Похожие презентации:
Я против Я. Индивидуальность в борьбе с эгоизмом
1. Я против Я
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В БОРЬБЕ С ЭГОИЗМОМПо работам Флоренской Т.А.,, д.пс.н.
автор презентации Никулина Е.В., к.пс.н.
МО «Преображение» https://vk.com/pre_obrazhenie
2. Введение
ИндивидуальностьИндивидуализм
(от лат. individuum – неделимое,
особь) – совокупность характерных
особенностей и свойств, отличающих
одного индивида от другого;
своеобразие психики и личности
индивида, неповторимость,
уникальность.
тип мировоззрения,
абсолютизирующий значение
отдельной личности в ее
противопоставлении человеческим
общностям.
Главенство личностных целей и
желаний. Самостоятельность в
действиях и поступках
3. Разумен ли эгоизм?
Н.Г. Чернышевский «Разумный эгоизм»Г. Селье «Альтруистический эгоизм»
Человек призван у удовольствию,
счастью, но искать его нужно в общем
благе.
Человек исходит из себя
руководствуется себялюбием (любовь
к себе первична)
Один из главных критериев любви и преданности способность к
самопожертвованию
Настоящая любовь как творческая самоотдача: вдохновенна и самозабвенна.
По чувству радости служения можно узнать с любовью ли мы относимся к человеку.
4.
Подлинное «Я»Эгоистическое «Я»
Счастье состоит в самозабвении, забвении Главенство личностных целей и желаний
своего «Я» (эгоистического «Я»)
Открытие мира вокруг себя, прозрение,
спадает панцирь отчуждения
Конечность – сфера рассудка,
бесконечность понятна только для
разума (Белинский В.Г.)
Жизнь сопричастная миру и людям
Противопоставление себя
человеческим общностям
Действует разум как творческое начало в
человеке
Рассудочность и расчетливость –
действует в области практического
приспособления, утилитарности.
Уединение – для внутреннего равновесия,
«у - единения» со всеми.
Тетчев.. «все во мне и я во всем»
Одиночество – внутреннее состояние
человека, внутренняя пустота,
потерянность
5. Две крайности
ПоощрениеПодавление
потребительских
непосредственных
наклонностей
потребностей
Возрастание утилитарно-рассудочного мировоззрения и
формирование эгоизма
Белинский В.Г. ..«когда рассудок вступает в права разума,
тогда для человека гибнет все святое в жизни, и жизнь
перестает быть таинством, но делается борьбой
эгоистических личностей, азартной игрою, в которой хитрый
и безжалостный торжествует» (гибнет от пустоты и отсутствия
смысла).
6.
К.Г. Юнг – большая часть моих пациентов, это людиутратившие смысл жизни
(по причине рационализма и потребительства).
Виктор Франкл 1942 г. в концлагере написал, что человек имеет в
себе обе эти возможности (свиньи и святые), и то, какая из них
будет актуализирована зависит не от условий, а от решения
человека
7.
Смысл – это цель, образующая цельную личностьСмысл – это то, что собирает воедино душевные силы
человека
Личность – может умереть при жизни и может
пережить смерть. Выбор пути – вопрос жизни
8.
Совесть – помогает в выборе пути.«Со» - выражение единства людей их общественной природы
(сопричастность, сопереживание, соборность)
«весть» - (ведать, знать) указывает на сигнализирующую,
познавательную роль совести в жизни человека. Правильный или нет
поступок с т.з. общественной природы, единства людей.
9.
Часто путают «стыд» и «совесть»Стыд – перед другими за себя
Совесть – страдание за другого из-за себя
Совесть – уметь считаться с интересами других людей, возможность
посмотреть на себя со стороны.
10.
Психологический «механизм» совести: спор «эгоистического Я» и«идеального Я» внутри человека. Борьба Я против Я.
Без этой борьбы нет развития и становления индивидуальности.
Совесть (с греческого) – «быть своим собственным соучастником»
Всю жизнь человеку предстоит преодолевать трудности и исправлять
ошибки. Главное не заглушать голос совести, не
ошибки, а стараться исправлять
их делом.
оправдывать
11.
Чистота совести – залог нравственного здоровья человека. Этодушевное здоровье следует оберегать больше, чем физическое.
Нравственное преступление само по себе является наказанием,
раскалывающим личность.
Нравственная норма – стоят на страже единства целостности
личности.
Если преступник не раскаивается, преступление разрушает человека,
убивает в нем самую сущность человечности, сопричастности
человеческому роду.
12.
Терпение и выдержка (вместо гнева и распущенности) – возможностьвстать на место другого человека, себя поставить на второе, не значит
идти на поводу, это значит перенести на него центр внимания,
принимать как неповторимую индивидуальность.
13.
Каждая отрицательная черта является искажениемположительного свойства
Агрессия – уродливая форма активности, воли к достижению
победы
Важно найти и пробудить к жизни, доброе начало, которое
оказалось ущемленным и приняло уродливые формы
выражения
14.
Отдавая себя другим человек находит свою индивидуальностьА.А. Ухтомский .. «Все силы и все напряжение, все целевая установка,
должна быть направленна на то, чтобы прорвать свои границы и
добиться выхода в открытое море – к ты».
«Пока человек не освободился от своего Двойника, он, собственно, и
не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит самим собою»
15.
М.М. Бахтин «Человексубъект обращения», в той мере
в какой он обращен к миру, развивается его
индивидуальность.
«Эгоистическое Я» обращено на себя, занято собой, а окружающие
воспринимаются сквозь призму своих потребностей. Потребность к
высокой оценке и самооценке, ведет к раздуванию своего Я.
16.
Любовь - не эмоция, не настроение: это преданное исамоотверженное поведение. Активна, действенна, бдительна.
Любовь сама по себе есть величайшее счастье из всех доступных
человеку, но сама по себе она не удовольствие, не успокоение, а
величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его
мировые задачи, как существа по среди мира.
Любовь обязывает, а из-за трусости перед ее обязательствами,
умереть за любимых, люди придумывают себе приличные мотивы,
чтобы отойти на покой, а любовь заменить суррогатами, на
возможности не обязывающие ни к чему.