Похожие презентации:
Искусство вопрошания. Истина и метод. Основы философской герменевтики
1. Гадамер Х.-Г. (ГХГ) ОБ ИСКУССТВЕ ВОПРОШАНИЯ (Фрагмент из книги «Истина и метод. Основы философской герменевтики») конспект
ver. 1.0Гадамер Х.-Г. (ГХГ)
ОБ ИСКУССТВЕ ВОПРОШАНИЯ
(Фрагмент из книги «Истина и метод.
Основы философской герменевтики»)
конспект
(Коробков А.А.)
2.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПЕРВЕНСТВО ВОПРОСАОбразец Платоновой диалектики
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую»,
этимология которого неясна):
• искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов
классической древности;
• направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных
текстов.
Основной вопрос герменевтики: Как возможно понимание?
Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу
естественных наук.
Различают 3 поля понимания:
- в первом поле: «что есть, то и доказано». Это мир фактов, обладающих достоинством
непосредственной действительности, в то же время понимание требует постоянной
достройки в уме «видимого» мира;
- второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических
задач;
- третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений —
текстов.
Примечание:
такой фон - вставки из Википедии, раскрывающие определения;
Такой шрифт
- авторская редактура для связывания слов.
3.
… При постановке вопроса о логической структуре открытости,характеризующей герменевтическое сознание, необходимо напомнить о том значении,
которое при анализе герменевтической ситуации получило понятие вопроса.
Структура вопроса предполагается всяким опытом. Для того чтобы убедиться в
чем-либо на опыте необходима активность вопрошания.
… Логическая форма вопроса и заложенная в ней негативность обретают
завершённость в некоей радикальной негативности: в знании незнания. Именно
знаменитая Сократова «docta ignorantia» (учёное неведение) раскрывает в высочайшей
негативности своих апорий высокое достоинство вопрошания. Если мы хотим
понять особенности осуществления герменевтического опыта, нам следует углубиться в
сущность вопроса.
К сущности вопроса относится то, что вопрос имеет смысл. Смысл – это
направленность (направление, в котором только и может последовать ответ). Вопрос
вводит опрашиваемое в определённую перспективу. Появление вопроса как бы
вскрывает бытие опрашиваемого. Поэтому логос, раскрывающий это вскрытое
бытие, всегда является ответом. Он сам имеет смысл лишь в смысле поставленного
вопроса.
К глубочайшим открытиям, которыми мы обязаны сократическим диалогам Платона,
относится и то, что вопрос труднее ответа.
Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, то есть знать о своём
незнании. Платон указывает на необходимость предварительного вопроса для
всякого познания, всякого речения, раскрывающих суть дела. Речение, призванное
раскрыть дело, нуждается в том, чтобы вопрос это дело вскрыл.
4.
Апория (от греч. аporia - затруднение, недоумение, от а - отрицательная частица и poros выход) - термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые илинеразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и
опыта и попытками их мысленного анализа)
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации
в философии, а также форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, имеющего своим
предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Слово «диалектика»
происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в
которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но
стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa
противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и
явления как неизменные и независимые друг от друга.
В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:
• учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
• искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих
вопросов и методичных ответов на них (Сократ);
• метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной)
сущности вещей (Платон);
• наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих
мест (Аристотель);
• учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
• способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и
абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
• всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и
истории (Гегель);
• учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного
преобразования (марксизм-ленинизм).
5.
Бытие́ - в самом широком значении - существование.Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.
В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является
основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная
ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого»
измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только
выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия») значении, характерном
для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект
существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что
есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».
Ло́гос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин
древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие»
(суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую
необходимость», устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина
неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую
и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира.
Речение - устойчивое сочетание слов, выражение, а также меткое, образное слово
6.
Способ, которым осуществляется диалектика, есть вопрошание и ответствование,он заключается в том, что всякое знание проходит через вопрос. Спрашивать - значит
выводить в открытое. Открытость спрашиваемого состоит в неустановленности
ответа. Спрашиваемое должно пребывать в состоянии неопределённости по
отношению к решающему, устанавливающему истину высказыванию.
Смысл спрашивания и заключается в том, чтобы подобным образом раскрыть
спрашиваемое в его проблематичности. Оно должно быть приведено в состояние
неопределённости, когда «за» и «против» уравновешиваются. Смысл любого
вопроса обретает завершённость, лишь проходя через подобную неопределённость, в
которой вопрос становится открытым вопросом. Всякий подлинный вопрос требует
открытости. Если она отсутствует, то вопрос остаётся в конечном счёте лишь
видимостью вопроса, лишённой подлинного смысла (педагогические, риторические
вопросы).
Однако открытость вопроса не безгранична. Скорее она включает в себя
определённую ограниченность горизонтом вопроса. Вопрос, лишённый этого
горизонта, уходит в пустоту. Вопрос становится вопросом лишь тогда, когда
расплывчатая неопределённость направления, которое он указывает, превращается в
определённое «так или этак», иными словами, вопрос должен быть поставлен.
Постановка вопроса предполагает открытость, но вместе с тем и её ограничение.
Постановка вопроса также может быть правильной или ложной, в зависимости от
того, проникает ли она в сферу действительно открытого или нет.
7.
Ложная постановка – такая постановка вопроса, которая не достигает открытого,но, удерживая ложные предпосылки, лишь закрывает его. Оставаясь тем не менее
вопросом, она создаёт видимость открытости и возможности решения. Однако там,
где проблематическое не отделено — или неправильно отделено — от действительно
неколебимых предпосылок, там оно по-настоящему не раскрывается, и какое-либо
решение в этом случае невозможно.
Поскольку вопрос выводит в открытое, постольку он всегда охватывает и то, что
высказывается в положительном, и то, что высказывается в отрицательном суждении.
На этом основана существенная связь между вопрошанием и знанием. Ведь сущность
знания заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение, но
одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное. Решение
вопроса есть путь к знанию. Вопрос решается в силу того, что основания в пользу
одной возможности преобладают над основаниями в пользу другой; полным знанием
это ещё, однако, не является. Лишь после разбора контраргументов, лишь после
того, как мы удостоверились в их несостоятельности, — лишь тогда мы
действительно знаем само дело.
… Знать всегда означает: одновременно познать противоположное. Знание в
основе своей диалектично. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы,
вопросы же всегда схватывают противоположности между «да» и «нет».
Не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, научиться
видеть проблематическое. Пример Сократа учит нас, что все дело здесь в знании
незнания. Сократова диалектика приводить в замешательство и создаёт тем самым
предпосылки для спрашивания. Всякое спрашивание и стремление к знанию
предполагают знание незнания — и причём так, что к определённому вопросу
приводит определённое незнание.
8.
Платон … показывает, почему так трудно знать, чего мы не знаем. В этом повиннавласть мнений, которую требуется преодолеть, чтобы прийти к осознанию своего
незнания. Именно мнение подавляет спрашивание. Мнению присуща особая
тенденция к распространению. Оно всегда хотело бы быть всеобщим мнением,
(«докса» - от греч. - мнение, решение, принимаемое на собрании «всем миром»). Как же
вообще дело может дойти до незнания и спрашивания?
Подлинная сущность прозрения заключается, не в том, что нам приходит в голову
решение, подобное решению загадки, а в том, что нам приходит в голову вопрос,
выталкивающий нас в сферу открытого и потому создающий возможность ответа.
Всякое прозрение имеет структуру вопроса.
…
Искусство вопрошания есть искусство спрашивания-дальше, то есть искусство
мышления. Оно называется диалектикой, потому что является искусством ведения
подлинного разговора.
Разговор требует, чтобы собеседники действительно слышали друга друга,
поэтому он обладает структурой вопроса и ответа. Первое условие в искусстве
ведения беседы заключается в том, чтобы удостовериться, что собеседник следует за
вашей мыслью.
Искусством спрашивания обладает тот, кто способен противостоять
господствующему мнению, стремящемуся замять вопрос. Тот, кто обладает этим
искусством, сам отыскивает все аргументы, говорящие в пользу того или иного
мнения. Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые
стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу
сказанного другим.
…Кто стремится к познанию, не может довольствоваться простыми мнениями, не
может дистанцировать себя от тех мнений, которые поставлены под вопрос
9.
То, что раскрывается во время беседы в своей истине, есть логос, который непринадлежит ни одному, ни другому собеседнику и который настолько превышает
субъективные мнения собеседников, что тот, кто руководит беседой, все время остаётся
в неведении. Диалектика как искусство ведения беседы есть одновременно
искусство видеть вместе с собеседником единство данной точки зрения (συνοραν
εις εν είδος), то есть искусство образования понятий как вырабатывания мнений,
общих для собеседников.
…
Переписка есть своего рода письменный разговор, который как бы растягивает во
времени движение перебивания-друг-друга и договаривания-друг-с-другом. Временная
дистанция, отделяющая отправку письма от получения ответа, есть не просто какой-то
внешний фактор; она накладывает свой отпечаток на само существо той формы
коммуникации, какой является корреспонденция в качестве особенной формы
письменности. Ускорение почтовых сообщений привело вовсе не к интенсификации
этой формы коммуникации, а, напротив, к упадку самого искусства писать письма.
10.
Логика вопроса и ответаГерменевтический феномен включает в себя разговор и структуру вопросаответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования,
означает, что этот текст задаёт интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование
всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору.
Понять текст - значит понять этот вопрос. Это происходит путём обретения
герменевтического горизонта - горизонт вопроса, в границах которого
определяется смысловая направленность текста.
…
Кто хочет понять текст, должен, спрашивая, обратиться к чему-то лежащему за
сказанным.
…
Мы понимаем смысл текста лишь в том случае, если обретаем горизонт вопроса,
который охватывает также и другие возможные ответы.
…
Р. Дж. Коллингвуд. (развивал идею некоей логики вопроса и ответа, но, к сожалению,
так и не дошёл до её систематической разработки) рассуждает так мы можем
понять:
- текст лишь в том случае, если мы поняли вопрос, ответом на который он
является;
- произведение искусства - лишь в том случае, если мы примем предпосылку о
его адекватности;
- историческое событие лишь в том случае, если реконструируем вопрос, ответом
на который и были в каждом данном случае исторические действия тех или иных лиц.
11.
… Понимание сомнительности, проблематичности чего-либо всегда уже естьспрашивание.
Кто хочет мыслить, должен спрашивать. И даже если мы говорим, к примеру:
«Следовало бы спросить себя...», то это уже и есть действительное спрашивание, лишь
прикрытое из осторожности или из вежливости.
Вот причина, по которой понимание всегда есть нечто большее, чем простое
воспроизведение чужого мнения.
…
Понять вопрос - значит поставить его.
Понять мнение - значит понять его как ответ на некий вопрос.
О проблеме
Аристотель понимал под «проблемой» такие вопросы, которые представляют
собой открытую альтернативу, поскольку все возможные доводы говорят как в
пользу одной, так и в пользу другой возможности, и их решение невозможно с помощью
только доводов, потому что это слишком общие вопросы.
По этой причине Кант ограничивает применение понятия «проблемы» диалектикой
чистого разума. Проблемы - это задачи, источник которых лежит целиком и
полностью в самом разуме, то есть как бы его собственные продукты, на окончательное
разрешение которых он не может рассчитывать.
12.
Об языкеСпособ функционирования сознания описывается как слияние горизонтов
понимания, - слияние, которое и служит посредником между текстом и
интерпретатором.
Происходящее в понимании слияние горизонтов осуществляется самим языком.
Что такое язык - это вопрос, относящийся, разумеется, к наиболее неясному из всего
того, что вообще доступно человеческому размышлению. Язык так пугающе близок
нашему мышлению и в процессе своего осуществления в столь малой мере является его
предметом, что он как бы сам скрывает от нас своё бытие.
Мы стремимся приблизиться к проблеме языка, исходя из представления о
разговоре.
Всякий разговор вырабатывает общий язык (как говорили греки, посредине между
собеседниками кладётся нечто, к чему оба причастны и на чем происходит обмен
между ними). Это не просто внешний процесс подгонки инструментов; неверно будет
даже сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу; скорее в
получающемся разговоре они оказываются во власти самой истины
обсуждаемого ими дела, которая и объединяет их в новую общность. Чтобы достичь
взаимопонимания в разговоре, недостаточно просто проводить свою точку зрения, но взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не
являются более тем, чем были раньше.