Похожие презентации:
Музыкальная культура дошкольников
1. Тема 1.5. Музыкальная культура дошкольников
1. Характеристика музыкальнойкультуры дошкольников.
2. Формирование основ
музыкальной культуры
дошкольников.
2.
• Ядром понятия "музыкальная культурадошкольника" является эмоциональная
отзывчивость на высокохудожественные
произведения музыкального искусства,
которая играет для ребенка роль
первоначальной положительной оценки и
способствует формированию интереса к
музыке, начал вкуса, представлений о
красоте. Развитие у детей эмоциональной
отзывчивости и осознанности восприятия
(эмоционально-оценочного отношения к
музыке)ведет к проявлениям предпочтений,
желанию слушать музыкальные шедевры,
рождает творческую активность.
3.
• Музыкальная культура дошкольникаформируется во всех видах музыкальной
деятельности (восприятии,
исполнительстве, творчестве, музыкальнообразовательной деятельности, музыкальноигровой деятельности), с опорой на развитие
эстетических эмоций, интереса, вкуса,
представлений о красоте.
• Дошкольный возраст чрезвычайно важен для
дальнейшего овладения музыкальной
культурой. Именно в детстве формируются
эталоны красоты, накапливается опыт
деятельности, от которого во многом зависит
последующее музыкальное и общее развитие
человека
4.
• Музыкальные шедевры формируют у ребенкапредставления о красоте, эталоны красоты,
основы эстетического вкуса.
В результате развития основ музыкальной
культуры у ребенка формируются первоначальные
ценностные ориентации: способность ценить
красоту в жизни и искусстве. Творческое
восприятие музыки детьми способствует их
общему интеллектуальному и эмоциональному
развитию. Поэтому формирование основ
музыкальной культуры ребенка - важнейшая
задача, позволяющая реализовать возможности
музыкального искусства в процессе становления
личности.
5.
Формирование основ музыкальнойкультуры дошкольников.
Признание человека
биосоциокультурным существом
позволяет говорить о формировании
личности как о процессе приобщения к
культуре. Суть воспитания в таком
контексте состоит в «превращении
культуры общества в культуру данной
конкретной личности» (М.С. Каган).
6.
• Поскольку освоение любой сферы культурыобщества личностью возможно
исключительно посредством деятельности,
уровень овладения деятельностью может
служить критерием внешнего проявления
уровня культуры личности. В широком
смысле деятельность – специфическая
человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которого
составляет его целесообразное изменение и
преобразование.
7.
• В музыковедческой и музыкальнопедагогической литературе получилоопределение понятие «музыкальная
деятельность», сущность которой
трактуется в таких ее основных проявлениях,
как творчество, исполнительство, восприятие
(Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина,
Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для
детей дошкольного возраста.
• Принцип единства сознания и деятельности
определяет сферу внутренних проявлений
любого личностного образования, в том
числе и музыкальной культуры.
8.
• Связующим звеном между деятельностью исознанием в структуре музыкальноэстетической культуры личности выступают
способности. Отечественная теория
способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,
Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из
двух методологических положений:
формирования и развития способностей в
деятельности и диалектического единства
природного и приобретенного в структуре
личности.
9.
• Содержание понятия музыкальная культураребенка в трудах основоположников
отечественной методики музыкального
воспитания, начиная с теоретических работ
20-ых годов 20 века, раскрывалось через
анализ содержания общеэстетических
составляющих музыкальной культуры
личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский,
выступая против сухого обучения музыке,
подчеркивали важность воспитания
потребности общения с музыкой,
способности эстетического восприятия и
оценки музыки.
10.
• Вопросы формирования музыкальнойкультуры дошкольников исследованы в
меньшей степени, что связано с возросшей
актуальностью рассмотрения вопросов
формирования культуры личности
дошкольника только в последнее
десятилетие.
• Поискам путей формирования отдельных
сторон музыкальной культуры дошкольников
посвящены исследования К.В. Тарасовой
(музыкальность), Н.А. Чичериной
(предпосылки музыкального вкуса), И.В.
Груздовой (эмоциональная отзывчивость на
музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная
отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной
(эстетические чувства), Е.В.Могилиной,
(музыкальные способности).
11.
Впервые рассмотрение всего комплекса качеств,связанных с музыкальным развитием
дошкольника через призму понятия «музыкальная
культура дошкольника» предпринято О.П.
Радыновой. В ее трактовке музыкальная
культура дошкольника – это «интегративное
личностное качество, формирующееся в
процессе систематического,
целенаправленного воспитания и обучения
на основе эмоциональной отзывчивости на
высокохудожественные произведения
музыкального искусства,
12.
музыкально-образного мышления ивоображения, накопления интонационного
познавательно-ценностного опыта в
творческой музыкальной деятельности,
развития всех компонентов музыкальноэстетического сознания – эстетических
эмоций, чувств, интересов, потребностей,
вкуса, представлений об идеале (в доступных
возрасту границах), рождающего
эмоционально-оценочное отношение
ребенка к музыке, актуализирующееся в
проявлениях эстетической и творческой
активности».
13.
• В этом определении находитсянепосредственное указание на роль таких
компонентов музыкальной культуры, как
музыкальная деятельность, музыкальное
сознание, музыкальные способности,
оценочное отношение. Схожим образом
рассматривает структуру музыкальной
культуры дошкольника А.И. Катинене,
выделяя музыкальную деятельность,
музыкальный опыт, музыкальноэстетическое сознание. При этом
исследователь говорит о необходимости
систематически развивать музыкальную
культуру ребенка, начиная с 4-х летнего
возраста.
14.
Таким образом, формирование основмузыкальной культуры ребенка предполагает
целенаправленную работу:
• По развитию музыкальности ребенка
• По формированию умений и навыков в
разных видах музыкальной деятельности
• По формированию музыкальных интересов,
предпосылок вкуса, оценочного отношения
как компонентов музыкального сознания
• По формированию ценностного отношения к
музыке.