромантизм, воспринятый
через призму европейского
средневековья.
21. Старожилово. Усадьба Павла Павловича. фон Дервиза (младшего брата)
22.
• Вероятно, после окончания строительства старшимбратом Сергеем дворца в Кирицах, Павел Дервиз
пригласил тогда молодого архитектора Федора
Шехтеля в своё имение (конец 1880-х гг.), где решил
устроить конезавод.
• Стержневой постройкой в ансамбле является манеж.
Кирпичные службы, разные по высоте и
конфигурации, формирующие небольшой городок,
группируются в стороне от него.
• Здесь же высится двухэтажный красно - кирпичный
господский дом с контрастирующими декоративными
деталями, выложенными из более светлого палевого
кирпича. Дом достаточно скромен и непритязателен
по архитектуре. Здесь напрочь отсутствует кирицкая
изменчивость, подвижность, многоликость, и
преобладают регулярные ритмы и статика.
23.
24.
• Павел Павлович был так же, как его отец, знаменитсвоими «чудачествами». Вчерашний блестящий гусар
и дамcкий любимец, а ныне помещик и крупнейший
конезаводчик, которого искренне любили его
крестьяне и работники, он... сдал экстерном
экзамены за весь курс математического факультета и
стал преподавать математику в им же учрежденной
гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия
Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже
шла в России Гражданская война, а сам Павел
Павлович к тому времени носил другую фамилию –
Луговой. (Как и многие русские немцы, он в годы
германской войны счел непатриотичным носить
немецкую фамилию и сменил ее на русскую.) Он, как
и отец, страстно любил искусство – оперу и
живопись. В своем самодеятельном театре не только
ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел
в них главные партии.
25.
• Когда начались «эксцессы» всякого рода (все-таки1919 год), его предупредили об опасности верные
старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения.
Попал в Петроград, но там его арестовали,
отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и
многие его «братья по классу», но за него вступились
перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что
сам Ленин выписал ему своего рода охранную
грамоту.
• В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в
деревне Максатиха нынешней Тверской области, где
стал работать сельским учителем. Там же и умер в
1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней
трудясь над собственным учебником математики.
26.
27. Существенное место в начале творческого пути Ф. О. Шехтеля занимало также проектирование церковных построек
Существенное место в начале творческого путиФ. О. Шехтеля занимало также проектирование
церковных построек
Часовня при Соборе Святых Петра и Павла (Старосадский переулок)
28.
• В конце 1880-х — начале 1890-х годовпо проектам Шехтеля были
осуществлены также две усадебных
постройки в селе Великом Ярославской
губернии — дом А. А. Локалова и
П. Д. Иродова, деревянный загородный
дом В. А. Шилова в Пруссах Московской
губернии, усадьба князя Л. С. Голицына
в Судаке и винные склады в имении
Г. К. Ушкова в Форосе.
29. Усадьба А.А. Локалова (с. Великое, Гаврилов-Ямский р-н Ярославской обл.)
30. Дача Саввы Морозова на реке Киржач (не сохранилась)
31. 1889 Собственный дом Ф. О. Шехтеля на Петербургском шоссе (ныне в р-не домов 10-12 по Ленинградскому проспекту)
1889 Собственный дом Ф. О. Шехтеля наПетербургском шоссе (ныне в р-не домов 10-12
по Ленинградскому проспекту)
32.
Настоящий успех приходит к нему после того,как он построил несколько дач и особняков
для известной семьи Морозовых (в
частности, особняк Зинаиды Морозовой на
Спиридоновке, в оформлении которого
Шехтелю помогал тогда ещё малоизвестный
Михаил Врубель, и "готический замок" Ивана
Морозова в Петровском парке). Морозовы не
скупились на средства и предоставили
художнику практически полную творческую
свободу.
33.
• В 1893 году Шехтель получил дипломтехника-строителя и окончательно
решил посвятить себя архитектуре.
Любопытно, что Фёдор работал в двух
разных стилях - "русском" и
"готическом".
34.
• Но главный принцип Шехтеля - зданиене должно быть скучным и его
невозможно рассмотреть с одной точки,
оно должно меняться, пока ты идёшь по
нему..
35.
• Современники называли его настоящим"певцом прекрасного". Он насыщал
свои здания интересными деталями,
умел создать ощущение гармонии,
спокойствия и уюта. Ведь дом, по
мнению Шехтеля, создан в первую
очередь не для того, чтобы производить
впечатление, а для жизни.
36. 1895-1898 Внутренняя отделка главного дома А. В. Морозова (Подсосенский переулок)
1895-1898 Внутренняяотделка главного дома
А. В. Морозова
(Подсосенский переулок)
37.
• Характерно, что так же внимательно, как кстроительству самых ответственных заказов,
он относится к собственному дому в
Ермолаевском переулке.
• Над его входом, как символ наступивших
художественных перемен, была помещена
выразительная мозаика. Она метафорически
изображала неумолимую динамику жизни —
рождение, расцвет и смерть — в виде бутона,
расцветшего и увядшего цветков ириса на
золотом фоне.
38.
39.
• Для московских коронационныхторжеств 1896 г. по проекту архитектора
был построен царский павильон на
станции Одинцово, оформлена
площадь Тверской заставы, павильон
города на Триумфальной площади.
40. Павильон на Триумфальной площади
41.
Весной 1900 года Шехтель подготовил проект
здания типографии А.Левенсона в
Трёхпрудном переулке, выдержанный в
формах любимой им готики, но уже в конце
года, когда завершается постройка этого
сооружения, он создал внутреннюю лестницу
в совершенно иной манере. В творчестве
художника произошел резкий поворот в
сторону модерна.
42.
• Возможно, сказалось влияние ВсемирнойПарижской выставки, которая дала
творческий импульс многим художникам и на
которой Шехтель был награждён серебряной
медалью. В любом случае, считается, что
работы Шехтеля - это классика московского
модерна. А самое известное здание Фёдора
Осиповича, выполненное в этом стиле особняк Рябушинского.
43.
44.
Он был построен по принципу спирали и совмещал в
себе достижения Ар Нуво с русской архитектурной
традицией.
В 1901 году Фёдор Осипович был удостоен звания
академика Санкт-Петербургской Академии
художеств.
Одно из самых известных зданий, построенных
Шехтелем в этот период в любимом "псевдорусском"
стиле - Ярославский вокзал. В нём творчески
переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро
использованы керамика и лепнина.
45. Ярославский вокзал в Москве
• К русскому модерну близок«неорусский стиль». Но в отличие от
эклектики предшествующего периода,
архитекторы не копировали отдельные
детали, а стремились постичь сам дух
Древней Руси. Таково здание
Ярославского вокзала работы
Шехтеля на площади Трех вокзалов в
Москве.
46.
• В здании сочетаются массивные кубическиеграненые и цилиндрические башни, полихромные
изразцы. Оригинально шатровое завершение левой
угловой башни. Кровля гиперболически высока и
сочетается с «гребешком» наверху и нависающим
козырьком внизу. Создается впечатление гротесковой
триумфальной арки.
47.
48.
49.
• Тогда же архитектор перестроил зданиеХудожественного Театра, именно
благодаря Шехтелю (развившему здесь
орнаментальные достижения Климта)
МХТ обретает свой фирменный дизайн.
50. Здание Московского Художественного Академического театра (МХАТ)
• В 1902 году Шехтель перестроил староездание театра в Камергерском
переулке. Это здание МХАТа.
• Шехтель сконструировал сцену с
вращающимся полом, осветительные
приборы, мебель из темного дуба. По
замыслу Шехтеля оформлен и занавес
со знаменитой белой чайкой.
51.
52.
53. Украшение фасада – горельеф «Пловец» (Автор – А.С. Голубкина)
54.
55.
• В первые годы 20 в. Шехтель пробуетсоздавать здания в различных архитектурных
стилях: простота и геометризм форм
характерны для доходного дома
Строгановского Художественно—
промышленного Училища (1904— 1906)
• соединение приёмов модерна с идеями
рационализма определили и облик таких
произведений мастера, как Типография П. П.
Рябушинского "Утро России" и дом
Московского Купеческого Общества.
56.
57.
• До революции Шехтель создал рядзначительных построек, в том числе в
стиле "рационального модерна" - со
строгим и скупым, но выразительным
декором. Кинотеатр "Художественный"
на Арбатской площади - прекрасный
образец этого стиля.
58.
59. Особняк Патрикеева в Космодемьянском (ныне Москва, Правобережная ул.) 1907-1908
60.
• Федор Осипович работал он не только в Москве,данью памяти Чехова стали выстроенные по проекту
Шехтеля библиотека и музей писателя в городе
Таганроге. Интересны также его "духовные" работы,
например, старообрядческая Белокриницкая церковь
Троицы со сторожкой в Балакове Самарской
губернии, построенная по заказу купцов братьев
Мальцевых и выполненная всё в том же
"псевдорусском" (или неорусском) стиле, или совсем
другая - в византийском стиле - Спасская церковь в
Иваново-Вознесенске.
61.
Спасская церковь вИваново-Вознесенске
62.
Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог63. 1909-1913 Особняк Сурошникова в Самаре
64. 1916 Храм святителя Николая у Соломенной Сторожки (разрушен в 1960х, воссоздан в 1997 в 300м от первоначального
местонахождения)65.
• В 1914 году, после начала Первоймировой войны, Шехтель перешёл в
православие и принял имя Фёдор.
Шехтель был далёк от политики, и
после революции продолжил свою
творческую деятельность. Но
значительных произведений больше не
создал, большинство его замыслов
оказалось нереализованными.
66.
• В 1918 году особняк Шехтеля для былнационализирован, а зодчий с семьёй
выселен. Он скитался по разным
квартирам, пока не нашел пристанище у
своей дочери, Веры Фёдоровны
Шехтель (Тонковой).
67.
Всего у Шехтеля было две дочери и двасына. Внук Шехтеля - эстрадный артист
Вадим Тонков, больше известный как
Вероника Маврикиевна.
68.
69. В 1923 г. в рамках деятельности Комиссии по сооружению памятника Островскому, Шехтелем был составлен проект подземных
сооружений иархитектурной части памятника. Архитектурностроительные работы по возведению постамента
были выполнены уже после смерти Шехтеля в
1926—1929 годах архитектором И. П. Машковым.
70. В 1923 году был также выполнен проект памятника 26-ти бакинским комиссарам
71. Составленный Ф. О. Шехтелем в 1924 году в связи со смертью В. И. Ленина конкурсный проект Мавзолея имеет вид египетской
Составленный Ф. О. Шехтелем в 1924 году в связисо смертью В. И. Ленина конкурсный проект
Мавзолея имеет вид египетской пирамиды
72.
• С 1 декабря 1924 года Шехтель состоял в должностизаведующего архитектурным подотделом при
Государственном Днепровском строительстве —
проектной организации ДнепроГЭСа.
• К марту следующего года зодчим был выполнен
проект плотины электростанции, велась разработка
вариантов плотинных башен, шлюзов, мостов, других
сооружений и конструкций.
• В мае 1925 года Ф. О. Шехтель уволился из штата
Днепростроя по состоянию здоровья, однако
договорился о продолжении проектирования ГЭС по
отдельным соглашениям. В октябре здоровье Фёдора
Осиповича ухудшилось настолько, что он вынужден
был провести полгода в постели, практически не
работая и оставшись без средств к существованию.
• Шехтель смог вернуться к выполнению чертежей по
заданиям Государственного Днепровского
строительства лишь в апреле 1926 года
73.
74.
Умер Шехтель 7 июля 1926 года. Он былпохоронен на Ваганьковском кладбище.
75.
76. Особняк Зинаиды Григорьевны Морозова на Спиридоновке
77.
• Особняк Зинаиды Морозовой — роскошныйособняк жены Саввы Тимофеевича Морозова,
Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту
Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17.
Впоследствии принадлежал Рябушинским.
• Особняк был построен в 1893—1898 годах богатым
промышленником и меценатом Саввой Морозовым
для своей жены Зинаиды на том участке, где в
1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта
И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в
1893 году его не приобрёл Морозов.
78.
• Архитектурный проект Шехтеля эклектичен, нопреобладают в нём черты английской неоготики.
Над украшением интерьеров работал художник
Михаил Врубель. Стили внешнего и внутреннего
оформления очень разнообразны и включают
элементы ренессанса, рококо, ампира. Само здание
украшено горельефами, витражами. Про особняк
ходила в Москве едкая эпиграмма:
• Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.
79.
• После самоубийства мужа в 1905 году Зинаидарешила продать дом. Она говорила, что дух Саввы
не дает ей житья в этом доме и что якобы по
ночам в кабинете Морозова перемещаются
предметы на столе, слышатся его покашливания
и шаркающая походка. В итоге дом был куплен за
870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой
Михаилом Рябушинским, который хотел жить рядом с
братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин
поселился тут вместе с женой, артисткой балета
Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
80.
• Рябушинский украсил дом шедеврамиимпрессионистов, китайскими и
японскими акварелями, а также картинами
Васнецова, Серова, Репина, Врубеля,
Малявина, Богаевского. По его заказу в
1912 году Константин Богаевский для
Большой гостиной создал три панно. Они
назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в
каком-то смысле являлись продолжением
цикла, выполненного Врубелем для Малой
гостиной — «Утро», «Полдень» и «Вечер».
81.
• В 1929 году дом был передан Наркоматуиностранных дел.
• Во времена работы А. А. Громыко на посту
министра иностранных дел им было дано
распоряжение о восстановлении облика
дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в
которых проводят приёмы западные страны.
Была проведена масштабная реставрация,
которая длилась около 10 лет.
82.
• Здесь в 1996 году проходила встреча«Большой восьмёрки». Сейчас это дом
приёмов МИД России, и особняк закрыт
для посещений, но в последние годы
здание участвует в проведении Дня
исторического наследия Москвы и Дня
музеев, и в эти дни возможно
посещение.
83.
84.
• Этот же особняк считается одним из прообразовособняка булгаковской Маргариты:
Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем
занимали весь верх прекрасного особняка в саду в
одном из переулков близ Арбата. Очаровательное
место! Всякий может в этом убедиться, если
пожелает направиться в этот сад. Пусть
обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу
-- особняк еще цел до сих пор.
Обратите также внимание на большое окно второго
этажа, из которого вылетела Маргарита.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105. Особняк Рябушинского (1900-1902) на Малой Никитской
Особняк Рябушинского (19001902) на Малой Никитской• Одно из наиболее значительных
произведений мастера. Он решен в
принципах свободной асимметрии: каждый
фасад самостоятелен. Здание построено как
бы уступами, оно нарастает, подобно тому как
нарастают органические формы в природе.
Формы особняка Рябушинского впервые в его
творчестве были полностью освобождены от
реминисценций исторических стилей и
представляли собой интерпретации
природных мотивов.
106. Особняк Рябушинского на Малой Никитской
107.
• Подобно растению, пускающему корни иврастающему в пространство, вырастают
крыльца, эркеры, балконы, сандрики над
окнами, сильно выступающий карниз. При этом
архитектор помнит, что строит частный дом –
подобие маленького замка. Отсюда ощущение
монолитности и устойчивости. В окнах –
цветные витражи.
108.
• Здание опоясано широким мозаичнымфризом с изображением стилизованных
ирисов. Фриз объединяет разнохарактерные
фасады. Извивы прихотливых линий
повторяются в рисунке фриза, в ажурных
переплетах оконных витражей, в узоре
уличной ограды, балконных решеток, в
интерьере. Мрамор, стекло, полированное
дерево – все создает единый мир как бы
смутного спектакля, наполненного
символическими загадками.