Похожие презентации:
Критический реализм
1. Критический реализм
2. Характеристика направления
• Реалистическое художественное направлениесчитается главенствующим в XIX веке. Реализм
пришел на смену романтизму, был его
продолжением.
• В широком смысле слова реализм нацелен на
полное отражение реальной жизни. Как особый
художественный метод реализм складывается в
эпоху Возрождения (М. Сервантес, У.
Шекспир), развивается в эпоху Просвещения
(Д. Свифт), и наиболее законченное
выражение получает в середине XIX столетия.
3. Обличение действительности
• В XIX веке реалистическое искусство,стремившееся к точному отображению
окружающего,
невольно
обличало
буржуазную действительность.
• Поэтому
это
направление
получило
название критический реализм,
оно совпало с подъемом рабочего движения
в различных странах Европы.
4. Характерные черты реализма
• Правдивое отражение человеческойличности
в
ее
отношении
к
действительности.
• Через
индивидуальные
ситуации
раскрывается закономерное.
• Правдивое
воспроизведение
типических характеров в типических
обстоятельствах.
5. Оноре де Бальзак (1799 – 1850) – французский писатель, один из основоположников реализма в литературе. Крупнейшее произведение
Бальзака —серия романов и повестей
«Человеческая
комедия»,
рисующая картину жизни
современного писателю
французского общества.
6. Гюстав Курбе (1819 – 1877)
• Г.Курбе
первым
из
западноевропейских художников
провозгласил своим творческим
методом критический реализм.
• Курбе
стремился
передавать
жизнь в ее неприкрашенной
достоверности.
7. Сюжеты картин
• Сюжеты его картин самые обычные. Онписал то, что видел в местечке Орнане,
откуда был родом.
• Персонажами его картин были все слои
населения, в том числе и самые низшие.
Главным у Курбе было в каждом герое
угадывать судьбу целого поколения,
придавать облику черты типической
значимости.
8.
9. Человек с трубкой (Автопортрет) Около 1848—49 Холст, масло. 45 x 37 Музей Фабра, Монпелье
Пройдя недолгий этапблизости к романтизму
Курбе
полемически
противопоставляет
ему
искусство нового типа —
«позитивное»
(по
выражению самого Курбе),
воссоздающее
окружающий мир таким,
каков он есть.
10. Монументальные полотна
• Стремление раскрытьзначительность, поэзию
повседневной жизни и природы
французской провинции приводит
Курбе к созданию монументальных,
проникнутых реалистическим
пафосом полотен
(«Послеобеденный отдых в
Орнане», «Похороны в
Орнане»).
11. Послеобеденный отдых в Орнане 1849 Холст, масло. 195 х 275 Музей изящных искусств, Лилль
12.
13. Похороны в Орнане 1849—50 Холст, масло. 315 x 668 Музей Орсе, Париж
14. Дробильщики камня 1849 Холст, масло. 159 х 259 Картинная галерея, Дрезден (утрачена в 1945 г.)
15. Ателье 1855 Холст, масло. 361 x 598 Музей Орсе, Париж
16. Понимание реализма в искусстве
• В 1855 г., после того как три картины Курбе небыли приняты на Всемирную выставку в
Париже, раздосадованный художник на свои
собственные средства возводит павильон и
выставляет в нем сорок своих работ, наиболее
значительной из которых была аллегорическая
картина «Ателье».
• Выпустив каталог выставки, художник во
вступлении обосновал свое понимание
реализма в искусстве.
17. Герои картины
• Полное название картины — «Ателье,или
реальная
аллегория,
характеризующая
семилетний
период моей творческой и личной
жизни». В правой части картины
изображены друзья Курбе — поэт Ш.
Бодлер, писатель П. Прудон и анархист
Ж. Шамфлери.
192 Гюстав Курбе.mp4
18. Франсуа Милле (1814 – 1875)
• Наибольшуюизвестность
получили
картины Милле на мотивы крестьянской
жизни. Композиции его работ эпичны по
настроению, поражают их неожиданно
небольшие размеры.
• Изображая людей на фоне пейзажа, Милле
подчеркивал связь крестьянина-труженика
с природой, наделяя его величием и
достоинством.
19. Сборщицы колосьев 1857 Холст, масло. 83,5 х 110 см Музей Орсе, Париж
• Лучшей его работой на тему крестьянскойжизни стала картина «Сборщицы колосьев».
Художник изобразил трех крестьянок,
собирающих оставшиеся после жатвы
колосья. Их фигуры вынесены на первый
план, но лиц не видно.
20. Мнение критики
• Критика восприняла это произведениекрайне недоброжелательно: «Сущие
вороньи пугала торчат на поле. Повидимому, господин Милле считает,
что такой скверной мазней и надо
изображать бедность. Уродство тут
ничего не выражает, бедность ни с чем
не контрастирует».
21.
22. Показ крестьянского труда
• Современникамправдивый
показ
крестьянского
труда
представлялся
непривычным и неэстетичным.
• Сам Милле, родившийся и выросший в
крестьянской семье, видел в работе смысл
жизни. Он постоянно говорил: «Моя
программа — это труд». И в огромном
большинстве
своих
произведений
показывал различные занятия крестьян, их
нелегкую борьбу за существование.
23. Сеятель 1850 Холст, масло. 101,6 x 82,6 см Музей изящных искусств, Бостон
Персонажиполотен
Милле пашут землю,
прядут
шерсть,
заготавливают хворост,
сбивают масло… Они
задумчивы и грустны.
Милле писал: «Мне
никогда
не
представлялась
радостная
сторона
жизни; я не знаю, где
она, я ее никогда не
видел».
24. Анжелюс 1857—59 Холст, масло. 55,5 x 66 см Музей Орсе, Париж
• Анжелюс — вечерняя молитва засталакрестьян в поле, за выкапыванием
картошки.
• Оставив свое занятие, смиренно склонив
головы и сложив руки в молитвенном
жесте, мужчина и женщина застыли в
состоянии глубокой медитации. Неяркие
коричневатые тона пейзажа, освещённого
лучами заходящего солнца, усиливают
ощущение покоя.
25.
26. Весна 1868—73 Холст, масло. 86 х 111 см Музей Орсе, Париж
• «Весна» — одна из последних работМилле. Полная жизни и любви к природе,
сияющей яркими красками после дождя,
эта картина должна была стать частью
цикла «Времена года».
• Резкий контраст яркого солнечного света и
свинцово-черного неба придает пейзажу
необыкновенную поэтичность.
27.
28. Оноре Домье (1808 – 1889)
• Оноре Домье – самый яркий представителькритического
реализма,
французский
художник, график и скульптор. За свою жизнь
Домье создал десятки серий карикатур, в
которых нашли отражение характеры и нравы
современного французского общества.
• Подобно
Бальзаку,
он
создал
«Человеческую комедию» эпохи в
тысячах рисунков, литографий и картин.
29. Литография
• В 30-е – 40-е годы XIX во Франциидостигло наивысшего расцвета искусство
литографии – новый вид графики.
• Литография (от греческого «литос» «камень» и «графо» - «пишу, рисую») –
гравюра на камне. Под давлением с
плоской поверхности камня рисунок
переносился на бумагу. Литография давала
множество четких отпечатков.
30. Политическая карикатура
• После революции 1830 г. Домье сталполитическим карикатуристом и завоевал
общественное признание беспощадной
сатирой на короля Луи Филиппа и
правящую буржуазную верхушку.
• Карикатуры Домье распространялись в
виде
отдельных
листов
или
публиковались в иллюстрированных
изданиях.
31. Гаргантюа 1831 Литография
• Острейшая карикатура на короля ЛуиФилиппа принесла Домье широкую
известность, особенно возросшую после
того, как он был приговорен за нее судом
к шести месяцам тюрьмы и штрафу.
• Луи Филипп, на всех рисунках
напоминает огромную неповоротливую
грушу.
32.
33. Прошлое, настоящее, будущее 1834 Литография 21,4 x 19,6 см Музей искусства и истории, Сен-Дени
34. Законодательное чрево 1834. Литография
35.
36. Обличение лицемерия власть имущих
• «Законодательное чрево» - итог работыхудожника
над
сатирическим
портретом. Он показывает депутатов
во время заседания палаты. Их лица
безразличны: кто-то спит, кто-то
читает, другие разговаривают; видно
что эти люди далеки от интересов
народа.
37. Скульптурные бюсты
• Около 1830—32 гг. Домье вылепил из глиныгалерею
скульптурных
бюстов,
представляющих
сатирические
портреты
политических деятелей Июльской монархии.
• Бюсты выполнялись Домье по свежему
впечатлению, после возвращения из зала
заседаний Палаты депутатов, где он мог
присутствовать в ложах для прессы. Домье
обличает бездарность и своекорыстие власть
имущих, их лицемерие и жестокость.
38. Жан Огюст Шевандье де Вальдром, парламентарий (Тупица) Около 1830—32 Раскрашенная глина. Высота 19 см Музей Орсе, Париж
Жан ОгюстШевандье де
Вальдром,
парламентарий
(Тупица)
Около 1830—32
Раскрашенная глина.
Высота 19 см
.
Музей Орсе, Париж
39. Лоран Кунен, политический деятель (Сердитый человек)
Домье работал надбюстами в течение
нескольких минут,
моделируя глину
сильными и
быстрыми
движениями
пальцев.
40. Улица Транснонен 15 апреля 1834 года 1834 Литография. 28 x 44 см Ассоциация друзей О. Домье
• Домье чутко и эмоционально отозвался натеррор, наступивший после Июльской
революции.
• Литография
«Улица
Транснонен»
изображает трагический финал рабочих
восстаний в 1834 г. На улице Транснонен
солдаты королевской армии ворвались в
один из домов и перебили всех жильцов,
включая женщин и детей.
41.
42. Сатира нравов
• В период 1835—48 гг. в связи сзапрещением
политической
карикатуры Домье обращается к
социально-бытовой
карикатуре
и
иллюстрации. Здесь в полную силу
развернулся
дар
психолога,
физиономиста, наблюдателя, которым
обладал Домье.
43. Из серии «Парижские эмоции» 1839 Литография. 25,1 х 19,1 см Художественный институт, Чикаго
— Такси, мсье?Такси?
— Что вы! У меня
нет денег даже на
пешую прогулку.
44. Из серии «Друзья» 1845 Литография. 23,5 х 19,3 см Художественный институт, Чикаго
— А я вам говорю:они друзья… они
просто выражают
таким образом
дружеские
симпатии…
45.
Из серии «На злобу дня» . 1857— Эх, жаль будет, если эта мода когда-нибудь уйдет...
Эти дамочки делают за меня половину моей работы!
46. Дон Кихот Около 1868 Холст, масло. 51 х 32 см Новая пинакотека, Мюнхен
Лёгкие свободные мазки,отдельные
контрастные
пятна краски, соединяясь,
рождают выразительный и
яркий образ Дон Кихота.
Он гордо восседает на тощей
лошадёнке,
прямой
и
самоотверженный,
—
великий мечтатель, большой
ребёнок, искренне верящий в
добро и справедливость.
47. Дон Кихот и Санчо Панса Около 1850 Черный карандаш, тушь, размывка. 16 x 22 см
48.
49. Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (1547 – 1616) Испанский писатель, известен как автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот
Миге́ль деСерва́нтес
Сааве́дра
(1547 – 1616)
Испанский писатель,
известен как
автор романа
«Хитроумный
идальго Дон
Кихот
Ламанчский».
50. Герои Домье
• Истиннымигероями
Домье,
центральной темой его творчества
были современники – простые люди –
рабочие,
мелкие
служащие,
ремесленники, прачки.
• Его слова «Надо быть человеком
своего времени» отражают общее
направление критического реализма.
51. Пейзаж
• Домье никогда не писал сельских сцен. Он– художник города, один из первых
урбанистов в искусстве. Власть города в
XIX веке возрастает.
• Как
оборотная
сторона
урбанизма
возникает новое отношение к природе: ее
начинают любить пристрастно и нежно.
Природа воспринимается как прибежище
от суеты городской жизни. Поэтому в этот
период начинает развиваться пейзажный
жанр.
52. Камиль Коро (1796 – 1875)
• Художники любят изображать пейзажродины,
простой,
со
всеми
интимными подробностями. Раньше
всего такой пейзаж возник в Англии в
творчестве Констебла.
• Во Франции центральной фигурой
школы национального пейзажа стал
Камиль Коро.
53. Путешествия
• Коро много путешествовал, емупринадлежат жизненнонепосредственные и поэтичные
пейзажи итальянской и
французской природы.
54. Вид Колизея 1826 Холст, масло. 30 х 49 Лувр, Париж
55. Мост в Нарни 1827 Холст, масло. 68 x 94,6 Национальная галерея Канады, Оттава
56. Шартрский собор 1830 Холст, масло. 64 х 51,5 Лувр, Париж
57. Сюжеты, стиль
• Коро писал в основном неяркую природуродных мест – окрестности Парижа.
Любимый мотив его работ – большие
пушистые деревья, облачное небо, даль,
поддернутая дымкой. Любимое время года
– весна, время суток – раннее утро или
сумерки.
• Излюбленная гамма цветов – серебристосерые тона, дымчатые, складывающиеся из
мельчайших сливающихся оттенков.
58. Собор в Манте 1865—69 Холст, масло. 51 х 32 Музей Сен-Дени, Реймс
59. Воспоминание о Мортефонтене 1864 Холст, масло. 65 х 89 Лувр, Париж
60.
61. Барбизонская школа
• Имя К. Коро часто объединяется схудожниками этой школы. Туда входили:
Теодор Руссо, Шарль Добиньи,
Жюль Дюпре, Диаз де ла Пенья.
• Благодаря барбизонцам к пейзажу
перестали
относиться
как
к
второстепенному и незначительному
жанру.
62. Особенности работ
• Название «барбизонская школа» произошлоот названия деревушки Барбизон,
где они жили и работали. Художники писали
природу родных мест.
• Изображение
обыкновенной
природы,
лишенной драматических эффектов, стало
главным для этих художников. Барбизонцы
умели улавливать преходящие состояния
света и атмосферы, поэтому их работы
отличают богатые цветовые и световые
нюансы.
63. Ш. Добиньи. Берега Уазы Конец 1850-х гг. Холст, масло. 25,5 х 41 см ГЭ, Санкт-Петербург
64. Речной пейзаж с утятами 1874 Дерево, масло. 38,1 х 67,31 см Частное собрание
65. Ж. Дюпре Осенний пейзаж 1840—50 Холст, масло. 51 х 46 см ГЭ Санкт-Петербург
Ж. ДюпреОсенний
пейзаж
1840—50
Холст, масло.
51 х 46 см
ГЭ СанктПетербург
66. Пруд с дубами 1850—55 Холст, масло. 102 x 84 см Музей Орсе, Париж
67. Т. Руссо. Лес Фонтенбло Дерево, масло. 30,5 x 38,7 Частная коллекция
68.
69. Опушка леса в Фонтенбло 1854 Дерево, масло. 80 x 121,9 Метрополитен-музей, Нью-Йорк
70. Выход из леса Фонтенбло. Заходящее солнце 1850—51 Холст, масло. 142 х 198 Лувр, Париж
71. Критический реализм в России
•ВРоссии
реалистическое
направление сложилось изначально
в литературе. У истоков русского
реализма – творчество баснописца
Крылова; основы реализма были
заложены в статьях В.
Г.
Белинского,
комедии
Грибоедова «Горе от ума».
72. Творчество А. С. Пушкина
Наиболее ярко принципы реализма проявились
в творчестве А. С. Пушкина (1799 – 1837):
Реалистическая трагедия «Борис Годунов»
социально бытовой роман «Евгений Онегин»
зачинатель русской реалистической прозы в
романе «Повести Белкина»
«История села Горюхина»
«История Пугачева»
социально-бытовой роман «Дубровский»
роман «Капитанская дочка»
73. Творчество Н. В. Гоголя
Выдающимся писателем критического реализма
можно назвать Н. В. Гоголя (1809 – 1852):
Реалистическая повесть из дворянской жизни
«Старосветские помещики»
«Петербургские повести» - обличение
ничтожества обывателей, элементы фантастики и
гротеска
«Ревизор» - сочетание реализма характеров и
комедийного сюжета
«Мертвые души» - обличение дворянского
бюрократического общества
74. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852)
• П. А. Федотов– русский живописец,
график,
родоначальник
критического
реализма в русском изобразительном
искусстве.
• Федотов был наблюдательным человеком.
Он говорил: «Я учусь жизнью, я
тружусь, глядя в оба глаза, мои
сюжеты разбросаны по всему городу
и я должен сам их разыскивать».
75. Сюжеты картин
• Улицы показывали ему мелкихчиновников, толстобрюхих купцов,
засаленные трактиры, замусоренные
комнаты
–
то
есть
ничего
возвышенного и прекрасного.
• И в его работах мы видим
разношерстную
толпу
со
всей
захламленностью ее быта.
76. Свежий кавалер 1846. ГТГ Холст, масло. 48,2 х 42,5
Свежийкавалер
1846.
ГТГ
Холст,
масло.
48,2 х 42,5
77. Выразительность жестов и поз
• Характерную особенность персонажей«Свежего
кавалера»
составляет
сценичность
их
поведения:
красноречивость и выразительность
поз, жестов, мимики.
• Мелкий чиновник, закутанный в халат,
как в античную тогу, и указывающий
на свою награду, не только смешон, но
и жалок.
78.
79. Сватовство майора 1848 — 1849 ГТГ Холст, масло. 58,3 х 75,4
Сватовство майора 1848 — 1849ГТГ Холст, масло. 58,3 х 75,4
• Тема этой картины – достаточно обыкновенное
событие — женитьба обнищавшего дворянина
на богатой купеческой дочке.
• В светлом проеме двери, на фоне зеленой стены,
красуется молодцеватый силуэт жениха. Он весь
живет в иной сфере, в ином мире, но сейчас,
привлеченный капиталом, в придачу к которому
получает еще привлекательную молодостью
невесту, он готов снизойти в этот низший мир.
80.
81. Невеста
• В центре действия — невеста, разряженная,стыдящаяся, стремящаяся упорхнуть, уйти
от
опасности,
движимая
чувством
самосохранения.
• Она — главное лицо комедии, может быть,
драмы. Ее показывают сегодня жениху и,
как товар, показывают лицом.
• Федотов осуждает устройство этой жизни,
которому рабски служат люди, начисто
утратившие свое человеческое достоинство.
82.
83. Вдовушка 1851 ГРМ Холст, масло. 35,4 X 31
Вдовушка1851
ГРМ Холст,
масло.
35,4 X 31
84. Сюжет
• Картину «Вдовушка» Федотов исполнил внескольких вариантах, последовательно
продвигаясь к поставленной цели —
показать человеческое несчастье таким,
каким оно является на самом деле.
• Картина
навеяна
непосредственным
впечатлением — вдовством своей любимой
сестры; полотно подробно повествует о
скорбном положении вдовы, имущество
которой описано за долги.
85. Завтрак аристократа. 1849—1850. ГТГ Холст, масло. 51 х 42
Завтрак аристократа. 1849—1850.ГТГ Холст, масло. 51 х 42
• Представленная в картине ситуация сама по себе
не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у
Федотова,
читается
достаточно
ясно:
обедневший аристократ сидит в роскошном
показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он
прячет кусок хлеба, который составляет весь его
завтрак.
• Перед нами одна из любимых федотовских тем
— ложь, надувательство, скрывающиеся за
видимым благополучием.
86.
Призрачномумиру
фальшивых
ценностей, в
котором живет
аристократ,
художник
противопоставил
материальную
красоту мира
предметов.
87.
88. Анкор, еще анкор! 1851—1852. ГТГ Холст, масло. 24,3 х 46
Анкор, еще анкор! 1851—1852.ГТГ Холст, масло. 24,3 х 46
• Картина «Анкор, еще анкор!» целостна по
цвету — мутно-красному, и зловещему
эмоциональному настрою. Полотно подлинно
трагедийно: в нем на первый план выступает
тоска
неприглядной
обыденности
и
бессмысленности существования.
• Не в судьбе офицера дело, не в бедности и не в
провинции, а в гибели человеческой души,
обреченной на ничто, загубленной попусту.
89.
90. Последние годы
• Последниегоды
жизни
и
творчества Федотова отмечены
чертами трагизма, как и его
последняя картина.
• У художника началось тяжелое
психическое расстройство. Свое
земное существование он закончил
в лечебнице для душевнобольных.
91. Александр Андреевич Иванов (1806 – 858)
• А. А. Иванов — крупнейший мастеррусского искусства, живописец-философ,
запечатлевший в своем творчестве итог
нравственных и эстетических исканий
своего времени.
• Главным наставником будущего мастера во
время учебы в Академии Художеств был
отец. Первые его работы написаны по всем
правилам академической живописи.
92. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1834. ГТГ. Холст, масло. 100 х 139
Аполлон, Гиацинт и Кипарис,занимающиеся музыкой и пением.
1834. ГТГ. Холст, масло. 100 х 139
• В первые годы своего пенсионерства в Италии,
в начале 1830-х годов, Иванов написал эту
картину. Изображение античного бога муз,
обучающего мальчиков петь и играть на флейте,
стало своеобразной прелюдией к позднейшему
творчеству художника.
• Здесь еще нет каких-либо новаторских
открытий, но картина удивительно поэтична,
проникнута атмосферой сосредоточенности и
погруженности в искусство, которое Иванов
ценил в жизни более всего.
93.
94. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835. ГТГ Холст, масло. 242 х 321
Явление Христа МарииМагдалине после воскресения.
1835. ГТГ Холст, масло. 242 х 321
• Как магистральный путь творческого
поиска, однако, Ивановым понимается
библейско-евангельская тема.
• Полотно было отправлено в Петербургскую
Академию художеств в качестве «отчета» о
пенсионерстве в Италии. За него Иванов
получил звание академика.
95.
96. Явление Мессии. 1836—1857. ГТГ Холст, масло. 540 х 750
Явление Мессии. 1836—1857.ГТГ Холст, масло. 540 х 750
• Иванов начал «Явление Христа», или «Явление
Мессии», в 1836 году и работал над ним долгие
годы, оставив не вполне законченным. Не
столько сама эта громадная картина, сколько то,
что «вокруг» нее, вся масса сопутствующих ей
этюдов, дает представление о творческом пути
Иванова.
• Сюжету «Явления Мессии», в искусстве
редкому, Иванов придавал эпохальное значение,
видя в нем смысловую кульминацию Евангелия.
97.
98. Сюжет
• Взят тот момент евангельского повествования,когда пророк Иоанн, совершая обряд крещения
над жителями Иудеи, видит Христа, идущего к
нему, и возглашает народу: «...вот Агнец Божий,
который берет на себя грехи мира». И все
обращают взоры к идущему, все, каждый на свой
лад, потрясены и взволнованы: ведь иудейские
пророки за много веков предрекали приход
Мессии — Спасителя.
• Наступила минута, в которую верили и не
верили, надеялись и сомневались; надежда на
избавление от зла и грядущее царство гармонии
вспыхнула с новой силой.
99. Действующие лица
• В толпе, собравшейся на берегу Иордана,Иванов изобразил разных людей: здесь и
богатые и бедные, юные и старые, невинные и
грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на
появление искупителя, и те, что продолжают
сомневаться; здесь будущие ученики Христа —
апостолы и его будущие гонители — фарисеи.
Здесь и раб с веревкой на шее, который
прислушивается к словам пророка, и на губах
его проступает улыбка, трудная, чуждая его
измученному лицу.
100. Этюды к картине
• У Иванова был неумолимый максимализм втребованиях к искусству, к себе. Он хотел
написать не просто религиозную картину, но
подлинно историческую — и трудился как
исследователь, считающий долгом изучить все
относящееся к его предмету.
• в «Явлении Мессии» нужно было изобразить
берег реки, дерево, дальние горы — и он писал
горы в Неаполе, старую Аппиеву дорогу в Риме,
Понтийские болота, этюды почвы, камней,
деревьев, веток…
101. Аппиева дорога (Via Appia) при закате солнца 1845 Холст, масло 44 х 61
102.
103.
104. Заключение
• Иванов верил, что его картина призвана оказатьнравственно возвышающее действие на общество.
Он верил в возрождающую миссию искусства и в то,
что русскому искусству предстоит сказать здесь свое
слово.
• Его постоянным советчиком был Н. В. Гоголь, с
которым Иванов познакомился и близко сошелся в
Риме (его портретные черты запечатлены в картине).
• Свой метод Иванов назвал методом сравнения и
сличения. Он стремился найти в жизни лица,
которые подошли бы для воплощения его замысла.
Идеи Иванова впоследствии использовали многие
русские художники.