Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. : открытие «внутреннего человека»
Романтизм
Эпоха Романтизма
Одной из самых модных теорий во времена романтизма по мысли романтиков стала - Теория синтеза искусств
Синтез искусств:
В основе всех открытий романтизма лежит:
Но есть в искусстве романтизма и светлая сторона – народное творчество:
Развитие романтизма во французской живописи.
Теодор Жерико Плот «Медузы»
Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии»
Эжен Делакруа – вождь французского романтизма в живописи
Эжен Делакруа «Данте и Вергилий»
Смерть Сарданапала
Резня на Хиосе
Портрет семьи Карла IV Портрет Махи одетой
2.21M
Категория: ИскусствоИскусство

Романтизм в художественной культуре Европы XIX века

1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в. : открытие «внутреннего человека»

2. Романтизм

• Художественное направление в
европейской культуре.
• Романтическое искусство наполнено
грустью, скорбью, пессимизмом.
• Романтическую литературу, музыку,
живопись называли «энциклопедией
чувств»

3. Эпоха Романтизма

• Возникла после эпохи Просвещения,
когда литература считалась высшим из
искусств и почиталась, как область
граничащая с философией. Романтики
не согласны с этой точкой зрения. По
их мнению именно музыка способна
передать эмоции человека.

4. Одной из самых модных теорий во времена романтизма по мысли романтиков стала - Теория синтеза искусств

• Уникальная сверхчувствительность
позволяет художнику воспринимать
окружающий мир в неразрывности звуков,
красок, форм.
• Они хотели чтобы музыка засияла
красками, как живопись, рассказала
звуками, не обращаясь к словам,
содержание литературных произведений.

5. Синтез искусств:

Это
взаимопроникновение
музыки, живописи и
литературы.

6. В основе всех открытий романтизма лежит:

• Трагический разлад
личности с окружающим
миром.
В 18 веке этот термин имел другое значение:
романтическим называлось все фантастическое,
необычное, странное, встречающееся чаще в книгах,
чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово
использовалось
для
обозначения
нового
художественного направления, противоположного
классицизму.

7. Но есть в искусстве романтизма и светлая сторона – народное творчество:

• Это героический эпос, сказки, песни и
другие виды фольклора, которые
существенно обогатили европейскую
художественную культуру и сделали её
многоязычной и национальной.
• В Германии романтическое мироощущение
ранее всего выразила литература.
• Во Франции – живопись.

8.

Социальной основой романтизма
становится разочарование в своей эпохе, в
новом обществе, с которым были связаны
большие надежды, так как это общество
предсказывали великие умы Европы.
Новалис (настоящее имя Фридрих фон Гардэнберг)
Романтики считали, что им выпало жить
под бесславной звездой, когда Европа
страдает от революций, когда опошлены
все лучшие человеческие порывы. Такое
разочарование непременно
сопровождалось настроением
безнадежности, отчаяния, «мировой
скорби – это «болезнь века».

9.

Альфред де Мюссе
Альфред де Мюссе в своем романе
«Исповедь сына века» писал:
«Безнадежность шагала по земле, и сыны
века, полные сил, отныне никому не
нужных, опускали праздные руки и пили из
скудной чаши этот отравленный напиток.
Болезнь нашего века происходит от двух
причин, народ носит в сердце две раны.
Все, что было, уже прошло. Все, что будет,
еще не наступило».
Пушкин говорил, что бедой всего
романтического стала преждевременная
страсть души: «Нет: рано чувства в нем
остыли» (Евгений Онегин).

10.

Неудовлетворенность
современной
действительностью
приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир
идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики
уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный
мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к
себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее
непосредственность
и
чистоту
детства.
Романтизм отвергал один из основных принципов
просветительской литературы – «подражание природе».
Романтики считали, что автор должен быть абсолютно
свободен, он должен творить только по своим собственным
законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику
нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».

11.

Эпоха романтизма характеризуется
обновлением художественных форм и
всей системы литературных жанров,
происходит реформа сцены (сращение
лирики и драмы). Создаются новые,
переходные жанры (лиро-эпические и
лиро-эпико-драматические), заново
создается романтическая поэма
(символическая, нравоописательная,
фольклорная), романтическая драма
обращается к традициям Шекспира и
Кальдерона, появляются
«драматические поэмы» (Байрон,
Шелли). Необычайного расцвета
достигает лирика (слова ассоциативны,
многозначны, метафоричны).
Каспар Давид Фридрих.
Странник над морем тумана.

12.

Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных
родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали
музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров
наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы
– сказка, лирическая новелла.

13.

Проза романтизма развивалась по многим жанровым
направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и
рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы
плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг.
складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В.
Гюго), появляется фантастическая повесть. Исторический роман,
существовавший в предыдущий период, был коренным образом
переработан и стал одним из центральных жанров.
Александр
Дюма

14.

В Германии романтизм начал
формироваться в последние годы 18
века и очень скоро стал одним из
важнейших направлений в литературе
и искусстве.
Основные принципы теории
романтизма сформулировал Фридрих
Шлегель в работе «Фрагменты». Также
важную роль в формировании
романтической эстетики сыграли
философы Фихте и Шеллинг. Эта
группа писателей и поэтов работала в
университетском городе Йена, в
результате чего и получила
название йенская школа. Это был
первый этап немецкого романтизма.
О, как я хотел бы окунуться
В те глубины, что огонь таят,
Ангелам зовущим улыбнуться,
Вновь увидеть счастья дивный град!
В. Мюллер

15.

Вторым этапом немецкого романтизма
стало творчество гейдельберских
романтиков. Освободительная война
против Наполеона сформировала новые
идеи, резко отличающиеся от суждений и
взглядов йенских романтиков. Теперь на
первый план выдвигаются понятия нации,
народности и исторического сознания. Это и
приводит к возникновению нового
романтического движения, своеобразным
центром которого стал город Гейдельберг.
Там сформировался кружок поэтов и
прозаиков, которых привлекало все
истинно немецкое (искусство, культура и
история).

16.

Романтики второго этапа разбудили
интерес к национальной старине. Именно
в эти годы публикуются и комментируются
памятники средневековой немецкой
литературы, романтики обращаются к
народной песне (сборник песен А. фон
Арнима и К. Брентано «Волшебный рог
мальчика»). Высокого совершенства
достигает лирическая поэзия. Ведущими
прозаическими жанрами
становятся фантастическая
новелла и сказка («Детские и семейные
сказки» братьев Гримм).
Братья Гримм

17.

Во времена Гримов интерес не только к сказке, но и к народному
творчеству в целом проявился особенно ярко. Это объяснялось тем,
что устное народное творчество не было затронуто цивилизацией,
поэтому романтики и признали его красоту. Кроме того, в 1806-1812
гг. у немцев появилась еще одна веская причина обратиться к
национальному творчеству – это захватнические войны Наполеона.
Вильгельм Гримм писал: «Сейчас самое время
собирать и спасать старые предания, чтобы они
не испарились, как роса под жарким солнцем, не
погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в
тревогах наших дней».

18.

Вершина романтизма – творчество Эрнста Теодора Амадея
Гофмана (1776–1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма
Гофман был необычайно одарен – он и талантливый музыкант, и
блестящий карикатурист. Его произведениям присущи драматизм и
сарказм, лирика и гротеск(«Эликсир дьявола», «Золотой горшок»,
«Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики,
Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему
обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к
реальности. Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной
сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль
золота в классовом обществе.
Эрнст Теодор Амадей Гофман

19.

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797–1856) –
великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве
романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной
демократии. Во многих своих стихах он опирается на
народную песню, благодаря развитию мотивов которой
достигает необыкновенной естественности, ясности и
простоты.

20.

В Англии огромным было воздействие
лирического романтизма Джорджа
Ноэля Гордона Байрона (1766–1824).
Его поэма «Паломничество Чайльд
Гарольда» опоэтизировала
романтического бунтаряиндивидуалиста, образ которого был
типичен для посленаполеоновской
поры.
Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали
Байрона властителем дум тогдашней Европы.

21.

Английский романтизм представляют
также Дж. Китс (1795–1821) и П. Б.
Шелли (1792—1822). Джон Ките – автор
патриархально-утопической
идиллии «Эндимион», где выражен протест
против пуританского ханжества.
Джон Китс
Перси Биши Шелли – автор аллегорической
поэмы «Королева Маб», разоблачающей
порочность современного ему общества. В
поэме «Восстание ислама» Шелли
оправдывает насильственное свержение
деспотии. В трагедии «Ченчи» и в
лирической поэме «Освобожденный
Прометей» он дал философское
осмысление проблем свободы и тирании.
Перси Биши Шелли

22.

Во Франции первой трети XIX в.
романтизм был основным направлением
литературы. На раннем этапе его
развития центральная фигура – Франсуа
Рене де Шатобриан (1768–1848). Он
представлял консервативное крыло этого
направления. Все написанное им — это
полемика с идеями Просвещения и
революции.

23.

Сторонницей либеральных идей была Жермена де
Сталь (1766–1817), много сделавшая для
обоснования принципов романтизма. В
романах«Дельфина», «Коринна» писательница
защищает право женщины на свободу чувства, а
также показывает столкновение человеческой
личности с устоями буржуазно-дворянского
общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа
за выступление в защиту политической свободы:

24.

Виктор Гюго (1802–1885) прошел
сложный путь развития. В 1827 г. им
были сформулированы принципы
новой, романтической драматургии.
Он критикует правила «трех
единств», выступает против строгого
разграничения жанров,
утвердившихся в классицизме. Гюго
требовал свободы и естественности,
не отрицая значения «местного
колорита», признавал возможным
смешение трагического и
комического.
Среди выдающихся романов Гюго – «Собор Парижской
Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется».
Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий
самые острые социальные проблемы XIX в.

25. Развитие романтизма во французской живописи.

Французские
художники
тяготели к
экзотическим
мотивам; игре
воображения,
способного
увести от
«тусклой
повседневности».

26. Теодор Жерико Плот «Медузы»

27. Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии»

28. Эжен Делакруа – вождь французского романтизма в живописи

Так в 1831 году парижане
смогли увидеть «Свободу,
ведущую народ» (больше
знакомая нам по школьным
учебникам, как «Свобода на
баррикадах»). Делакруа
потребовалось всего три
месяца, чтобы написать
картину. Творение было
восторженно принято и тотчас
куплено правительством. Но изза революционного сюжета
полотно на протяжении
последующей четверти века не
выставлялось на всеобщее
обозрение. Молодая женщина с
обнаженной грудью в центре
символизирующая свободу и
отвагу революционеров.
Мужчина в цилиндре с ружьем
слева от Свободы - сам
Делакруа.

29. Эжен Делакруа «Данте и Вергилий»

• Первой картиной,
представленной 24-летним
Эженом Делакруа на суд
публики, стала «Ладья Данте».
Сюжет полотна заимствован из
песни XVIII «Божественной
комедии» Данте. Полотно
наполнено художественными
символами: лодка, плывущая по
волнам времени в
потусторонний мир. Нарочито
натуралистично выписаны
фигуры грешников, отчаянно
цепляющихся за края утлого
суденышка, особенно
бросаются в глаза зрителю…

30. Смерть Сарданапала


Несмотря на нападки критиков, Эжен
Делакруа продолжает как будто
любоваться в своих работах нарочитой
жестокостью и эротизмом. Следующая
работа, представленная публике,
называлась «Смерть Сарданапала».
Делакруа создавал образ Сарданапала
(ассирийский владыка), чтобы
предупредить: кто не стремится в своей
жизни к добродетели, того ждет
бесславный конец. Легенда о
Сардонапале гласит, что беспутный
царь, чтобы не быть жертвой
мятежников, решает покончить жизнь
самоубийством. На картине изображен
момент, когда он приказывает убить
своего любимого коня, собак и женщин,
уничтожить все свои сокровища.
Огромное красное покрывало, на фоне
которого все происходит,
символизирует льющиеся реки крови…

31. Резня на Хиосе

• Настоящий успех пришел к
Делакруа позже, в 1824 году,
когда он выставил на
обозрение в парижском
художественном салоне свою
картину «Резня на Хиосе».
Полотно живо описывало
ужасы недавней войны
Греции за независимость.
Французский поэт Бодлер
назвал картину «жутким
гимном року и страданию».
Критики поспешили обвинить
молодого художника в
чрезмерном натурализме.

32.

Франсиско Гойя знаменитый художник,
который известен своими
неоднозначными
картинами. Кажется, что
большинство из них
созданы на грани какогото болезненного психоза.
Они удивляют и даже
пугают. Стоит сказать,
что для его времени
(1746-1828), это было
очень необычно. Многие
его работы не понимают
даже в наше время.

33.

Серия офортов Франсиско Гойи,
которая представлена здесь,
называется Los Caprichos, Капричос,
что переводится, как - Причуды.
Серия была закончена в 1799 году.
Все они являются своеобразными
карикатурами, высмеивающие
существующий порядок Испании политический, социальный и
религиозный строй того времени.
Не только он, но и многие другие
люди были возмущены тем, что
происходит вокруг. Разжиревшая от
безнаказанности церковь предавала
инквизиции кого только пожелала,
посылая на плаху и костёр
неугодных ей людей. Дворянство,
которое было настолько далеко от
обычного народа, что не желало
ничего делать для процветания
страны и становилось похоже на
беззаботных животных - ослов,
которые только едят, пьют и
развлекаются в своих имениях.

34.

Капричос руки мастера Франсиско
Гойи были созданы его желанием
хоть как то изменить общество. Он
пытался указать всем окружающим
на существующие проблемы.
Конечно, его зрители и без того всё
видели и понимали, но им нужна
была подпитка и поддержка, что бы
начать совершать культурную
революцию, сначала в умах, а потом
и в реальности. Дурные стороны
жизни XVIII века казались Гойя
настоящим злом. Он страдает от
того, что видит деградацию
общества, падение нравов и морали.
Всё это отразилось в его гравюрах,
где гротескные, карикатурные,
символические, зашифрованные
образы существуют в некоем
мрачном пространстве. Именно
такой Гойя и видел Испанию его
времени - мрачное, инфернальное
место, где церковь и власть,
распутство, пьянство и социальная
деградация день за днём убивают
некогда великую страну.

35.

36. Портрет семьи Карла IV Портрет Махи одетой

English     Русский Правила