Похожие презентации:
Традиционные искусства Японии
1. Вспомогательный материал к теме городской выставки- конкурса творческих работ «Путешествие в Японию» Бийск 2018г. Традиционные
Вспомогательный материал к теме городской выставки-конкурса творческих работ «Путешествие в Японию»
Бийск 2018г.
Традиционные искусства
Японии
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии
«Клан Такеда»
Г. Бийск
2. Гравюры в стиле укиё-э —основной вид ксилографии в Японии. Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, городские сценки,
Гравюры в стиле укиё-э —основной вид ксилографии в Японии. Для
укиё-э характерны картины обыденной жизни,
городские сценки, сезонные праздники. На
гравюрах изображались прекрасные гейши,
массивные борцы сумо, популярные актёры
театра кабуки. Позднее стала
распространенной пейзажная гравюра.
Жанры гравюр:
бидзин-га — изображение красавиц
якуся-э — портреты популярных актёров театра
катё-га — «цветы и птицы»
муся-э — изображения знаменитых самураев.
фукэй-га — пейзажи
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
3. Какэмоно — вертикально висящий свиток из бумаги или шёлка, наклеенный на специальную основу и снабженный по краям деревянными
Какэмоно — вертикально висящий свиток из бумаги или шёлка,наклеенный на специальную основу и снабженный по краям
деревянными валиками. Может содержать рисунок или надпись
иероглифами. Как правило, свиток помещается вместе с
композицией из цветов в специальной нише — токонома,
предназначенной для украшения интерьера.
Первоначально получили распространение живописные свитки,
выполненные в стиле монохромной живописи суми э.
В дальнейшем стали популярны каллиграфические свитки с
изысканными стихами.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
4. Суми-э Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, и ритмичностью. Выразительные возможности туши очень
многообразны иувлекательны. Тушь может быть и «старой»
и «новой», «влажной» и «сухой», «толстой»
и «тонкой», «блестящей» и «тусклой».
Различные пигментные добавки придают ей
те или иные оттенки, и это имеет значение
для конечного результата и должно
учитываться художником. Уникальность
сюжета, мягкое прикосновение кисти и
обильное использование воды – всё это
составляет отличительные черты
индивидуального стиля
Японской живописи суми-э.
Кобаяси Тоун «Фудзи»
современный автор.
Хосэгава Тохаку. (1539-1610) Сосновый
лес (ширма) Считается самым значимым
шедевром монохромной живописи в
истории японского искусства. Токийский
национальный музей.
Маруяма Окё (1733-1795) Треснувший лед –
поражает своим лаконизмом. Эта
двустворчатая ширма из коллекции
Британского музея предназначалась для
чайной церемонии.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
5. Роспись веера Учива-э создание ксилографиии на твёрдых округлых японских веерах. Изображения вписаны в форму и контуры веера,
Роспись веера Учива-э создание ксилографиии натвёрдых округлых японских веерах. Изображения
вписаны в форму и контуры веера, работы создаются на
прямоугольных листах бумаги васи, затем вырезаются и
вклеиваются в твёрдый каркас из бамбука.
Веера учива стали популярны в период Эдо. Они
носили как декоративный, так и функциональный
характер. Учива чаще всего использовали летом,
Исторически, учива был преимущественно женским
аксессуаром, мужчины предпочитали складные веера.
Первые веера с ксилографией появились около 1680
года. Одним из первых примеров является
иллюстрированная книга Хисикавы
Моронобу 1684г. »Учива дзукуси -Картины для учива
всех видов», включавшая в себя иллюстрации в форме
вееров. На учива изображали пейзажи, цветы, портреты
известных актеров, городские сценки.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
6. «кай-авасэ» роспись на перламутровых раковинах. Игра «кай-авасэ» - «соединение ракушек» была популярна в среде
«кай-авасэ» роспись на перламутровых раковинах.Игра «кай-авасэ» - «соединение ракушек» была
популярна в среде аристократок эпохи Хэйан (794 1185г.) На одной половинке раковины была
изображена первая часть рисунка, а на другой —
продолжение, или на парных раковинах
изображались части стихотворения. Задача состояла
в том чтобы найти две парные раковины перевернув
их изнанкой вверх.
В кай-авасэ использовалось 360 таких раковин
(около 7 см). Ракушки сначала очищали изнутри,
раскрашивали и наносили лак. Внешняя сторона
оставалась нетронутой. Ракушки хранили в шкатулке
кай-окэ, которая имела несколько отделений,
обычно 8-угольной почти цилиндрической формы,
искусно декорировалась лаком или парчой.
Самые популярные изображения – цветы, эпизоды
из GENJI MONOGATARI (Повести о принце Гэндзи)
поэтические строки.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
7. Роспись кимоно. Будущее кимоно на своем пути проходит через несколько мастерских и большее количество мастеров. Главным автором
Роспись кимоно.Будущее кимоно на своем пути проходит
через несколько мастерских и большее количество
мастеров.
Главным автором кимоно считается художник,
который придумал орнамент. Именно его печать
(раккан) стоит на изделии.
Сначала ткань кроят на 8 частей и сметывают в виде
будущего изделия - кимоно. В копировальной
мастерской на ткань в сметанном виде переводят
узор, используя специальную синюю краску. Затем
постепенно распускают швы.
После того, другой мастер по нанесенным контурам
прокладывает клей. И все части кроя сшивают так,
чтобы снова получился рулон ткани в первоначальном
виде – 40 см шириной и 12-16 м длиной – и
отправляют в красильную мастерскую, где ткань
обрабатывают белковым раствором и закрепителем
для красок. В это же самое время синяя краска
смывается и на ткани остается только рисовый клей.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
8.
Ткань возвращается к художнику для росписи.Когда не закрашенным остается только основной
фон, ткань вновь отправляется в красильную
мастерскую, где один мастер обрабатывает клеем
весь расписанный орнамент, а другой мастер
окрашивает фон. После окрашивания ткань
обрабатывают паром для закрепления красок в еще
одной мастерской, там же ее выстирывают и
утюжат.
После росписи на ткань наносят вышивку или
набивку золотом. Каждый из описанных процессов
практически необратим. И если что-то пошло не
так, как надо, то придется все переделывать с
самого начала, с нового белого неокрашенного
рулона-заготовки.
Подробное описание процесса http://www.jpclub.ru/yaponskaya-traditsionnaya-rospis-po-shelkunablyudeniya-iz-masterskoy-hudozhnika/
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
9. Окрашивание ткани. В Японии способ "рисования" на ткани с помощью защиты отдельных участков появился примерно в 8м веке.
Окрашивание ткани. В Японии способ "рисования" на ткани с помощью защитыотдельных участков появился примерно в 8м веке. К 13-14 векам вошел в
обиход термин "санкэчи« -три способа украшения ткани". Этим термином
обобщались все известные на тот момент технологии окрашивания тканей.
1. "Рокэчи" - "восковое окрашивание". Аналог
современного батика: расплавленным воском на ткань
наносился рисунок, потом ткань погружалась в краситель.
Защищенные воском области оставались неокрашенными.
2. "Кйокэчи" - "окрашивание складыванием". Вариант
трафаретного окрашивания.
3. "Кокэчи" - прообраз шибори. Те участки, которые
должны были остаться незакрашенными, защищались
завязыванием-заматыванием ниток. Считается, что кокэчи - самый древний из
этих способов.
Техника "Шибори" –Самый простой и интересный способ росписи. Имеет
множество различных методов, способствующих защите запланированных
участков ткани от окрашивания с помощью завязывания узелков, прошивания и
стягивания нитями, складывания по типу оригами, плиссирования, скручивания,
плетения и т. д. Известно около 15 видов техник Шибори и некоторые из них
настолько трудоёмки, что овладеть ими сложно.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
10. Лакированные изделия Айдзу (Айдзу-нури) — изделия, покрытые японским лаком уруси, изготавливаемые в городе Айдзувакамацу
Лакированные изделия Айдзу (Айдзу-нури) — изделия,покрытые японским лаком уруси, изготавливаемые в
городе Айдзувакамацу префектуры Фукусима с 16
века. Техника лакирования Айдзу относится к
официально признанным искусствам Японии, которые
охраняются государством.
Техника Айдзу часто объединена с декоративной
росписью маки-э: на деревянных изделиях неглубоко
вырезается узор, пазы которого заполняются золотой
или серебряной пудрой, специальным составом
делается рельефный рисунок, а также инкрустация
перламутром. Затем покрывается лаком уруси.
Среди лакированных изделий Айдзу преобладают
вещи повседневного обихода, изготовленные из
дерева — подносы, тарелки, чашки, шкатулки.,
покрытые тонкой, золотой росписью. Сейчас на
территории Японии действует более трехсот
предприятий, которые продолжают традиции
лакировки Айдзу.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
11. Кокэси — японская деревянная кукла, покрытая росписью. Считается, что первые куклы кокэси изготавливались в Тохоку —
Кокэси — японская деревянная кукла, покрытая росписью.Считается, что первые куклы кокэси изготавливались в Тохоку —
северо-восточном регионе Японии в середине периода Эдо для
продажи посетителям лечебных горячих источников. В качестве
материала используется древесина различных сортов деревьев.
В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и
другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с
использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного
цветов.
Начиная с 1945 года в Японии производство кокэси стало
массовым. В наши дни кокэси является популярной сувенирной
продукцией.
Именно кукла кокэси стала прототипом русской матрёшки.
Разновидность кокеси - дарума привезла с острова
Хонсю Елизавета Мамонтова художнику Сергею Малютину,
который в конце XIX века работал над созданием русской
деревянной расписной куклы.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
12. Нэ́цкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой
Нэ́цкэ — миниатюрная скульптура, произведениеяпонского декоративно-прикладного искусства,
представляющее собой небольшой резной брелок из дерева
или кости. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного
брелока на традиционной японской одежде, которая была
лишена карманов. Небольшие вещи вроде монеты или ключа
клали в особые ёмкости называемые сагэмоно. Ёмкости
могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных
корзинок, но наиболее популярными были ящички - инро,
которые закрывались с помощью бусины, скользившей по
шнуру. Инро крепились к поясу с помощью шнура. Его
связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через
пояс. К одному из концов получившейся петли крепили
нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух отверстий
нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом,
нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом
и изящным украшением одежды.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
13. Орига́ми —искусство складывания фигур из бумаги без применения клея и ножниц. Возникло в 610 году, когда в Японию из Китая
Орига́ми —искусство складывания фигур из бумаги без примененияклея и ножниц. Возникло в 610 году, когда в Японию из Китая пришел
секрет изготовления бумаги. Монахи научились складывать фигурки,
которые украшали храмы и использовались в обрядах.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. В
процессе используется единая система универсальных знаков,
позволяющая записать процесс складывания любой модели в виде
серии чертежей. Она была придумана в середине XX века известным
японским мастером оригами Акирой Ёсидзавой и позволила
распространить оригами по всему миру. Есть несколько
разновидностей оригами.
Простое оригами —придумано британским оригамистом Джоном
Смитом для облегчения занятий начинающим, представляет из себя
очень простые схемы.
Модульное оригами – собирается из множества мелких частей,
сложенных по правилам классического оригами, а затем модули
соединяются путём вкладывания их друг в друга. В технике
модульного оригами делаются: коробочки, плоские и объемные
звезды.
Складывание по паттерну- чертёжу, на котором изображены все
складки базовой формы модели. Далее остается только придать ей
форму согласно фотографии автора.
Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой
Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания
фигуркам плавности линий, выразительности и жесткости.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
14. Ошибана - прессованная флористика. Особенно широкое распространение ошибана имеет в Японии, где она возникла около 6 веков
Ошибана - прессованная флористика.Особенно широкое распространение ошибана имеет в
Японии, где она возникла около 6 веков назад. Японцы
используют для изготовления ошибана-картин природный
материал растительного происхождения.
Цветы, листья, семена, тополиный пух, трава, кора деревьев
высушиваются под прессом или в гербарной сетке (иногда
после специальной предварительной обработки) и
становятся плоскими, иногда меняют цвет. Далее
используемый материал размещается и приклеивается (или
закрепляется иным способом) к бумажной или тканой
основе. Иногда, перед нанесением материала на бумагу, её
подвергают отмывке акварельными красками.
Каждый элемент с особой тщательностью и осторожностью
размещается на своём месте; воображение и ювелирная
точность художника заставляет листья превращаться в
деревья, а лепестки — в силуэты гор.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
15. Кумихимо - Японское искусство плетения шнуров. Такие шнуры использовались женщинами для подвязывания кимоно, а самураи
использовали шнуры кумихимо для крепления доспехови мечей. Изготавливали шнурки из толстого и прочного
материала. Но впоследствии мастера стали плести кумихимо из
более тонких нитей. Для этого был разработан круглый станок
небольшого размера, который называется марудай и станок
квадратной формы – такадай для плетения плоских кумихимо
Часто такие изделия носят как браслеты, на них вешают
украшения в виде различных фигурок или букв. Многие
используют такие шнуры для ручек сумок. Также можно плести
кумихимо с нитками, на которых надеты бусины. В таком случае
можно изготовить как браслеты, так и украшения на шею.
Особенно красиво они выглядят, когда изготовлены полностью
из бисерных нитей.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
16. Японская керамика — одна из старейших в мире, и наиболее развита в разнообразии технологий изготовления. Это вызвано
Японская керамика — одна из старейших в мире, инаиболее развита в разнообразии технологий
изготовления. Это вызвано популярностью и
широким распространением чайной церемонии.
Значительная часть керамических изделий Японии
характеризуется нестандартным и «естественным»
внешним видом, в том числе намеренно
оставленными «дефектами» поверхности, потёками,
трещинами и пузырями глазури, следами пальцев,
выражая традиционные эстетические представления
японцев — стремления к элегантности, скромной
простоте. На многих изделиях намерено оставлены
следы времени в виде сколов, патины, и следов
золотой реставрации кинцуги.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
17. Вышивка – Сашико. Такая технология родилась в Японии в 17-18-м веке в тяжелое для страны экономическое и политическое время.
Вышивка – Сашико. Такая технология родилась в Японии в 1718-м веке в тяжелое для страны экономическое и политическоевремя. Тогда бедные японцы придумали перешивать старые
вещи и шить стеганые куртки. Они складывали лоскуты в
несколько слоев и стегали их простым швом «иголка вперед»,
при этом создавая удивительные орнаменты.
В те времена низшим слоям запрещалось носить яркую одежду с
крупным рисунком, поэтому преимущественно использовался
темно-синий цвет и цвет индиго в ткани и белые нитки. Узоры
имитировали древние предметы быта, море, природные явления,
растения, животных. Узор имел значение: в старину считалось
так- рисунок комезаши способствует удаче, а уроко гарантирует,
что улов у вышедшего в море рыбака будет богатым. Каждый из
вышитых символов был призван уберечь носителя одежды от зла
и ниспослать в дом богатство и процветание.
Японская вышивка сашико предполагает использование
стандартного шва «иголку вперед». Можно работать как с
одним слоем ткани, так и сразу с несколькими. Приступая к
рукоделию, важно помнить, что японское искусство — это всегда
тонкий символизм, и узорам необходимо уделить особое
внимание.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
18. Темари – мячи Изначально темари были китайскими шариками для игр, которые шили из старых кимоно. Со временем искусство создания
темари перекочевало в Японию и усложнилось — женщиныстали украшать детские игрушки замысловатой цветной вышивкой.
Узоры на темари могли быть и совсем простыми, и крайне сложными
— новая техника обрела статус настоящего искусства, а обрывки
тканей были заменены дорогими шелковыми и даже золотыми
нитями. Аутентичные темари представляют собой тканевые мешочки с
рисовой шелухой, обмотанные нарезанными из старой одежды
полосками, а поверх – толстыми и тонкими нитками. Поверх ниток
вышивается разнообразный геометрический узор.
Такие шары темари своими руками создают и современные японские
мастерицы. Считается, что эти яркие «мячики» приносят в дом счастье
и благосостояние, поэтому их принято дарить, украшать ими
новогоднюю елку и кашпо с растениями, просто использовать как
интерьерный декор.
Сейчас темари используют и как украшения женского костюма, делая
их миниатюрными.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
19. Канзаши - это длинная шпилька для традиционной японской женской прически. Она делались из дерева, лака, серебра и черепахового
панциря и украшалась росписью и цветами изткани.
Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi —
заколки с цветами ткани. Такие канзаши чаще встречаются в
прическах майко-учениц гейш. Традиционно Hana kanzashi
делались японскими мастерицами из шёлка. Из маленьких
квадратов шёлка, складывая кусочки ткани - лепесточек за
лепесточком в шелковый цветок Канзаши. Скреплялись
рисовым клеем.
Существует традиционное сезонное правило ношения канзаши
для майко – 12 различных форм канзаши. Например шпилька
апреля – цветок сакуры, в мае носят цветы глицинии, в октябре
листья клена.
Так же в технике канзаши делают броши и бижутерию.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
20. Японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначально основным материалом для лоскутной «росписи» по дереву
Японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначальноосновным материалом для лоскутной «росписи» по дереву
использовали остатки шелка от изношенного кимоно.
Традиционное японское одеяние шилось из дорогой ткани, поэтому
просто выкинуть старую вещь ни у кого не поднималась рука. Кимоно
изнашивалось, его перекраивали в более мелкие изделия для быта, а
из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения
жилища.
Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга,
служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге,
копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины
делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. Так из
маленьких кусочков разных расцветок получались объемные
предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты.
Чаще всего японцы изображали на полотнах пейзажи или
замысловатые геометрические узоры. Количество мелких деталей,
умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к
другому. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на
живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового
материала».
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
21. Искусство икебана - буквально «живые цветы» — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в
Искусство икебана - буквально «живые цветы» —традиционное японское искусство компоновки
срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также
искусство правильного размещения этих композиций
в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной
простоты, достигаемый выявлением естественной красоты
материала.
«Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании
естественных форм растений, как они растут в полях и горах.
Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В
икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в
безграничном космическом пространстве и бесконечном
времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот
момент единственный цветок в нашем сознании символизирует
вечную жизнь.»
Икэнобо Сэнкэй.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
22. Ошиэ – создание объемных картин из картона и ткани. Ошиэ представляет собой японский вид рукоделия по созданию объемных картин
Ошиэ – создание объемных картин из картона и ткани. Ошиэпредставляет собой японский вид рукоделия по созданию
объемных картин из картона, бумаги или ткани с использованием
технологии аппликации.
Для создания осиэ-картин используется картон, ткани с
традиционным рисунком, цветная бумага для оригами или
японская бумага васи, мягкий нетканый материал, например,
ватин или поролон, ножницы, клей, а также аккуратность и
терпение, ведь ошиэ не терпит спешки и суеты. Рисунок
вырезается по контурам, прокладывается ватином и обклеивается
тканью. Затем собирается на основе. Чем мельче детали – тем
эффектнее и подробнее получается картина.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
23. Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких
Амигуру́ми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания наспицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ. Амигуруми —
это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и другие.),
человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты, наделённые человеческими
свойствами. Например, кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут спицами или
крючком. В последнее время амигуруми, связанные крючком, стали более популярны и чаще
встречаются.
Изготовление амигуруми[править | править код]
Амигуруми обычно вяжутся из пряжи простым способом вязания — по спирали и, в отличие от
европейского способа вязания, круги обычно не соединяются. Они также вяжутся крючком
меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без
каких-либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал. Амигуруми часто
делают из частей и затем их соединяют, исключение составляют некоторые амигуруми,
которые не имеют конечностей, а имеют только голову и туловище, составляющие одно целое.
Конечности иногда набиваются пластмассовыми кусочками, чтобы придать им живой вес, в то
время как остальное тело — волоконным наполнителем.
Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность. С этой целью, типичные
зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на цилиндрическом туловище с
маленькими конечностями.
Клуб исторической реконструкции и культуры Японии «Клан Такеда»
24. Как нас найти:
Клуб исторической реконструкциии культуры Японии
«Клан Такеда»
http://nipponsword.ru
https://www.facebook.com/groups/168
8270588099206/
https://vk.com/klantakeda
Г.Бийск