Похожие презентации:
Мировоззрение и его роль в жизни человека
1. Основы философии Модуль 1: Введение
Государственное автономное образовательное учреждение среднегопрофессионального образования Республики Коми
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Основы философии
Модуль 1: Введение
Тема 1
Мировоззрение и его роль в жизни
человека
Подосенов Олег Викторович
904-229-88-22
[email protected]
Сыктывкар, 2013
2. План занятия
1. Понятие мировоззрения2. Структура мировоззрения
3. Исторические типы мировоззрения
2
3. Тот, кто знает других, образован. Тот, кто знает себя, мудр (Лао Цзы) Познай самого себя (Сократ)
1. Мировоззрение – миропонимание, мировосприятие, системаобобщенных взглядов на окружающую действительность (природу,
общество, личность)
Краткий политический словарь.
2. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и принципов,
выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в
мире
Философия. Политология. Экономика. Словарь. Под ред. В.А.Иванова.
3. Мировоззрение – система взглядов, воззрений на природу и общество
С.И.Шведова, Н.Ю.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
4. Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительности отдельного человека, социальной группы, класса или
общества в целом
Философский словарь.
3
4.
Мировоззрение – это совокупностьвзглядов человека на мир, который
его окружает, на его место в этом
мире и его отношение к этому миру
4
5. Мировоззрение – это «умственное окошко» Вл. Соловьев «Идея «сверхчеловека»
Соловьёв Влади́мир Серге́евич (1853-1900)– русский религиозный философ,
богослов, поэт, публицист,
литературный критик
Основной идеей его религиозной
философии была идея Софии –
Души Мира. Речь идёт о
мистическом космическом
существе, объединяющем Бога
с земным миром. София
представляет собой вечную
женственность в Боге и,
одновременно, замысел Бога о
мире. Этот образ встречается в
Библии.
5
6.
Мировоззрение могут иметь: отдельнаяличность, социальная группа, общество,
человечество в целом
6
7.
От чего зависит мировоззрение?1) от особенностей исторической эпохи;
2) от состава структурных компонентов
мировоззрения.
7
8. Структура мировоззрения
Структура – (от лат. structure – строение,расположение, порядок) – совокупность устойчивых
связей объекта, обеспечивающих его целостность и
сохранение основных свойств при различных
внешних и внутренних изменениях
9. Структурные компоненты мировоззрения
• Познавательный компонент• Ценностно-нормативный
компонент
• Эмоционально-волевой
компонент
• Практический компонент
9
10. Характеристика познавательного компонента
• Формирует картину миру, обобщающую результатыиндивидуального и общественного познания на
основе стилей мышления сообщества, народа или
эпохи.
• Базируется на обобщенных знаниях.
Знание – фиксированная информация, которая с
различной степенью достоверности и
объективности отражает свойства и
закономерности изучаемых объектов, предметов и
явлений окружающего мира
10
11. Характеристика ценностно-нормативного компонента
Характеристика ценностнонормативного компонента• Служит регулятором поведения человека.
• Включает в себя ценности, нормы, идеалы и обычаи.
Ценность – непосредственно переживаемая людьми
форма их отношения к общезначимым образцам культуры
Норма – понятие, обозначающее границы, в которых
вещи, явления, природные и общественные системы,
виды человеческой деятельности сохраняют свои
качества
Идеалы – понятие, выражающее высшую цель
стремлений и желаний человека, не достижимую в
полной мере
Обычаи – целостные, привычные образцы поведения,
совершаемого по установленному поводу в
определенное время и в определенном месте
11
12. Характеристика эмоционально-волевого компонента
Характеристика эмоциональноволевого компонента• Вырабатывает определенную психологическую
установки на готовность действовать.
• Превращает знания, обычаи, идеалы, нормы и
ценности в убеждения и верования.
Убеждения – направленные отношения человека
к чему-либо, в рамках которого он либо
принимает ценности и знания, либо отвергает
их.
Вера – своеобразная установка сознания, не
нуждающаяся в необходимом подтверждении и
позволяющая занять определенную позицию до
обоснования какого-либо утверждения.
12
13. Характеристика практического компонента
• Определяет готовность человека копределенному типу поведения.
• Проявляется в форме поступка.
Поступок - действительное,
осуществленное, доступное фиксированию
поведение личности, выступающее
фактором интеграции знаний, ценностей,
убеждений, верований, идеалов и т.д.
13
14. Основные структурообразующие элементы мировоззрения
• Мироощущение – чувственное восприятиеокружающего мира (напр., оптимист и
пессимист).
• Мировосприятие – восприятие окружающего
мира в идеальных образах, опирающееся на
мироощущение (адекватное и неадекватное).
• Миропонимание – это познавательноинтеллектуальная деятельность,
направленная на выявление сущности
происходящих процессов.
14
15. Основные структурообразующие элементы мировоззрения
Вопросы, которые возникают перед человеком вместе сначалом его сознательной жизни:
1. вопрос о взаимоотношении равноправных Я (МЫ) и
ОНО (Мироздание);
2. вопрос «о сущем» (что значить существовать и
быть действительным);
3. вопрос «о должном» (что обладает высшей
ценностью, т.е. является благом, а что ценностью
не обладает; к чему следует стремиться и чего
избегать);
4. вопрос «о реализации должного в сущем» (каким
образом можно достичь должного, т.е., как жить в
этом мире, руководствуясь избранными
ценностями).
15
16. Задания для выполнения упражнения № 3
1617.
1.2.
3.
Почему мировоззрения различных эпох так
сильно отличаются друг от друга?
Приведите примеры крупнейших событий в
мировой истории, которые коренным
образом повлияли на мировоззрение людей.
Мировоззрение какой эпохи вам импонирует
больше всего?
Как вы думаете, что лежит в основе
мировоззрения современного студента?
Как долго продержатся в обществе
современные мировоззренческие
ориентации? Считаете ли вы, что граждане
России к 2020 году будут жить более
счастливо, чем наши современники или мы
с вами?
17
18. Исторические типы мировоззрения
Люди больше походят на свое время,чем на своих отцов
Народная пословица
19. Типы мировоззрения
• обыденное (житейское) мировоззрение – тип мировоззрения,отражающий представления здравого смысла;
• мифологическое мировоззрение – эмоционально-образный
тип мировоззрения;
• религиозное мировоззрение – догматическо-мистический тип
мировоззрения;
• художественное мировоззрение – эстетически-образный тип
мировоззрения;
• философское мировоззрение – рационально-теоретический
тип мировоззрения;
• научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на
научно установленное и объективное знание о мире.
19
20. Понятия
Догматический – основанный напредпосылках, которые принимаются
бездоказательно, некритически, в
качестве непререкаемых
Мистический – способ понимания мира,
основанный на возможности прямого
личностного общения с Божеством
20
21. Мифологическое мировоззрение
Базисный элемент – мифХарактерные черты
1. Исторически первая форма мировоззрения
2. Синкретизм
3. Антропоморфизм
4. Гилозоизм
5. Отсутствие общих понятий
6. Описание мира с помощью художественных образов
7. Символизм
8. Генетизм
9. Всеобщая персонификация
21
22. Мифологическое мировоззрение
10.11.
Политеизм (многобожие), реализуемый в форме:
тотемизма (веры в существование связи между родовой
группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо
предметов или явлений природы);
анимизма (веры в души, заключенные в какие-либо тела, или
в духов, действующих самостоятельно);
аниматизм (представления об одушевленности всех
предметов и явлений природы);
фетишизма (веры в сверхъестественные свойства
отдельных предметов);
магии (веры в способность человека воздействовать на
предметы и явления природы сверхъестественным
способом).
Основной вопрос – «Кто родил все сущее?»
22
23. Понятия
1. Синкрети́зм – нерасчленённость, первоначальная слитность вкаком-нибудь явлении.
2. Антропоморфизм – (уподобление человеку) – наделение
человеческими свойствами предметов и явлений неживой
природы.
3. Гилозоизм – учение о том, что вся природа является
одушевлённой.
4. Символизм – изображение действительных явлений, мыслей,
чувств и отвлеченных понятий в символах, т. е. в чувственных
образах, условно принимаемых за то, что хотят ими выразить.
5. Символ – знак или изображение какой-нибудь вещи или
животного для обозначения предмета; условный знак какихлибо понятий, явлений.
6. Генетизм – объяснение любого объекта через описание
происхождение
23
24. Мифологическое мировоззрение
Бронислав Малиновский (18841942) – виднейший антрополог(этнограф) современности,
основатель функционализма в
антропологии
«…миф, каким он существует в
первобытной общине, т. е. в
его живой первозданной
форме, – это не история,
которую рассказывают, а
реальность, в которой
живут... практическое
руководство первобытных
верований и поведения…»
Малиновский Б. Магия, наука и
религия
24
25. Мифологическое мировоззрение
Лосев Алексей Фёдорович (18931988) – российский философ,виднейший специалист по эпохе
античности
«Миф – не идеальное
понятие и также не идея
и не понятие. Это есть
сама жизнь... Миф не есть
бытие идеальное, но –
жизненно ощущаемая и
творимая, вещественная
реальность и телесная,
до животности телесная
действительность».
Лосев, А.Ф. Диалектика мифа
25
26. Гесиод. О происхождении богов (Теогония)
С самого это начала вы все расскажите мне, Музы,И сообщите при этом, что прежде всего зародилось.
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
26
27.
Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. 1841. Бумага, масло.Музей армянской конгрегации Мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция
27
28. Максимилиан Волошин
Космос.Созвездьями мерцавшее чело,
Над хаосом поднявшись, отразилось
Обратной тенью в безднах нижних
вод.
Разверзлись два смеженных ночью
глаза
И брызнул свет. Два огненных луча,
Скрестясь в воде, сложились в
гексаграмму.
Немотные раздвинулись уста
И поднялось из недр молчанья слово.
И сонмы духов вспыхнули окрест
От первого вселенского дыханья…
12 июня 1923. Коктебель
28
29.
Фанталов Алексей. Рождение мира из хаоса, 1993.29
30. Религиозное мировоззрение
Базисный элемент – вераХарактерные черты
1. Раздвоение мира
2. Теоцентризм
3. Наличие творческой, всемогущей силы –
Бога
4. Признание истины веры выше истины
разума
5. Монотеизм (единобожие)
30
31. Религиозное мировоззрение
6. Наличие фундаментальных идей:6.1) творения мира Богом (креационизм);
6.2) предопределения Богом происходящих в мире
событий (провиденциализм);
6.3) целесообразности мирового устройства
(телеология);
6.4) души как особой сущности в человеке;
6.5) связи человека и Бога;
6.6) воскресения и посмертного существования и др.
7. Основной вопрос «Кто сотворил все сущее?».
31
32. Понятия
Теоцентризм – принцип религиозногомировоззрения, характерный для
монотеистических религий, в которых
Бог понимается как центр мира, без
которого ничего не существует.
32
33. Философское мировоззрение
Базисный элемент – философская категорияХарактерные черты
1. Ориентация на рациональное объяснение мира
2. Поиск истины и мудрости как высшая ценность
3. Сомнение как ведущий принцип
4. Концептуальная обоснованность
5. Систематичность
6. Универсальность
7. Критичность
8. Принципиальная неразрешимость до конца философских
проблем
9. Поиск единства, всеобщего и целого в разнообразном видимом
мире
10. Основной вопрос «Что есть все? (сущее)».
33
34.
Какую роль играет мировоззрение вдеятельности людей?
во-первых, именно мировоззрение дает
человеку ориентиры и цели для всей
деятельности;
во-вторых, именно мировоззрение позволяет
человеку понять, как лучше достичь
намеченных ориентиров и целей;
в-третьих, на основании ценностных
ориентаций мировоззрения человек может
определять истинные ценности жизни и
культуры.
34
35. Вместо заключения
«Все великие перемены в жизни одногочеловека, а также и всего человечества
начинаются и совершаются в мысли. Для
того чтобы могла произойти перемена
чувств и поступков, должна произойти
прежде всего перемена мысли»
Генри Торо,
американский писатель 19 века
35
36.
Вопросы?36