Похожие презентации:
Толерантность. Межкультурная толерантность
1. Толерантность
2.
Существует множество подходов к определению и исследованию понятия «толерантность».Согласно Декларации принципов
толерантности, принятой Генеральной
конференцией ЮНЕСКО [1995]
• толерантность означает уважение, принятие
и
правильное
понимание
богатого
многообразия культур нашего мира, наших
форм самовыражения и способов проявлений
человеческой
индивидуальности...,
это
гармония в многообразии, это добродетель,
которая делает возможным достижение мира
и способствует замене культуры войны
культурой мира...
В Краткой философской энциклопедии
• толерантность - терпимость к иного рода
взглядам, нравам, привычкам. Толерантность
необходима по отношению к особенностям
различных народов, наций и религий. Она
является признаком уверенности в себе и
сознания надежности своих собственных
позиций, признаком открытого для всех
идейного течения, которое не боится
сравнения с другими точками зрения и не
избегает духовной конкуренции.
В словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и
И.С. Кона представлено более полное определение
терпимости:
• Терпимость
личности
–
моральное
качество,
характеризующее отношение к интересам, убеждениям,
верованиям, привычкам и поведению других людей.
Выражается в стремлении личности достичь взаимного
понимания и согласования разнородных интересов и
точек
зрения
без
применения
давления,
преимущественно
методами
разъяснения
и
убеждения…
2
3.
Толерантность, являясь нравственным качеством не возникает на пустом месте и не являетсяврожденным. Она подвергается развитию, стимулированию и коррекции (самокоррекции), а целью
ее воспитания является позитивное взаимодействие с окружающими, готовность к конструктивному
взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,
религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Данная цель достигается за счет реализации таких частных задач, как:
- воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними
взаимодействовать
- развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с
представителями социума независимо от их религиозной принадлежности и мировоззрения
- Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме
- развитие эмпатии к носителям иной культуры, ментальности
- профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе
- гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений обучающих и обучаемых в
современной образовательной практике
- реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и
подростков
3
4.
Межкультурная толерантность - моральное качество личности, характеризующее терпимоеотношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной
принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные
особенности индивида или группы - это лишь одни из многих особенностей и они не могут
подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на
отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит
на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры
одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека
стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого
сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
4
5.
В условиях многообразия культур и растущего числа контактов актуальной является проблемацеленаправленного воспитания толерантности. Основным образовательным принципом служит
принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не
сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы
поведения. Одной из целей подобного образования является создание условий для интеграции в
культуру других народов (обмены) и формирования умений и навыков эффективного
взаимодействия с представителями других культур (молодежная восьмерка, европарламент).
Воспитание межкультурной толерантности настолько важно для формирования личности, что
выносится в качестве одной из ключевых задач образования новой формации в условиях
полиэтничности и полиментальности населения России.
5
6.
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.1. Общее
ознакомление с
культурой той или
ной страны:
осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на
успешной коммуникации;
поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия в
привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия
и культурные различия.
2. Языковая
подготовка:
обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации
культуры;
развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание
аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с
носителями данного языка);
накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального
этапа культурной адаптации в чужой культуре;
использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
6
7.
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.3.
Специализирован
ная культурная
подготовка:
сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны;
подготовка к неизбежному культурному шоку;
получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой
данной страны;
получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
7
8.
Формирование толерантности и межкультурнойтолерантности как ее разновидности, в условиях
глобализации и поликультурности российского
общества на современном этапе становится одной
их доминирующих тенденций образования XXI
века.
Существует множество подходов к трактовке
понятия «толерантность», в каждом из которых
делаются различные акценты в зависимости от
области знания, в рамках которого рассматривается
данное понятие. В обобщенном виде толерантность
можно представить как особое нравственное
качество, отражающее активную социальную
позицию и психологическую готовность к
позитивному взаимодействию с людьми или
группами иной национальной, религиозной,
социальной среды, иных взглядов, мировоззрений,
стилей мышления и поведения.
Все вышесказанное
позволяет сделать
следующие выводы
Одним из важнейших условий формирования
межкультурной толерантности является
трансформация российской образовательной
модели в соответствии с принципами
поликультурности, в частности, обращение к
технологии диалога культур.
Задачей современных образовательных
учреждений является создание условий для
выработки у обучаемых динамичной позиции,
ориентации на ценности ненасилия, толерантности,
справедливости, законности как нравственной
основы поведения в социальных и межкультурных
конфликтах, а также принцип их конструктивного
разрешения.
8
9.
Толерантность можно рассматривать, как способность принимать других людей такими, как они есть.Этот процесс изучается в психологии, социальной психологии. Препятствием для развития этого
свойства, толерантности, являются такие черты, как жесткая организованность, оценочность, жесткая
предписанность, формализованность отношений.
Огромное значение играет закостенелость мышления, стереотипное мировоззрение. Данная тенденция
наблюдается у людей, придерживающихся определённых традиций, религиозных взглядов или
социальной политики.
Глобализация расширяет контакты между людьми, делает беспрецедентным по масштабу и глубине
обмен ценностями, идеями, образом жизни.
Люди все больше путешествуют и все обширнее становятся маршруты их передвижений. Бразильская
музыка звучит в Токио, африканские фильмы идут в Бангкоке, пьесы Шекспира - в Хорватии, книги по
истории арабского мира выпускаются в Москве». В высказываниях отечественных и зарубежных авторов
звучит тревога по поводу того, что под воздействием глобализации происходит культурная унификация,
"макдональдизация", охватывающая практически весь земной шар. Подобная усредненность,
выравнивание ведет к «исчезновению очагов культурной самобытности, следовательно, лишает
человечество важнейших источников развития». Процесс глобализации может служить источником
вдохновения и энергии, но существуют опасения, что он приведет к расколу стран, к размыванию
ценностей по мере того, как возрастает число иммигрантов, приносящих с собой новые традиции и
обычаи, а международная торговля и современные средства связи проникают в каждый уголок планеты,
вытесняя местную культуру.
9
10.
Некоторые исследователи предвидят негативные последствия процесса гомогенизации, в ходе которогоразличные национальные культуры отступают перед миром, где доминируют западные ценности и
символы. Перед человечеством встают вопросы: обязательно ли экономический рост и социальный
прогресс означают принятие преобладающих сегодня западных ценностей? В мире возможно
существование только одной или все же нескольких моделей экономической политики, политических
институтов и социальных ценностей? Политика регулирования роста экономической глобализации движения людских ресурсов, капитала, товаров и идей - должна пойти по пути расширения, а не
подавления культурных свобод. Целью политики мультикультурализма является не хранение традиций, а
защита культурной свободы и расширение свободы выбора (образа жизни и самосознания). С помощью
ограничительных мер (требований оградить страну от любых внешних влияний и сохранить традиции)
невозможно защитить местные культуры и местную самобытность. Для стран всего мира задача состоит
в выработке индивидуальных подходов и стратегий, расширяющих, а не сужающих возможности выбора
путем поддержки и защиты национальной самобытности при обеспечении открытости границ. Особого
внимания заслуживает проблема влияния глобализации на свободу культуры. Глобальные потоки
товаров, идей, людских ресурсов и капитала могут восприниматься как угроза для национальной
культуры по многим причинам. Они могут привести к отказу от традиционных ценностей и разрушению
экономических основ, на которых покоится исконная культура.
10