29.82M
Категория: ИскусствоИскусство

Творчество Сандро Боттичелли

1.

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа им. Р.С. Мэрдыгеева»
г. Улан-Удэ
Творчество Сандро Боттичелли
Выполнила: Крюкова Н.П.

2.

Биография Сандро Ботичелли
Алессандро ди Мариано Филипепи
родился в 1445 году во Флоренции, в
семье кожевника Мариано ди Ванни
Филипепи и его жены Смеральды.
После смерти отца главой семьи стал
старший брат, зажиточный биржевой
делец,
прозванный
Боттичелли
(«Бочонок»), то ли из-за округлой
фигуры, то ли из-за невоздержанности к
вину. Это прозвище распространилось и
на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне ) Братья Филипепи
получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария
Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Сначала,
будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться
ювелирному мастерству.
Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся
живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась
уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. В
1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию,
многому научившись у учителя.

3.

Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де
Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи,
становится известным. К этому периоду относятся первые
самостоятельные работы художника. В 1469 году Сандро был
представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному
политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С
этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.
В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый
официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими
племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени
его творчество, а это период расцвета, связано с именём
Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы,
изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся
для дверок шкафа.

4.

Возвращение Юдифи
1470-1472
31х24

5.

Через три года после "Силы духа" Боттичели создаёт святой Себастьяна,
который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии
Маджиори(Маggiori), во Флоренции.
Аллегория силы
Святой Себастьян

6.

7.

В основе сюжета религиозная история о
Себастьяне, который жил во время великих и
жестоких гонений на христиан. Будучи
командующим преторианских войск, молодой
герой был тайным христианином, за что и
поплатился – его привязали к столбу и
расстреляли
из
луков.
Чужая женщина выходила израненного
Себастьяна, а он, в свою очередь, отстаивал
свою веру до смерти, в прямом смысле слова.
Себастьяна почитают как покровителя
больных чумой и заступника охотников.
Глядя на картину Боттичелли, сразу
замечаешь необычную позу героя – он
задумчив, но при этом не страшится смерти, а
воткнутые в его тело стрелы попросту не
волнуют. Картина является иллюстрацией к
жизнеописанию Себастьяна – всю свою жизнь
он нёс веру сквозь страдания, терпеливо и
покорно.
Святой Себастьян

8.

Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений
на христиан, был он командующим преторианским войском самого императора и
тайно исповедовал новую запрещенную веру. После обнаружения его склонности
к христианству Себастьян был привязан к столбу и расстрелян из лука
собственными воинами.
Несмотря на то, что был он из богатой семьи, никто за него не вступился, и только
одна сердобольная женщина проявила милосердие и, подобрав израненного
Себастьяна, выходила его как родного. После выздоровления христианина эта
женщина пыталась уговорить его уехать из города, но Себастьян решил, что будет
отстаивать свою веру, даже если за это придется поплатиться жизнью.
Выступив перед самым императорским дворцом в защиту своей новой веры,
Себастьян настолько прогневил императора, что тот отдал приказ о его вторичной
казни. Невинный мученик был казнен и впоследствии стал одним из самых
почитаемых святых – покровителей, которым молились все страждущие.
Некоторое время больные чумой считали Святого Себастьяна своим личным
заступником. Также покровительства святого испрашивали лучники и охотники.
Боттичелли изобразил святого в некой задумчивости стоящем у столба, руки его
скрещены за спиной, возникает ощущение, что мученик вовсе не приготовился к
смерти, а задумался о каком-либо важном и требующем незамедлительного
решения деле. В тело его воткнуты несколько стрел, но кажется будто юноша их
совершенно не замечает. За его спиной открывается вполне мирный пейзаж,
которого святой вскоре лишится, но и это совсем его не волнует.

9.

10.

Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость. Но самую большую
известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил "Поклонение волхвов" для монастыря
Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.

11.

12.

13.

Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских
турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе
происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади СантаКорче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо
Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта
Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он
один.
Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины
Паллады на штандарте Джулиано.

14.

Портрет Симонетты Веспуччи
Красота огненноволосой девушки
подчёркнута
множественными
деталями – изящными лентами и
жемчугом в аккуратно заплетённой
косичке. Лицо женщины спокойно,
несколько грустно, выразительные
светлые глаза задумчивы и обращены
вдаль. Внутренний мир модели скрыт
от посторонних. Взгляд целомудрен,
немного узкие губы придают лику
внутреннюю сдержанность. Тёмная,
без украшений комната с окошком, в
котором видно только лишь чистое
небо – символ семейного положения
девушки, очевидно, она ещё не
замужем.

15.

В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли,
Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим,
чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной
"Сикстинской капеллой ". Живопись стен была выполнена в течение
удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля
1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения
из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы.

16.

Призвание Моисея

17.

Искушения Христа

18.

19.

20.

21.

Наказание восставших Левитов

22.

Художник заканчивает картину "Весна", начататую до отъезда. За это время во
Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение,
присущее этому произведению. Первоначально, тема для написания "Весны" была
почерпнута из поэмы Полициано "Турнир" в которой прославлялся Джулиано
Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от
начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а
сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Это
отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания
быстротечности бытия. "Рождение Венеры" написано несколькими годами позже
"Весны".

23.

Паллада и кентавр
В
основе
ее
идея
Фичино
о
двойственности
природы
человека,
соединяющего в себе животное начало,
связанное с жизнью тела, и сферу духа и
разума,
устремленного
ввысь
к
достижению небесной мудрости. И лишь
божественная
милость
позволяет
преодолеть муки души, томящейся в
оковах тела.

24.

Венера
и Марс

25.

«Весна»

26.

Движение в картине устремлено справа налево. Из верхнего правого угла
вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым
щекам и крыльям мы узнаем - это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а
руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая,
шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеятеля, берущего
новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные
розами. Эту девушку с худощавым лицом подростка, с венком на золотых волосах,
в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Весной. На самом деле это
богиня цветов и растений Флора.

27.

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний
ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа.
И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы
слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа
фигура - это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.

28.

29.

30.

31.

Она стала богиней в пышном
одеянии. И как замечательно
оживают и становятся настоящими
цветами вышитые узоры ее платья
(например,
на
ее
вороте),
напоминая зрителям, о каких
реальных вещах повествует эта
красивая сказка...
Три правые фигуры символизируют
первый месяц весны, ибо первое
дуновение Зефира считалось ее
началом.

32.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой,
тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур
с луком и огненной стрелой (Амур - сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон
картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь
смысловой центр картины. Склонив голову набок, смотрит она в нашу сторону
задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе,
благословляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий.

33.

Венера. Богиня любви стоит посреди
апельсиновой рощи (апельсин — символ
целомудрия), в арке из мирта и лавра,
держа правую руку в благословляющем
жесте. На ней фата замужней женщины
(аллюзия
на
брачную
тему).
«Она, — пишет Фичино, — есть нимфа
пригожести величайшей, рожденная от
небес и более других возлюбленная Богом
Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и
Милосердие, глаза ее — Достоинство и
Великодушие, руки — Щедрость и
Великолепие, ноги — Пригожесть и
Скромность. Целое же есть Умеренность и
Честность, Приятность и Величие. О, дивная
красота!
Мой
добрый
Лоренцо,
нимфа,
столь благородная, полностью
отдана в твою власть (вновь обыгрывается
брачная тема). Если ты сочетаешься с ней
браком и назовешь ее своею, она сделает
твои годы сладостными, а тебя самого —
отцом превосходных детей».

34.

Три
грации.
Это
спутницы
Венеры.
Фичино называет их
Чувством, Интеллектом
и Волей. «И поскольку,
— пишет он, — оно
[чувство] не является
мыслительным актом,
то одну из граций
рисуют
с
лицом,
обращенным к нам, как
бы
двигающуюся
вперед, двух других,
так как они относятся к
интеллекту и воле,
которым свойственна
функция размышления,
изображают с лицом,
обращенным назад, как
у
того,
кто
возвращается».
Символизируют второй
месяц весны - апрель.

35.

Наконец,
последний
персонаж картины – Меркурий.
Достойный
спутник
Граций,
поскольку он божество разума и
красноречия,
изобретатель
искусств. Но самое главное то, что
в
древнеримском
календаре
Меркурию
был
посвящен
весенний месяц май. Он назван
так в честь матери Меркурия —
Майи. Может быть, поэтому
Меркурий, служащий в картине
символом мая, повернут спиной к
другим весенним божествам.

36.

Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых
сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь
которой в латинском языке назван месяц май, в
котором
состоялась
свадьба
Лоренцо
ди
Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла,
оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто
не омрачало весеннего настроения сада Венеры.
Считается, что в образе Меркурия Боттичелли
изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.

37.

Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит
огненной стрелой в одну из граций.

38.

Сандро
Боттичелли
любил
изображать розы, белые, бледнорозовые, теплого красноватого
оттенка, роскошные и эфемерные.
Его темные васильки и белые
маргаритки с желтой сердцевиной
напоминают звезды. Боттичелли
вплетал в венки скромные лютики,
незабудки и фиалки, сочетая их с
ягодами земляники и яркими
цветами
граната.
Получалось
ожерелье
почти
ювелирной
красоты. Это видение на грани
живой прелести растения с его
декоративной выразительностью
характерно также для передачи
стеблей и листьев. Перевитые
розы, кустики гвоздик и васильков
«ткут» изысканные узоры и на
поверхности тканей, и на луговом
«ковре» под ногами персонажей.

39.

40.

41.

42.

43.

Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только
пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мы
смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что
некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под
ногами кажется ровным. А между тем просвет среди деревьев,
волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее
показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности
луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений
ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и
пафоса.
Композиционный ритм «Весны» частый, сдавленный. Художник
волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив
интервал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный
ритм цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают
довольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет
горизонталей.
У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в
момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание
переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще
движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в
созерцание Меркурия.

44.

Рождение Венеры

45.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления
в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством
в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее
встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Эта
композиция представляет богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное
возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли
Герберта Хорна, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет
скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». И это не случайность, что, трактуя
сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное
расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный
принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.

46.

Так, текст из «Стансов на
турнир» Полициано: «На
раковине резвые Зефиры
Пригнали к брегу неземную
деву: Она кружит, и радуется
небо, — претворяется в
изображение раннего утреннего
часа с блеклыми красками неба
и моря; под дождем из роз в
этот пустынный и прекрасный
мир вступает хрупкая богиня.

47.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся
одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено
динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья
стихия — воздух, пространство Оры — земля.

48.

В белом платье, расшитом
васильками, украшенная
гирляндами из миртов и роз, она,
стоя на берегу, готова окутать
Венеру плащом, красный цвет
которого символизирует любовь.

49.

Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо
увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде
завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В
картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция
в целом оставляет впечатление совершенной гармонии. Натянутыми, порывистыми и
мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры
и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая
полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море.
Венера — едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает
собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ
черты спиритуализации.

50.

Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова
увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Следуя древнеримским поэтам,
Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским
ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело,
такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»).
Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил
чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в
море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно
выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует
ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных
ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из
цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции
История искусства.

51.

Портрет Данте
Лицо изображенного на
портрете
излучает спокойствие, сильную волю и
уверенность в себе. Перед нами
незаурядная, независимая личность.
Ярко–красная, но скромная одежда,
напоминающая одеяния священника,
говорит о духовной устремлённости,
лавровый венок – о литературных
победах, разворот в профиль делает
портрет схожим с изображением на
ордене или монете. Лишь торчащий изпод красного колпака на голове Данте
край ослепительно-белого колпака с
развязанными тесёмками, аллегорически
говорит о чистоте и искренности
помыслов изображаемого и характерной
ему самоиронии.

52.

Картина представляет собой некую карту ада. Художник, в работе над своим
произведением, с точностью следует описанию данного места в «Божественной
комедии». Данте с точностью поэтического слова отразил некую топографию ада, а также
описал мучения и грехи его обитателей. Следуя описанию поэта — 9 кругов составляют ад.
Река Ахерон протекает по периметру первого круга, притоки этой реки втекают в болото
Стигии, которое находится на пятом круге, где ведется наказание людей за излишний гнев.
Следуя к девятому кругу, где наказание отбывают предатели, река стекает к центру земли в
виде водопада и превращается в лед.
По описанию Данте чем дальше круг, тем он уже и тем ужаснее грех, сотворенный
человеком. По версии автора «Божественной комедии», самое ужасное наказание
человек несет за предательство в 9 круге преисподней. Боттичелли в точности следовал
описанию поэта и изобразил ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, где свое
заточение проводит Люцифер.

53.

54.

55.

56.

«Мадонна с книгой» — одно из
известнейших
творений
Сандро
Боттичелли, современника Леонардо
да Винчи и Рафаэля Санти, оставшегося
в веках наравне с ними.
В течение всего творческого пути
Боттичелли
создавал
различные
изображения Мадонн. На картинах
присутствовали люди и ангелы,
различный фон и общая атмосфера.
Картина
«Мадонна
с
книгой»
выбивается из общего числа.
Мадонна с книгой

57.

Книги в 15-м веке были достаточно дороги.
Мало кто мог себе позволить приобрести
рукопись, еще меньше было тех, кто мог ее
прочесть. Мария же на картине читает книгу
и, по одной из версий, обучает чтению
младенца Христа. Напомним, картина
написана в эпоху, когда умение читать
считалось признаком либо святости, либо
ведьмовства.
Ученые установили, что книга называется
«Часослов
Марии».
Таким
способом
художник говорит об авторитете церкви и ее
учения.
На портрете есть и другие традиционные
символы. Терновый венец и несколько
гвоздей в руках у младенца символизирует
грядущие страдания. Вишни, помещенные
рядом с Часословом, говорят о рае
обетованном, куда можно попасть только
верующим.

58.

Образы, которые художник создавал в 1480-х
годах, заметно сложнее ранних картин. Здесь
появляются несвойственные эмоции – грусть,
неуверенность. Младенец на этих картинах
изображается уже с гвоздями и терновым
венком, символами грядущих Страстей и
жертвы.
Облик Мадонны – это идеал красоты
художника. Изящные и четкие черты лица,
светлая кожа, вся фигура дышит невинностью
и чистотой.
Поза младенца – это одновременно доверие
и неустойчивость. Он полусидит на коленях у
матери и кажется, что ему не совсем удобно.
Он обернулся и смотрит на Марию. Но она
полна печальной задумчивости.
Боттичелли этого периода — достаточно
зрелый художник, имеющий учеников.

59.

Коронование
Марии

60.

Мадонна с младенцем
и Иоанном Крестителем

61.

Мадонна
Магнификат

62.

63.

Мадонна с гранатом

64.

Оплакивание Христа

65.

Оплакивание Христа

66.

Благовещение

67.

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/737-biografiya-sandro-bottichelli.html
http://gallerix.ru/album/Botticelli
http://bellezzastoria.livejournal.com/336088.html
http://opisanie-kartin.ru/sandrobottichelli/vesna/
http://sandrobotticelli.ru/txt/2ab1.shtml
English     Русский Правила