Письма из Сибири 1826 года
Верхоленское
Якутск
Иркутск
Нижнеудинск
Канск
Красноярск
Енисейск
Ачинск
Тара
Старый погост
Тобольск
Берёзов
Тюмень
Туринск
Рафайлова слобода
Тобольск
Спасибо за внимание!
44.84M
Категория: ЛитератураЛитература

Петр Андреевич Словцов. Письма из Сибири 1826 года

1. Письма из Сибири 1826 года

Петр Андреевич Словцов

2.

Верхоленское
Якутск
Иркутск
Красноярск
Енисейск
Ачинск
Тобольск
Берёзов
Тюмень
Тобольск
Нижнеудинск
Канск
Тара
Старый погост
Туринск
Райфалова слобода

3. Верхоленское

4.

Автор описывает красоты этого
места, которые приводят к
воспоминаниям о здешних местах в
разные времена
Увиденное приводит его к
размышлениям о моментах,
которые остаются у нас
в памяти

5.

Автор рассказывает о жизни бурятов,
проживающих в юртах со старой прадедовской
мебелью здешнего края. Буряты не склонны
рассуждать об исторических событиях их народа,
некоторые не помнят и начала их личного
существования.

6. Якутск

7.

Автор рассказывает о галереях в домах
чиновниках, "в память любви к отечество".
Залы хороших домов украшаются эстампами
знаменитых военачальников, прославившихся в
отечественную войну.
Здесь автор замечает новое
проявление искусства ваяние. Сибирский алебастр с
1825 года облагорожен
бюстами древней Греции, а
из окошек мещанских домов
можно увидеть Сократа с
Клеопатрой. Но замечает
следующее:

8. Иркутск

9.

Рукам якутов принадлежит столярная и каменная
работа, резьба по дереву, по мамонтовой кости,
мебельное дело, плотное мастерство и другие
искусства.
Автор замечает появление в тех местах иконописца
Кузьмина, работы которого послужат развитию
способностей якутов
Якуты обнаружили
удивительную
способность к
искусству,
перенимая от
русских эти знания.
А их дети отличаются
красотой
чистописания и
рисования.

10.

Автор делает вывод, что если бы у
Якутов было достаточно
инструментов и учителей, то они бы
совершенствовали свои умения, но
отмечает:
Жители Сибири не представляют
одно целое общество, управление
ими должно быть наименее
сложным.
Автор оставляет свой вопрос для
рассуждения читателю:

11. Нижнеудинск

12.

Автор рассказывает о Тельминской фабрике, вмещавшую
в себя три производства - суконное, полотняное и
стеклянное.
После подробного описания автор заключает: "Довольно
ли эти подробностей?"
Давая читателю понять, что работа фабрики достигает
прекрасных результатов.

13. Канск

14.

Автор рассказывает о производстве фламского
полотна и стеклянном производстве. И делает
вывод:

15. Красноярск

16.

Перед автором радостный
вид, который не оставляет его
равнодушным.
Город прекрасен своими
живописными
окрестностями. Автор
замечает, что город цветет
благодаря своему правителю
губернии, но имени его не
произносит, считая, что
"время произнесет его имя".

17. Енисейск

18.

Старинный, северный город, знаменитый своей торговлей и и
богатыми ярмарками. Автор отмечает:
Источники богатства не иссякают,
пока хвойные леса в этом краю
зеленеют. В последнее время город
перестал крупно праздновать
ярмарки, так как стал
сотрудничать с Кяхтою и Н. Н.
городом, но жители продолжают
торговать. Автор делает вывод:

19. Ачинск

20.

Автор больше всего уделяет внимание природе и удобству
в дороге. Везде спуски, подъемы облегчены, мосты
строены, крутизны обнесены надолбами красивыми, все
выровнено, все улажено.
Сколь ни суровы виды, но флора, умеющая украшать и
болотные зыби, приготовила около дороги выставку
цветов. Автор размышляет в иносказательной форме и
замечает:

21. Тара

22.

В этой главе автор большее внимание уделяет не
природе края, а Федулу Кондратьевичу, старцу,
который отстоял рощу, не позволяя вырубать её. Теперь
эта роща продолжает служить жителям, защищая
зимой от метели, а летом скот от комаров. В этом
фрагменте автор уделяет тому, какие мудрые и смелые
люди проживают в этих краях:

23. Старый погост

24.

Чтобы поверить изложение историографа о перекопи,
давно казавшееся автору недовольно ясным, ныне, не
доезжая до Тобольска, он остановился за 45 верст в
Старом погосте. Автор углубляется в историю, чтобы
объяснить читателю идеи Ермака, описанные в книгах.
История Ермаковой перекопи известна каждому
поселенцу того места.

25. Тобольск

26.

Автор описывает примечательные места и их историю,
одновременно расшифровывая, что же такое "Сибирь":
Рассматривая судьбу
названий, автор
приходит к мысли, что,
возможно, это названия
от одного народа,
жившего на таком
великом пространстве.
Далее речь идёт о
неточности сибирской
летописи, которую по
пунктам раскрывает автор:

27. Берёзов

28.

Автор обращает внимание на удивительные нехарактерные для этого
края погодные условия. Температура порой повышается до +7, а ветер
южный, что не поддаётся объяснению. Жизнь поселенцев превращена в
простое физическое самопитание:
Развито оленеводство, которое является основным
средством передвижения. А также существует редкое
явление: за 1,5 года не было ни одного арестанта, здесь
вовсе нет тюрьмы. Но:

29.

Реальная жизнь северных народов далека от их книжного
описания. Автор отрицает
их финское происхождение:
Размышляя о корнях народа,
автор склоняется, что
многие мнения ошибочны,
доказывая многими фактами,
заключая:

30.

Происхождение трёх племен,
предполагает сходство языков,
исторические переселения и соседство с
другими племенами, поэтому автор
отмечает, как необходимо новое изучение
этого народа.
Гибельна оказалась для этого края теплота,
которая повлекла за собой пожары лесов, и в
некоторых местах огонь до сих пор сжигает
деревья. Повреждены плодовитые кедровые
леса, белки не находят корма и сбегают.
Рыбные озёра обмелели, рыба либо подохла,
либо исчерпана снастями. На ярмарках
продавалась за бесценок, а следующим
летом будет самый скудный улов.

31.

В этом краю в заточении закончилась
жизнь преобразователя России,
Меньшикова. Недалеко находится его
могила и хижина.
Картина Сурикова В.И. «Меньшиков в Берёзове»
Он своеручно пособлял строить деревянную церковь, которая
уже сгорела. Ходил звонить в колокол, пел и читал во время
службы, читал простолюдинам назидательные книги. Меньшиков
служил Великому, а после - Всемогущему.

32. Тюмень

33.

Сделав шаг в город, можно увидеть не целое, а части,
не стелющиеся улицы, а буераки, разрознивающие
город, разделены мнения поселенцев о
вероисповедании. Но в одном Тюмень всё-таки
объединяется в одну мысль - торговлю:
Далее автор обращает своё внимание на
Троицкий монастырь:
Товар появляется каждую неделю в
установленный день, и в этот же день все
исчезает с площади за цену или на обмен.

34. Туринск

35.

Не большой, но правильный красивый городок.
550 домов, среди них 6 церквей:
Церковное зодчество развито, жители
продолжают посещать церковь,
участвуют в пении
с трогательной любовью.
В доме почтенного судьи автор удивлялся
разговорам о естественной философии, о
Галилеевых открытиях, о Кеплеровых законах.
Но для хозяина жизнь скучна, а автор
отмечает, что знания:

36. Рафайлова слобода

37.

Приехав в это селение, автор уходит в рассуждения о
будущем Сибири, об ошибках, которые совершают
поселенцы. Но не забывает описать место:

38. Тобольск

39.

Возвратившись в Тобольск, автор рассуждает об
образовании Сибиряков, прикрепляя табели:
English     Русский Правила