21.59M
Категория: ИсторияИстория

Архитектура России 1850-1890-х годов XIX века

1.

АРХИТЕКТУРА РОССИИ
1850-1890-х гг.XIX века

2.

Русско-византийский стиль
Во время царствования Николая I в архитектурных кругах появилось
сомнение в современности классицизма и соответствии его русским
художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это
время идеологическое течение - так называемое славянофильство,
объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной
самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию "официальной
народности" и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, руссковизантийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон .
Зачатки этого направления в архитектуре появились в двух произведениях
архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в
русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в
Киеве.

3.

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в
использовании архитектурных образов и форм средневекового
культового русского зодчества в эклектическом (от греч. ekiektikos
— способный выбирать, выбирающий — соединение разнородных
художественных элементов ) сочетании их с элементами
византийской архитектуры.
Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим
центральным куполом на четырех внутренних опорах и
колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием
позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности
пятиглавия.
К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что "стиль Византийский,
сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности,
образовал церковную нашу архитектуру".

4.

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в
архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов архитектурных стилей (неоренессанс,
необарокко,
неорококо,
неоготика,
неомавританский
стиль,
неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский
стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в
российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным
стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных
постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки
одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости
от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные
дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор,
заполняющий
все
поверхности
постройки,
и
экономная
«краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие
эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого
типа.

5.

Неоренессанс
Дворец великого князя Владимира Александровича, архитектор Резанов

6.

необарокко
Дворец Белосельских-Белозерских, архитектор Штакеншнейдер

7.

Неоготика
Ласточкино гнездо 1911-1912, Л.В.Шервуд

8.

Новопетергофский вокзал 1855-1857, Н.Л.Бенуа

9.

Церковь во имя св. Александра Невского, 1831-1834 гг, К.Ф.Шинкель

10.

Белая башня 1821-1827 гг,
арх А.А. Менелас

11.

Неомавританский стиль
Дворец строился с 1830 по 1848 гг., как летняя резиденция видного государственного деятеля
России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.
Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора

12.

Северный фосад дворца Воронцовых в Крыму

13.

Особня́к Арсе́ния Моро́зова
(ныне Дом приёмов
Правительства РФ; с 1959 года до
конца 1990-х — Дом дружбы с
народами зарубежных стран) —
особняк в центре Москвы на
улице Воздвиженка (дом №16),
построенный в 1895 — 1899 годах
архитектором Виктором
Мазыриным.

14.

Русско-византийский стиль
Во время царствования Николая I (30-50 гг) в архитектурных кругах
появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его
русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни.
Возникшее в это время идеологическое течение - так называемое
славянофильство,
объявившее
Древнюю
Русь
истинной
носительницей национальной самобытности и наследницей Византии,
поддержало теорию "официальной народности" и насаждавшийся
сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль,
идеологом которого стал архитектор К. А. Тон.
Зачатки этого направления в архитектуре появились в двух
произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви
Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и
в Десятинной церкви в Киеве.

15.

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в
использовании архитектурных образов и форм средневекового
культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с
элементами византийской архитектуры.
Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим
центральным куполом на четырех внутренних опорах и
колокольнями с малыми куполами на углах здания.
Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об
обязательности пятиглавия.
К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что "стиль
Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами
нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру".

16.

Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей, из которых самым
значительным был храм Христа Спасителя в Москве , шел по
пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному.
Этот храм явился завершением драматической истории с созданием
храма-памятника славы русского народа и его героических войск,
спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г.
Первоначально храм этот был заложен на Воробьевых горах по
проекту архитектора А. Л. Витберга, но достроен не был.
Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу
Москвы-реки, служило средством прославления самодержавия и
его незыблемости.

17.

Неорусский стиль
Кафедра́льный Собо́рный храм
Христа́ Спаси́ теля (собор
Рождества Христова) в Москве,
архитектор К. Тон, храм был
заложен 23 сентября 1839 года,
освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря 1931 года здание храма
было разрушено. Заново
отстроено на прежнем месте в
1994-1997 гг.

18.

Храм Христа Спасителя
Памятник войне 1812 г
Арх. Константин Андреевич
Тон, (1839-1880)
автор попытался
суммировать национальные
строительные традиции
России – византийские,
московские, владимирские
В то же время - строгость и
симметрия, рожденная
"ученым" академическим
классицизмом

19.

Параметры
Высота – 103м
Площадь – 6805 м2
Ǿ центрального
купола – 25,5м
Вместимость – 10
тыс.человек
4 колокольни – 14
колоколов

20.

Храм в 1881 г.
Внутренний вид храма(1883 г.)

21.

Фрагменты первого Храма,
сохранившиеся в
Донском монастыре.

22.

В светском зодчестве русско-византийский стиль проявился мало,
хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в
Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.).
Он отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а
также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре
его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского
стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего
Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон,
многократно повторив их в сильно увеличенных размерах.
В
огромном дворце торжественные залы разных стилевых
характеристик названы именами святых покровителей российских
орденов:
Георгиевский,
Владимирский,
Андреевский,
Александровский и др. Это должно было символизировать
незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный
дворец олицетворял величие Российской империи.

23.

Большой Кремлевский дворец
(1839- 1849 гг.)

24.

Большой Кремлевский дворец

25.

Георгиевский зал.
Андреевский парадный зал на акварели К. А. Ухтомского, 1849 год

26.

Георгиевский зал.

27.

Андреевский парадный зал
один из парадных (тронный) зал Большого Кремлёвского дворца в
Московском Кремле. Назван в честь ордена Святого апостола Андрея
Первозванного.
Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают
цепи и кресты из символики ордена ордена Святого апостола Андрея
Первозванного. Над окнами располагаются гербы титулярных земель,
входивших в состав Российской империи. В конце зала находится
престол, представляющий собой реплику трёх тронов — императора
Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей
императрицы Марии Фёдоровны, и сени с горностаевым подлогом.
Подлинные троны и сень хранятся в Оружейной палате. Над
престолом расположено лучащееся Всевидящее око из золота.

28.

Андреевский парадный
зал

29.

30.

Здание возведено в 1843—1851 годах по проекту архитектора К.Тона,
при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им
же Николаевского вокзала в 1844—1849 в Москве.
Московский вокзал

31.

Следуя художественным вкусам 1840-1850-х годов, К. А. Тон решил
фасады вокзала в формах ренессанса.
Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов.


В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад,
указывающая на местоположение главного входа и в то же время
являющаяся часовой башней.

32.

33.

Стилизаторство.Ретроспективизм.Эклектика
лютеранской
церкви св. Петра в
стиле английской
готики,
арх.А.П.Брюллов
готический ансамбль усадьбы
Марфино, арх. М.Д. Быковский
Дворец БелосельскихБелозерских стиле
нового барокко, арх.
А. И. Штакеншнейдер
Прототипом здания послужил Строгановский
дворец, выстроенный по проекту архитектора
Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца
широко использованы художественные приёмы
русского барокко XVIII века.

34.

Псевдорусский стиль
Эскиз павильона Русского
отдела на Всемирной выставке
в Париже.1878
Погодинская изба.1856 г. арх.
Н. В. Никитин

35.

Неорусский стиль
Важные идеи того времени
– ИСТОРИЗМ и
ПАТРИОТИЗМ
В архитектуре:
Черты древнерусского
зодчества
Орнаменты,
заимствованные из
народной вышивки или
воспроизводящие резьбу
по дереву
Искусная стилизация
сочеталась и другими,
интернациональными
стилями
доходный дом Н. Н.
Никонова, 1894, Пб

36.

Новые типы зданий
Доходные дома
Банки
Конторские постройки
Пассажи (универсальные магазины)

37.

Доходные дома
Пик строительства – вторая половина XIX века
Нередко занимали целые кварталы
Существовали дома и квартиры для жильцов
практически всех классов и уровней достатка

38.

Дом Басина
в
Петербурге.
1879
В.О.Шервуд.
Исторический музей.1881

39.

Доходные дома
Корпус доходного дома занимал
всю доступную на участке
землю, сада нет (экономия)
украшался обычно только
уличный фасад здания, куда
выходили окна дорогих квартир
Доходный дом Н. Б. Юсупова 1886 г. - арх. Х. И. Грейфан

40.

Доходные дома в Москве
В 1875 г. Троице-Сергиева лавра
воздвигнула первый пятиэтажный
доходный дом с башенкой, долгое
время остававшийся самым
большим гражданским зданием
Москвы
К началу XX столетия в Москве
5-8 этажных доходных
домов насчитывалось
около
800
1874-1876,
арх. П.П.Скоморошенко
Ул.Ильинка, 5

41.

Пассажи (торговые дома)
Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. - арх. Р. А.Желязевич

42.

Государственный Исторический музей (Исторический музей); до 1917 года Императорский
Российский Исторический музей имени Императора Александра III (до 1881 — Музей имени Его
Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревич), арх Шервуд В.О.,1875-1881

43.

Исторический музей
Исторический
музей
В. О. Шервуда и инженера
проект архитектора
А. А. Семёнова
1875— 1881
заимствовал отдельные детали
из рукописей, из архитектуры
Останкинской церкви, из
Коломенского дворца
краснокирпичный
«древнерусский» декор
шатровые башни

44.

Верхние торговые ряды
(ГУМ)
Арх. Н.А.Померанцев, инж.
В.Г.Шухов
1889-1893
Прогрессивное для своего
времени сооружение сочетает
конструкцию из железа и
стекла (перекрытиядебаркадеры) с отвечающим
духу эпохи неорусским стилем

45.

46.

Верхние торговые ряды
две башни, повторяющие
завершение здания
Исторического музея
Занимающие целый квартал
ряды состоят из 3
протяжённых пассажей
(размещалось более 1000
магазинов), связанных между
собой поперечными
проходами
проходам соответствуют 3
углублённых подъезда
Внешний и внутренний декор
воспроизводит детали
архитектуры XVII в.

47.

48.

Универсальный магазин
«Мюр и Мерилиз» (ЦУМ)
архитектор Клейн Роман
Иванович
1908г – открытие
в стиле европейской готики с
элементами модерна
применение металлических
конструкций и стальной каркас
здания по проекту знаменитого
инженера В. Г. Шухова =>
обилие света и внутренний
простор.

49.

БАСИНА ДОМ (пл. Островского, 5),
пам. архитектуры "рус. стиля",
собств. доходный дом арх. Н. П.
Басина (сооружен по его проекту в
1878-79).
Дом, окружённый зданиями в
стиле классицизма, будто является
вызовом зодчего архитектору
Росси, который задолго до него
украсил площадь зданиями в духе
прошлой эпохи. Дом Басина
словно стремится выбиться из
общего ряда и громко заявить о
себе при помощи ярких украшений
на фасадах дома — рельефных
изображений петухов, словно
сошедших со стен русских теремов
и другим декоративным
элементам.

50.

На откровенную «русскость» в отделке также намекают различные детали:
кокошники, столбики-кубышки, лепнина, напоминающая резьбу по дереву или
традиционную вышивку на скатертях в барском деревенском доме.

51.

По случаю возникновения в городе этого дома сложилась
интересная петербургская легенда, связанная с именем императора
Александра III. Якобы, увидев по завершении строительства шедевр
Басина, царь решил продолжить возрождение национальных
традиций, и отрастил бороду, а вслед за этим переодел армию в
шаровары и высокие сапоги. На самом ли деле именно это событие
послужило резоном для царского указа, мы судить не берёмся,
однако сама история заслуживает внимания хотя бы потому, что в
ней в очередной раз подчеркивается любовь императора к Родине и
его стремление сохранить национальный колорит, не в угоду
аристократии, которая стремилась европеизировать страну.
Когда в 1879 году дом был построен, в него заселились зажиточные
купцы и люди с прочным финансовым положением. После
революции в доме неоднократно сменялись жильцы, впрочем, как и
история за его окнами. Сейчас здесь живут представители
интеллигенции: работники театра, режиссёры и артисты.

52.

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное
направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее
декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. Здания
строились, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно
декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой
архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые
потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с
растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов
и массивной ковки.

53.

54.

Д.Н.Чичагов.
Городская дума (Москва).
1892

55.

Н.И.Поздеев.Дом Игумнова.1893

56.

А.А.Парланд.
Храм Воскресения Христова.
Спас -на -Крови.1883-1907.
Храм-памятник.

57.

Сообор сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в
результате покушения был смертельно ранен император Александр II
(выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён
как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу
канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной
площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600
человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907
годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и
архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от
строительства отошёл.
Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает
московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24
года.

58.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского
стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного
храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое
влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия
Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения
России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор,
гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

59.

Декор
о
р
фигурные наличники
кокошники
пояски
изразцы
цветная глазурованная черепица
Пять куполов храма покрыты
ювелирной эмалью площадью 1
000 кв. м.
колокольню украшают
мозаичные гербы городов и
губерний Российской империи

60.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой
составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова
по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С.
Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная
экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

61.

Интерьер Храма
иконостас, стены и пол
облицованы поделочными
и полудрагоценными
камнями
Четыре колонны из
алтайской яшмы
Мозаика сплошь
покрывает стены, столбы
и своды
Живописные композиции
Виктора Васнецова,
Николая Бруни и др

62.

Место ранения
Александра II
Сень над местом смертельного
ранения императора
Александра II.
Под ней сохранена часть
мостовой и ограждение
набережной канала, обагренные
кровью Царя-Мученика
Находится в западной части
храма, прямо над ней
колокольня с большим золотым
куполом

63.

Скульптура второй половины XIX века переживает
кризис
Характерно:
1. Сюжетность
2. Историческая и бытовая правдоподобность
3. Большое количество деталей, подробностей
4.Станковая жанровая скульптура, обратившаяся к
крестьянской теме

64.

М.М.Антокольский
Мефистофель.1883
Нестор-летописец.1890

65.

Марк Антокольский
«Иван Грозный», 1875
Изображен в момент
тревожных раздумий.
Иван Грозный — в
монашеском одеянии. Царская
шуба, скинутая с плеч,
свисает с кресла
Худая сгорбленная фигура
пронизана нервным
напряжением
Противоречивость Грозного:
исторический долг и совесть,
жестокость и раскаяние,
внутренний суд человека и суд
истории.
«мучитель и мученик»

66.

Памятник «Тысячелетие России» —
монумент, воздвигнутый в Великом
Новгороде в 1862 г. в честь
тысячелетнего юбилея легендарного
призвания варягов на Русь. Авторами
проекта памятника являются
скульпторы М. Микешин, И. Шредер
и архитектор В. Гартман.

67.

Высота - 15,7 м, диаметр
постамента — 9 м
имеет форму колокола (или
«шапки Мономаха»)
Группа,
венчающая
композицию, из двух
фигур

ангела,
поддерживающего крест
(олицетворение
православной церкви) и
коленопреклоненной
женщины
(олицетворение России).

68.

Венчает монумент
фигура стоящей на
коленях перед
ангелом женщины,
олицетворяющей
Россию.

69.

128 фигур
Скульптурные изображения
делятся на три уровня

70.

Среднюю часть памятника занимают 17
фигур (т. н. «колоссальные фигуры»),
группирующиеся в шесть скульптурных
групп
вокруг
шара-державы,
символизирующих различные периоды
истории Русского государства (согласно
официальной
историографии
того
времени).
Каждая группа ориентирована на
определённую часть света, что имеет
символический смысл и показывает
роль каждого государя в укреплении
определённых рубежей государства.
- призвание варягов на Русь (862г)
- крещение Руси
- начало изгнания татар
- образование единой Руси
- начало династии Романовых
- образование Российской империи (1721
год)

71.

В нижней части монумента
расположен фриз, на котором
помещены
горельефы
109
исторических деятелей, воплощая
идею опоры самодержавной власти
на общество в лице его славнейших
представителей
(Кирилл
и
Мефодий, Ольга, князь Владимир,
Нестор,
Никон,
Феофан
Прокопович, Ярослав Мудрый,
Владимир Мономах, Иван III, Петр
I и др.).
Фриз делится на четыре раздела:
«Военные люди и герои»
«Просветители»
«Государственные люди»
«Писатели и художники»

72.

Памятник Екатерине II —
памятник на площади
Островского в СанктПетербурге, установленный в
честь императрицы
Екатерины II в 1873 году.
Проект памятника
принадлежит художнику
М.О.Микешину, в его
разработке принимали
участие архитекторы
Д.И.Гримм и В.А.Шретер.

73.

74.

А.М.Опекушин.
Памятник
Александру
Сергеевичу Пушкину.
6 июня 1880 года
Выполнен в бронзе.
Высота памятника вместе с
фигурой составила около 11 м.
Пьедестал –изящные ступени,
чуть идущий вверх цоколь, 18
низких гранитных тумб вокруг
основания памятника с бронзовым
венком на каждой, а между ними –
гирлянды литых лавровых
листьев.

75.

76.

Р.Р.Бах.Памятник Пушкину-лицеисту в ЦарскомСеле.1900

77.

Петр
Клодт
Скульптурное оформление Нарвских ворот создано Клодтом совместно с такими опытными скульпторами как
С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы
шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических
изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы.
При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.
После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна
легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

78.

В 1841 году после очередной
реконструкции моста на нём
были
установлены
скульптурные
группы,
связанные общей темой "укрощение коня", или "конь
с возничим".
Кони у Клодта получились
настолько выразительными,
что император Николай I
дважды приказывал снимать
их
с
постаментов
и
передавал в дар королевским
дворам Европы.
В 1842 году скульптуры
были отправлены в Берлин
королю
Фридриху
Вильгельму IV, а в 1846 году
- неаполитанскому королю.
Каждый
раз
Клодту
приходилось отливать коней
заново.

79.

В итоге все четыре бронзовые скульптурные группы стали разными,
символизируя процесс укрощения животного человеком:
В первой группе животное покорно человеку. Обнажённый возничий, сжимая
узду, сдерживает вздыбленного коня. Животное и человек напряжены, они
готовятся к борьбе.
Во второй группе возничий пытается осадить коня. Голова животного высоко
поднята, пасть оскалена, ноздри раздуты. Конь бьёт передними копытами по
воздуху, пытаясь вырваться на свободу.
В третьей группе конь одолевает возничего. Человек упал на землю. Конь
победно выгибает шею, ему удалось сбросить попону на землю. Свободе коня
препятствует только узда в левой руке водничего.
В четвёртой группе человек одерживает победу, ему удаётся укротить
разъярённое животное. Возничий опирается на одно колено, обеими руками
сжимая узду...и останавливает дикий бег коня.
Скульптуры, созданые П. К. Клодтом, стали одним из символов Петербурга.

80.

Клодт смог применить новаторский
приём: он сделал памятник,
непохожий на пластические
изображения полководцев, царей,
вельмож, которые в его время
украшали Санкт-Петербург и Москву,
отказавшись от привычного языка
аллегорий и создав реалистически
точный портретный образ.
Скульптор изобразил баснописца
сидящим на скамье, одетым в
повседневную одежду в естественной
расслабленной позе, как будто он
присел отдохнуть под липами Летнего
сада.
Все эти элементы акцентируют
внимание на лице поэта, в котором
скульптор старался передать
характеристику личности Крылова.
Скульптору удалось воплотить
портретное и общее сходство поэта,
что было признано современниками.
Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит,
1848—1855) в Летнем саду

81.

Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал
создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала
горельефные образы персонажей басен.

82.

В.А.Беклемишев.
Деревенская любовь
М.А.Чижов.
Крестьянин в беде.
English     Русский Правила