3.83M
Категория: ИскусствоИскусство

Сандро Боттичелли

1.

Существует
Сандро Боттичелли (1445
– 1510)несколько
предположений относительно
модели
Автопортрет
2.1.Лукреция
Торнабуони
Симонетта
Веспуччи
Клариче
Орсини
Супруга
Пьеро
ди Козимо Джулиано
Медичи и
Она была
возлюбленной
Итальянская
аристократка;
супруга
мать
Лоренцо
Великолепного,
Медичи,
младшего
брата
Лоренцо
Медичи,
мать римского
папы
итальянская
религиозная
флорентийского
правителяпоэтесса
Лоренцо
Льва X
периода
Возрождения,
Медичи.
Считаласьпатронесса
первой
искусств
и
благотворительница,
красавицей флорентийского
игравшая
большую
в
Ренессанса,
за свою роль
красоту
общественной
жизни Флоренции
XV
получила прозвище
Несравненной
века.
(Бесподобной)
и Прекрасной
Симонетты
Змея
Портрет молодой женщины (1476 – 1480,
Берлинская галерея)
Гирландайло. Портрет Лукреции
Торнабуони
Пьеро
ди Козимо.
Клеопатра (модель –
Кларичи
Орсини
Симонетта Веспуччи)

2.

Брак был устроен матерью Лоренцо Лукрецией Торнабуони, которая
Клариче
28 марта
1467 года
в соборе брак
Св. Петра;
девушка
7встретила
февраля 1469
- Клариче
и Лоренцо
заключили
по доверенности
покорила Лукрецию красотой и скромностью
Строгий профиль
Изображена на фоне
окна
Изящный силуэт
Лукреция Торнабуони
Портрет молодой
женщины

3.

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи (1474 – 1475)
Боттичелли изобразил персонажа
Нейтральный фон
Строго
в профиль
почти
в фас
написана
на деревянной
вКартина
этой работе
художник
дал новый
доске
темперой.
В оформлении
для эпохи
Кватроченто
тип
картины использован
композицииуникальный
для эпохи Возрождения прием — в
доске находится круглая ниша, куда
вставлена пастилья — вылепленная
из гипса и покрытая золотой
краской копия медали, отлитой в
честь Козимо Медичи около 1465
года
Реальная медаль
на заднем плане виден пейзаж
Изображали
погрудно руки
отчетливо выписаны
ниша с пастильей

4.

Заказчик
картины
неизвестен,
также
возможно
на картине
изображён
Микелоццо
ди Бартоломмео
–сам
неизвестно
кто
был её- возможно,
владельцами
Хростофор
диБоттичелли,
Джеремия
-так
известный
Антонио
Сандро
Боттичелли
как на
возможно,
на
картине
изображён
до
момента,
пока
картина
не
итальянский
медалист
имедали,
архитектор
картине
существует
изображён
определенное
брат
художника,
сходство
вероятный
автор
оказалась
визвестно,
рукаххудожника,
кардинала
Карло
юноши
так как
и самого
был
каким
архитектор,
работал что
над он
заказами
Медичи.
После
смерти
Карло
он
изобразил
ювелиром
себя
и занимался
на картине
Медичи
Медичи в 1666волхвов»
году картина
была
производством
«Поклонение
медалей
около
для семьи
1475
передана
коллекцию
года,
то естьвобе
Медичи
картины галереи
написаны
Уффици.
Картину
реставрировали
практически в одно и то же время в
1991 году
Существует несколько версий,
касательно имени изображённого на
картине
Фра Анжелико.
Микелоццо ди Бартоломмео
Христофор ди Джеремия

5.

Призвание Моисея
Сикстинская капелла (1480 – 1482)
октября
1480
- Боттичелли,
вместе
с другими
Тема27росписи:
параллель
между историями
Моисея
ифлорентийскими
Иисуса
Христа,
как
Боттичелли,
при
участии
множества
помощников,
украсил
стены
капеллы
художниками,
Доменикомежду
Гирландайо
ииКозимо
приехал в Рим,
Моисей
символ
преемственности
Ветхим
НовымРосселли,
заветом, преемственности
тремя
фресками
Моисей,
снимающий
обувьпримирению между
кудазаконом,
они были
приглашены
для
участия
в проекте
между
данным
Моисею
и посланием
Иисуса, по
который, в свою очередь,
Лоренцо
де Медичи,
правителем
Флорентийской
республики,
избрал
Святого
Петра фактическим
(первого епископа
Рима) своим
преемником:
это должно
и папой
Сикстом IV
было послужить провозглашению
законности
наследников Святого Петра —
римских пап
Весна 1481 - флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле,
вместе с Пьетро Перуджино, который начал работу ранее
Модель – Симонетта Веспуччи

6.

Во всехМоисей
эпизодах
помогает
Моисей
дочерям
легко узнаваем
Иофора
по
(всвоим
том
жёлто-зелёным
одеждам, на
Моисей
обувь
и слышит
Моисей
ведёт
евреев
вснимает
Землю
Обетованную
Моисей
убивает египетского
числе
своей
остальных
будущей
фресках
супруге
капеллы
Сепфоре),
он одет
повеление
Бога
вернуться
в Египет
и аналогично
надсмотрщика,
издевавшегося над
прогнав пастухов,
которые
пускали
освободить
свойне
народ
евреями, и уходит в пустыню
девушек к колодцу

7.

Искушение Христа
1
жрец - Моисей
2
Фрески расположены на
противоположных стенах
юноша - Христос
Две
дьявол
женщины
под
подносят
личиной
другие
отшельника
ингредиенты
для

жертвенных
птиц
дьявол
дьявол
Пытается
на
вершине
заставить
горы
обещает
Иисуса
Иисусу
спрыгнуть
богатства
сритуала
вершины
земные
Иерусалимского
ивквласть
над
Верховный
жрец
символизирует
Моисея,
принесшего
закон,
аверхней
юноша
На
переднем
плане
юноша,
исцелённый
от проказы,
приходит
верховному
искушение
Христа
запечатлено
в
трёх
сценах
уговаривает
постящегося
икоторый
вязанку
Иисуса
кедровых
дров
храма,
миром,
изображённого
еслисобой
тот
отвергнет
в виде
Бога
церкви
и поклонится
Святого
Духа
ему,
ди
дьяволу.
Сассия,
Иисус
чтобы
отсылает
испытать
представляет
Иисуса,
пролил
свою
имолодого
отдал
жизнь
во имя
жрецу
Храма,
дабы
заявить
о
своём
очищении.
Вкровь
руках
человека
части
фрески
превратить
камни
в хлеб
иаутолить
голод
дьявола
прочь,
обещание
а ангелы
приходят,
Бога
обчаша
ангельской
чтобы
послужить
защите
сыну божьему.
человечества,
после
был
исцелен
через
воскресение
жертвенная
и кропило
Симонетта
Веспуччи

8.

июля
годаЛукреция
ЛоренцоЛоренцо
Великолепный
женил по
политическим
богиня
преследует
цветов
1)Зефир
фрагмент
из1482
поэмы
«О
Венера,
богиня
садовв и любви
бог19
западного
ветра
картина
была
заказана
Боттичелли
Предполагают,
что уВеликолепным
Боттичелли
было
соображениям
своего
17-летнего
племянника
Лоренцо
ди
Пьерфранческо
на
Флора,
Хлориду,
щедрой
природе
вещей»:
Зефир,
рядом
с которым
качестве
свадебного
подарка
племяннику.
Такие
подарки
были
в
Весна
(1482)
несколько
источников
Семирамиде,
представительнице
знатной
фамилии
Аппиани
изображённую
рукой
в плодов
Вот
и Весна,
и Венера
идет,
Венеры
2)
отрывок
из поэмы
Овидия «Фасты»
деревья
гнутся
без
тоивремя
обычным
явлением
разбрасывающая
моменткрылатый
розы
превращения
(«цветы
во
Вестник
грядетна
впереди, и, Зефиру
«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Флору
путь рассыпая,
–вослед,
у неё изо
перед ними
Как-то весной на глаза я Зефиру
Красками
ртаФлора-мать
ужевсе
Шествует
и, цветы на путь
попалась; ушла я,
разлетаются
наполняетрассыпая,
цветы
и
Он полетел за мной: был он сильнее
запахом
сладким»)
Красками
все наполняет и запахом
меня…
сладким…
Все же насилье Зефир оправдал, меня
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с
сделав супругой,
твоим приближеньем
И на свой брачный союз я никогда не
Тучи уходят с небес, земля-искусница
ропщу.
пышный
Вечной я нежусь весной, весна — это
Стелет цветочный ковёр, улыбаются
лучшее время:
волны морские,
В зелени все дерева, вся зеленеет земля»
И небосвода лазурь сияет разлившимся
светом
Из него на картине появились: Венера,
Отсюда
появились
Хлорида
и Хариты
Флора,
Меркурий
(«Венеры
крылатый
воспроизведены
они
стех,
фотографической
Её
главенство
художник
подчёркивает
несних
только
Чтобы
подчеркнуть
метаморфозу
нимфы,
Боттичелли
показал,
что
одежды
Просветы
образуют
арку,
напоминающую
многочисленные
Вся
на
картине
она
Несмотря
усеяна
изображена
цветами
на название
поляна
. Ботаники
«Весна»,
в (или
насчитали
среди
более
много
500центральным
цветов
что
(«нет
и у
Над
Венерой
расположен
путто
Амур)
завязанными
глазами,
Композиция
выстраивается
справа
налево,
обнаруживается
вестник»)
и
Зефир
точностью,
как
например,
немецкий
ирис и
Хлориды
иМадонны,
Флоры
развеваются
виразные
стороны
изображения
в том
числе
самого
Боттичелли
расположением,
но
и
двумя
ореолами
из
мирта,(атрибута
Венеры)
апельсиновом
цветут
числа
саду
их
летом,
(«Сад
числу»),
иплодовитый
даже
относящихся
зимой
(«Вечной
к более
я нежусь
чем
170весной»)
видам
направляющий
стрелу
влистьев
среднюю
Хариту
ритм
3-1-3-1
цветётмежду
на полях»)
просветов
кустом мирта и апельсиновыми деревьями

9.

Состоит
трёх
Харит,
Аглая
(«Сияющая»),
Меркурий
с из
его
атрибутами:
которые
танцуют,
взявшись
Ефросина
шлемом,
крылатыми
за руки
(«Благомыслящая»)
сандалиями
и кадуцеем. и
Талия («Цветущая»).
Боттичелли
сделал его
Средняя
охранником
сада,Харита
снабдив
(возможно,
мечом Ефросина)
смотрит на Меркурия
Ефросина
Характерная черта - все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят
«Сцены
из жизни
Моисея»
над
нею. Эффект
усиливался
благодаря высокому расположению картины

10.

текст из богиня
«Стансов
на турнир»
Полициано:
«На
раковине
резвые
Зефиры
плывет
к берегу
вПолициано
створке
раковины
ребристой
Боттичелли
снова
обратился
к религиозной
иконографии:
симметричное
Зефир
строки
(западный
древнегреческих
ветер)
в объятиях
поэтов
исвоей
супруги
легли
Хлориды
в основу
(рим.
программы
Флора) дует
Пригнали
брегу
неземную
деву: наполненный
Она
кружит,
ицветами.
радуется
небо»
Заказчик
- кЛоренцо
ди Пьерфранческо
Медичи,
для которого
сердцевидки,
подгоняемая
ветром
расположение
фигур
на раковину,
создавая
картины
ветер,
Рождение
- 1483)
исполнялась
и «Весна».Венеры
Картина (1482
была предназначена
для
украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они
мыслились как парные композиции, и между ними
существовала определенная связь
172,5 см
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены
морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там
Два
боковых
крыла
композиции
и Ора,
чейОни
объем
зримо
278,5
см
окружили
юные
Оры
вышедшую—изпролетающие
морских волнветры
богиню
любви.
облекли
ветром,
дерево
и плащ
Венеры,
это нечто
еёувеличивают
в златотканую
одеждуколеблемое
и увенчали
венком
из благоухающих
цветов.
Где
только
Боттичеллиплатье,
выразительно
передал
стихию
ветров,
веющих
над—
водами.
вроде
завесы,
которая,
распахнувшись,
представила
миру
явления
не
ступала
Афродита,
там
пышно
разрастались
цветы.
Весь
воздух полон
Клубящиеся
одеяния,
линии,
которыми
написаны
волосы
итаинство
крылья

всебыл
это
Красоты
на берегу богиню
встречает одна из граций
исполнено благоуханием
динамического
порыва

11.

пурпурная
мантиявека
в руках
Грации Венеры
имела не
только
декоративную,
но и
раковина
- в средние
этотуатрибут
стал
ассоциироваться
с Девой
Новаторство:
ритуальную
функцию.
мантии
изображались
нароскошным
греческих
урнах
Марией.
Раковина,
сопровождавшая
Венеры,
символизировала
• использование
холста,
а неТакие
доски,
дляизображения
произведения
столь
крупного
размера.
Боттичелли
лицо
- заметны
изображает
отступления
фигуру
с изящно
от и
голова
увенчана
каскадом
символизировали
между
двумя
мирами
— стала
в благодаря
них
заворачивали
как
Рождение
Венерыграницу
в древности
было
связано
Модель
с –культом,
Симонетта
символы
Веспуччи
которого
перекочевав
в иконографию
Богоматери,
означать
чистоту
• плодородие,
добавлял
минимальное
количество
жира
кклассической
пигментам,
чему
холст
покатыми
плечами,
правильности,
маленькой
но
головкой
онови
золотистых
волос
новорождённых,
так
умерших
присутствуют
на прочным
картине
Боттичелли
непорочность
течение долгого времени
оставался
и эластичным,
а краска
не и
прекрасно
наи великолепной
и притягательно
длинной
шее
своей
трескалась
вытянутыми
трогательностью.
пропорциями
В выражении
тела. Вего
позе
• нанёс на картину защитный слой из яичного
желтка,
благодаря
картина
отсутствует
Венеры
видно
определенность,
влияниечему
классической
так
же как
хорошо сохранилось
лишена
греческой
устойчивости
скульптуры
поза богини,
только что пришедшей в мир.
волосы - следуя древнеримским поэтам,
Боттичелли изображает волосы,
глаза смотрят
не
разделенные
наслегка
прядиудивленно,
и колеблемые
останавливаясь
ни на чем
морским ветром
Капитолийская Венера
(копия Праксителя)

12.

«Божественная
комедия» Данте
«Божественная
комедия»
Иллюстрации
к «Божественной
комедии»
писалась с 1307 по 1321 гг.
Данте
Земную жизнь дойдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Ад
Чистилище
Утратив правый путь во тьме долины.
34 песни
Рай
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
песни
33 песни
Чей давний ужас в памяти33
несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Согласно
католической
традиции,
загробный
мир состоит
из ада, куда
Данте
детализирует
это
представление
и описывает
устройство
Но,
благо
в
нем
обретши
навсегда,
Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк.
попадают
навеки
осуждённые
чистилищакак
— он,
загробного
мира.
Во вводной
песнегрешники,
Данте рассказывает,
Скажу
про
все,
что
видел
в
этой
чаще
Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте
местопребывания
искупающих
грехи
грешников,
и раяв—
обители
достигнув середины
жизненногосвои
пути,
заблудился
однажды
дремучем
придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с
блаженных.
лесу и как поэт Вергилий,
избавив его от трёх диких зверей,
христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах
Не помню
как я вошел
туда,
загораживавших ему путь, предложил
Данте сам,
совершить
странствие
по
земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего
в «Божественной
комедии»
Джеролама
Савонарола
Настолько
сон меня
опутал умершей
ложью,
загробному миру. Узнав, что Вергилий
послан
Беатриче,
100 песен
(число 100 —
символ
(портрет
Фраруководству
Беато
Анжелико)
Когда
я совершенства)
сбился
с верного
пути
Издание 1472
г.
возлюбленной
Данте,
он без трепета
отдается
поэта
Портрет
Данте

13.

Люцифер
рисунки были выполнены по заказу Лоренцо ди
Пьерфранческо Медичи
рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах
пергамента. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько
рисунков к «Раю» не закончены, а к ХХХI песни «Чистилища» мастер
выполнил два варианта рисунка
На протяжении 300 лет эти рисунки были неизвестны широкой
публике, когда в 1884 г. всплыли при покупке музеем Берлина
Воронка
состоит
из шотландского коллекционера. И только на заре
коллекции
одного
преддверия
и 9тысячелетия
кругов
нынешнего
они были собраны и систематизированы
ВВоронка
соответствии
с формой
Чем
более
тяжкой
является
упирается
в
Воронка
перекрыта
сводом,
Три последних круга имеют свои деления,
воронки
круги
вина,
темозеро,
глубже
замерзшее
где
на
котором
стоит
Иерусалим
поэтому воронка в целом членится на 24
грешник
опущен
в воронку
становятся
все
уже и уже
находится
Люцифер
части
Ад имеет форму воронки, идущей от поверхности земли к ее центру

14.

Кто на живот, кто на плечи другому
Упав, лежал, а кто ползком, в пыли,
По скорбному передвигался дому
За шагом шаг, мы молчаливо шли,
Склоняя взор и слух к толпе болевших,
Бессильных приподняться от земли
Тех, кто положен здесь в земле горящей,
Нельзя ль увидеть? Плиты у могил
Откинуты,
и стражи нет
И
вот идет, тропинкою,
похранящей».
краю,
Между стеной кремля и местом мук,
Учитель мой, и я вослед вступаю
«О высший
ум,для
из круга
в горший
круг, «Здесь
кладбище
веривших
когда-то,
ТакЭпикур
начал я,
- послушного
стремящий,
Как
и все,
кто вместе
с ним,
к просьбе
снизойди
как друг.
Что Ответь
души с и
плотью
гибнут
без возврата»

15.

Чистилище
Беатриче
Новаторство: подход Боттичелли к
иллюстрациям был новым для своего
времени: каждая из них занимает
отдельную страницу и не связана с
текстом, как это тогда было принято
Данте
О христиане, гордые сердцами,
Несчастные, чьи тусклые умы
Уводят вас попятными путями!
Рай
Беатриче и Данте
Вергилий
Вам невдомек, что только черви мы,
В которых зреет мотылек нетленный,
На божий суд взлетающий из тьмы!

16.

Место казни Савонаролы
Мистическое рождество (1500)
единственное
демоны
внизу
подписанное
картины и
1498 - Савонарола был схвачен, обвинён
в
спешат спрятаться
Боттичелли
в
ереси и приговорён к смерти. Эти датированное
разверзшиеся
произведение
в земле щели
события глубоко потрясли Боттичелли
художник опирался как на
На крыше хижины — три
священные представления,
ангела, одетые в белое,
так и на проповеди
красное и зелёное. Эти цвета
Савонаролы
олицетворяют Благодать,
Истину и Справедливость,
часто фигурировавшие в
Савонарола призывал
речах Савонаролы
жителей Флоренции
превратить город в новый
Назарет
В сцене доминирует тема мира
и покоя, подчёркнутая
символикой оливковых
пришедшие
венков ипоклониться
ветвей,
младенцу фигуры
в
сопровождающих
персонажей.
современных
художнику
Ветви
оливы держат
в руках и
одеждах,
умиротворённые
кружащие
над хижиной
спасительным
ангелыобъятием с
ангелами

17.

Весь
деньусилить
они простояли
у креста, наблюдая
его муки
и смерть. Лишь
благодаря
Чтобы
эмоциональное
воздействие
Боттичелли
поместил
все
тому, что богатый Оплакивание
человек из Аримафеи,
Иосиф, который также учился у
фигуры очень близко
друг к другуХриста
и у краёв(1495)
картины. Они, как бы,
Иисуса, пришел к Пилату и просил тела Иисуса. Тогда Пилат приказал отдать
образуют крест и единство
тело над телом Христа
Мария
Иоанн
Богослов
Мария
Магдалена
Мария,
мать Иакова
Младшего

18.

Джулиано Медичи
Поклонение волхвов
Леонардо да Винчи. Благовещение
Благовещение (1489)
English     Русский Правила