Похожие презентации:
Архитектура как вид искусства: определение, основные задачи и понятия
1.
АРХИТЕКТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА:определение, основные задачи и понятия.
Архитектура как вид искусства относится к
изобразительному искусству и стоит в одном
ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при
этом, в отличии от живописи и скульптуры,
архитектура является функциональной и
необходимой.
2.
Строительство относится к наиболее древнимвидам человеческой деятельности, а это значит,
что уже много тысячелетий тому назад
закладывались основы архитектуры. Слово
«архитектура» происходит от греческого слова
«architecton», что значит «главный строитель».
3.
Архите́ктор —квалифицированный
специалист, который на
профессиональной основе
осуществляет архитектурное
проектирование (организацию
архитектурной среды),
включая проектирование
зданий, в том числе разработку
объёмно-планировочных и
интерьерных решений.
4.
Архитектура как вид искусства лежит на стыкесобственно искусства и науки.
5.
• физика• химия
• математика
(особенно
геометрия)
эстетическое чутье
умение видеть
чувствовать
понимать и создавать
красоту
• умение схватывать
прекрасное в
окружающих предметах
и явлениях
6.
Архитектура — это наука и искусствопроектирования и строительства.
Архитектура – это система зданий и
сооружений, являющая собой художественно
организованное пространство.
АРХИТЕКТУРА = ЗОДЧЕСТВО
АРХИТЕКТОР = ЗОДЧИЙ
7.
Специфика архитектуры как вида искусства:1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной
сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и
практическую.
ПРОЧНОСТЬ
ПОЛЬЗА (функциональное
назначение)
КРАСОТА (создание
художественного образа)
Единство и гармония этих трёх
факторов и создаёт архитектуру.
Марк Витру́вий Поллио́н (I век до н. э.) —
римский архитектор и механик, учёныйэнциклопедист
8.
Архитектура — это и художество, и инженерия, истроительство, требующее огромного сосредоточения
коллективных усилий и материальных средств.
9.
2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотядля ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым
взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.
3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными
измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер,
внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной
художественной логикой.
10.
4) Архитектура тяготеет к комплексности. Ее сооружения искусновписываются в естественный (природный) или урбанистический
(городской) пейзаж.
5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а
носит выразительный характер. Она не изображает действительность,
а выражает какие-либо абстрактные идеи.
6) Архитектура тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло
отражает эпоху и одновременно создает свой стиль.
11.
Гостиница «Космос» г.Москва,70-ые годы
12.
«Хрущевки», 60-ые годы13.
Разновидности архитектуры:1.Архитектура объемных сооружений. Включает в себя жилые дома,
общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие)
промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)
2. Ландшафтно-парковая архитектура. Этот вид архитектуры связан с
организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и
парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами,
лестницами.
3. Градостроительство. Градостроительная деятельность - деятельность
в градостроительном планировании организации и развития территорий
и населенных пунктов, определении видов градостроительного
использования территорий, комплексном проектировании городских и
сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс
формирования градостроительного пространства.
14.
Материал архитектуры – дерево, камень (гранит,мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло,
железо и бетон.
15.
Задачи архитектуры:Главная задача архитектуры – поиск оптимальной
взаимосвязи функции и формы.
Организация
внутреннего
пространства
и
определяет
характер
функционального
использования архитектурного сооружения, а
значит его человеческую полезность.
Поиска
гармоничного
единства
функции,
конструкции и формы.
КРАСОТА
ПОЛЬЗА
ПРАКТИЧНОСТЬ
16.
Функция, конструкция, форма – три составляющие единогоархитектурного произведения, которые и определяют три
основные группы его характерных качеств:
– функциональные (удобство, польза);
– конструктивные (прочность, экономичность);
– эстетические (красота, художественный образ, выражающие
идейное содержание).
От функционального назначения (жилое, общественное или
промышленное здание) зависит тип архитектурного сооружения,
его композиционное решение: количество, состав помещений в
нем, их взаимное расположение и размеры.
17.
http://arzamas.academy/materials/49918.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ —специфическая для искусства форма отражениядействительности и выражения мыслей и чувств художника.
В архитектуре художественный образ имеет большое значение. Прежде всего это
архитектурный облик какого-то конкретного здания, будь то жилой дом,
площадь, храм, мост, школа, офисное здание, театр, музей или еще какое-то
учреждение.
Художественный образ в архитектуре каждого здания должен быть
эмоциональным и впечатляющим. Одна из целей архитектуры как вида
искусства — вызывать определенный эмоциональный настрой, оказывать
впечатление. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и
отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми,
легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше
настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости
или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное
настроение.
19.
Следует отметить, что в различные эпохи у мастеров и наблюдателей былиразличные вкусы и представления о красоте. Античная архитектура была
совершенно чужда египетской, средневековая — античной, архитектура эпохи
Возрождения — средневековой и т. п. Тем не менее взгляд современного человека
может найти эстетику при виде зданий каждой из конкретных эпох.
20.
21.
22.
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА:1. Воображение: умение в знакомом и привычном
увидеть то, что вызовет у зрителя ответные
чувства.
2. Материалы.
3. Единство внешней и внутренней формы.
4. Связь с окружающей природой
23.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА:1) Ритм – это закономерное повторение, чередование
однородных элементов или форм, которое обеспечивает
целостное и гармоничное восприятие архитектурного
произведения
24.
25.
Простейший ритм – это чередование одинаковых элементов сравными интервалами.
Может быть нарастание или убывание их числа, размеров,
форм.
Ритм является признаком упорядоченности и гармонии,
позволяет избежать монотонности и однообразия в
архитектурном облике здания.
Создаётся с помощью колонн, определённого расположения
дверей, оконных проёмов, куполами, анфиладами комнат,
арками, мостами и т.д.
26.
Арх-р А.Н.Воронихин. Казанский собор.1801-1811гг. г. Санкт-Петербург.27.
Казанский собор по требованию Павла I должен был и размером и внешним видомнапоминать собор святого Петра в Риме. Это и обусловило наличие колоннады,
отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа.
Колоннада из 144 колонн, расположенных в 4 ряда, создаёт мерный и
сдержанный ритм.
Андрей Никифорович Воронихин, архитектор собора, дает колоннаде характер
полуокружности. Колоннады не изолированы, а раскрывают пространство площади,
дают главному проспекту города расшириться, разлиться.
28.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА:2) Симметрия – одинаковое расположение равных частей
по отношению к оси здания. Придаёт строгую
упорядоченность, статичность, уравновешенность форм и
объёмов.
29.
Арх-р М.Казаков. Петровский путевой дворец, 1776-1780-е гг., г. Москва30.
31.
СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА:3) Пропорция – определённые закономерности
соотношения отдельных частей сооружения,
связывающие их в единое целое.
пропорции человеческого тела ещё в древности
были перенесены на архитектуру (теория
пропорций в архитектуре)
32.
Витрувий: «Композиция храмов основана насоразмерности, правила которой должны тщательно
соблюдать архитекторы. Она возникает из
«аналогии». …Никакой храм без соразмерности и
пропорции не может иметь правильной композиции,
если в нём не будет точно такого членения, как у
хорошо сложённого человека. Ведь природа сложила
человеческое тело так, что лицо от подбородка до
верхней линии лба и корней волос составляет десятую
часть тела…»
33.
Архитектурный стиль — это совокупность основныхчерт и признаков архитектуры определённого времени и
места, проявляющихся в особенностях её функциональной,
конструктивной и художественной сторон (приёмы
построения планов и объёмов композиций зданий,
строительные материалы и конструкции, формы и отделка
фасадов, декоративное оформление интерьеров (в широком
значении)
Архитектурный стиль - совокупность главных идейнохудожественных особенностей творчества мастера (в узком
значении)
34.
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАНачало формирования художественных стилей в архитектуре
чаще всего связывают с Древним Египтом, где был создан
самобытный и уникальный стиль.
Формирование канона
Канон — совокупность твердо установленных правил создания
художественного произведения (нормы композиции и колорита,
система пропорций, одинаковый тип изображения).
• Системы
канонов,
связанные
с
религиозными
предписаниями, господствовали в искусстве Древнего
Востока и средних веков (церковные каноны)
35.
Пирамида Джосера, (62 м.)36.
Пирамиды Гизы, (140 м.)37.
Создание канона под влиянием религии: вера в загробнуюжизнь, культ богов и фараонов.
Карнакские храмы
Храмы Абу Симбела
38.
Особенности архитектурного стиля Древнего Египта• монументальность,
• строгая симметрия,
• геометризм форм,
• ритмическое повторение идентичных образов,
• тяжесть,
• огромные размеры,
• грандиозность.
39.
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ АНТИЧНОСТИ40.
В эпоху Античности (VIII в. до н. э. - Vв. н.э.) в ДревнейГреции
и
Древнем
Риме
сложился
так
называемый классический стиль архитектуры:
• изящество и простота
• гармоничность и соразмерность человеку
• практичность и торжественность
41.
Создание ордерной системы:КАПИТЕЛЬ
КАННЕЛЮРА
не имеет базы
ствол прорезан
каннелюрами
увенчан капителью
ВАЛЮТА
тоньше и наряднее
каннелюры более
глубокие
наличие завитков (валют)
самая изящная и нарядная
украшенная резными
листьями вьющегося
растения аканта
42.
Римляне обогатили достижения древних грековинженерными идеями и строительными технологиями.
• применение
Акведук Пон-дю-Гар
бетона
• использование
арочных
конструкций
и
купольных сводов
• рационализм:
строгий
план
городов
новыми
43.
Реконструкция Бруно Брицци. Рим, Амфитеатр Флавиев (Колизей)44.
Купол Пантеона в Риме45.
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛИСРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Готический
стиль
Романский
стиль
46.
Романский стиль• Основными постройками в этот
период становятся храм-крепость и
замок-крепость, располагающиеся на
возвышенных местах,
господствующие над местностью
• Массивность и прочность
• Простота геометрических форм,
сочетание кубов, призм, цилиндров.
47.
Лаахскоеаббатство Святой
Марии, 11-13 вв.,
Германия
48.
Готическийстиль
• стрельчатый свод
• огромное внутреннее
пространство и высота
сооружений
• технические пристройки в
виде дополнительных арок
для устойчивости
конструкций
• высокая степень
декоративности.
49.
АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСАЭпоха Возрождения – вера в ЧЕЛОВЕКА и ЕГО СИЛЫ.
•Возвращение к античным традициям и формам: колонны,
арки, простота и гармония.
50.
Арх. Микеланджело Буонарроти. Собор Святого Петра вРиме, вторая половина 16 века
51.
52.
АРХИТЕКТУРА БАРОККО И РОКОКО•изощренность и сложность форм;
•вогнутые и выпуклые фасады;
•пышный скульптурный декор;
•«обманчивые» колонны;
•использование золота.
ОЧЕНЬ
дорого и
красиво
53.
Арх. Бартоломео Франческо Растрелли. Смольный соборв Санкт-Петербурге, 18 век
54.
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА•ориентация на античную классику,
•рациональность, закономерность, ясность, логика, строгая иерархия и
красота мастерства.
Грандиозно,
масштабно,
благородно
55.
Входные воротаплощади Кёнигсплатц,
18 в., Мюнхен,
Бавария.
Таврический дворец. С.
Петербург.
Архитектор И.
Старов. 1780-е гг.
56.
АМПИР (19 в.) – высшая точкаклассицизма. СТИЛЬ ИМПЕРАТОРОВ.
•укрупленныый масштаб ордер;
•триумфальные арки;
•облицовка разноцветным камнем.
ГИГАНТИЗМ
57.
Весь 19 век царит ЭКЛЕКТИКА - соединениестилей и накопленного строительного опыта
НЕОГРЕК
КОНЦЕРТХАУС —
бывший
драматический
театр — в Берлине
(архитектор Карл
Фридрих Шинкель)
58.
НЕОБАРОККО, ИЛИ БОЗ-АРДворец Лоншан в Марселе
59.
НЕОГОТИКАВенская ратуша
(архитектор
Фридрих Шмидт)
60.
Условно СОВРЕМЕННЫЙ стиль (включает всебя все многообразие архитектуры с 1930-х гг.
и до сегодняшнего дня)
• практичность и функциональность
• использование стальных и бетонных
конструкций
• стеклянные фасады
• простые геометрические формы
• минимализм
• масштабность
• общий для всех стран
61.
Нью-Йорк, США62.
Москва, Россия63.
Бангкок, Таиланд64.
Подготовка к контрольной работеСлайды 33-63
• Знать и понимать, что такое
архитектурный стиль;
• Знать и различать стили архитектуры.
Материал, который поможет вам освежить в
памяти даже то, что вы пропустили:
http://arzamas.academy/mag/446-arch