Основы философии Модуль 2: История философии
Средневековая философия Патристика
Позднеантичная и раннехристианская философия
Основные религиозные воззрения иудаизма
Основные воззрения стоиков
Основные воззрения Филона Александрийского (к. I в. до н.э. – н. I в. н.э.)
Понятие «догмат»
История формирования догматов христианства
Современный русский текст
Традиционный православный церковнославянский текст
Основные принципы христианско-философского теоретизирования
Основные черты средневековой философии
Патристика
Патристика
Патристика
Патристика
Проблема теодицеи
Проблема теодицеи
Три варианта теодицеи
1.00M
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия. Патристика

1. Основы философии Модуль 2: История философии

Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Республики Коми
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Основы философии
Модуль 2: История философии
Тема 4.1
Средневековая философия
Патристика
Подосенов Олег Викторович
909-127-06-35
[email protected]
Сыктывкар, 2012

2. Средневековая философия Патристика

Философское осмысление христианской догматики
• Проблема триединства Бога
• Проблема Боговоплощения
• Проблема иконопочитания
Проблема теодицеи
• Зло как недостаток блага
• Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной
точки зрения
• Зло как злоупотребление свободой воли
Философия истории
• Смена цикличной парадигмы линейной
• История как мистическая драма
2

3. Позднеантичная и раннехристианская философия

Средний
платонизм
Неопифагореизм
Аристотелизм
Филон
I в. до н.э. - I в. н.э.
Неоплатонизм
Апологеты
Плотин
Тертуллиан
ок. 160 - после 220
204/205 - 270
Порфирий
234 - 301/305
Христианский
неоплатонизм
Ориген
ок. 185 – 253/254
Прокл
412-485
Отцы Церкви
3

4. Основные религиозные воззрения иудаизма

Вера в единого Бога, который
бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ
и безграничен.
Вера в бессмертие человеческой души.
Возможность познания Бога только
через Священного писание (Танах).
Определение евреев как Богом
«избранного народа».
4

5. Основные воззрения стоиков

Идея Единого-Целого (единого Бога), откуда все
проистекает и куда все впадает, и тем самым
спасает все отдельное. Это Единое-Целое управляет
всем миром, предопределяя все моменты природной
жизни.
Утверждение о всеобщем несовершенстве людей, их
изначальной греховности.
Признание наличия у человека свобода морального
выбора между добром и злом.
Требование самоограничения в пользовании
материальными благами, скромности и умеренности
в повседневной жизни.
5

6. Основные воззрения Филона Александрийского (к. I в. до н.э. – н. I в. н.э.)

Соединение понятия Логоса как творящего слова,
постигаемого в откровении и Логоса как внутреннего
закона, направляющего движение Космоса.
Учение о «сыне Божьем» – Логосе – как посреднике
между Богом и миром.
Познание Бога возможно только через Логос-слово.
Понимание Бога как высшего духовного абстрактного
начала, бестелесного, единого, всегда равного и
подобного себе, недоступного для человеческих
чувств и для ума.
Средство приближения к Богу – экстаз, как высшая
форма субъект-объектного отношения.
Учение о природной греховности всех людей.
6

7. Понятие «догмат»

До́гмат(греч. δόγμα — мнение, решение, постановление),
в религии – утверждённое высшими инстанциями
положение вероучения, объявляемое непреложной
истиной, не подлежащей критике.
Догмат есть непререкаемая божественная (данная через
божественное откровение) истина, и в этом смысле
догматы веры называются Божьими, Божественными,
Γосподними.
Догмат есть истина, определяемая и формулируемая
Церковью, потому догматы обыкновенно называются
догматами Церкви, или догматами церковными.
Догмат есть истина, относящаяся к внутреннему существу
религии, т. е. истина теоретического, или
созерцательного, учения веры, чем он отличается от
правил жизни, или практической деятельности.
7

8. История формирования догматов христианства

Христианские догматы устанавливаются на
Вселенских Соборах.
Краткое изложение догматов называется
катехизисом.
Догматическая база христианской церкви была
сформирована в эпоху семи Вселенских
Соборов как ответ Вселенской Церкви на
еретические движения, распространявшиеся
в христианстве.
8

9.

Нике́о-Царегра́дский Си́мво́л ве́ры, Нике́оКонстантинопо́льский Си́мво́л ве́ры –
Никейский символ веры в редакции Второго
Вселенского Собора.
На Первом Вселенском соборе в Никее в 325
году был составлен Никейский Символ веры.
В 381 году он был расширен и дополнен
Вторым Вселенским собором в
Константинополе, после чего стал
называться Никео-Константинопольским.
Первое слово латинского текста символа
«Кредо» («Верую») стало нарицательным.
9

10.

Утверждает веру
• в Бога-Отца, Вседержителя и Творца;
• в Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно
рождаемого от Бога-Отца, который воплотился от Девы Марии и
Святого Духа, который умер за людей на кресте при Понтии
Пилате и воскрес в третий день, вознёсся на небеса и имеет
славу, равную славе Бога-Отца, который придет второй раз,
чтобы судить живых и мертвых и воцарится вовеки;
• в дающего жизнь Святого Духа, который говорил через
пророков;
• в единую Святую Соборную (Кафолическую) Апостольскую
Церковь;
• в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь
единожды;
• во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь.
10

11. Современный русский текст

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего
видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого
от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,
рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё
сотворено;
3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от
Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
7. и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству
Которого не будет конца.
8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого
и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.
11. Ожидаю воскресения мёртвых
12. и жизни будущего века. Аминь.
11

12. Традиционный православный церковнославянский текст

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына
Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго
прежде всех век; Света от Света, Бога истинна
от Бога истинна, рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения
сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа
Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и
страдавша, и погребена.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную
Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и
мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже
от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном
спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую
Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление
грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.
1.
12

13. Основные принципы христианско-философского теоретизирования

Основные принципы христианскофилософского теоретизирования
Теоцентризм
Креационизм – в основе онтологии.
Ревеляционизм – в основе гносеологии.
Провиденциализм, эсхатологизм – в
основе философии истории.
Антропоцентризм, сотериологизм – в
основе антропологии и этики.
13

14. Основные черты средневековой философии

Ретроспективность.
Максима средневекового сознания гласила «чем древнее, тем
подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».
Традиционализм.
Совпадение мнения философа с мнением других было
показателем истинности его взглядов.
Дидактизм.
Философские системы носили «учительский» характер.
Принадлежность к «школе» и необходимость следовать ее
идеологии породили подчиненность авторитету и преданность
ему.
Безличность.
В средневековой философии личное мнение отступает перед
абстрактно-общим. В ней полностью отсутствует понятие
плагиата.
14

15. Патристика

Отцы Церкви
На Западе
(латинские)
На Востоке
(греческие)
Каппадокийские
Отцы
Поздняя
патристика
Василий Великий
Аврелий Августин
ок. 354 - ок. 430
Северин Боэций
ок. 480 - 524
ок. 330 - 379
Григорий Назианзин
ок. 330 - 390
Григорий Нисский
ок. 335 - ок. 394
Псевдо-Дионисий
V-VI в.
Максим Исповедник
ок. 580 – 662
Иоанн Дамаскин
ок. 675 - до 753 15

16. Патристика

Павия
Рим
Константинополь
Афины
Нисса
Кесария
Гиппон
Тагаст
Карфаген
Дамаск
Иерусалим
Александрия
16

17. Патристика

Основные сочинения
Северин Боэций
Августин.
Августин.
Августин.
Августин.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Иоанн Дамаскин
Против академиков.
О порядке.
Исповедь.
О граде Божием.
Аврелий Августин
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры
17
Псевдо-Дионисий

18. Патристика

Григорий Назианзин
Василий Великий
Б. Гоццоли.
Видение св. Августина.
В. Васнецов.
Православные епископы.
18

19. Проблема теодицеи

Теодицея
(греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) –
Эпикур
букв., «оправдание Бога»,
общее обозначение
религиозно-философских доктрин,
стремящихся согласовать
идею благого и разумного
божественного управления миром
с наличием мирового зла,
«оправдать» это управление
перед лицом тёмных сторон бытия.
Цицерон
Лейбниц
Августин
19

20. Проблема теодицеи

Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему в мире столько зла?
Выходит, что Бог
или может
уничтожить зло, но
не желает этого –
тогда Он
не всеблаг;
или желает
уничтожить зло, но
не может (не в силах) –
тогда Он
не всемогущ.
Поскольку как то, так и другое
противоречит понятию Бога,
приходится отрицать
либо
бытие Бога,
либо
реальность зла.
20

21. Три варианта теодицеи

Зло не есть что-то самосущее,
а представляет собой просто
отсутствие (недостаток) блага.
Почему же
Бог допускает
недостаток
блага?
Никакого
зла на
самом деле
нет.
Так называемые «недостатки»
способствуют высшему благу,
мнение же о реальности зла
есть следствие абсолютизации
частной точки зрения.
Зачем же Бог
сотворил мир,
если творение
не может быть
совершенным?
Сотворённый
Богом мир есть
лучший из
возможных.
Добро, творимое свободно,
выше добра, творимого
по необходимости, зло же есть
результат злоупотребления
человеком свободной волей.
21

22.

Вопросы?
22
English     Русский Правила