Культурно-религиозное наследие народов России
Что такое религия?
Социологические и психологические подходы
Авторитарная и гуманистическая религия (Э.Фромм)
Соотношение религиозного и светского сознания
Элементы религии
Религиозная вера
Черты религиозного сознания
Религиозная деятельность
Религиозные организации
Функции религии
Первобытные верования
Монотеизм вера в единственного Бога
Иудаизм, христианство, ислам – авраамические религии
Различие между авраамическими религиями
Традиционные религии народов России и стран бывшего СССР
85.26K
Категория: РелигияРелигия

Культурно-религиозное наследие народов России

1. Культурно-религиозное наследие народов России

Религиоведение
1

2. Что такое религия?

Материалистический взгляд
• Религия — это форма общественного
сознания, основанная на вере в
сверхъестественные силы; способ практически
духовного-духовного освоения мира и область
духовного производства.
• «… всякая религия есть фантастическое
отражение в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их
повседневной жизни, - отражением, в котором
земные силы принимают форму неземных».
Ф.Энгельс
2

3.

Взгляд религиозных философов
• «…онтологически религия есть жизнь нас в
Боге и Бога в нас, феноменологически религия
есть система таких действий и переживаний,
которые обеспечивают душе Спасение … Она
спасает нас от нас, спасает наш внутренний
мир от таящегося в нем хаоса»
П.А.Флоренский
• Религия – это есть попытка человека создать
священный (отличный от повседневной жизни)
Космос. Это … поиск смысла.
П.Бергер
3

4. Социологические и психологические подходы

• «Религия – способ придания смысла социальному
действию … Она вносит «рациональность» в
объяснение мира и в повседневную этику».
М.Вебер
• «Религия – средство, позволяющее превращать
страдания человеческой души в самое глубокое и самое
прочное счастье»
У.Джеймс
• «Бог психологически не что иное, как
идеализированный отец. … Усвоение универсального
невроза религии позволяет человеку предотвратить
персональный невроз
З.Фрейд
4

5. Авторитарная и гуманистическая религия (Э.Фромм)

Идея авторитарной религии – человек
должен повиноваться внешней силе,
господствующей над ним. Главная ее
добродетель – послушание, а главный грех
– неповиновение.
Гуманистическая религия ориентирует
человека на самостоятельность и веру в
собственные силы, она утверждает
ценность человека и его право на счастье.
5

6. Соотношение религиозного и светского сознания

• Религиозное сознание доминирует над светским.
Религиозные общности совпадают с этническими.
Светская и религиозная власть соединяются.
• Светское сознание существует наряду с
религиозным. Религиозные отношения отделяются
от других социальных отношений.
• Религиозное сознание занимает второстепенное
место. Доминируют другие идеи. Религиозная
деятельность – частное дело. Религиозные
общности отличны от национальных. Духовная и
светская власть принадлежат разным институтам.
6

7. Элементы религии

• Религиозное сознание, основой которого
является вера
• Религиозная деятельность
• Религиозные отношения
• Религиозные институты и организации
7

8. Религиозная вера

Вера:
• в объективное существование абстрактных
сущностей (Бог, ангелы, духи и пр.);
• в возможность общения с кажущимися
объективными существами, получения от них
помощи;
• в мифологические события и ожидания их
наступления или их повторяемость;
• в истинность определенных догматов (взглядов,
текстов);
• в религиозные авторитеты (святые, пророки,
церковные иерархи, старцы, служители культа).
8

9. Черты религиозного сознания

• Наглядная образность (созданные в воображении
образы) и сильная эмоциональность.
• Соединение адекватного действительности
содержания бытия и иллюзий.
• Символичность.
• Диалогичность.
• Наличие религиозной лексики (атрибуты религии и
абстрактные сущности).
Уровни: обыденное сознание (традиции, стереотипы,
настроения), концептуальное сознание (учение о
Боге, мире, обществе, природе; религиозная
интерпретация жизни: политики, права,
экономики, искусства и пр.; религиозная
философия)
9

10. Религиозная деятельность

• Внекультовая деятельность: разработка идей,
сочинение богословских произведений,
производство средств культа, миссионерство,
благотворительность (социальное служение),
преподавание, управление религиозными
организациями, религиозная пропаганда
• Культовая деятельность (лат – «почитание») –
проведение религиозных обрядов.
Внекультовые и культовые (пастырь – паства)
религиозные отношения
10

11. Религиозные организации

Религиозные общности:
Церковь – широкое объединение,
принадлежность к которому определяется, как
правило, традицией
Секта - оппозиционное движение к церкви,
имеет тенденцию к изоляционизму.
Религиозные экономические организации («Банк
Ватикана», фонды, предприятия, магазины) ,
политические партии (христианские,
исламские и пр.), профсоюзы, женские,
молодежные, научные , пропагандистские (TVканал «Спас») и пр. организации
11

12. Функции религии

• Мировоззренческая
• Компенсаторная (восполнение бессилия,
ограниченности, зависимости)
• Коммуникативная (верующие с Богом,
верующие друг с другом)
• Регулятивная
• Интегрирующая (дезинтегрирующая)
• Культуротранслирующая
• Легитимирующая
12

13. Первобытные верования

• Фетишизм – обожествление вещи, поразившей
воображение человека.
• Тотемизм – вера в существование связи между группой
людей (рода, племени) и видом животных или
растений. Система табу (запретов) - тотем нельзя есть.
• Магия – совокупность обрядов, основанных на вере в
их влияние на человека (колдуны, шаманы).
Контактная, инициальная (объект недоступен),
парциальная (через предмет, которым владел объект);
вредоносная («черная») и полезная («белая») магия.
• Анимизм – вера в духов и душ. Духи сил природы,
животных, видов деятельности, духи местности и пр.
Анимизм – база политеизма, который превратил
наиболее почитаемых духов в божества.
13

14. Монотеизм вера в единственного Бога

• Возникает в период разложения
рабовладельческого строя, усиления роли
государства в жизни общества. Одна
(единая) власть – единый Бог.
• Монотеистические мировые религии –
иудаизм, христианство, ислам
14

15. Иудаизм, христианство, ислам – авраамические религии

Авраами́ ческие рели́ гии — монотеистические религии,
происходящие из древней традиции, восходящей к
легендарному патриарху семитских племён Аврааму.
Согласно Пятикнижию Моисеву, он заключил завет с Богом,
который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические
религии в той или иной мере признают Священное Писание
(Ветхий Завет), включающее в себя Пятикнижие Моисеево.
Это религии откровения - «самораскрытие Божества и
возвещении Им Своей воли человеку» (А.Мень).
Союз с Богом – это свободный выбор. Диалог человека с Богом.
Отсутствие человеческих жертвоприношений и отрицание
самоубийств.
15

16. Различие между авраамическими религиями

• Различия выражаются и в восприятии личности Христа и Евангелия.
Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования
в христианстве, иудаизме и исламе.
• Иудаизм не признаёт Иисуса (Иешуа) как Мессию (Мошиаха), не
признаёт его божественность, хотя некоторые направления иудаизма
могут признавать его пророком, а многие деятели иудаизма —
героем. Соответственно, Евангелие также не почитается как
символическая книга.
• В христианстве Иисус почитается Воплощённым Богом-Словом,
Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем грехов, Спасителем
человечества, первым и вовеки веков единственным Богочеловеком
по природе (но православные считают, что уже в этой жизни
праведник может стать преподобным — богочеловеком по
благодати). Иисус Христос — глава новозаветной христианской
Церкви. Православные считают, что Церковь могут образовывать
только верующие в Пресвятую Троицу. Евангелие (житие Христа)
почитается как слово Божие.
16

17.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (поарабски - Иса), почитая его одним из великих пророков, а также
соглашается с некоторыми пунктами Писания (Нового Завета),
включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (поарабски - Марьям), но отрицает, согласно Корану,
«возможность предания Единому Богу сотоварищей» (Иисус не
может быть Богом или равным ему).
По представлениям мусульман, Исе была ниспослана священная
книга Евангелие (по-арабски - Инджиль), смысл которой был
утрачен до начала пророчества Мухаммеда. Пророк Иса не был
распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя
один из юношей, пойдя на мученическую смерть. Ису же
забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю
для спасения человечества от антихриста.
Иисус будет Судией на Страшном Суде, и поэтому все праведные
мусульмане на Страшном суде станут христианами (по мнению
христиан, Григорий Палама) , или наоборот, христиане и иудеи
превратятся в мусульман (по мнению большинства исламских
теологов. «Иса не будет собирать джизью (налог), станет
убивать свиней и ломать кресты»).
17

18. Традиционные религии народов России и стран бывшего СССР

Религия
Традиционно исповедующие народы
Буддизм
Буряты, калмыки, тувинцы
Иудаизм
Евреи
Христианство
Армяне*
Православие
Русские, украинцы, белорусы, молдаване, грузины, часть
осетин, мордва, коми, удмурты, чуваши, якуты
Католицизм
Литовцы
Протестантизм Эстонцы, латыши
Ислам
Сунниты
Татары, башкиры, народы Северного Кавказа (кроме части
осетин), казахи, узбеки, киргизы, туркмены, большинство
таджиков
Шииты
Азербайджанцы, часть таджиков
Традиционные Алтайцы, марийцы, хакасы, народы Крайнего Севера
культы**
18

19.

Спасибо за внимание!
19
English     Русский Правила