Похожие презентации:
Герменевтика. Философское наследие Х.Г. Гадамера
1. Герменевтика
ГЕРМЕНЕВТИКАфилософское наследие Х. Г.
Гадамера
2.
• Гадамер Ханс-Георг - немецкий философ, один изоснователей философской герменевтики, которая
рассматривает культуру как языковую реальность и
делает акцент на необходимости ее
понимания. Гадамер провозглашает герменевтику
универсальной философией нашего времени. Она
призвана, утверждает он, дать ответ на
основополагающий вопрос: как возможно понимание
окружающего нас мира в целом, и культуры в частности,
как в этом понимании воплощается истина бытия?
3.
• Основой герменевтики Гадамер считал так называемую понимающуюпсихологию как способ непосредственного постижения целостности
душевно-духовной жизни. Основную проблему герменевтики он
сформулировал следующим образом: «Как может индивидуальность
сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно
данное проявление чужой индивидуальной жизни?» Анализируя
«чистое» сознание, Гадамер выделяет несознаваемый фон
интенциональных актов, отводя герменевтике роль учения о бытии в
традициях гегелевской диалектики. Он приходит к убеждению, что
слишком тесная связь бытия со своим прошлым является помехой для
исторического понимания подлинной сущности и ценности. Согласно
Гадамеру, основу исторического познания всегда
составляет предварительное понимание, заданное традицией, в
рамках которой происходят жизнь и мышление. Предпонимание
доступно исправлению, корректировке, но освободиться от него
полностью невозможно. Безпредпосылочное мышление Гадамер
рассматривал как фикцию, не учитывающую историчность
человеческого опыта.
4. Ханс-Георг Гадамер
ХАНС-ГЕОРГ ГАДАМЕР5.
• Герменевтика должна выступать как самосознание человекав современную эпоху науки. При этом познание культуры не
может подняться до уровня науки путем применения
индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь
должно быть понимание самого явления культуры в
его однократности и исторической конкретности. Цель
состоит не в определении общих законов развития людей,
народов и государств, но, напротив, в понимании того, «каков
этот человек, этот народ, это государство, каково было
становление, другими словами – как могло получиться, что
они стали такими».
6.
• Поскольку язык рассматривается Гадамером как особаяреальность, внутри которой происходит понимание человека
человеком, понимание другой эпохи и культуры, то диалог,
который происходит между различными культурами, имеет форму
поиска общего языка. Причем герменевтический метод
иррационален, т.к. основан на интуиции, «в чувствовании».
Новизна определения культуры у Гадамера заключается в том,
что каждая культура (в том числе и «прошлая») никогда не
«омертвевает», ибо подлинное понимание – это не реставрация
изначальных обстоятельств, но оно всегда продуктивно, т.е.
требует учета исторической дистанции между интерпретатором
(причем каждый раз другим) и явлением культуры,
зафиксированном в языке (чаще всего в тексте), а именно - всех
исторических обстоятельств (у Гадамера – «горизонтов»),
непосредственно или опосредованно связывающих их. Поэтому
понимание как интерпретация не только не затрудняет, а,
напротив, способствует процессу понимания истории и культуры,
«оживляет» их.
7.
• Еще одна герменевтическая идея Гадамера, связана сопределением игровой сущности языка. Встречу прошлого с
настоящим, различных культур и различных текстов Гадамер
раскрывает как разговор, в основе которого онтологически лежит
игра. «Взаимопонимание, которое происходит в разговоре, есть
скорее всего игра». Гадамер определяет игру как «живую
подвижность без субстрата». Игра сама себе субъект. Человек
втянут в игру, полностью от нее зависит: «мы попадаем в разговор,
... мы впутываемся в разговор». Игра – это нечто объективное по
отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, а есть
непрерывное повторение и имеет цель сама в себе. В разговоре
происходит встреча Я и Ты, двух горизонтов. Но их отношение в
разговоре не непосредственное, а рефлективное, через живую
подвижность игры. Я и Ты не есть субъекты разговора: игра через
них как бы играет сама с собой, не Я и Ты отражаются в разговоре,
а наоборот – разговор отражается в Я и Ты, он связывает их между
собой. От разговаривающих зависит направление игры-разговора, а,
следовательно, и возможность самого понимания.
8.
• Таким образом, герменевтикаявляется несциентистским,
иррационалистическим,
языкоцентристскимучением, которое поднимает
важные философские проблемы понимания
культуры, интерпретации, методологии
гуманитарного познания, истины, межличностного и
межкультурного общения и вплотную приближается
к переходу от модернистского стиля мышления к
философии постмодернизма.