Похожие презентации:
Искусство Византии
1. Искусство Византии
МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.2.
• В безоблачном небе над берегами Босфора парилорел со змеёй в когтях. Змея извивалась, пытаясь
ужалить врага, но орёл камнем упал вниз и
раздробил ей голову ударом мощного клюва.
Победу царя пернатых встретили радостными
криками посланники римского императора
Константина, искавшие место для новой
столицы. Битву орла со змеёй они истолковали
как знак свыше. На месте старой греческой
колонии Византии был основан город
Константина — Константинополь, который 11
мая 330 г. официально провозгласили столицей
Римской империи, новым Римом.
3. Византи́йская импе́рия
• Византи́йская импе́рия, Византи́я —название Восточной Римской империи в
западной исторической науке. Название
«Византийская империя» государство
получило в трудах западноевропейских
историков уже после своего падения. Сами
византийцы называли себя римлянами —
по-гречески «ромеями», а свою державу —
«римской», «ромейской»
4. Византи́йская импе́рия
• Западные источники также называютВизантийскую империю «Романия»
(Romania, Ρωμανία на греческом языке). В
течение большой части её истории многие из
западных современников называли её
«империя греков» из-за господства в ней
греческого населения и культуры. В Древней
Руси её также обычно называли «Греческим
царством», а её столицу — «Царьградом».
5.
Столицей Византии напротяжении всей её
истории стал
Константинополь, один
из крупнейших городов
средневекового мира.
Наибольшие территории
империя
контролировала при
императоре Юстиниане I
(527—565).
С этого времени государство постепенно утрачивало земли под
натиском варварских королевств и восточноевропейских племён.
После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию
Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось
серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и
гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
6. Периоды существования Византийской империи
• V — VII вв. — начало формирования собственной идентичности:борьба античного наследия и христианского богословия;
• · начало VIII — первая половина IX в.
период экономического и культурного спада, вызванного
междоусобными конфликтами;
• · вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на
территории всего царства;
• · XI — XII вв. — два века величайшего расцвета – именно в этот
момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее
завершенную форму;
• · XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад
влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
• · XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.
7. Византийское искусство
• Византии, в отличие от западной части Римской империи,удалось избежать опустошительных набегов варваров; она
осталась главной хранительницей античного наследия,
центром науки и культуры. Наряду с греческими и римскими, в
Византии творчески перерабатывались элементы
художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и
др. стран; этот сложный сплав преобразовался в самобытный
художественный стиль византийского искусства, тесно
связанный с христианским вероучением (в 325 г. христианство
стало государственной религией Римской империи). В
византийском искусстве тесно переплелись утончённая
декоративность и пышная зрелищность, условность
художественного языка и глубокая религиозность,
эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская
глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой
мира.
8. Иконопись
ИконописьВизантийской
былав
На Русь икона
попала империи
из Византии
крупнейшим
художественным
явлением
начале XII века
(ок. 1131 года),
как
вподарок
восточно-христианском
мире. от
Юрию Долгорукому
Византийская художественная культура
константинопольского патриарха
не только стала родоначальницей
Луки Хризоверха. Вначале
некоторых национальных культур
Владимирская
икона находилась
(например,
Древнерусской),
но и на в
женском Богородичном
монастыре
протяжении
всего своего существования
Вышгорода,
недалеко
от Киева.
оказывала
влияние
на иконопись
других
Уехав из Вышгорода
на север,
князь
православных
стран: Сербии,
Болгарии,
Македонии,
Руси, Грузии,перевёз
Сирии, икону
Андрей Боголюбский
Палестины,
Египта.
Так же подона и
во Владимир
(по которому
влиянием
находилась
получилаВизантии
нынешнее
наименование)
культура Италии, в особенности
в 1155 году, где она хранилась в
Успенском соборе.
Венеции.
Владимирская икона Божией Матери
9. Ваяние в Византии
• Для религиозных целей ваяние ссамого начала употреблялось
умеренно, потому что восточная
церковь всегда неблагосклонно
смотрела на статуи, считая
поклонение им в некотором роде
идолопоклонством, и если до IX
века круглые фигуры ещё были
терпимы в византийских храмах, то
постановлением Никейского
собора 842 г. они были совсем
устранены из них.
10. Византийская архитектура
• В архитектуре Византии неразрывно слитыутонченная декоративность, стремление к
пышной зрелищности и глубокая религиозность.
Византийцы создали художественную систему, в
которой господствуют строгие нормы и каноны, а
красота материального мира рассматривается
лишь как отблеск неземной, божественной
красоты. Эти особенности византийского искусства
ярко проявились в архитектуре.
• Здесь возводятся великолепные сооружения,
призванные укреплять авторитет государства и
церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные
арки и различные инженерные сооружения.
11. Византийская архитектура
• Большого расцвета византийская культурадостигает в VI в., когда были заложены основы
новой архитектуры. Возникает особый
архитектурный стиль, особенно проявившийся в
строении храмов.
• Тип античного храма был переосмыслен в
соответствии с новыми религиозными
требованиями. Теперь он служил не местом
хранения статуи божества, как это было в
античную эпоху, а местом собрания верующих для
участия в таинстве приобщения к божеству и
слушания «слова божьего». Поэтому главное
внимание уделялось организации внутреннего
пространства.
12. Строились церкви двух основных типов: базилики и крестово-купольные церкви
Базилики представляли собой прямоугольные,вытянутые в длину здания, разделенные на
продольные помещения — нефы, из которых
средний был выше боковых. Часто они
пересекались широким поперечным нефом,
образуя в плане вытянутый, так называемый
латинский крест. В восточной части базилики
находился алтарь. Античные базилики в
Византии были приспособлены для
христианского культа.
13.
14.
15.
16.
17.
• Позднее наибольшеераспространение получил тип
крестово-купольной церкви
— квадратное в плане здание, в
центральной части которого
находились четыре столба,
поддерживающие купол. От
центра расходились четыре
сводчатых рукава, образуя ясно
читающийся равноконечный,
так называемый греческий
крест. Иногда базилика
соединялась с
крестовокупольной церковью. В
самой Византии возобладал
крестово-купольный храм.
18.
• В результате соединения обоих типоввозникает пятикупольная система над
планом в форме равностороннего или
«греческого» креста (Храм св. Апостолов в
Константинополе)
Храм Св. Апостолов в
Константинополе, византийская
миниатюра
19. Мавзолей Галлы Плацидии Равенна. Италия.V в. - один из древнейших христианских храмов.
Мавзолей Галлы Плацидии Равенна. Италия.V в. один из древнейших христианских храмов.Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина
V века) получил свое название в честь
безвременно умершей дочери императора
Феодосия Великого. На самом деле он не
является мавзолеем, поскольку Галла
Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это
была молельня, посвященная особо
почитаемому в роду мученику Лаврентию - по
крайней мере, именно его изображение
находится прямо напротив входа.
20. Мавзолей Галлы Плацидии - один из древнейших христианских храмов.
• Это центрическое здание,крестообразное в плане,
является типичным
примером внутренней
архитектуры, столь
характерной для ранних
христианских храмов: ее
аскетичный, неприхотливый
внешний вид резко
контрастирует с богатством
внутреннего интерьера.
Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские
вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же
плоскими арками ("глухая аркада").
21. Мавзолей Галлы Плацидии - один из древнейших христианских храмов.
• Внутри мавзолея стены на половинувысоты облицованы полированным
мрамором. Остальные поверхности
стен, купол и люнеты арок сплошь
покрыты великолепной мозаикой, в
которой еще очень сильны античные
мотивы. Под куполом в ярко-синем небе
сияют звезды, голуби пьют из чаши,
олени пасутся у озера, золоченые
виноградные лозы вьются по аркам.
22. Люнет: 1 — в распалубке свода; 2 — над дверью.
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна.Италия.V в.
"Добрый Пастырь"
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии
(середина V века, Равенна, Италия)
В мавзолее Галлы молодой
Христос в простых одеждах
скромно восседает на
пригорке. Вокруг него по
зеленой траве гуляют
овечки, к одной из них он
ласково прикасается.
Живость позы, как и вся
композиция, явно
унаследованы из
античности. Однако, Добрый
Пастырь опирается не на
пастушеский посох, а на
крест, как бы утверждая его
над миром в знак
триумфального шествия
христианства.
23. Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.
Мозаики мавзолея ГаллыПлацидии. Равенна. Италия.V в.
24.
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии.Равенна. Италия.V в.
25.
Базилика Сан-Витале26. Базилика Сан-Витале
Император Юстиниан и придворные.Базилика Сан-Витале
27. Император Юстиниан и придворные. Базилика Сан-Витале
Императрица Теодора ипридворные дамы
28. Императрица Теодора и придворные дамы
Спустя много веков в Равенне побывал поэтА.А. Блок. Вдохновленный мозаиками, он
написал такие стихи:
«Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках».
29.
Храм св. Ирины в Константинополе.• Византийские строители были хорошими конструкторами, они
успешно использовали и развивали технические достижения
римской архитектуры. Наиболее важным элементом,
появившимся в византийской архитектуре, стал барабан —
цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который
позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные
проемы в стенах барабана.
• Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков
византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем
заимствуется различными архитектурами, по-новому
интерпретируется и обогащается.
• Строители восточных областей Римской империи вообще были
более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь
очень часто строили центричные в плане сооружения и
пробовали различные способы возведения сводов. Кроме этого
типа был создан и тип купольной базилики, например храм св.
Ирины в Константинополе.
30. Храм св. Ирины в Константинополе.
Интерьер базилики Сан-Витале31. Интерьер базилики Сан-Витале
• Внутренние поверхности византийских зданийоблицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты,
стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным
мощением.
32.
Собор Святой Софии.Турция, Стамбул
зодчие Анфимий из Тралл, Исидор из Милета,
532-537, 553-562
33. Собор Святой Софии. Турция, Стамбул
Собор Святой Софии• Закладка его состоялась 23 февраля 533
года. На строительстве его работали
10 000 человек. Юстиниан не жалел
никаких денег и сам каждый день
посещал стройку. Все доходы империи за
пять лет не покрыли расходов на
сооружение храма. Только на амвон и
хоры был потрачен годовой доход от
Египта.
По приказу императора все провинции и города империи поставляли
в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и
мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас
вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный
мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный,
из Фригии — розовый с прожилками.
34. Собор Святой Софии
• Много необычного было в строительствеэтого собора. Известь изготовляли на
ячменной воде, в цемент добавляли
масло. Для верхней доски престола был
изобретен новый материал: в
растопленную массу золота бросали
ониксы, топазы, жемчуг, аметисты,
сапфиры, рубины — словом, все самое
дорогое.
Постройка храма, его размеры и украшения производили на
современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно,
что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во
сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали
споры (например, сколько окон делать над главным алтарем),
Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три
окна в честь Святой Троицы.
35. Собор Святой Софии
Храм, предназначенный для явлений императоранародным массам в окружении свиты и духовенства,
должен был создавать впечатление ослепительного
великолепия. Византийский летописец VI века
Прокопий так пишет об этом соборе: «Этот храм
являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит,
он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит,
— невероятным. Он взмывает ввысь, словно до
самого неба, выделяясь среди других зданий, как
ладья на бурных волнах моря... Он весь полон света и
солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не
снаружи идет это освещение, а само оно рождает
этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».
36. Собор Святой Софии
Стены, выложенные различнымирисунками из разноцветного мрамора,
производят впечатление, будто они
увешены дорогими коврами. На
некоторых мраморных плитах —
причудливые рисунки, напоминающие
голову дьявола и облако после атомного
взрыва. Эта самая пышная византийская
постройка была гордостью Юстиниана. В
день освящения храма, 27 декабря 537
года, император подъехал к главному
входу на колеснице, запряженной
четверкой лошадей. Он быстро прошел
до середины собора и, подняв к небу
руки, воскликнул: «Слава Богу, который
дал мне возможность закончить эту
постройку. О, Соломон! Я превзошел
тебя!» Празднества по случаю освящения
храма продолжались 15 дней.
37. Собор Святой Софии
Мозаичный циклМозаичное изображение
Богородицы в апсиде
ru.wikipedia.org/wiki
Архангел Гавриил
38. Мозаичный цикл
Иоанн Златоустru.wikipedia.org/wiki
Император Александр
39. Мозаичный цикл
Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицейru.wikipedia.org/wiki
40. Мозаичный цикл
41.
Исламские элементыМихраб, расположенный в
апсиде
ru.wikipedia.org/wiki
Минбар, откуда имам читает
проповеди
42. Исламские элементы
ru.wikipedia.org/wikiЛожа Султана, декорированная братьями Фоссати
43. Исламские элементы
Значение культуры Византии• Империя Ромеев стала первым образцом
классической христианской культуры.
• Влияние духовного прослеживалось везде:
в политической жизни оно было выражено
в обожествлении власти и придании
сакральности образу императора; в
живописи не было равных византийской
иконописи; в архитектуре появлялись
новые ориентиры и элементы зодчества.