Запрет на строительство
Изобразительное искусство
13.82M
Категория: ИсторияИстория

Искусство единого Российского государства

1.

Церковь Спаса Преображения
на Нередице.
( Великий Новгород)
Повторение по гл17:
Московский
кремль – 20 башен
Сенатская башня
Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы на Нерли (ВладимироСуздальское княжество)
Спасская
(Фроловская) башня
Царская башня
Церковь Рождества
Богородицы в Перыни
(Великий Новгород)
Дмитриевский собор
(Владимиро-Суздальское
княжество)
Водовзводная
башня
Набатная башня

2.

Искусство единого
Российского государства
Глава 18

3.

1. Искусство периода образования государства.
В конце XV века на Руси завершается
процесс объединение земель
вокруг Москвы.
Художественные процессы,
сопровождавшие формирование
централизованного русского государства,
нередко называют
«русским возрождением».
На московские земли стали
приглашать лучших иностранных
зодчих.
При участии итальянских
мастеров был создан
Московский Кремль.

4.

В конце XV века формируется центральный
архитектурно-культовый ансамбль
государства – Соборная площадь
Московского Кремля.
Здесь представлены важнейшие типы
русского храмового зодчества:
пятиглавые и одноглавые храмы,
гражданские палаты, столпные колокольни.

5.

Благовещенский собор
Церковь Ризоположения Успенский собор
Грановитая палата
Колокольня Ивана Великого
Архангельский собор
Церковь Иоанна Лествичника
Патриарший дворец и церковь
Двенадцати апостолов

6.

Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор.
Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти было предписано
создать его по образцу владимирского Успенского собора.
Но он не копировал, а вносил новые черты.
Пятиглавый собор,
выстроен из особо
прочного кирпича и
облицованный белым
камнем. Два ряда
узких щелевидных
окон подчёркивали
его высоту.
Успенский собор
в Московском Кремле
Под его
непосредственным
влиянием был
выработан особый
тип городского
собора,
возводившийся в
других городах.
Успе́нский собо́р
во Влади́мире

7.

Успенский собор в Московском Кремле
Успенский собор –
главный храм
государства, где
короновались цари и
объявлялись указы
(1475-79).
Он служил усыпальницей
для митрополитов
и патриархов
русской земли.

8.

Архангельский собор в Кремле

9.

Архангел Михаил, предводитель
небесного воинства, почитался
на Руси как покровитель князей,
поэтому в княжеских городахрезиденциях обязательно
старались возвести храм во имя
его. Не была исключением и
Москва. Первый
белокаменный храм Михаила
Архангела был построен
Иваном Калитой в 1333 году в
память избавления от
«морового поветрия» (чумы). В
этом же храме, в 1340 году,
Иван Калита впоследствии и
был погребен. С тех пор
Архангельский собор стал
усыпальницей московских
великих князей и царей.
Архангельский
собор
Это величественный пятиглавых храм
с чертами итальянского
Возрождения.

10.

Успенский собор
Отличительные черты
Архангельский собор

11.

Благовещенский собор –
домовый храм
русских князей
и царей
(переделка
1563-66 годов).
Такие многоглавые
храмы будут
и в дальнейшем
выражать торжество
и ликование.
Благовещенский собор

12.

Церковь Иоанна
Лествичника и
колокольня
Ивана
Великого
1505-1508гг.

13.

Грановитая палата 1487-1491гг.

14.

Церковь Ризоположения 1485г.

15.

Повторение по гл17:
4
3
2
1
5
6
7
8
9
10

16.

Изобразительное искусство общерусского стиля
Творчество Дионисия
(ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV —
начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Фрески Ферапонтова монастыря.

17.

18.

2. Искусство периода утверждения государственности
В самых значительных
постройках зодчие
часто сочетали особенности
строительства шатровых
и столпных храмов.
Самой яркой постройкой
такого типа стал
Покровский собор
в Москве
(1552-54).
В структуре Покровского собора
(собора Василия Блаженного)
отразилась центральная
государственная идея того
времени –утверждение
Москвы как третьего Рима.

19.

В самой
постройке видели
символ Небесного
Иерусалима
(града Божьего),
либо легендарного
града Китежа.
Главный фасад собора
с галереями и крыльцами
обращен в сторону Кремля.

20.

Построен в честь военной победы
русского войска над Казанским ханством.
Архитекторы: Барма и Постник
Дмитрий Кедрин «Зодчие»
Как побил государь
Золотую орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, Гласит летописца сказанье, В память оной победы
Да выстроит каменный храм

И пришли к нему двое
Безвестных владимирских
зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Покровский собор. 16 век. Посвящён Богородице. Храм
Покрова Богородице на рву.(Собор Василия Блаженного)

21.

Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И тряхнув волосами,
Ответили зодчие?
– Можем!
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды, Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

22.

И тогда государь повелел
Ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских и прочих
Не поставили лучшего храма
Чем храм Покрова.
И стояла их церковь такая,
Что словно приснилась
И звонила она будто их
отпевала навзрыд.
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси гусляра.

23.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы
(Храм Василия Блаженного)

24.

В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил
распространение новый тип шатрового храма с
восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к
традициям народного деревянного зодчества.
Самым
замечательным
зданием подобного
типа стала церковь
Вознесения в селе
Коломенском.
Величественная,
стройная башня-храм
и сегодня возвышается
на берегу Москвыреки.

25.

К XVII веку Московский Кремль окончательно
потерял свое оборонное значение,
и в соответствии с новыми вкусами
над его башнями были возведены
многоярусные шатры.

26. Запрет на строительство

3. Искусство России на пороге Нового времени
Запрет на строительство
• В середине XVII столетия развитие
шатрового зодчества было
приостановлено указами патриарха
Никона.
• Так в одной из храмозданных грамот
патриарх Никон повелевал строить
храмы: " По чину правильного и
уставного законоположения, как о
сем правило и устав церковный
повелевает, строить о единой, о
трех, о пяти главах, а шатровые
церкви отнюдь не строить… ".
патриарх Никон

27.

Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими
мастерами в монастырское и гражданское зодчество.
Крутицкое
подворье
в Москве,
окна
трапезной,
1682

28.

Примером для подражания здесь стал
Теремной дворец Московского Кремля.
1635-36

29.

Его почти венецианская
внешность прекрасно
дополнялась типично
русским «травным»
орнаментом в интерьерах.

30.

В XVII веке
обилие
каменных
узоров
пришло и
в храмовое
зодчество,
породив
особый
стиль –
«русское
узорочье».
Церковь
Рождества
Богородицы,
в Путинках,
1646-52

31.

Церковь
Троицы
в Никитниках
в Москве,
1628-51

32.

Бурно расцветает
в это время
древнее искусство
изразцовой керамики.
Теперь расписными
керамическими
плитками
закрывают наружные
стены здания,
выводя прихотливые
фризы и узоры.
Крутицкое подворье
в Москве,
изразцы
Надвратного терема,
1693-94

33.

В самом конце
XVII столетия
на Русь проникают
идеи модного тогда
в Западной Европе
барокко -появился новый
архитектурный стиль
- нарышкинское
(московское) барокко.
Появляется множество
подражаний, которые
однако еще продолжают
линию «русского узорочья».
Церковь
Покрова
Богородицы
в селе
Фили
под Москвой,
1693

34.

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими
усадьбами. Потому и называют постройки такого стиля
«голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».
Церковь
Покрова
Богородицы
в селе
Фили
под Москвой,
1693

35.

Несмотря на обилие скульптуры и употребление
некоторых барочных форм, эти постройки завершают
развитие «русского узорочья». Настоящее русское
барокко развивается по иному пути уже в XVIII веке.
Церковь
Знамения
в селе
Дубровицы
под Москвой,
1690-1704

36.

Деревянное зодчество
Купол –
дранка
или
лемех
Кровля
- доски

37.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Во второй половине 17 века, при
царе Алексее Михайловиче,
русскими и белорусскими
мастерами под руководством
Семёна Петрова и Ивана
Михайлова был построен дворец.
Коломенский дворец состоял из
семи хором: для царя, царевича,
царицы и четырёх царевен.
Разной высоты срубы венчались
затейливыми кровлями и
соединялись крытыми
переходами между собой, а также
с дворцовой церковью и с
подсобными помещениями.
Крыльца, галереи, были богато
украшены резьбой, позолотой и
разноцветными красками; стены
и потолки покрыты
орнаментальной росписью по
золотому фону, выполненной
иконописцами Оружейной
палаты. При Петре Первом
Коломенское оставалось царской
резиденцией.

38.

Георгиевская церковь из села Вершина.
Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" в
Приморском районе Архангельской области.
Церковь Рождества Пресвятой
Богородицы из села Передки.
Музей деревянного зодчества
Витославлицы в Новгороде.

39.

Кижи — узкая полоска суши, остров
на Онежском озере в Карелии. Этот
остров знаменит благодаря десяткам
старинных деревянных сооружений,
которые были перемещены сюда из
различных уголков Карелии с целью
сохранения исторического достояния в
1950 году.
Сегодня весь остров и прилегающие
соседние территории являются частью
музея-заповедника Кижи.
Наиболее знаменит Кижский погост.
Он состоит из двух деревянных
церквей и восьмиугольной колокольни
18-го столетия. Настоящим
драгоценным камнем комплекса
является 22-купольная церковь
Преображения господня с
впечатляющим иконостасом из 102
икон 17-18 веков. Церковь построена
без фундамента и прочно держится на
протяжение столетий, при том, что
построена без единого гвоздя

40. Изобразительное искусство

1. При Оружейной палате была создана
школа для обучения живописи,
живописная мастерская - фактически
Академия художеств, которую
возглавлял Симон Ушаков.
2. Симон Ушаков - крупнейший художник
XVII века: "Спас Нерукотворный",
"Троица".

41.

Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686)
Царский изограф, живописец и график. За труды, создание живописной
школы был удостоен дворянского звания. Создал новый стиль в живописи
«на фряжский манер», то есть:
Трёхмерное, объёмное изображение, реализм, создал жанр политической
иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ
райского сада
С. Ушаков –
основатель
русского
портрета –
«парсуны».

42.

43.

Церковь Троицы в Никитниках.(1634)
В этой церкви над росписями
работала артель художника Симона
Ушакова
В 17 веке художники стали проявлять
интерес к реальному миру.
В живописи всё чаще стали появляться
бытовые сюжеты, реальные
персонажи.
В фресковых росписях церквей
преобладает ковровый стиль – росписи
покрывают все стены и содержат много
бытоописательных сюжетов, они ярки и
красочны.
В отличие от древних икон в иконах 17
века уже нет глубоких раздумий о бытие,
но чаще встречаются портретные черты.

44.

Задание на дом:
Гл.18,
Подготовиться к К/р
English     Русский Правила