28.70M
Категория: ИсторияИстория

Византия – золотой мост от востока до запада

1.

ВИЗАНТИЯ –
ЗОЛОТОЙ МОСТ ОТ
ВОСТОКА ДО ЗАПАДА

2.

Византийская империя или как называли ее сами жители
Ромейское царство возникла в 395 г. в результате раздела
Римской империи последним императором Феодосием.

3.

Византия
охватывала
огромные
территории:
Малую Азию,
Балканский п-ов,
причерноморское
побережье и
Кавказ,
Месопотамию,
Сирию,
Палестину,
Египет острова
Крит и Кипр,
часть
Аравийского
полуострова.

4.

Римский император
Константин I Великий
Столицей этого государства стал
Константинополь, основанный в 324 г.
императором Константином на месте старой
греческой колонии Византий. Откуда и пошло
название империи Византийской.

5.

Константинополь имел очень выгодное географическое
положение в проливе Босфор Мраморного моря. Прекрасная
естественная гавань в бухте Золотой рог делала его удобным
центром судоходства, портом и местом торговли и обмена.

6.

Здесь проходили великие торговые пути древности морской и
сухопутный «шелковый путь» по которым шла торговля с
Китаем, «пряный путь» по которому везли товары из Индии и
прежде всего пряности.

7.

Сюда шёл путь «из варяг в греки» по которому шла торговля с
славянскими землями и северное Европой.

8.

С периода раннего средневековья вплоть до 12 в. Византия
была могущественной морской державой. Занимая
лидирующие позиции в морской транзитной торговле, Византия
осуществляла обмен товарами с самыми отделенными тогда
странами Цейлоном, Индией, Китаем, Эфиопией и Аравией,
Скандинавией и Британией.

9.

Константинополь крупнейший, как по значению, так и по
населенности город своего времени по подсчетам ученых в нем
проживало 250-500 тыс. жителей. Он был резиденцией императора
и главным религиозным и административным центром.

10.

В центре города сложился неповторимый и
величественный архитектурный ансамбль,
состоящий из дворца императора, ипподрома и
храма Святой Софии.

11.

Храм святой
Софии
премудрости
Божьей являлся
уникальным
памятником
архитектуры. Он
был построен в
532-537 гг. под
руководством двух
малоазийских
архитекторов
Анфимия из Трал
и Исидора из
Милета.
Впоследствии здание неоднократно страдало от пожаров и
землетрясений и перестраивалось вновь, последний раз в 989
г. Храм Святой Софии - это слитые воедино два типа ранне
христианского храма корабельный храм и базилика.

12.

Своими размерами и совершенством строительного мастерства
храм уникален не только для своего, но и для последующих
времен. Квадратный в плане главный зал храма увенчан
огромным (31,4 м. куполом), как бы парящим над постройкой.
Эффект приподнятости массивного купола над залом
достигается за счет опоясывающих купол внизу окон, через
которые в храм проникает дневной свет.

13.

Храм богато украшен
росписью, мрамором
разных цветов, мозаикой.

14.

Центральный образ – это образ Софии
Константинопольской выполненный в техники мозаики.
Величественная сидящая в спокойной позе Мария с
младенцем Иисусом на руках, воплощение
божественности и земной любви и материнства. Образ ее
уже подчинен законам церковного канона, но от этого он
не потерял своей привлекательности.

15.

Особенностью художественного оформления храма является
сочетание пышности и величия с ощущением безграничного
пространства. Этот храм пытались неоднократно копировать в
различных других храмах, в том числе и на территории Руси.
Храм Св. Софии г. Новгород

16.

Большой константинопольский дворец был главной
резиденцией византийских императоров на протяжении
восьмисот лет с 330 до 1081 гг. Его основные помещения были
построены императорами Юстинианом и Феофилом, но каждый
император считал своим долгом что-то достроить или
перестроить во дворце.

17.

Ипподром был местом, где не только проводились конные
состязания, но и происходило общение императора с народом. А
до того момента, как императорская власть стала
наследственной совершалось провозглашение нового
императора, якобы избираемого народом, но на самом деле
выдвигаемого одной из придворных группировок.

18.

Город имел развитую инфраструктуру, богатейшие рынки с
колоссальным ассортиментом товаров со всего света,
славился своими ремесленниками. Какими только пышными
эпитетами не награждали современники Константинополь:
Царьград, «царица городов», «огромной мастерской роскоши»
и «мастерской мира».

19.

Константинополь один из прекраснейших городов средневековья.
Главные улицы Константинополя украшены колоннами, крытыми
галереями, статуями, поддерживался высокий уровень
благоустройства. В отличии от пришедшей тогда в упадок Европы
здесь сохранились парки и зеленные насаждения, акведуки и
фонтаны.

20.

Константинополь был самым крупным, но далеко не
единственный город в Византийской империи. Множество
значительных городов досталось Византии от Римской
империи: Александрия и Антиохия в Сирии, Тир, Бейрут, Эфес и
Никея в Малой Азии, Фессалоники и Коринф (в Европе).

21.

Эти города были действительно крупными городами, они имели
четкую планировку улиц, высокий уровень благоустройства,
значительное количество населения занятого ремеслом и
торговлей и свой неповторимый национальный облик, как
центры национальных окраин многонациональной,
разноэтничной Византийской империи.
Пальмира

22.

В различных провинциях империи производилось практически
все необходимое. Египет и Фракия поставляли зерновые
культуры и сырье для изготовления хлопчатобумажных тканей.
В Малой Азии и на Кавказе традиционно развивалось
скотоводство, выращивали виноград и другие фрукты, в Греции
изготовлялось оливковое масло, сыры как для внутреннего
потребления, так и на продажу.

23.

Природно-географические условия Византийской империи,
лежащей в основном в зоне тропического и субтропического
климата, позволяли обеспечить себя не только продуктами
сельского хозяйства, но и полезными ископаемыми и сырьем
для развития ремесла.

24.

В малоазиатских и кавказских провинциях
Византии искусно выделывали кожи

25.

Множество центров где изготовляли изделия из металлов.
Изделия из металла представлены изящной посудой,
люстрами, подсвечниками различной формы, оружием и
доспехами, колоколами, различной домашней утварью.

26.

Высокого мастерства достигли
ювелиры, изготовлявшие
изящные украшения из
благородных металлов, в
техниках чеканки, филиграни,
зерни, инкрустации, цветных
перегородчатых эмалей и черни.
Ювелирные традиции Руси идут
из Византии.

27.

ЧЕРНЬ
Современные изделия
вологодских мастеров

28.

СКАНЬ(ФИЛИГРАНЬ). Современные центры в РФ: Кубачи,
Нижний Новгород, Кострома, Татарстан

29.

Утраченный секрет невидимого
припоя зерни был восстановлен
в СССР. Сегодня есть мастера
сохраняющие эту технику,
например мастерская «Руян» в
Санкт-Петербурге. Зернью часто
дополняют изделия в технике
филиграни.
ЗЕРНЬ

30.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ
ЦВЕТНАЯ ЭМАЛЬ
Современные изделия мастеров из Подмосковья.

31.

Изготовлялись как ювелирные
украшения, так и предметы
культа кресты и нательные
крестики, оклады икон и
Евангелий, богослужебные
сосуды и т.д.

32.

Очень развито было в Византии производство самых
различных тканей из хлопка, шерсти, а с 6 в. и шелка и их
сочетаний.
Фрагмент шёлковой ткани византийского производства

33.

Для окраски тканей в различные цвета применялись природные
и химические краски. Так у побережья Малой Азии и Финикии
добывали раковину мурену, применяемую для изготовления
знаменитой пурпурной краски.

34.

Особенно славилась Византия производством парчовых тканей.
Здесь продолжали развиваться те ремесла, которые были
практически забыты в эпоху раннего средневековья в Западной
Римской империи.

35.

Блеск и роскошь
византийского
двора были
известны во
всём мире и до
сих пор
являются
примером для
подражания.

36.

Византийская коллекция модельеров
Дольче-Габбана

37.

Процветало изготовление
стеклянной посуды, причем
из стекла различного цвета,
которое расписывалось
цветными красками и
золотом. Особенно ценилась
посуда из синего стекла с
отделкой золотом и
серебром.

38.

Из стекла изготовлялись
также различные
светильники. От них берёт
свою традицию всемирно
известное муранское
венецианское стекло.

39.

Продолжалось
производство сундуков,
мебели, других изделий из
дерева, особенно для нужд
церкви.

40.

Развитие ремесла и сельского хозяйства более продуктивного,
чем в Римской империи, основанного не на рабском труде, а
на труде зависимых крестьян, развивавшаяся специализация
отдельных провинций, способствовали активному
товарообмену и складыванию единого рынка. Византийское
общество было феодальным. Главной ценностью считалась
земля, принадлежавшая императору и его вассалам.

41.

Государственное устройство Византии можно охарактеризовать
как империю с переходным общественным строем от
рабовладельческого к феодальному.
Спонтанное развитие феодального строя в недрах
рабовладельческого было вызвано двумя историческими
реалиями: стремление императорской власти сформировать слой
обязанных службой феодалов и опереться на его поддержку и с
другой стороны стремлением этих феодалов прикрепить крестьян
к земле.

42.

Разложение рабства заключалось в том, что рабам стали
предоставлять землю, на которой они работали сами,
обзаводясь хозяйством, семьями, но были обязаны платить за
использование земли или отдавать часть произведенных
продуктов. Византия не испытала такого сильного влияния
традиций общинного равенства, принесенных варварскими
племенами, как западная Римская империя, поэтому процесс
разложения рабовладельческого государства шел здесь
постепеннее и медленнее, хотя и не во всех провинциях
Византии одинаково.

43.

Сепаратистские тенденции на протяжении всей истории
Византии были очень сильными и императорская власть всегда
была вынуждена бороться с неповиновением и стремлением к
самостоятельности местной знати.

44.

Центробежным стремлениям способствовал и чрезвычайно
пестрый этнический состав государства. Население Византии,
насчитывавшее около 30-35 млн. человек состояло из
различных этнических групп. В империи проживали в
значительном количестве сирийцы, евреи, армяне, грузины,
копты и др.

45.

Этнической основой
государства являлись
греки, которые численно
преобладали над другими
народами.
Поэтому государственным
языком Византии стал
после 7 в. н.э. греческий.
Несмотря на это многие
народы успешно сохраняли
свой язык, культуру и
обычаи, т.е. свое
этническое своеобразие.

46.

Обширные границы
империи требовали
постоянных
оборонительных усилий от
посягательств
беспокойных и алчных
соседей. История
Византии более чем
богата эпизодами
военного противостояния.
Византия вела
кровопролитные войны с
Ираном и арабскими
племенами на Востоке,
противостояла
экономической и военной
мощи Ганзейского союза
итальянских городов в
Средиземноморье,
вынуждена была
отбиваться от печенегов,
половцев, славян на
севере.

47.

Византийским
императорам
приходилось
постоянно
предпринимать
дипломатические
усилия,
направленные на
обеспечение
безопасности
своих владений и
укрепление своего
международного
авторитета.
Внешняя политика Византии эта практика стравливания своих
соседей и стремление разгромить одних руками других. Время от
времени она была успешной. Нередко византийцам приходилось
и откупаться от варваров, подошедших к стенам к
Константинополя.

48.

Для политических
целей
использовались и
брачные союзы, так
называемые
династические браки.
Например, русский
князь Владимир
Мономах (правивший
в 12 в.) получил это
прозвище потому, что
являлся сыном
русского князя
Всеволода «большое
гнездо» и
византийской
принцессы дочери
императора
Константина
Мономаха.

49.

От этого же династического брака ведет свое название и
корона, царский венец русских князей, а затем и самодержцев
знаменитая шапка Мономаха.

50.

Одним из способов
распространения своего влияния
для Византии стала трансляция
христианского учения на другие
народы и страны. Христианство
восточного византийского толка
утвердилось в Сирии, в землях
славян и в Закавказье.
Раньше всего христианское
учение было воспринято в
Армении (301 год). Между
западной и восточной церквями
шло постоянное соперничество за
просвещение христианским
учением варварских племен, т.е.
народов исповедовавших ранние
религии и стоявших в плане
общественного устройства на
уровне разложения
первобытнообщинного строя.

51.

Итогом
взаимовыгодного
политического союза
византийского
императора Михаила
III и князя
возникшего
славянского
государства Великая
Моравия Ростислава
стало прибытие в
славянские земли
знаменитых
«солунских братьев»
проповедников
Кирилла и Мефодия
и создание ими
славянской азбуки.
Восточная церковь в
отличии от западной
признавала
богослужение на
родных для паствы
языках.

52.

Легендарным христианским
просветителем Грузии, как и
России является апостол
Андрей более известный как
Андрей Первозванный.

53.

Более достоверные
сведения о принятии
христианства в Грузии
относятся к 4 в.
Под влиянием сириянки
из Капподокии Святой
Нины грузинский царь
Митиас с семейством
принял христианство и
направил послов к
византийскому
императору Константину
с просьбой прислать
священников для
просвещения своих
подданных.

54.

Выбор пал на Кирилла и Мефодия, как неплохо знавших
славянский язык, поскольку они являлись уроженцами
портового города Солуни, вокруг которого всегда было много
славянских поселений.
Памятное
место в
современном
г. Салоники
(Греция)

55.

В 863 г. н.э. братья Кирилл и Мефодий посетили два славянских
княжества Моравию и Панонию и создали славянскую азбуку,
начали перевод на славянский язык богослужебных книг и
обучение славянской письменности первых учеников.

56.

В 867 г. братья отправились в Рим и добились признания
церковной письменности на славянском языке. В дальнейшем
христианство распространилось на земли болгар, в 989 г. при
князе Владимире произошло принятие христианства Русью.
В. Васнецов.
Крещение
князя
Владимира

57.

Церковь играла существенную роль в жизни византийского
общества, но не имела такой самостоятельности как западная
католическая церковь. Византийские патриархи полностью
подчинялись императору, хотя и пытались всегда освободится от
опеки императорской власти. Самым острым периодом такой
борьбы (726-843 гг.) стало так называемое иконоборческое
движение. Почвой для конфликта стало стремление
государственной власти, а вместе с ней и земельной
аристократии и торгового люда ограничить могущество церкви, в
том числе и экономическое. В действительности культ икон,
мощей, церковных реликвий был довольно выгодной статьей
доходов церкви.

58.

В иконоборческих идеях
воплотился также стихийный
протест народных масс,
против роскоши церкви,
безнравственности
духовенства, усложнения и
удорожания обрядов. А
христианские обряды в
византийской империи того
времени превратились в
пышные мистерии, церковь
буквально утопала в роскоши.
Видимо проявилось и идейное
воздействие ислама,
порицавшего всякие
антропоморфные
изображения бога. Одной из
особенностей развития
восточной ветви христианства
стало широкое
распространения ересей, как
формы социального протеста.
Доменико Морелли.
Иконоборцы

59.

Возглавили иконоборческое движение императоры Лев III и
Константин V. Они стремились консолидировать вокруг себя
всех недовольных церковью. Оплотом иконоборцев стали
восточные провинции Малая Азия и Армения.
Власть своей волей попыталась запретить почитание икон, но
натолкнулось на мощное сопротивление духовенства и части
мирян.

60.

Кульминационной точкой
развернувшейся борьбы стал
иконоборческий собор
проходивший в 754 г. на нем
почитание икон как в храмах, так
и в домах было объявлено
ересью и запрещено. Но
духовенство никак не хотело
примериться с этим, борьба
продолжилась. В 787 г. на
Вселенском соборе в Никее
иконоборчество было осуждено.
При императрице Феодоре, в 843
г. поклонение иконам было
окончательно восстановлено.

61.

В 11 в. произошел резкое обострение разногласий восточной и
западной церквей, в основе которых, как мы помним, лежал
спор о «филиокве». Спор о божественном или земном
происхождении Иисуса Христа, о преобладании в его образе
ипостаси бога или человека как никакой другой волновал в это
время священнослужителей, да и мирян. В теологических
спорах в это время победа склонялась то в ту, то в другую
сторону. Но все же к 11 в. в Византии возобладала
представление о Христе как о человеке, хотя и божественного
происхождения.

62.

Это стало предметом или вернее поводом непримиримых
разногласий между церквями. В 1054 г. патриарх
Константинополя - Михаил Куруларий запретил существование
в Константинополе церквей католического толка. В свою
очередь Папа Лев IX осудил действия константинопольского
патриарха. По его поручению римский кардинал возложил на
алтарь храма святой Софии грамоту с отлучением Курулария от
церкви.

63.

Разрыв между церквями стал необратимым и с тех пор
восточная и западная церкви являются самостоятельными и
обособленными течениями христианства.

64.

Продолжением конфликта
между главами церквей стали
боевые действия крестоносце
против Византийской религии и
Византии в самом начале ХШ в.
и подчинение византийской
церкви римскому папе.
Но эти нововведения
продержались недолго,
натолкнувшись на мощное
сопротивление византийского
духовенства и паствы. После
разгрома Византийской империи
турками центр православия
переместился в Болгарию и
Россию. Поэтому как Византия
считала себя преемницей
Римской империи – вторым
Римом, так и Россия считала
себя Третьим Римом.

65.

Своеобразное географическое положение Византии между
востоком и западом, определило своеобразие ее духовной и
материальной культуры, вобравшей в себя принципы античной
и восточной культуры. Византия по яркому образному
сравнению К. Маркса стала «золотым мостом, соединяющим
Восток и Запад». Особенно сильным было влияние Византии на
народы Балканского п-ва и на Русь. Восприняв христианство от
восточной церкви, славяне и другие племена, восприняли много
черт византийской культуры.

66.

С развитием собственной культурной и архитектурной
традиции заимствований становилось все меньше, но вначале
они использовались довольно часто. До сих пор в интерьере
православного храма множество слов греческого
происхождения, например, богослужебное блюдо называется
дискос, облачение священника сакос, ряса, скуфья, камилавка
и др. – все греческого происхождения. Да и сам тип крестовокупольного храма заимствован из Византии.

67.

Византия являлась самой образованной страной Средневековья.
Благодаря тому, что она не отказалось захваченной
иноземцами, здесь сохранились крупнейшие центры античной
науки Афины, Александрия, Бейрут и Газа. В городских школах
империи изучали письмо, счет, произведения античной
литературы, право. В Константинополе уже в 9 в. открылся
первый университет, а чуть позже и первое медицинское
училище.

68.

Уже в начале своего обособления
Византийская империя подверглась
нападению готов, которое тогда удалось
отбить.

69.

В 5-9 вв. северные границы Византии не раз были разоряемы
славянскими племенами, среди которых самым сильным
соперником было первое болгарское царство существовавшее в
7-10 вв. В начале 11 в. император Василий Второй нанес
болгарским войскам решительное поражение и присоединил
эту территорию к Византии за что и получил титул-прозвище
«болгаробойца».

70.

При воцарении новой династии Камнинов и ее основателя
Алексея I Камнина в 1081 г. положение империи было крайне
тяжелым. Территория почти всей Малой Азии была завоевана
турками сельджуками. Кроме того, на Адриатическом побережье
вторглись норманны и разграбили крупные города.

71.

Из-за Дуная регулярные и все более опустошительные набеги
на Византийские владения предпринимали печенеги и
половцы. Византийским императорам приходилось вести
активную и весьма предприимчивую, хитрую внешнюю
политику нейтрализуя одних своих врагов руками других.

72.

Так в конце 11 в. императору с
помощью наемных
венецианских войск удалось
вытеснить норманнов с
Адриатического побережья.
За эту услугу венецианским
купцам были предоставлены
значительные торговые
привилегии, подтачивавшие
местные ремесленные отрасли и
крайне невыгодные для
Византии.
Император Алексей Камнин

73.

Дипломатическая
ловкость Алексея
Камнина позволила
ему использовать
победы участников
первого крестового
похода и в свою
пользу и отвоевать у
турок-сельджуков
побережье Черного
моря и часть малой
Азии.

74.

Алексею Камнину удалось также восстановить друг против друга
половцев и печенегов и руками половцев почти полностью
разгромить печенежскую орду. В 1122 г. уже при Иоанне II
Камнине печенеги вновь вторглись в пределы Византии, но были
наголову разгромлены войсками византийцев.

75.

Иоанн II попытался также лишить венецианское купечество его
привилегий, но под угрозой венецианского флота был вынужден
подтвердить эти привилегии. При нем обострилась борьба с
крестоносцами за Сирию и Палестину, которая была проиграна
Византией.

76.

В 12 в. основным местом приложения военных и
дипломатических сил византийского императора становится
Европа. Здесь он продолжает борьбу с сицилийскими
норманнами, от которых терпит поражение в Италии, но ему
удается утвердить свою власть над Сербией, Долмацией и
поставить в вассальную зависимость Венгерское королевство.

77.

После смерти Мануила I на
престол взошел малолетний
наследник Алексей II при
регентстве своей матери
Марии Антиохской, которая
пыталась опереться на
поддержку все тех же
венецианцев. Антинародная
политика правящей верхушки
привела к свержению
династии.
Мария и её малолетний сын
были предательски убиты.
Мария Антиохская
канонизирована церковью.
Период с 1182 г. падения
династии Камнинов до 1453 г.
стал периодом упадка
Византийской империи.

78.

Некоторое укрепление
экономических и
международных позиций
Византии произошло при
династии Палеологов 12611453 гг. , но территория
терзаемой войнами с
соседями и внутренними
противоречиями империи
стремительно
сокращалась.
В 1184 г. отложился Кипр, в
1185 г. сицилийский король
Вильгельм II присоединил
Ионические острова. В 1187
г. возникло Второе
Болгарское царство, в 1190
г. образовалось
государство сербов,
которое правда вскоре
было вновь подчинено
Византией.

79.

В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами.

80.

На месте Византии возникла Латинская империя или как ее
называли в Европе Латинская Романия. В нее вошли территории
собственно Византии с центром в Константинополе и
государство «франков» на Балканах, а также многочисленные
города-колонии Венеции и Генуи на побережье Черного моря.

81.

В это время от Византийской империи отпали многие
провинции и образовались самостоятельные государство
Никейская империя на территории проживания греков,
Трапезундская империя на территории Закавказья и Кавказа,
и Эпирской государство на западе Балканского полуострова.

82.

Династии Палеологов,
императору Михаилу VIII
удалось ненадолго вновь
присоединить часть
провинций и распространить
свое религиознополитическое влияние на
кавказские и славянские
земли, где было принято
христианство, но мощное
государственное
образование Османская
империя возникшая в 14 в.
сначала сделало Византию
своим вассалом, а затем и
разгромило полностью.

83.

В 1453 г. войска султана Махмемеда II взяв штурмом
Константинополь и окончательно поставили крест на
Византийской империи. Попытка организовать туркам
организованный отпор, которую предпринимали византийские
императоры, обращаясь за помощью к европейским
государствам, не удалась.

84.

Медицина достигла
серьезных успехов. Живший
в 4-5 вв. врач Орибазий
составил обширную
медицинскую
энциклопедию,
насчитывавшую более 70
томов.

85.

Врачами последующих
поколений использовались
труды Александра
Тральского, посвященные
внутренним болезням и
труды Павла Эгинского по
хирургии и акушерству.
В самом Константинополе
медицинское
обслуживание населения
было организовано на
высоком уровне.
Город был распределен на
участки, каждый из
которых обслуживал,
закрепленный за ним врач.
в мозаике и эмалей в
ювелирных изделиях.
Павел Эгинский

86.

87.

88.

Присутствовали и
тупиковые
направления,
например.
Многие поколения
алхимиков бились
над изобретением
«эликсира
молодости», память
о стремлении к
изобретению
которого осталась в
фольклоре и
литературе, но он
так и не был
создан.

89.

Безуспешными оказались и опыты по изобретению
«философского камня», который мог бы превращать любые
металлы в золото. Однако эти химические опыты позволили
выявить свойства многих веществ и сделать такие практические
и важные изобретения, как искусственные краски для
окрашивания тканей, посуды, составы для тессер применяемых

90.

Значительно расширились и укрепились географические знания
жителей Византии. Византийские моряки и путешественники
смело отправлялись с далекие плавания, беря с собой карты
составленные на высоком для того времени уровне, и привозя
новые сведения о различных землях.

91.

Византийские историки
оставили интересные сведения
о своих соседях, так, например,
Прокопий Кесарийский оставил
в своих записках наряду с
описанием различных событий
и сведения о славянах.

92.

Несмотря на преследование церковью некоторых научных
направлений, например, теории Птолемея о форме Земли и ее
месте во Вселенной, развивались науки астрономия и
математика, наукой считалась тогда и астрология.
Лев Математик
(около 790 г. — около 870 г.)
математик, механик, знаток
произведений античных
авторов, интересовался
медициной и астрономией.
Основал светскую высшую
школу в Константинополе.

93.

Значительные успехи были достигнуты и в военном искусстве.
Например, византийцы активно применяли горючую смесь так
называемый «греческий огонь», которая горела на воде не
позволяя вражеским кораблям подходить к берегам Византии.
Вход в бухту Золотой рог перекрывала также цепь огромных
размеров, своеобразное заградительное сооружение.

94.

Искусство мозаичников, несмотря на ограничение
свободомыслия художника церковью дало мировой культуре
прекрасные образы и образцы для подражания. Наиболее
известны из них уже упоминаемая нами София премудрость
Божия, император Юстиниан с супругой Феодорой и свитой в
церкви св. Виталия в Равенне, «Никейские ангелы» и другие.

95.

В 11-13 вв. после победы иконопочитателей наблюдается
подъем в искусстве иконописи, которое стало полигоном,
основой для последующего развития живописи в целом.
Несмотря на господство здесь достаточно жесткого церковного
канона, были созданы прекрасные образцы, вошедшие в
сокровищницу мировой культуры.

96.

К ним можно смело
отнести образ
Владимирской
Богоматери до сих пор
почитаемый в России.

97.

Получило развитие и искусство миниатюры – иллюстрации к
рукописям, развитое как в придворных кругах, так и в народной
среде. Оно было также унаследовано Русью.

98.

Процветает искусство живописи по сырой штукатурке – или
фреска. Получившая свое развитие прежде всего во
внутреннем украшении храмов. Сложилась традиция канон
росписи храма, где купол воспринимался как олицетворение
неба с непременным образом Христа Вседержителя, т.е. Христа
как судьи. Его окружали ангелы, апостолы и евангелисты,
непременным был и образ Богоматери. Применялась фреска и
для украшения светских зданий.
Интерьер
старинног
о храма в
Антиохии
(Греция)

99.

Высочайшего мастерства достигли
архитекторы, камнетесы и мастера
резьбы по слоновой кости.
Искусство, которых
использовалось для украшения
светских помещений, а особенно
церквей.

100.

Сложились и традиции моноголосного и многоголосного
церковного песнопения и колокольного звона.

101.

Иоанн Златоуст
Иоанн Дамаскин
Развивались философия и литература, богословские вопросы
были наиболее востребованы в византийской философии. На весь
мир известны имена Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина
существенно проработавший и продвинувших вперёд христианскую
мысль.

102.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Каждан А. П. Византийская культура (X – XII вв.) СПб.,
1997, 284 с.
2. Кулаковский Ю.А. История Византии. СПб., 2004, 350 с.
3. Рыбаков С.В. Некоторые страницы истории отношений
Руси с Византией \\ Казачество, №23, 2016. С. 11-17.
4. Скржинская Е. И. Русь, Италия и Византия в
Средневековье. Сборник статей. СПб., 288 с.
5. Византия: богословие, философия, история, культура.
Елдин М.А., Мочалов Е.В., Грыжанкова М.Ю., Ширшов
А.В.Саранск, 2016. 240 с.
English     Русский Правила