ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЦЕННОСТЕЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТЕЙ
СУТЬ ВОПРОСА
ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
50.69K
Категория: СоциологияСоциология

Проблема онтологического статуса ценностей

1. ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЦЕННОСТЕЙ

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Ценности – это вещи, принципы, идеалы
(личностные, социальные, политические),
нравственные нормы и т.п., которые
обладают для человека определенной
значимостью, выполняют регулятивную
функцию в отношении его выбора,
приоритетов и т.п., причем эта значимость
определяется и задается самим человеком.

3. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТЕЙ

1.
2.
3.
4.
Ценности имеют особую двойственную субъективно-объективную
природу. С одной стороны, выбор ценностей субъективен,
поскольку он связан с самоопределением человека. Однако сами
ценностное измерение человеческого бытия дано самому человеку
изначально, да и сами ценности имеют объективное значение, что
особенно заметно в случае моральных (нравственных) социальных
и политических ценностей.
Ценности имеют особую – духовную – природу, то есть существуют
только для человека - существа, обладающего разумом и свободой.
Ценности лежат в основе морали: мораль – особая, сравнительно с
природным, форма человеческого бытия, имеющая в качестве
предпосылки способность к различению добра и зла.
Ценности обладают неясным бытийным и познавательным
статусом, поскольку невозможно сказать однозначно, открываются
ли ценности наподобие того, как открываются законы природы, или
же, напротив, придумываются, создаются и задаются самим
человеком.

4. СУТЬ ВОПРОСА

СУТЬ ВОПРОСА. Имеют ли ценности не только
субъективную, но и объективную природу, т.е.
существует ли независимо от человека
(объективно) некоторый особый «мир
ценностей» из которого человек черпает свои
знания об этих ценностях, т.е. открывает их
по аналогии с тем, как он открывает, а не
придумывает законы природы?

5. ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА

ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА.
1. Если существует объективный «мир ценностей», то, следует
признать, что ценности имеют не только субъективное, но и
объективное значение в том смысле, что они могут быть
ценностями правильными и неправильными, истинными и
ложными, полезными и вредными и т.п., а человек, оставаясь
свободным в своей субъективной оценке ценностей, обязан
осознавать свою ответственность за выбор правильных
ценностей.
2. Если существует объективный «мир ценностей», а сами
ценности имеют духовную природу, то это означает, что
наряду с природной, существует иная, духовная реальность, в
качестве каковой следует полагать высшее разумное и
свободное существо – Бога.

6. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Ценностное измерение человеческого бытия – исходная
данность. Человек по своей природе обречен быть свободным,
обречен на выбор, и это – выбор разумного существа.
Спрашивается, что тогда является критерием выбора? Если
ценности существуют только субъективно, то сам вопрос о
выборе утрачивает остроту и по существу оказывается
бессмысленным, а ценности перестают быть чем-то значимым
для человека. Спор о ценностях приобретает смысл только в
том случае, если они имеют объективную природу. А познание
ценностей следует понимать не как их создание, но именно как
открытие. Но поскольку ценности связаны со свободой, они в
любом случае не могут иметь природного измерения. Поэтому
ценности можно рассматривать как окно в мир
трансцендентной реальности.
English     Русский Правила