Краткая биография.
Творческий путь.
«Видение отроку Варфоломею»
Сравните два варианта. Почему М.Нестеров выбрал окончательным 2-ой вариант?
После 1917 года
9.91M
Категория: ИскусствоИскусство

Творчество Михаила Нестерова

1.

Творчество Михаила Нестерова.

2. Краткая биография.

"Жил я своим художеством, и, худо ли,
хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке."
Михаил Нестеров- русский живописец, заслуженный
деятель искусств РСФСР .
Родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.
Получил высшее художественное образование в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества
(1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками
были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а
также в Академии художеств (1881-1884), где учился у
П.П.Чистякова.
Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве.
Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции
и Италии, много работал в Подмосковье .
Был членом Товарищества передвижников. Михаил
Нестеров также был одним из членов-учредителей
Союза русских художников (1903). Последний же расцвет
его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

3. Творческий путь.

В начале своего творческого пути Михаил
Нестеров искал свою индивидуальную манеру в
бытовом жанре.
С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в
организованных в Училище ученических
выставках. Среди его работ раннего периода
(1879—1884) можно отметить следующие
картины на бытовую тематику: «В снежки»,
«В ожидании поезда», «Жертва приятелей»,
«Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в
сельской школе». Все они написаны в традициях
русского передвижничества.

4.

« В снежки». 1879

5.

«Экзамен в сельской школе».1884

6.

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается
религиозной тематикой, в которой его привлекали
духовность, согласие с природой, красота обрядов,
аскетическая строгость монашества. Картины
религиозного цикла лишены фабульности, они
окрашены созерцательным любованием.
Стилистически эти произведения располагаются в
русле стиля модерн. Влияние этого стиля конца XIX
века ощущается в панорамной всеохватности
композиций, в разбеленном цвете, напоминающем
гобеленные тона, в отсутствии развернутой
сюжетности и замене конкретного действия —
пребыванием, состоянием. Лучшие произведения
этого цикла — «Видение отроку Варфоломею»
(1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест»
(1895), «Великий постриг» (1898) и другие.
Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить
подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной,
вводя в изображение канонические иконные атрибуты, а условный
золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем
(«Преподобный Сергий Радонежский» 1899; «Юность преподобного
Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а
сами «житийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

7. «Видение отроку Варфоломею»

Михаил Нестеров буквально ворвался в художественную жизнь
Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр "Видение
отроку Варфоломею". Картина стала сенсацией выставки, и была
сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все
было необычно в этом произведении - сама идея, столь непривычная
для русской живописи того времени, смелое композиционное и
живописное решение, пейзаж, так непохожий на пейзажи
передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная
доселе сопричастность к изображаемому. Все говорило о том, что в
лице Нестерова Россия получила молодого самобытного художника,
смело идущего своей дорогой в искусстве и не оглядывающегося на
стереотипы и догмы прошлого.
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в
миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и
наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Согласно
легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада,
отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который
предсказал ему великую будущность и великую ответственность за
судьбы своей земли. В своей картине Нестеров с невиданной доселе
лиричностью, пленительностью и чистотой показал этот эпизод из
жизни мальчика. Здесь, в "Видении отроку Варфоломею", Нестеров
нашел ту свою мечту, что занимала его впоследствии на протяжении
двадцати-тридцати лет - жизнь православной Руси, жизнь святых
чудотворцев, схимников, монахов, праведников и героев духа.

8.

9.

«Видение отроку Варфоломею» рисунок карандашом.

10.

«Видение отроку Варфоломею» Вариант.

11. Сравните два варианта. Почему М.Нестеров выбрал окончательным 2-ой вариант?

1.
2.
Сравните два варианта.
Почему М.Нестеров выбрал
окончательным 2-ой вариант?

12.

Пустынник.

13.

«Великий постриг» 1898

14.

Роспись храмов.
В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор
Прахов, заведовавший росписью Владимирского
собора в Киеве. Поражённый художественным талантом
её автора, он пригласил Нестерова на работу в собор.
Сначала художник колебался, принять ли это
предложение. Потом согласился, более того, церковным
росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.
Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной
живописи, он отправился в путешествие в Рим,
Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог
ознакомиться с традициями византийского искусства.
В Киеве Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с
работавшим вместе с ним во Владимирском
соборе Виктором Васнецовым. Несмотря на то, что
тогда участие настоящего художника в подобных работах
считалось чем-то ниже его достоинства, именно роспись
церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую
известность. Тем не менее он сам всегда весьма сурово
высказывался о своей церковной живописи. Необычным для
фресковой живописи того времени было изображение
святых на фоне природы.

15.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в
других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II
цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую
церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь
Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50
композиций на стенах и иконостасе. По объёму работ с
Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно
расписывавших храмы художников XVII—XIX.
Абастуманский храм произвёл большое впечатление на
современников, однако сам Нестеров был недоволен своей
работой.

16.

Интерьер церкви в Абастумане с росписями Михаила Нестерова.

17.

Менее сурово он оценивал свою работу в
московской Марфо-Мариинской обители, которой
увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве
и Абастумане.
Здесь особого внимания заслуживает написанная
на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
Художник выполнил её вразрез с традициями
русской православной живописи — вместо святых
и угодников, схимников и подвижников или хотя бы
монахов, как полагалось в соответствии с
многовековой традицией фресковой живописи,
Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей,
ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию
1908—1911 годах.

18.

«Путь ко Христу» 1910

19.

Последней церковной работой Нестерова стала
роспись собора в Сумах, которую художник
впоследствии считал весьма удачной.
Интересно, что в своё время шла даже речь об
участии Нестерова в росписи православного
собора в Варшаве. Однако художнику не очень
понравилась эта затея — он не одобрял идею
строительства православного храма в польской
Варшаве.

20.

Работа при росписи храмов наложила отпечаток
на всё творчество Нестерова, в котором особое
место занимает религиозная тема, тема
«святой Руси».
В 1895 году была создана картина «Под
благовест» (настоящее нестеровское название:
«Монахи»). На ней изображены два монаха,
представители двух разных типов: первый —
молодой и высокий, будущий книжник и догматик
в плохом смысле этого слова, заботящийся не о
спасении своей души, а о монастырской карьере, и
второй — сгорбленный старец, чуждый всякого
честолюбия, всецело углублённый в Священную
книгу, полный детского восторга и радости
бытия. Детали одной фигуры буквально во всём
противопоставлены другой. На Передвижной
выставке картина встретилась с весьма
благосклонным приёмом и решила об избрании
Нестерова в члены Товарищества
передвижников.

21.

Под Благовест.1895

22.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с
духовным миром русских монастырей,
художник отправился в путешествие
в Соловецкий монастырь на Белом море.
Под впечатлением русского Севера, суровой
природы и соловецких монахов были
написаны картины «Молчание», «Лисичка»,
«Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая»,
«Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень
его произведений с «соловецкими мотивами»
не заканчивается — они ещё долго звучали на
его картинах.
Примечательно, что в своих работах на
«монастырские» темы Нестеров никогда не
изображал ни архиереев, ни великолепных
служений с их пышными обрядами, ни
истекающих золотом церковных интерьеров.

23.

Молчание. 1903

24.

Лисичка. 1914

25.

Соловки.1917

26.

На Руси. Душа народа.
1914—1916

27. После 1917 года

Октябрьская революция стала своего
рода рубежом для художника, которому к
этому времени исполнилось 55 лет.
После начала гражданской войны семья
Нестеровых была вынуждена уехать на
Кавказ. В 1918 г. художник переехал в
Армавир, там заболел и в течение
долгого времени не был в состоянии
работать.
В Москву вернулся только в 1920 г.

28.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще
обращается в своём творчестве к портрету.
В девяностые годы и в начале XX века портрет
почти не встречается как отдельный жанр среди
его работ, он существовал для него
исключительно как этюд будущей картины. Лица
героев всех его картин написаны с конкретных
людей.
Первым произведением в новом жанре, которым
художник остался по-настоящему довольным, был
портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в
киевской квартире в 1905 г. За ним последовали
другие портреты близких и дорогих ему людей,
преимущественно женщин, чем-то напоминающих
героинь его «романа в картинах».

29.

Портрет жены, Е.П.Нестеровой. 1905

30.

Амазонка (Портрет дочери).1906

31.

Портрет Л.Н.Толстого. 1907

32.

Портрет народной артистки К.Г.Держинской. 1937

33.

Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в
целом художник создал около десяти графических и
живописных автопортретов.
В советское время неоднократно переписывал в
бесконечных вариантах свои старые картины.
Однако главное направление его творчества в
послереволюционное время — это портретная
живопись.
Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал
заказы на портреты, так же, как и отказывался от
заказной работы в храмах, выше всего ценя
независимость в своей деятельности.

34.

Автопортрет. 1915

35.

Автопортрет. 1928

36.

Последней работой Нестерова была картина «Осень в
деревне» (1942), написанная под впечатлением
пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за
несколько месяцев до смерти художника, которого
ничего не могло оторвать от любимой работы — ни
постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни
тяжёлое материальное положение, ни лишения военного
времени.
Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18
октября 1942 года. Местом его последнего упокоения
стало Новодевичье кладбище.

37.

Осень в деревне. 1942
English     Русский Правила