Похожие презентации:
Наука нового времени
1. Наука Нового времени
1. Общая характеристика2. Основные научные достижения
3. Понятие «классической
рациональности» в науке и
философии
4. Дисциплинарная структура
5. Рационализм Декарта и Лейбница
6. Эволюция классического
эмпиризма
7. Трансцендентальная теория науки
2. Общая характеристика: социальные предпосылки
«техногенная» цивилизацияреволюционный технический базис: от
цехового ремесленного искусства – к
мануфактуре, автомату, машине,
технологии, машиностроению)
экономический рационализм, частная
собственность, капиталистическое
предпринимательство
буржуазные революции
промышленный переворот
3. Общая характеристика
Вера в разум, науку (нооцентризм)Автономия и верховенство разума
Свобода, самостоятельность,
самоопределение личности
Критическое отношение к прошлому
и «позитивному»
Исторический оптимизм,
устремлённость в будущее
4. Общая характеристика
Деизм: разумная (естественная)религия
Атеизм, материализм
Просвещение: наука вместо веры
Власть над природой, механицизм
Рациональное устройство общества;
общественный договор, права и
свободы человека; либерализм
5. Общая характеристика
Методологический радикализм,фундаментализм, универсализм
Противостояние эмпиризма и
рационализма
Классический эмпиризм (индуктивизм):
1. Экспериментально-математический
метод в естествознании (Галилей,
Ньютон, Бойль, Гюйгенс и мн. др.)
2. Философская теория познания (Бэкон,
Локк, Беркли, Юм и др.)
6. Общая характеристика
Эмпиризм: источник знания икритерий истины – чувственное
восприятие, опыт; метод – индукция;
знание недостоверно и ограничено
Рационализм (Декарт, Лейбниц,
Гегель): главный источник знания и
критерий истины – разум, мышление,
интеллектуальная интуиция; метод –
дедукция; первые начала,
аподиктическая достоверность,
завершённая система
7. Основные достижения
астрономические открытия,методология и динамика Галилея
законы Кеплера
математика переменных величин,
дифференциальное и интегральное
исчисление (Ньютон и Лейбниц),
понятие функции
динамика и оптика Ньютона
(корпускулярная теория света, законы
движения, теория всемирного
тяготения; ньютонианство)
механика и оптика Гюйгенса (волновая
теория света)
8. Основные достижения
Методология, аналитическая геометрия,механическая физика Декарта
(картезианская физика)
математические исследования Паскаля,
Ферма, братьев Бернулли, Эйлера,
Даламбера, Лагранжа, Клеро, Лапласа и
др. (принцип наименьшего действия,
экстремумы, теория вероятностей,
комбинаторика, дифференциальные
уравнения, уравнения в частных
производных, теория функций
комплексного переменного,
дифференциальная геометрия,
разложение функций в ряды и т.д.)
9. Основные достижения
гидродинамика (Торричелли)основание научной химии (Бойль,
Лавуазье)
теория горения Лавуазье (открытие
сложного состава воздуха, кислорода)
анатомия и морфология растений (Юнгий,
Грю, Мальпиги, Гук)
зоологическая систематика (Рей,
Э.Дарвин, Ламарк)
«Философия ботаники» Линнея
10. Основные достижения
создание минералогии и геологии(Стено, Кронштедт, Бергман, Вернер,
Бюффон)
зарождение палеонтологии,
эмбриологии, биомеханики
изучение строения насекомых
(Сваммердам)
создание акустики (Хладни)
исследование магнетизма,
электричества (закон Кулона),
«животного электричества» (Гальвани)
идея естественной эволюции (Бюффон,
Кант, Сент-Илер, К.Ф.Вольф)
11. Основные достижения
Монадология Лейбница«Этика» Спинозы (система
рационалистического пантеизма)
«Система природы» Гольбаха
Энциклопедическая система Вольфа
Трансцендентальная философия Канта
Классическая политическая экономия
(Адам Смит и др.)
Диалектика и систематика немецкого
идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)
12. Классическая рациональность в физике
«исторический тип научной рациональности» отличие науки данной эпохи от науки другихэпох
«Классическая рациональность» в физике
(В.С.Стёпин):
1. Познаёт «разум», «со стороны»
2. Цель – чисто объективное знание о мире самом
по себе
3. Главная методологическая проблема –
отношение фактов (опыта) и теории
4. Теория – обобщение фактов (опыта)
5. Методологический универсализм
6. Фундаментализм (джастификационизм)
13. Классическая рациональность в философии
Философия – любовь к мудростиМир устроен разумно
Истина достижима
Жизнь имеет смысл
Разум – лучшее и высшее в человеке
Разумная жизнь – высшее благо
Разум – один во всех
Есть общезначимые, единые для всех
«истины факта» и «истины разума»
14. Классическая рациональность в философии
Наука – наиболее совершенное иистинное знание
Знание должно быть обосновано
фундаментально (есть первые
начала и последние основания);
фундаментализм
Есть универсальный, всеобщий
научный метод познания (методол.
универсализм)
Разум автономен, самосознателен,
обладает абсолютной рефлексией
Рефлексия – основание
достоверности знания и его
истинности
15. Классическая рациональность в философии
Разум – спонтанная деятельность,мир – «объект», предмет
деятельности
Учёный - автономен и
самодостаточен (интернализм);
наука – высшее и лучшее из
человеческих занятий
Единство мира, единство разума,
единство и непрерывность опыта
Предмет науки – всеобщая и
неизменная сущность вещей
16. Классическая рациональность в философии
Непосредственные достоверности(факт, интуиция)
Чистое знание («нейтральный
факт», интеллектуальная интуиция,
«аподиктическое суждение»)
Философия – наука; высшая,
абсолютная, сама себя
обосновывающая, дающая основу
всем другим наукам
17. Дисциплинарная структура
Естествознание (материализм) субстратно-атрибутивнаяклассификация
Христиан Вольф:
1. Логика (формальная философия,
пропедевтика науки)
2. Теоретическая философия (познание,
истина)
3. Практическая философия (желание,
воля, благо)
18. Классификация Вольфа
Практическая философия:1. Чистая (рациональная, из одних
понятий) = естественное право
2. Прикладная (эмпирическая, из
опыта): 2.1. Этика 2.2. Политика
2.3. Экономика
Теоретическая философия:
1. Чистая (рациональная) =
метафизика
2. Прикладная (эмпирическая) =
физика
19. Классификация Вольфа
Физика = прикладная(эмпирическая) теоретическая
философия:
1. Механика (движение тел вообще)
2. Телеология (целевые причины)
3. Частные естественные науки
(частные виды тел, виды
движений): астрономия, геология,
минералогия, ботаника, зоология,
медицина, баллистика,
садоводство…)
20. Классификация Вольфа
Метафизика = Чистая теоретическаяфилософия (познание из одних
всеобщих понятий, из чистого разума,
основные истины) = «главная наука»,
основа всех наук:
1. Общая метафизика = онтология
(«основная наука»)
2. Частная метафизика: 1)
рациональная космология (мир) 2)
рациональная психология (душа) 3)
рациональная теология (Бог)
21. Систематика Канта
Дополнения:1. Критика «чистого» разума
(априорной способности познания
и априорного законодательства
воли)
2. Эстетика (прекрасное,
возвышенное)
3. Телеология (органическая
целесообразность)
4. Антропология
22. Немецкий диалектический идеализм
Фихте, Шеллинг: генетическиконструктивный диалектическийметод; системно-органическая
целостность научного знания
Гегель: энциклопедия философских
наук (начала всех наук), философия
как абсолютная наука, принцип
триадического развития
(трихотомия):
1. Логика (диалектическая)
2. Философия природы
3. Философия духа
23. Система Гегеля
Логика: 1) учение о бытии 2) учение осущности 3) учение о понятии
Философия природы: 1) механика 2)
физика 3) органика (геологическая,
растительная, животная природа)
Философия духа: 1) субъективный
(антропология, феноменология,
психология) 2) объективный
(нравственность, право, государство) 3)
абсолютный (искусство, религия,
философия)
24. Французское Просвещение
«Энциклопедия, или Толковыйсловарь наук, искусств и ремёсел»,
1751-1780
Дени Дидро: наглядная система
человеческих знаний
Даламбер: очерк происхождения и
развития наук
25. Рационализм и механицизм Декарта
Новый метод:1. Интеллектуальная интуиция (разум,
ясность, отчётливость)
2. Анализ
3. Синтез
4. Полнота (систематичность)
Исходные всеобщие принципы
априорны («в разуме»)
Принципы разворачиваются дедуктивно
в единую систему мира
Частности проверяются опытом
26. Рационализм и механицизм Декарта
Рационализм: истинное бытие естьто, что мыслит разум (а не дано в
чувствах)
Универсальное сомнение
(радикальный методологический
скептицизм)
Абсолютно несомненное:
самодостоверность мышления
(рефлексия, акт самосознания, бытие
«я») – cogito, ergo sum
От «я» - к Богу, от Бога – к миру
27. Рационализм и механицизм Декарта
Основа рационализма:1. Самостоятельное бытие души как
мыслящей субстанции
2. Бытие Бога, гарантирующее
соответствие мышления и бытия
Материя: только то, что мыслится в
телах ясно и отчётливо (объект
чистой математики: протяжение,
фигура, движение)
28. Рационализм и механицизм Декарта
Механическая система мира вфизике
Непреодолимый дуализм в
метафизике
Следствие: или
предустановленная гармония
(Лейбниц), или тождество
мышления и протяжения
(Спиноза)
29. Рациональная метафизика как наука
«Монадология» Лейбница,рационалистический пантеизм Спинозы
(«Этика»), система Вольфа
Лейбниц:
1. Универсальная математика (исчисление
понятий)
2. «Истины разума» (аналитические, закон
противоречия) и «истины факта» (закон
достаточного основания)
3. Феноменализм в физике (природа –
явление); динамизм; реляционная
концепция пространства и времени
30. Эволюция классического эмпиризма
Джон Локк («Опыт о человеческомразуме»): сенсуализм;
происхождение «идей» из чувственного
восприятия
1. Нет врождённого знания
2. Всё знание – приобретённое в опыте
3. Душа – чистый лист (tabula rasa)
4. Границы опыта – границы знания; что
не дано в опыте, не может быть
познано
31. Эволюция классического эмпиризма
Опыт:1) внешний (ощущение, восприятие
внешнего мира);
2) внутренний (рефлексия,
восприятие своей душевной
деятельности)
«идея» - сознаваемое состояние
души
идеи: 1) простые (даны) 2)
сложные (созданы)
Слова – знаки идей (не вещей)
32. Эволюция классического эмпиризма
Качества вещей: 1) первичные(адекватные, объективные, в самих
вещах); 2) вторичные (неадекватные,
субъективные, идеи ума)
задача науки – познание первичных
качеств, выведение вторичных из
первичных
«Корень зла»: 1) непосредственно
даны только идеи; 2) познание –
деятельность ума с идеями
Следствие: качества отождествляются с
идеями; «вещь» превращается в
«собрание идей»
33. Эволюция классического эмпиризма
Особенно важна идея субстанции:«собрание идей» или их гипотетическая
причина?
Главное противоречие (логический
круг): сложные идеи выводятся из
простых, простые выводятся из
сложных; идеи выводятся из вещей,
вещи сводятся к идеям
Следствие: скептицизм; простые идеи
– границы познания
34. Эволюция классического эмпиризма
Джордж Беркли («Трактат опринципах человеческого
познания»): субъективный
идеализм; критика науки; эмпиризм
против материализма
«качества вещей» = идеи ума
«вещь» = комплекс ощущений
«быть» = быть воспринимаемым
«материя» не существует
Наука = сокращённая запись
ощущений
35. Эволюция классического эмпиризма
Репрезентативная теорияабстракции (отрицание «понятия»,
или «общих идей»
Причина «идей» (ощущений) – Бог
Мистический эмпиризм (догматичен)
Давид Юм («Исследование о
человеческом познании»):
завершение классического
эмпиризма - последовательный
скептицизм и агностицизм
36. Эволюция классического эмпиризма
Локк и Беркли – догматикиМы не можем знать причину
ощущений
Перцепции: 1) впечатления 2)
представления (идеи) – «следы»
впечатлений
Познание – описание впечатлений
посредством представлений (идей)
Любая «теория» = описание
фактов; наука описывает, но не
объясняет
37. Эволюция классического эмпиризма
Познание – «ассоциация» идейВажнейшая ассоциация – «причина»
В «причине» мыслится необходимость
В опыте необходимости нет
«причина» = ожидание привычной
последовательности впечатлений
Индуктивное обобщение незаконно
Наука, как познание истинных причин и
объективных законов, невозможна
38. Философия науки Канта
Трансцендентализм: синтезрационализма и эмпиризма
«Критика чистого разума» (1781);
«Метафизические начала
естествознания» (1786)
Что я могу знать? - о предметах
метафизических
Как возможна? - наука
(математика и точное
естествознание)
39. Философия науки Канта
«Критика разума»: источники,границы познания; особенно:
возможна ли метафизика)
Рационализм: антиномии,
неразрешимые противоречия
Эмпиризм: скептицизм, отрицание
науки
«Трансцендентальное»: исследование
возможности априорного
(аподиктического) знания
40. Философия науки Канта
Априорное (аподиктическое): 1)всеобщее 2) необходимое
Априорное знание есть в физике и
математике
Знание = суждение
Аналитическое суждение: предикат
уже содержится в субъекте
Синтетическое суждение: к
субъекту добавляется новый
предикат
41. Философия науки Канта
Все эмпирические суждения –синтетические
Все аналитические суждения априорные
Главный трансцендентальный вопрос:
«как возможны априорные
синтетические суждения?» 1. В математике (тр. Эстетика;
чувственность)
2. В естествознании (тр. Аналитика;
рассудок)
42. Философия науки Канта
«Коперниканский переворот»:предметы необходимо должны
сообразоваться с нашей
познавательной способностью
Формальный (трансцендентальный)
идеализм: форма знания априорна
(субъективна, «в душе»)
Пространство и время – всеобщие
чистые формы чувственного
восприятия (форма созерцания;
формальное созерцание; интуиция
43. Философия науки Канта
Априорная пространственнаяинтуиция (внешнее чувство) –
возможность геометрии
Априорная интуиция временного
порядка (внутреннее чувство) –
возможность арифметики
(последовательный синтез единиц)
Пространство-время: эмпирическая
реальность, трансцендентальная
идеальность
44. Философия науки Канта
Аналитика понятий: категории –априорные всеобщие чистые формы
мышления; полная таблица
категорий
Трансцендентальная дедукция
категорий: все предметы опыта
необходимо должны подчиняться
категориям, как условиям
возможности всякого опыта
Первоначальное синтетическое
единство апперцепции – высшее
45. Философия науки Канта
Созерцания без понятий – слепы;понятия без созерцаний – пусты;
познание – единство чувственности и
рассудка, понятия и созерцания:
«предмет» опыта, «явление»
«Природа» - вся совокупность
«явлений», или предметов опыта
Законодатель природы – рассудок
(конструктивизм)
46. Философия науки Канта
Аналитика основоположений:способность суждения, схематизация
категорий, система основоположений
чистого рассудка:
1. Аксиомы созерцания (экстенсивное)
2. Антиципации восприятия
(интенсивное)
3. Аналогии опыта (высшие законы
природы)
4. Постулаты эмпирического мышления
вообще (модальность)
47. Философия науки Канта
Аналогии опыта:1. Сохранение субстанции (единство
времени)
2. Причинность (объективная
последовательность во времени)
3. Взаимодействие (объективность
одновременности)
Феномены и ноумены: познаваемы
только феномены; необходимо
ограничить знание, чтобы дать место
свободе и вере
48. Философия науки Канта
Трансцендентальная диалектика: разум;умозаключение; идеи; безусловное;
антиномии
Идеи разума: «мир», «душа», «Бог»
Сверх-опытное - непознаваемо
Доказательства бессмертия души –
«паралогизмы»
«мир в целом» немыслим без
противоречий
Доказательства бытия Бога - ошибочны
49. Философия науки Канта
Идеи разума имеют не конститутивноезначение (познание объекта), но лишь
регулятивное (правило для субъекта):
требование единства знаний и
бесконечного эмпирического прогресса
(перспективизм)
Исток и корень метафизического
стремления (выйти за пределы опыта) –
мораль (свобода)
«примат практического разума»;
постулаты свободы; моральная вера –
Бог, свобода, бессмертие