Похожие презентации:
Федор Шехтель (1859-1926)
1.
Федор Шехтель(1859-1926)
Русский архитектор стиля модерн
2022г.
2.
ФёдорО́сипович
Ше́хтель
(Франц-Альберт
Шехтель) 26 июля (7 августа) 1859 — 7 июля — русский
архитектор, живописец и график, сценограф. Один из
наиболее ярких представителей стиля модерн в
русском и европейском зодчестве, принадлежит к
числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий.
Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Являясь
прославленным русским зодчим, Шехтель так и не
получил диплом архитектора.
«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и
удовлетворяет и делает более или менее
счастливым; я уверен, что без работы я был бы
никуда не годен — как часы, не заводимые
аккуратно и постоянно».
Из письма Федора Шехтеля А.Чехову,
15 марта 1893 года
3.
Шехтель создавал архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружалитеатры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр
«Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой
архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.
В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них
он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора.
Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных
магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор
совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали
со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.
4.
Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династииМорозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке
Киржач для Саввы Морозова, усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском
для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды
Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний
Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.
5.
Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись чертынового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые
площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать
множество заказов. Одно из первых — типография для «Товарищества
скоропечатни Александра Левенсона» — было выдержано в готическом стиле, а
его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский
облик получили и последующие постройки — торговые дома Матвея Кузнецова и
Василия Аршинова.
6.
Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви,театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов —
особняк московского миллионера Степана Рябушинского. Светлый особняк
украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания
подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где
каждая деталь была произведением искусства.
Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня — МХТ имени
Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку
помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха,
орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледнорозовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все — от мельчайших деталей
отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.
7.
Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля сталияркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал
современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и
металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич.
Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а
«изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать
постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей
хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке
зданий и интерьерам.
8.
«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизмнашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего.
<…> Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и
отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того
большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный
зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и
замыслов».
Давид Аркин, архитектурный критик
Архитектор молодой страны советов
Бюст Ф. Шехтеля у Ярославского вокзала
9.
В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств. В этот периодсреди работ архитектора появились дома в новых стилях — неоклассическом и
неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в
постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные
здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть
была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли
постройку декоративные элементы в стиле модерн — кованые детали, мозаика и
растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения
гербов городов, которые связала железная дорога — Москвы, Архангельска и
Ярославля.
10.
После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новойжизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и
заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк
Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным
квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем
Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных
сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ
— центральном органе, который управлял наукой, — преподавал во ВХУТЕМАСе,
был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.
11.
В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтельсоздавал новые проекты — Мавзолея Ленина, Болшевского оптического
завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов
построили только павильон Туркестана на Всероссийской
сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил
архитекторами при ДнепроГЭСе.
Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не
получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор
в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.
Павильон
Туркестанской
республики
Строительство
ДнепроГЭС 1928-1931г.г.