«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в
Изучая воздействие цвета на человека, В. Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося
В. Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш ,; глаз –
У В.Кандинского много композиций, в которых он стремится передать своё музыкальное восприятие цвета
« Импровизация» «Казаки»
«Композиция 8»
«Секущая линия»
1.10M
Категория: ИскусствоИскусство

Звучащий цвет и зримый звук. Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944)

1.

«Звучащий цвет и зримый звук»
(В тетрадь выписывать только то, что
выделено красным цветом!!!
Остальное прочитать!)

2. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в

этом звучании они
необходимы в картине», - так считал В. В. Кандинский
Василий Васильевич Кандинский
(1866 – 1944)
Он был одним из представителей
абстракционизма.
Абстракционизм (от лат – удаление,
отвлечение) – это направление в
изобразительном искусстве XX века. Для этого
направления характерны отказ от изображения
реальных предметов, их формы; беспредметные
композиции (линии, точки, пятна, плоскости и
пр.); эксперименты с цветом; отражение
внутреннего мира художника в хаотических,
неорганизованных образах. Абстракционизм
был откликом на общую дисгармонию
современного мира и имел успех потому, что
призывал «уступить инициативу формам,
краскам цвету»

3. Изучая воздействие цвета на человека, В. Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося

тремя признаками : цвет, тон и
интенсивность, которые играют важную роль в создании
эмоционального строя произведения. В музыке такое же
значение имеют тембры музыкальных инструментов.
Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения. Но, например, два круга
одинаковой величины – жёлтый и синий - воспринимаются по-разному:
«жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо
приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое
движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от
человека. Первый круг как бы бы пронзает глаз, в то время как во второй круг
глаз как бы погружается» (В. Кандинский ). Если добавлять в разных пропорциях
синий цвет в жёлтую краску, получатся разные оттенки зелёного цвета.
Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего цветов тормозит движение
до полного его уничтожения; зелёный цвет - это цвет неподвижности и покоя,
равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он
составлен из активных цветов.

4.

5. В. Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш ,; глаз –

молоточек; душа –
многострунный рояль. Художник есть рука, которая
посредством того или иного клавиша целесообразно
приводит в вибрацию человеческую душу»
По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и
холодные, светлые и тёмные. К тёплым относятся цвета солнца, огня, земли:
жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д. Они согревают, радуют. Эти
цветовые эффекты сегодня широко используются в дизайне и рекламе.
«Теплота или холодность краски есть… склонность к жёлтому или синему, пишет художник, - причём при тёплой краске движение на горизонтальной
плоскости направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной краске –
удаляется от него».

6.

Цветовая теория Василия Кандинского
•Желтый - типично земной и не может быть доведен до большой глубины.
•Синий - небесный цвет и, погружаясь в черное, он приобретает призвук
нечеловеческой печали. Чем синий светлее, тем он более беззвучен, пока не
перейдет в состояние безмолвного покоя и не станет белым. Синий цвет,
представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он
напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме низкие звуки органа.
•Желтый и синий при их смешении в равных количествах дают зеленый
цвет, являющийся наиболее спокойным цветом из всех других цветов.
•Зеленый цвет не имеет признаков радости, печали или страсти. Он
никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Это постоянное
отсутствие движения благотворно действует на усталых людей, но после
отдыха чувство покоя легко может наскучить. Поэтому в царстве красок
зеленый цвет играет роль, сходную с ролью мещанства, самодовольного,
неподвижного и ограниченного во всех отношениях. Если зеленый цвет
вывести из состояния равновесия, то он поднимается до желтого, станет
живым и радостным. Если он опустится к синему, к тонам более глубоким, то
приобретет другое звучание - более серьезное и задумчивее.

7.

•Светлый красный теплый цвет сходен со средне-желтым и вызывает
ощущение силы, энергии, решительности, устремленности, радости и
триумфа. В музыкальном отношении он напоминает звучание фанфар. Это
упорный, навязчивый и сильный тон.
•Средний красный цвет вызывает ощущение постоянства и остроту
чувства. Он подобен ровно пылающей страсти. Это незаглушаемая,
уверенная в себе сила, которую можно погасить синим, как раскаленное
железо холодной водой. Красный звучит как труба или как удары литавр.
•Темно-красный густой цвет как всякий холодный цвет содержит в
себе возможности большого углубления, особенно при помощи голубого.
Темно-красный напоминает звуки виолончели, несущие элемент
страстности.
•Фиолетовый цвет является холодным красным как в психическом,
так и в физическом смысле. Он несет в себе характер болезненного,
погасшего и содержит что-то печальное. Недаром этот цвет считается
наиболее подходящим для одежды женщин преклонного возраста. В
Китае его применяют для траурных одеяний. В музыкальном отношении
его звучание подобно звукам английского рожка, свирели или в своей
глубине - низкому тону фагота

8.

•Белый цвет действует на психику человека как великое безмолвие,
соответствующее в музыкальном отношении паузам в музыке, некоторому
незвучанию, которое лишь временно прерывает музыкальную фразу, но не
является конечной точкой развития.
•Черный цвет - это мертвое ничто после угасания Солнца, как мертвое
безмолвие без будущего и надежды. В музыкальном отношении черное
является заключительной паузой, точкой. Если радость и незапятнанная
чистота облекаются в белые, то великая и глубокая скорбь - в черные
одежды.
•Серый цвет - равновесие между белым и черным. Серый беззвучен и
неподвижен, но имеет другой характер относительно покоя зеленого. Если
зеленый - производное между двумя активными цветами (синим и желтым),
то серый - безнадежная неподвижность.
Язык форм и красок Кандинского - это система
ассоциативно-символических обозначений абстрактного
искусства

9. У В.Кандинского много композиций, в которых он стремится передать своё музыкальное восприятие цвета

«Контрастные звуки»
«Увертюра»

10. « Импровизация» «Казаки»

11. «Композиция 8»

12. «Секущая линия»

English     Русский Правила