Опера-сказка «Снегурочка» н. а. Римского-корсакова
История создания оперы
«Снегурочка» 1881г.
3 группы действующих лиц
Вступление – рисует пробуждение природы весной. Изобразительность. Темы Мороза и Весны.
Песня и пляска птиц (пролог)-Ля Мажор(тональность Весны)- чириканье птиц, мелодии песенного склада, « Орел-воевода»- цитата.
Песня Деда Мороза (пролог)- близка к лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.
Ария Снегурочки (пролог)- сказочность. 1 группа лейтмотивов : легкость , подвижность, высокий регистр. соло флейты.
Ариетта Снегурочки( пролог)- выражает стремление к людям. 2 группа лейтмотивов: медленный темп ,лирические интонации.
Хор «Проводы Масленицы» (пролог)-начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения, каждая следуящая- вариант
Ариетта Снегурочки (1 д.)-лейтмотивы 1 группы , но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем.
Ариетта Купавы(1 д.)- образ контрастный Снегурочке. Быстрый темп, широкий диапазон мелодии.
Свадебный обряд(1 д.)-двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно ны выявлены, т.к. это обряд
Шествие царя Берендея (2 д.)- причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров.
Хоровод и песня «Про бобра» (3 д.)-начало обрядовой сцены в заповедном лесу. В основе народная песня «Ай, во поле липенька».
Пояска скоморохов и 3 песня Леля(1 и 2 песня – в 1д.)-предваряется лейтмотивом – наигрышем кларнета в народном духе. Меняется
Вступление к 4 д.- «Голоса природы2 (изображение светлячков- флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов
Дуэт Снегурочки с Мизгирем( 4 д.)- Ре бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер. преображение
«Сцена таяния» (4 д.)-лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2 группы.
Закл. хор «Песня Яриле-Солнцу»- на основе лейтмотива Солнца, размер 11/4, ритмическая ровность ,мажор, величие, радость,
2.14M
Категория: ИскусствоИскусство

Опера-сказка «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

1. Опера-сказка «Снегурочка» н. а. Римского-корсакова

ОПЕРА-СКАЗКА
«СНЕГУРОЧКА»
Н. А. РИМСКОГОКОРСАКОВА
Выполнили: Астраханцева С., Ушакова К.

2. История создания оперы

В начале 70-х годов 19 века РимскийКорсаков познакомился со сказкой
Островского «Снегурочка»
Опера создавалась летом 1880 г. в
глухой деревне. Композитор говорил
что, ни одно произведение не
давалось ему с такой быстротой и
легкостью.
В 1881 г. опера была завершена.
Премьера состоявшаяся 29 января
1882г. на сцене Мариинского театра,
прошла с большим успехом

3. «Снегурочка» 1881г.

◦ Либретто Римского-Корсакова по «Весенней
сказке» Островского. Отражение интереса
композитора к мифологии, язычеству .
Воспевание вечной красоты природы,
искусства ( обряды, песни; символ искусстваЛель), любви ( Лель – бог любви в славянской
мифологии; образы Снегурочки и Купавы
символизируют идеальную и земную любовь)

4. 3 группы действующих лиц

◦ МифическиеВесна
меццо- сопрано
Дед Мороз
бас
Леший
тенор
Масленица- соломенное чучело
бас
◦ реальные
Купава
сопрано
Мизгирь
баритон
Бермята , ближний царь
бас
Бобыль
тенор
Бобылиха
меццо- сопрано
◦ Полумифические- полуреальныеСнегурочка-дочь мороза и Весны
сопрано
Царь Берендей
тенор

5.

Две драматургические линии: обрядовая (
народные сцены) и сказочная лирикоэпическая. Большая роль оркестра:
лейттембры ( Снегурочка – флейта и
скрипка. Купава – струнные стаккато ,Лель –
кларнет , Мизгирь- бас-кларнет) , красочные
инструментальные эпизоды. Сложный
гармонический язык. Лейттональности (
Римский- Корсаков обладал « цветным»
слухом).

6. Вступление – рисует пробуждение природы весной. Изобразительность. Темы Мороза и Весны.

7. Песня и пляска птиц (пролог)-Ля Мажор(тональность Весны)- чириканье птиц, мелодии песенного склада, « Орел-воевода»- цитата.

Песня и пляска птиц (пролог)-Ля Мажор(тональность
Весны)- чириканье птиц, мелодии песенного склада, « Орелвоевода»- цитата.

8. Песня Деда Мороза (пролог)- близка к лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.

9. Ария Снегурочки (пролог)- сказочность. 1 группа лейтмотивов : легкость , подвижность, высокий регистр. соло флейты.

10. Ариетта Снегурочки( пролог)- выражает стремление к людям. 2 группа лейтмотивов: медленный темп ,лирические интонации.

11. Хор «Проводы Масленицы» (пролог)-начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения, каждая следуящая- вариант

предыдущей.

12. Ариетта Снегурочки (1 д.)-лейтмотивы 1 группы , но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем.

13. Ариетта Купавы(1 д.)- образ контрастный Снегурочке. Быстрый темп, широкий диапазон мелодии.

14. Свадебный обряд(1 д.)-двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно ны выявлены, т.к. это обряд

15. Шествие царя Берендея (2 д.)- причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров.

16. Хоровод и песня «Про бобра» (3 д.)-начало обрядовой сцены в заповедном лесу. В основе народная песня «Ай, во поле липенька».

17. Пояска скоморохов и 3 песня Леля(1 и 2 песня – в 1д.)-предваряется лейтмотивом – наигрышем кларнета в народном духе. Меняется

Пояска скоморохов и 3 песня Леля(1 и 2 песня – в 1д.)предваряется лейтмотивом – наигрышем кларнета в народном духе.
Меняется оркестровка.

18. Вступление к 4 д.- «Голоса природы2 (изображение светлячков- флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов

Вступление к 4 д.- «Голоса природы2 (изображение светлячковфлейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов
Снегурочки и Мизгиря.

19. Дуэт Снегурочки с Мизгирем( 4 д.)- Ре бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер. преображение

лейтмотивов Снегурочки

20. «Сцена таяния» (4 д.)-лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2 группы.

21. Закл. хор «Песня Яриле-Солнцу»- на основе лейтмотива Солнца, размер 11/4, ритмическая ровность ,мажор, величие, радость,

кульминация обрядовой линии.
English     Русский Правила