Декоративно-прикладное искусство
Изделия декоративного ( от лат deco – украшаю) искусства действительно и украшают наш быт, и создают определенное эмоциональное
Изделия прикладного искусства чаще всего выпускаются массовыми серийными тиражами. Художник стремится подчеркнуть и
Прикладные и декоративные качества изделий органично связаны и активно взаимодействуют с окружающей их
Как самостоятельный вид декоративно-прикладное искусство складывалось на рубеже 18-19вв.. Изобразительные средства
Форма произведения декоративно-прикладного искусства должна быть не только приятной для глаз, но и максимально удобной в
Гидрия – для воды, килик – чаша для питья.
Мифологические сюжеты и сцены из повседневной жизни красноречиво рассказывают о быте, нравах того времени. Вазы античных
Материал придает особое художественное звучание предмету. Для мастера одинаково важны как внутреннее строение ( текстура), так
Цветовое решение нередко определяет фактура метериала, технология ео обработки, колористические традиции, складывающиеся на
Ритм и симметрия особенно ярко проявляются в орнамента лаковой миниатюры, резьбы по дереву, кости и камню, в вышивках,
Ритм может нарастать, «замирать» и убывать, один ритмический элемент может переплетаться с другим, усиливая сложность рисунка.
Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества
В самобытных и поэтических образах народного декоративного творчества отразились вечное стремление человека к счастью и
Декоративно-прикладное искусство – память человечества о своем прошлом. В простейших формах каменных орудий, в незатейливых
Декоративно-прикладное искусство прошло длительный путь в своем развитии. На протяжении веков в нем закреплялись устойчивые
Повторяемость основных художественных элементов ( сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисунка, орнамента) на
Как в русском фольклоре существуют устойчивые сочетания («красна девица», «добрый молодец», «мать-сыра земля», «солнце
Круг-розетка символизирует солнце и плодородие. Красный цвет –признак добра и красоты. Кони и птицы – верные друзья и помощники
Традиция существует в бесконечном множестве похожих, но всегда неповторимых и оригинальных вариантах. Например, искусство
Лучшие достижения декоративно-прикладного искусства – результат творчества не одного человека, а всего народа. Именно народ
Самобытные традиции декоративно-прикладного искусства сохраняют кузнечные мастера из Великого Устюга, Златоуста и Дагестана.
Всемирно известна лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя. Декоративная роспись по деревянной посуде и мебели
Игрушки дымковских, городецких, филимоновских, богородских, каргопольских мастеров поражают изобретательностью и разнообразием
Вологодское и михайловское кружево отличают неповторимое своеобразие рисунка и особое декоративное изящество. Павлопосадские и
Главные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства: - коллективное творческое начало - следование
Виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство находится в тесной связи с другими видами искусства,
Декоративно-прикладное искусство участвует в организации материальной среды: быта, жилища, архитектурных сооружений, площадей,
Декорационно-оформительское искусство предназначено для оформления улиц, производственных территорий, жилых домов, скверов.
Три вида декоративно-прикладного искусства: - выделение по функциональному признаку – мебель, посуда, ювелирные украшения
Художественная резьба по камню, кости, дереву – самый древний вид декоративно-прикладного искусства. Береза, клен, бук, липа,
Резчики по камню (нефрит, лазурит, яшма, а также известняк) создают подлинные произведения искусства. Белокаменные соборы
Родиной резьбы по кости считается г.Холмогоры Архангельской области. Изделия холмогорских резчиков по кости отличают рельефная
Мотивы художественной росписи разнообразны и выразительны: хороводы, сцены чаепития, яркие букеты цветов, сюжеты и образы
Литье, ковка, чеканка являются основными декоративными элементами для украшения архитектурных сооружений. Наибольшую
13.24M
Категория: КультурологияКультурология

Декоративно-прикладное искусство

1. Декоративно-прикладное искусство

Художественные возможности декоративно-прикладного
искусства
Декоративно-прикладное искусство учитывает два основных качества:
- Полезность
- Красота и привлекательность

2. Изделия декоративного ( от лат deco – украшаю) искусства действительно и украшают наш быт, и создают определенное эмоциональное

настроение. Декор ( узор, орнамент) выявляет
красоту и особенности строения изделий, подчеркивает их образную
выразительность.

3. Изделия прикладного искусства чаще всего выпускаются массовыми серийными тиражами. Художник стремится подчеркнуть и

утилитарность ( от лат. utilitas – польза,
выгода), и красоту, нарядность изготовленной вещи. В изделиях прикладного искусства
отражаются материальные и духовные запросы общества определенной исторической
эпохи., прослеживаются элементы стилевого единства.

4. Прикладные и декоративные качества изделий органично связаны и активно взаимодействуют с окружающей их

предметно-пространственной
средой.
Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения, но никак не
украшательства. В произведениях этого искусства важным является принцип
необходимости и достаточности. В противном случае изделие можно отнести к китчу
( нем. kitsch – дурной вкус, халтура). Примеры: резное дерево, подкрашенное под
бронзу, некачественный фарфор – под золото – подделки, лишенные художественного
значения и вкуса.

5. Как самостоятельный вид декоративно-прикладное искусство складывалось на рубеже 18-19вв.. Изобразительные средства

декоративно-прикладного искусства:
орнамент, форма, материал, цвет, ритм, симметрия.

6. Форма произведения декоративно-прикладного искусства должна быть не только приятной для глаз, но и максимально удобной в

пользовании. Особым
изяществом и разнообразием отличались вазы древнегреческих мастеров.
Амфора служила для хранения оливкового масла и зерна, кратер- для
вина.

7. Гидрия – для воды, килик – чаша для питья.

8. Мифологические сюжеты и сцены из повседневной жизни красноречиво рассказывают о быте, нравах того времени. Вазы античных

мастеров занимают почетное место в залах крупнейших музеев мира.

9. Материал придает особое художественное звучание предмету. Для мастера одинаково важны как внутреннее строение ( текстура), так

и внешнее состояние
поверхности (фактура) материала. Чем естественнее выглядит материал в произведении
искусства, тем выше художественные качества последнего, ярче и выразительнее его
образное содержание.

10. Цветовое решение нередко определяет фактура метериала, технология ео обработки, колористические традиции, складывающиеся на

протяжении
длительного времени.. Невозможно спутать темно-синюю и светло-голубую
палитру Гжели со сверкающей золотом ярко-красную гамму Хохломы, с
нежными оттенками самых различных цветов на подносах Жостова.

11. Ритм и симметрия особенно ярко проявляются в орнамента лаковой миниатюры, резьбы по дереву, кости и камню, в вышивках,

кружевоплетении, ковроткачестве.

12. Ритм может нарастать, «замирать» и убывать, один ритмический элемент может переплетаться с другим, усиливая сложность рисунка.

Геометрический, природный, растительный, анималистический
орнаменты, построенные на ритмическом чередовании элементов, не
только украшают поверхность изделий, но и усиливают из образную
выразительность.

13. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества

14. В самобытных и поэтических образах народного декоративного творчества отразились вечное стремление человека к счастью и

красоте,
тонкий художественный вкус и поразительное чувство меры. За
фантазией и вымыслом, мифом и сказкой стоит народная мудрость,
высокий смысл художественных произведений.

15. Декоративно-прикладное искусство – память человечества о своем прошлом. В простейших формах каменных орудий, в незатейливых

геометрических узорах орнамента на керамике человек пытался выразить
свои представления о жизни, надеялся с их помощью вымолить хороший
урожай или успешную охоту.
Китай. Кинжалы

16. Декоративно-прикладное искусство прошло длительный путь в своем развитии. На протяжении веков в нем закреплялись устойчивые

черты, передаваемые из поколения в поколение. Мастера отбирали самое
ценное
и
высокохудожественное,
совершенствовали
находки,
отбрасывали все случайное.

17. Повторяемость основных художественных элементов ( сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисунка, орнамента) на

протяжении длительного времени называется традицией.

18. Как в русском фольклоре существуют устойчивые сочетания («красна девица», «добрый молодец», «мать-сыра земля», «солнце

красное»,
«ясный месяц»), так и в декоративно-прикладном искусстве повторяются
определенные символы, сюжеты и орнаменты.

19. Круг-розетка символизирует солнце и плодородие. Красный цвет –признак добра и красоты. Кони и птицы – верные друзья и помощники

.
Круг-розетка символизирует солнце и плодородие Красный
цвет –признак добра и красоты. Кони и птицы – верные друзья и
помощники человека в хозяйстве.

20. Традиция существует в бесконечном множестве похожих, но всегда неповторимых и оригинальных вариантах. Например, искусство

художников Палеха основанное на соединении правды и вымысла, сказки
и жизни, обогащается новыми представлениями и понятиями.

21. Лучшие достижения декоративно-прикладного искусства – результат творчества не одного человека, а всего народа. Именно народ

выступает в качестве коллективного художника. В народе говорят: «Не то
дорого, что красно золото. А то, что доброго мастерства.
Федоскино. Центр лаковой миниатюры

22. Самобытные традиции декоративно-прикладного искусства сохраняют кузнечные мастера из Великого Устюга, Златоуста и Дагестана.

Широко известна резьба по кости народов Севера. Гончарное
искусство Гжели поражает гармонией цветов и оригинальностью
декора.
Чеканка по металлу, серебру. Кубачи. Дагестан.

23. Всемирно известна лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя. Декоративная роспись по деревянной посуде и мебели

Хохломы является предметом восхищения зрителей.
Лаковая миниатюра. Холуй.
Лаковая миниатюра. Мстёра.

24. Игрушки дымковских, городецких, филимоновских, богородских, каргопольских мастеров поражают изобретательностью и разнообразием

сюжетов.
Городецкая игрушка
Дымковская игрушка

25. Вологодское и михайловское кружево отличают неповторимое своеобразие рисунка и особое декоративное изящество. Павлопосадские и

оренбургские платки поражают сказочной
фантазией и красочностью.
Вологодское кружево
Павловопосадские платки

26. Главные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства: - коллективное творческое начало - следование

традициям народного творчества
- устойчивость тем и образов (повтор, вариации, импровизации)
- универсальность художественного языка, понятного всем народам мира.

27. Виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство находится в тесной связи с другими видами искусства,

поэтому можно сказать, что оно носит синтетический
характер. Особенно тесно декоративно-прикладное искусство связано с
архитектурой и дизайном. Вместе они организуют окружающую
пространственную среду

28. Декоративно-прикладное искусство участвует в организации материальной среды: быта, жилища, архитектурных сооружений, площадей,

улиц, парков и скверов. Монументально-декоративное
искусство – неотъемлемая часть архитектуры. Оно включает элементы
архитектурного декора: росписи, резьбу, рельефы
портрет Че Гевары здание МВД. Гавана. Куба

29. Декорационно-оформительское искусство предназначено для оформления улиц, производственных территорий, жилых домов, скверов.

Садовопарковая скульптура, беседки, павильоны, монументальные арки, фонтаны .
Оформление демонстраций, парадов, народных гуляний и т.д. относят к
декоративно-оформительскому искусству.

30. Три вида декоративно-прикладного искусства: - выделение по функциональному признаку – мебель, посуда, ювелирные украшения

,орудия труда и т.д.
- вид используемого материала – металл, дерево, керамика, стекло, эмаль, лаки.
- техника изготовления – резьба, роспись, ковка, чеканка, литьё, лепка, кружевоплетение и
др.

31. Художественная резьба по камню, кости, дереву – самый древний вид декоративно-прикладного искусства. Береза, клен, бук, липа,

осина, тополь –
самый распространенный материал для резьбы. Резьба покрывала декоративным
узором стены изб, наличники окон, мебель.

32. Резчики по камню (нефрит, лазурит, яшма, а также известняк) создают подлинные произведения искусства. Белокаменные соборы

Владимира и
Юрьева-Польского покрыты замечательной резьбой.

33. Родиной резьбы по кости считается г.Холмогоры Архангельской области. Изделия холмогорских резчиков по кости отличают рельефная

и
ажурная (сквозная) резьба. Не менее известны работы мастеров Чукотки,
Хотьково(Московская область), Тобольска.

34. Мотивы художественной росписи разнообразны и выразительны: хороводы, сцены чаепития, яркие букеты цветов, сюжеты и образы

народных сказок, песен и др.

35. Литье, ковка, чеканка являются основными декоративными элементами для украшения архитектурных сооружений. Наибольшую

декоративность
сооружениям придавали коньковые решетки, флюгера. Металлические кружева
украшали свесы крыш, фронтоны, дымовые и водосточные трубы.
English     Русский Правила