Основные направления теории моды
Философия моды и её принципы
Социологические подходы к изучению моды
7 социальных функций моды
Два основных устремления моды
«Индустрия моды»
Синдикат Высокой Моды
Классификация сегментов индустрии моды
Мода и феномен нового
Концепция моды с точки зрения Георга Зиммеля
1.10M
Категория: СоциологияСоциология

Основные направления теории моды

1. Основные направления теории моды

Битва престолов «Осипов»

2. Философия моды и её принципы

Мода – это масштабный социальный механизм, проявляющий себя почти во всех
сферах деятельности человека. Мода иррациональна. Она представляет собой
изменения ради самих изменений, в то время как современный взгляд сводится к тому,
что изменения ведут к все более рациональному самоопределению. Например, Ларс
Свендсен в своем эссе «Философия моды» пишет, что современная высокая мода – это
реклама с амбициями искусства.

3. Социологические подходы к изучению моды

Специальным образом уже в XIX в. модой занимались Г. Спенсер,Г. Зиммель, а также Т. Веблен и
В. Зомбарт. В социологии XX—XXI вв. в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Липовецки
социологическое исследование моды расширилось. В их работах анализ моды был увязан с
новыми тенденциями социального развития, становлением новой экономики, массового
потребления, новых поведенческих образцов, новых форм символической интеракции. Среди
новейших западных социологических исследований моды следует отметить работы таких
авторов, как Д. Крейн, Ю. Кавамура. Касаемо российской социологии, А. Б. Гофман определяет
моду «как социальный регулятор поведения, в котором объекты выступают в роли знаков модных
ценностей».

4. 7 социальных функций моды

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и
разнообразие, на наш взгляд, плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды. В
зависимости от критерия различения этих двух сторон, от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды
и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды.
Инновационная функция – то, что мода несет с собой новизну, знает каждый. Здесь же основное внимание будет
уделено инновационной роли моды в социальной системе. Поскольку действие моды распространяется на самые
различные сферы социально-экономической и культурной жизни, постольку она увеличивает инновационный
потенциал общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответствующих сферах. Поскольку ритм
социально-экономической и культурной жизни неодинаков в различные периоды, постольку и степень
инновационности одного и того же общества или группы изменяется.
Коммуникативная функция. Все знаковые системы, функционирующие в обществе, служат средством коммуникации
между людьми; мода – одна из таких систем. Коммуникация – одна из важнейших функций, без которой человеческое
общество вообще невозможно.
Функция социальной дифференциации и нивелирования. Как уже отмечалось, важное значение в осуществлении этой
функции имеет время подключения тех или иных участников к определенному стандарту: на ранних фазах модного
цикла доминирует дифференцирующая сторона этой функции, на высших фазах, когда стандарт охватывает большие
массы людей, - нивелирующая сторона.
Функция социализации. Мода – одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, т. е. она
выполняет функцию социализации
Престижная функция. Мода – один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений,
ценностей, культурных образцов и т.д.; таким образом, она выполняет престижную функцию.
Функция психофизиологической разрядки. В современных условиях эта функция моды особенно значима, учитывая
негативное влияние на индивида таких факторов, как монотонность многих производственных процессов,
однообразие городской среды, стандартный характер промышленной продукции и т. д.

5. Два основных устремления моды

Первое — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус.
Второе — давление социальной системы: страх оказаться вне общества, боязнь
изоляции и т. д.
Современная мода связана принципом сезона. Как правило, определяют два основных
сезонных вектора: весна-лето и осень-зима

6. «Индустрия моды»

Индустрия моды — сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа
"модной" продукции, ее производством и реализацией.

7. Синдикат Высокой Моды

Синдикат Высокой моды — это чисто французский профсоюз, долгое время закрытый для
иностранцев. С глобальным международным влиянием — ведь за несколько веков Париж отвоевал
себе статус столицы моды! Первый дом моды открыл англичанин Чарльз Уорт, было это в 1858 году.
Он же учредил Синдикат Высокой моды. На январь 2013 года в Синдикат входят: Adeline André, AF
Vandevorst, Agnès b, Akris, Alexander McQueen, Andrew GN, Ann Demeulemeester, Ann Valérie Hash,
Atsuro Tayama, Balenciaga, Balmain, Barbara Bui, Bernhard Willhelm, Bruno Peters, Cacharel, Céline,
Cerruti, Carlota Alfaro, Chanel, Chloé, Christian Dior, Christian Lacroix, Collette Dinnigan, Costume
National, Damir Doma, Dice Kayek, Dominique Sirop, Dries van Noten, Elie

8. Классификация сегментов индустрии моды

1) Высшая ценовая категория. Эта категория включает
в себя модели класса люкс от
кутюр, это, в первую очередь, эксклюзивные
модели, часто ручной работы, по
наивысшей цене, и производятся они в
единственном экземпляре, также, модели
прет-а-порте люкс.
2) Средняя ценовая категория. Это, так называемые
диффузные бренды, это что-то
среднее между высококлассными моделями и
демократичными, которые имеют
широкий рынок сбыта.
3) Демократическая категория моды. В первую
очередь, это дешёвые товары, по низкой
цене и не высокого качества, выпускающиеся в
большом количестве.

9. Мода и феномен нового

Понятие моды у большинства людей ассоциируется с господствующей в течение
короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов
внешних форм культуры другими. Однако сегодня такую трактовку следует признать
чрезмерно узкой : современная мода не ограничивается одеждой или внешними
формами культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает
широчайший круг явлений – экономку, политику, музыкальные и литературные
пристрастия, речь, манеры, способы общения.

10. Концепция моды с точки зрения Георга Зиммеля

Анализ феномена моды привел Г. Зиммеля к выводу, что ее огромная популярность в
современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку
самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою
индивидуальность.
English     Русский Правила