ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Другие названия
П. Синьяк. Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками. 1890
Импрессионисты-предшественники
Сочувствующие – группа «Наби»
Некоторые пейзажи Сезанна и Ван Гога стали такими же светлыми и задернутыми кисеей голубых рефлексов, так же сливающими воздух,
П. Сезанн. Дом повешенного в Овере. 1873
Импрессионисты еще находили в окружающем обществе не только горечь, но и радость. Постимпрессионисты не находят в окружающей
Постимпрессионисты спасаются от суеты Парижа в провинции: Сезанн – в Эксе, Ван Гог – в Арле, Гоген – в Бретани, на Таити и на
Опаленный страстью «Портрет Виктора Шоке» или сказочно расцвеченный «Папаша Танги» Ван Гога – свидетельство тому, что художники
Естественного человека постимпрессионисты находят в наивно-набожных бретонках и таитянках, задавленных жизнью простолюдинах или
Образ провансальского крестьянина в картинах Сезанна «индивидуален как портрет. Универсален, как идея, торжествен, как
Тулуз-Лотрек жил в Париже и развенчивал миф об этом веселом и беззаботном городе. Вместе со знаменитым монмартрским шансонье
Постимпрессионисты начали с отказа от «очеловечивания» природы, с восстановления прав космоса. Этот новый мир должен был
Если попытаться вынуть из пейзажа Шишкина одну из сосен, то все другие части живописи останутся нетронутыми, а если то же самое
«Меня влечет к себе небо и безграничность природы», – говорил Сезанн. Это панорамные пейзажи, объединяющие в себе множество
Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах
«Натюрморт с часами» – первый шедевр Сезанна. Он символически воплощает идею остановившегося или притаившегося времени. «Я само
Ван Гога увлекали центробежные силы материи, стремящейся вырваться за пределы, преодолеть стабильность форм. Жизнь – это
Подсолнухи Ван Гога
Картины Ван Гога «Воспоминание о Мауве» дают ключ ко всему постимпрессионистическому искусству, которое открыло для живописи
Гоген парадоксально совмещал в своих картинах приметы прошлого и настоящего, реального и воображаемого, действительности и
В последних картинах Ван Гога угадывается грядущий экспрессионистический взрыв.
Живопись Сезанна на рубеже XIX и XX вв. предвосхищает восстание форм, породившее кубизм.
Презентация подготовлена на основании материала В. Прокофьева Газета «Искусство» № 19/2010
18.96M
Категория: ИскусствоИскусство

Постимпрессионизм

1. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Поль Сезанн (1839–1906)
Поль Гоген (1848–1903)
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Жорж Сёра (1859–1891)
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Поль Синьяк (1863–1935)
В. Ван Гог. Поле зерновых
с воронами. Фрагмент. 1890

2. Другие названия

клуазонизм
новый импрессионизм
синтетизм
Дивизионизм
(пуантилизм)
Ж. Сёра и П. Синьяка
Ж. Сёра. Воскресная прогулка
на острове Гранд-Жатт
Фрагмент. 1884–1886

3. П. Синьяк. Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками. 1890

4. Импрессионисты-предшественники

Э. Дега. Всадники в пейзаже. 1862
О. Ренуар. Большие купальщицы. 1884–1887
К. Писсарро. Остров Лакруа. Руан. Эффект тумана. 1888

5. Сочувствующие – группа «Наби»

П. Серюзье. Талисман. Пейзаж с Лесом
любви в Понт-Авене. 1888
М. Дени. Музы. 1893
А. Майоль. Женщина с зонтиком
1880-е
Последователи – фовисты, кубисты, экспрессионисты

6. Некоторые пейзажи Сезанна и Ван Гога стали такими же светлыми и задернутыми кисеей голубых рефлексов, так же сливающими воздух,

свет и цвет в нераздельное целое,
как и пейзажи импрессионистов
П. Сезанн. Эрмитаж в Понтуазе. 1875–1877
В. Ван Гог. Ресторан «Сирена» в Аньере. 1887

7. П. Сезанн. Дом повешенного в Овере. 1873

8. Импрессионисты еще находили в окружающем обществе не только горечь, но и радость. Постимпрессионисты не находят в окружающей

жизни ничего,
кроме резких диссонансов, извращенности, угрозы естественной
человечности.
П. Сезанн. Убийство. 1870

9. Постимпрессионисты спасаются от суеты Парижа в провинции: Сезанн – в Эксе, Ван Гог – в Арле, Гоген – в Бретани, на Таити и на

Маркизских островах.
П. Сезанн. Таяние снегов в Эстаке. 1870
П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар около Гардана. 1886–1890

10.

В. Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890

11.

П. Гоген. Бретонский пейзаж со свинопасом. Понт-Авен. 1888

12.

П. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893
П. Гоген. Большой Будда. 1899

13. Опаленный страстью «Портрет Виктора Шоке» или сказочно расцвеченный «Папаша Танги» Ван Гога – свидетельство тому, что художники

Портреты
Опаленный страстью «Портрет
Виктора Шоке» или сказочно
расцвеченный «Папаша Танги»
Ван Гога – свидетельство тому,
что художники разглядели в своих
моделях качества, неведомые
окружающим, что выводило
их за пределы обыденности
и превращало скромного чиновника
Шоке в Дон Кихота,
а торговца красками Танги
в волшебника в экзотическом мире
искусства.
П. Сезанн. Портрет Виктора Шоке. 1875

14. Естественного человека постимпрессионисты находят в наивно-набожных бретонках и таитянках, задавленных жизнью простолюдинах или

чистых
духом чудаках, подобных папаше Танги или почтальону Рулену.
В. Ван Гог. Папаша Танги. 1887–1888
В. Ван Гог. Почтальон Рулен. 1888

15.

В. Ван Гог. Едоки картофеля. 1885

16. Образ провансальского крестьянина в картинах Сезанна «индивидуален как портрет. Универсален, как идея, торжествен, как

монумент,
и крепок, как чистая совесть»
П. Сезанн. Крестьянин в голубой блузе. 1897
П. Сезанн. Сидящий крестьянин. 1898–1890

17. Тулуз-Лотрек жил в Париже и развенчивал миф об этом веселом и беззаботном городе. Вместе со знаменитым монмартрским шансонье

Аристидом Брюаном неделикатно
оголял то, что буржуазное
общество пыталось скрыть
и приукрасить.
А. Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан
в «Амбассадер». 1893

18.

А. Тулуз-Лотрек. Жарден де Пари – Жанна Авриль. 1893
А. Тулуз-Лотрек. Максим Детома. На балу в Опера. 1896

19.

А. Тулуз-Лотрек. В салоне на улице Мулен. 1894
А. Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»

20. Постимпрессионисты начали с отказа от «очеловечивания» природы, с восстановления прав космоса. Этот новый мир должен был

обрести способность
жить в большом пространстве и в большом времени, как в ренессансном
мироконструирующем искусстве.
П. Сезанн. Марсельская
бухта. Вид Эстака
1869–1870

21.

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар с большой сосной. 1885–1887

22. Если попытаться вынуть из пейзажа Шишкина одну из сосен, то все другие части живописи останутся нетронутыми, а если то же самое

проделать с сосной Сезанна,
то ее ветви увлекут за собой небо, а корни – землю, и на холсте не останется
ни одного квадратного сантиметра окрашенной поверхности.
П. Сезанн. Большая сосна близ Экса. 1895–1897
П. Сезанн. Большая сосна. 1896

23.

В. Ван Гог. Жатва. Долина Ла Кро. 1888

24. «Меня влечет к себе небо и безграничность природы», – говорил Сезанн. Это панорамные пейзажи, объединяющие в себе множество

элементов, приведенных
к возвышенной гармонии. Сезанн, уходя от импрессионизма, обращается к героикосинтетическим пейзажам Пуссена и ренессансному мироконструирующему искусству.
Ван Гог ищет опору в живописи старых нидерландцев и барочности Рубенса.
Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649
П. Брейгель Старший. Жатва. Август. 1565
П.П. Рубенс. Крестьяне, возвращающиеся с поля. 1637

25.

П. Гоген. МАтамое (Смерть). Пейзаж с павлинами. 1892
П. Гоген. Аве Мария (Иа Орана Мариа). 1891

26. Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах

Натюрморты Сезанна
Для Сезанна натюрморт – торжественное явление сформировавшейся, хотя бы отчасти
приобщившейся к вечности материи. В натюрмортах наиболее ярко подтверждается фраза
художника: «Цвет – та точка, где наш мозг соприкасается со Вселенной».
П. Сезанн. Натюрморт с апельсинами и яблоками.
1896–1900
П. Сезанн. Натюрморт с бутылкой из-под мятного
ликера и синий ковер. 1893–1895

27. «Натюрморт с часами» – первый шедевр Сезанна. Он символически воплощает идею остановившегося или притаившегося времени. «Я само

напряжение», – сказал тогда Сезанн.
П. Сезанн. Натюрморт с часами из черного мрамора. 1869–1870

28. Ван Гога увлекали центробежные силы материи, стремящейся вырваться за пределы, преодолеть стабильность форм. Жизнь – это

освобожденная энергия, прорастание, порыв
в неограниченное. Действие космических сил у Ван Гога вторгается в повседневность.
Солнце, окруженное ореолом, висит над горизонтом и будто стекает на землю (в «Красных
виноградниках»).
А ночью жизнь провинциального городка течет под пристальным взором увеличившихся
до невероятных размеров звезд («Терраса кафе ночью», «Звездная ночь»).
Ван Гог прибегает к своеобразным пространственным преувеличениям и деформациям,
усиливая ощущение искривленности земли, вплоть до того, что она начинает пульсировать,
вздыматься и буквально выскальзывать из-под ног идущих людей, в то время как небеса
закручиваются спиралями воздушных потоков и световых вспышек («Дорога в Провансе»).

29.

В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888

30.

В. Ван Гог. Терраса кафе ночью. 1888
В. Ван Гог. Дорога в Провансе. 1900

31.

В. Ван Гог. Звездная ночь. 1889

32. Подсолнухи Ван Гога

Для Ван Гога понятие мертвой натуры
было нестерпимо, поэтому столь
патетичны многочисленные
«Подсолнухи» – символы любимого
им солнца.
В. Ван Гог. Два подсолнуха. 1888
В. Ван Гог. Подсолнухи. 1888

33. Картины Ван Гога «Воспоминание о Мауве» дают ключ ко всему постимпрессионистическому искусству, которое открыло для живописи

эффект сжатия длительности, подобно тому как
импрессионисты сумели освоить эффект «растянутой мимолетности».
В. Ван Гог. Дерево миндаля в цвету.
Воспоминание о Мауве. 1888
В. Ван Гог. Цветущее персиковое дерево.
Воспоминание о Мауве. 1888

34. Гоген парадоксально совмещал в своих картинах приметы прошлого и настоящего, реального и воображаемого, действительности и

мифа.
Так он использовал прием, распространенный в средневековом (и недолго
в ренессансном) искусстве: совмещения разновременного в одном пространстве.
П. Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890
П. Гоген. Желтый Христос. 1890

35.

В. Ван Гог. Борьба Иакова с ангелом. Видение после проповеди. 1888

36. В последних картинах Ван Гога угадывается грядущий экспрессионистический взрыв.

В. Ван Гог. Церковь в Овере. 1890
В. Ван Гог. Кипарис. 1889

37. Живопись Сезанна на рубеже XIX и XX вв. предвосхищает восстание форм, породившее кубизм.

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар в сумерках
(Пейзаж в Эксе). 1905
П. Сезанн. Большие купальщицы. 1906

38. Презентация подготовлена на основании материала В. Прокофьева Газета «Искусство» № 19/2010

П. Гоген. Портрет Мари Лагаду
на фоне сезанновского натюрморта. 1890
Презентация подготовлена
на основании материала
В. Прокофьева
Газета «Искусство» № 19/2010
English     Русский Правила