Похожие презентации:
Этнокультурные традиции русской (сибирской) и кетской семьи
1. Направление: Историческое краеведение Тип: исследовательская работа
«Этнокультурныетрадиции русской
(сибирской) и кетской
семьи»
2. …..2008 год президентом России был объявлен «Годом семьи».
Цель работы : изучить и сравнитьэтнокультурные традиции русской и кетской
семьи.
Задачи:
Изучить традиции, обряды русской и кетской
семьи.
Провести анкетирование учащихся, учителей,
родителей с целью выявления уровня знаний,
семейных обычаев, традиций, обрядов .
Сделать выводы о нужности знаний традиций
своей семьи, своего народа.
3. В семье закладываются основы многогранного воспитания, именно здесь воспроизводятся первые законы бытия, с которыми человек
.семьи сибиряков по форме
были «МАЛОЙ СЕМЬЕЙ»,
состоящей из родителей с
малолетними детьми или без
детей.
Если в такой большой,
неразделенной семье главой
был старший в роду дед или
отец, то называлась семья
«отцовская»,
если проживали вместе семьи
братьев или родственников,
то - «братская».
Основной хозяйственной
единицей кетского
общества была семья.
« МАЛАЯ» СЕМЬЯ» -
состояла только из
родителей и их детей.
в середине 20 века у кетов
встречались семьи,
состоящие из родителей и
их женатых сыновей со
своими детьми
(Известны случаи, когда
количество членов таких
семейств достигало
тридцати-сорока человек)
4. семейный быт сибиряков
Жилище русскихЖилище кетов
5. Права, обязанности членов семьи были строго регламентированы согласно традициям
Личное имуществоРУССКОЙ семьи
Личное имущество кета
6.
Русская семьяКак и везде в России , брак
освящался в церкви по
православному обряду
разводы у сибиряков крайне
редки
возраст вступающих в брак:
большинство мужчин женились в
возрасте около 35 лет, но
впоследствии их брачный возраст
снизился до 16-17 лет.
Девушек старались отдать замуж
как можно позже.
Кетская семья
Новобрачных благословлял
шаман
Добрачные связи в кетском
обществе строго осуждались.
Девушка, родившая до
замужества, рисковала на всю
жизнь остаться одинокой.
Брачным возрастом у кетов
для мужчины считалось
достижение им 16-18лет, а
для женщины- 15-16. Хотя
известны случаи, когда
девочка уже с 10-12 лет жила
в семье своего будущего
мужа.
7. БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
Родственники встречались в«съезжие праздники» на
свадьбах, крестинах,
«проводинах» в «рекруты», а,
впоследствии, в армию.
Родственники собирались
вместе провожать в последний
путь усопшего.
Как и в России, данные связи
были кровные, по родству и
кумовству. Дети родных
братьев-сестер по отношению
друг к другу были
двоюродными, по-сибирски «сродными» братьями и
сестрами. Троюродными были
правнуки общего деда или
бабушки.
Русская семья
У кетов в зимний период
отдельная семья, если в
ней достаточно членов,
могла жить отдельно от
других семей, но в
определенные периодыпри проведении
коллективной охоты на
копытных зверей или
котцового лова рыбы- на
одном стойбище
объединялось от трех до
десяти семей.
Кетская семья
8. Исключительно важную роль в Сибири играли родственные отношения. Даже в третьем-пятом поколении потомки продолжали поддерживать
Русская семьяКетская семья
9. Родственные отношения
Особо в сибирской семье ценилигостеприимство и радушие,
щедрость и почитание гостя.
Традиции сибиряков держались
на «заветах предков», на
постоянном обращении к
правилам, по которым жили
отцы. «Старики не велели»,
«Старики говорили»- это словаобращения к правилам предков.
Традиции выражались и в четко
очерченном круге ритуалов,
обрядов.
Русская семья
Отношения в кетской семье
строились на взаимном уважении,
почитании старших и любви к
детям. Дети у кетов были очень
спокойного нрава, редко плакали и
капризничали.
Старшие дети присматривали за
младшими и занимали их. Уже с
пяти- шести лет они начинали
участвовать в хозяйственной жизни
семьи, выполняя посильные им
работы.
С двенадцати лет мальчик начинал
вести самостоятельный промысел
белки, лося, оленя, в четырнадцать
мог стать признанным охотником.
Кетская семья
10. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИ
Православная церковь вселе Туруханск.
Из школьного музея
11. ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ И КЕТСКИЕ ОБЫЧАИ
Существовали культы огня, духов – семейныхохранителей, духов – хозяев. Шаманство у кетов не
было профессиональным. Главной функцией
шаманов являлось лечение и предсказание.
К категории семейных родовых духовпокровителей относились огонь, Холай, алэлы и
донгольсы. В огонь запрещалось бросать мусор,
тыкать в него железными предметами, гасить
водой или каким- нибудь другим способом.
Огонь кормили наиболее вкусными продуктами.
Холай символизировала единство рода, была его
защитницей и охранительницей
12. ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ И КЕТСКИЕ ОБЫЧАИ
1413. Кетские традиционные семейные верования и культы
Даст трещину икона или упадет на пол – в доме будетбеда, покойник или несчастье с кем- нибудь из
домашних. Устаревшую икону никогда не выбрасывали:
ее пускали на воду или закапывали в землю.
Как и икона, почитался крест. Хозяйки покрывали
кринки с молоком и сметаной крестообразно лучинками
– «Крест – на – крест, чтоб черт не влез».
Молитвой заговаривали золу и рассыпали на грядке –
защищали от вредителей.
Свистеть в доме – грех вдвойне: грех перед Богом и
можно высвистеть домового.
С началом ледохода на Енисее и Ангаре женщины
бросали в реку раскрошенные без ножа куски хлеба,
«чтобы батюшку - Енисея и матушку-Ангару, легко
пронесло»,
14. Шаманский бубен (вид сзади) Нагрудник, Алалы (кет. аллал) (мать, отец, бабка), Шаманская корона
Почитая православныепраздники, сибирские
семьи выделяли
Великие праздники с
воздержанием в эти
дни от работ –
Рождество, Крещение,
Пасха, Троица, Ильин
день,
Русская семья
Самым зрелищным
праздником у кетов
был так называемый
«медвежий» праздник,
где игровые моменты
очень тесно
переплетались с
обрядовыми действами.
Проводился он после
добычи медведя с
целью возродить к
жизни добытого зверя и
заручиться его
поддержкой.
Кетская семья
15. ПРИМЕТЫ РУССКОЙ СЕМЬИ
Колядовщики вкостюмах
Посиделки при свечах
16. СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В похоронном обряде даже в нашидни многие старожилы верят, что
умершему ранее можно передать
что – нибудь с новоумершим
человеком, положив эту вещь ему в
домовину.
Икону в Сибири было принято
ставить не на грудь усопшему, а в
голове. Покойника прикрывали
полотном. На столике в изголовье
обязательно ставили чашку с
зерном.
Хоронили покойника на третий
день. Из дома гроб выносили на
руках, а особо чтимого несли на
руках до «могилки».
Русская семья
Смерть по представлениям была связана с
потерей души человеком или с её кражей
злыми духами. Пропажа души вызывала
болезнь человека и его последующую
смерть, если душу не удавалось вовремя
вернуть.
После смерти человека обмывали, одевали
в лучшую одежду и укладывали головой к
порогу. На одежде делали разрезы.
Пуговицы спарывали , а лицо закрывали
распущенными волосами.
Хоронили на третий день.
Рядом с могилой на деревьях
развешивали одежду покойного,
оставляли его личные вещи- оружие,
котёл. Все вещи предварительно
подвергали порче — в сосудах делали
отверстия, оружие ломали, рубили
копылья нарт.
Кетская семья
17.
Семья как в кетской, так и в русской (сибирской) культуре имеетбольшое значение
Культура коренных народов Севера (кетов) и русская (сибирская)
культура значительно отличаются друг от друга бытом, хозяйственной
(промысловой) деятельностью, строением жилища, есть отличия в
пищи, одежде, в обычаях
Большое значение уделяют последнему жизненному пути – похоронам.
Но традиции проведения данных обрядов отличаются своим
своеобразием
Также отличия можно найти в вере в Бога, в её мифологии. В кетской
культуре было распространенно шаманство, а в русской (сибирской)бабки-повитухи, знахари
18. Жизненный путь завершается смертью… Сибиряки относились к ней уважительно, мудро и спокойно.
19. Изучив семейные традиции обычаи, я увидела как сходство, так и различия в культуре кетов и русских
20. Интервьюирование учителей, учащихся, родителей Цель: выявить уровень знаний семейных обычаев, традиций , обрядов .
21.
В России сегодня сорок два миллионасемей. У каждого из нас слово «семья»
наполнено своим особенным смыслом.
Несмотря на то, что официальный год
семьи закончился , наша «крепость», «тихая
гавань», «святая святых» остается с нами
всегда…..»
22. большинство школьников (58 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им необязательно следовать обычаям и традициям
Работу выполнила :Васильева Анна Владимировна , 7 класс
Руководитель :
Гребенщикова Галина Николаевна , учитель
математики и информатики