3.22M
Категория: МузыкаМузыка

Модест Петрович Мусоргский

1.

Модест Петрович
Мусоргский

2.

«Художник верит в будущее, потому что
живет в нем».
— М. Мусоргский

3.

Мусоргский - русский
композитор
Модест Петрович
Мусоргский
(
21.03. 1839 — 28.03. 1881
)— русский композитор,
член «Могучей Кучки» .

4.

5.

6.

Один из величайших русских композиторов, чьё
творчество повлияло на дальнейшее развитие
отечественной музыки. За свою недолгую жизнь,
Мусоргский создал 5 опер (4 из них не окончены), ряд
симфонических сочинений, циклы вокальной и
фортепианной музыки, множество романсов и хоров.
Мусоргский настойчиво воспевал в своём творчестве
национальные черты, народность, глубочайший
реализм, но самобытность композитора, при жизни, не
была признана. В настоящее время его оперы «Борис
Годунов» и «Хованщина» являются признанными
шедеврами мирового музыкального театра, и ставятся
в лучших театрах России и мира, а циклы
фортепианной и вокальной музыки исполнялись и
исполняются выдающимися музыкантами.

7.

Биография
Отец Мусоргского происходил из
старинного дворянского рода Мусоргских.
До 10-летнего возраста Модест и его
старший брат Филарет получали домашнее
образование. В 1849 году, переехав в
Петербург, братья поступили в немецкое
училище Петришуле. В 1852 году, не
окончив училища, Модест поступил в
Школу гвардейских подпрапорщиков, где
благодаря законоучителю отцу Крупскому
«глубоко проник в самую суть» греческой,
католической и протестантской церковной
музыки. Окончив школу в 1856 году,
Мусоргский недолго служил в лейбгвардейском Преображенском полку (в эти
годы познакомился с А. С. Даргомыжским),
потом в главном инженерном управлении,
в министерстве государственных имуществ
и в государственном контроле.

8.

К моменту вступления в музыкальный кружок
Балакирева Мусоргский был великолепно
образованным и эрудированным русским офицером
(свободно читал и изъяснялся на французском и
немецком языках, разбирал латынь и греческий) и
стремился стать, как он сам выражался,
«музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского
обратить внимание на музыкальные занятия. Под его
руководством Мусоргский читал оркестровые
партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и
форму в сочинениях признанных русских и
европейских композиторов, развивал в себе навык
их критической оценки.

9.

Игре на фортепиано Мусоргский учился (с 1849) у
А. А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы
обладая красивым камерным баритоном, он охотно
пел на вечерах в частных музыкальных собраниях.
В 1852 г. в Санкт-Петербурге вышла первая
публикация композитора — фортепианная полька
«Подпрапорщик». В 1858 г. Мусоргский написал два
скерцо, из которых одно было инструментовано им
для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте
Русского музыкального общества, под управлением
А. Г. Рубинштейна.

10.

Работу над крупной формой Мусоргский начал с
музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил
её (один хор был исполнен в концерте
К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в
числе других произведений композитора).
Следующие большие замыслы — оперы по
роману Флобера «Сала́мбо»[8] (другое
название — «Ливиец») и на сюжет «Женитьбы»
Гоголя — также не были реализованы до конца.
Музыку из этих набросков Мусоргский
использовал в своих позднейших сочинениях.

11.

Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по
одноимённой трагедии А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до
конца. В октябре 1870 г. окончательные материалы были
представлены композитором в дирекцию Императорских
театров. 10 февраля 1871 г. репертуарный комитет,
состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал
оперу без объяснения причин[9]; по сообщению Э. Направника
(который был членом комитета), причиной отказа от
постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»[10].
Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра
в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй
редакции оперы, в драматургию которой композитор был
вынужден внести значительные изменения.

12.

Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил
два первых акта, а также для третьего акта
несколько сцен: Сон Парубка (где использовал
музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой
горе», сделанную ранее для неосуществленной
коллективной работы — оперы-балета «Млада»),
Думку Параси и Гопак.

13.

Последние годы
В 1870-е годы Мусоргский
болезненно переживал
постепенный развал
«Могучей кучки» —
тенденцию, которую он
воспринял как уступку
музыкальному
конформизму, малодушие,
даже измену русской идее:

14.

Эти переживания непризнанности и «непонятости»
получили выражение в «нервной лихорадке»[11],
усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как
следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский
не имел обыкновения делать предварительные
наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё
обдумывал, сочинял и записывал набело
совершенно готовую музыку. Эта особенность его
творческого метода, помноженная на нервную
болезнь и алкоголизм, и послужила причиной
замедлившегося процесса создания музыки в
последние годы его жизни.

15.

«Без знамени, без желаний, не видя и не
желая видеть вдаль, корпят они над тем, что
давно сделано, к чему их никто не зовет...
Могучая кучка выродилась в бездушных
изменников; «бич» оказался детской
плёточкой.».
— Письмо В. В. Стасову, 19-20.10.1875

16.

Одно из последних публичных выступлений
Мусоргского состоялось на вечере памяти
Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля
1881 г. Когда перед публикой вынесли
окаймлённый трауром портрет великого
писателя, Мусоргский сел за рояль и
сымпровизировал похоронный колокольный
звон. Эта поразившая присутствующих
импровизация была (по воспоминаниям
очевидца) его «последним „прости“ не только
усопшему певцу „униженных и оскорблённых“,
но и всем живым»

17.

Мусоргский умер в Николаевском военном
госпитале в Петербурге, куда был помещён
13 февраля после приступа белой горячки.
Там же за несколько дней до смерти Илья
Репин написал единственный
прижизненный портрет композитора.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском
кладбище Александро-Невской лавры. В
1935—1937 годах в связи с реконструкцией
и перепланировкой так называемого
Некрополя мастеров искусств , площадь
перед лаврой была существенно расширена
и соответственно линия Тихвинского
кладбища была перенесена. При этом на
новое место советская власть переместила
только надгробия, могилы же закатали
асфальтом, в том числе и могилу
Мусоргского[15]. На месте захоронения
Модеста Петровича ныне находится
автобусная остановка
Смерть
English     Русский Правила