Война: явление и сущность
Определение войны
Современный термин звучит так:
Особенности войны
Философы о сущности войны
Заключение
1.19M
Категория: ПолитикаПолитика

Война: явление и сущность

1. Война: явление и сущность

2.


3. Определение войны


1.
2.
3.
4.
5.
6.

4. Современный термин звучит так:


5.

• НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ВОЙНА» МОЖЕТ ОБОЗНАЧАТЬ СОВСЕМ ИНЫЕ
СФЕРЫ ЖИЗНИ. ТО ЕСТЬ, СМЫСЛ ВОЙНЫ НАДО ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ, ПРИВЛЕКАЯ БОЛЕЕ ШИРОКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ. МЫ НЕ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ О ВОЙНЕ КАК, ТОЛЬКО О «БОРЬБЕ»,
«СТОЛКНОВЕНИИ СИСТЕМ», «ОТПОРЕ АГРЕССОРУ» И Т.Д.

6. Особенности войны

1.
С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ВОЙНА БЫЛА СВЯЗАНА С СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ, МОРАЛЬНЫМИ НОРМАМИ, ТРАДИЦИЯМИ.
НАПРИМЕР, В АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНА ВОЙНА ОПРЕДЕЛЯЛАСЬ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ, БОЛЕЕ ТОГО, ТРАДИЦИОННОЕ И
НОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЙНА – СПОСОБ ПРОЯВИТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ: ХРАБРОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. В ТО ВРЕМЯ
ВОЙНА СЧИТАЛАСЬ БЛАГИМ ДЕЛОМ, ЕСЛИ ВЕЛАСЬ ПРОТИВ НЕВЕРНЫХ.
2.
ВОЙНА – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КОТОРАЯ ПОБУЖДАЕТ К
РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО МИРА.
3.
ПРИ АНАЛИЗЕ ИСТОРИИ И ПРИЧИНАХ ВОЙН, С УВЕРЕННОСТЬЮ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
СТИМУЛИРУЕТСЯ ВОЙНАМИ. ОНИ СПОСОБСТВУЮТ КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ.
4.
МНОГИЕ ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ:
БОРЬБЫ ЗА ТЕРРИТОРИЮ, КОНТРОЛЕМ ЗА ЦЕЛОЙ МИРОВОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ. ВОЙНА, КАК СКАЗАНО ВЫШЕ,
ПРЕВРАТИЛАСЬ В ОДНУ ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ БИЗНЕСА.
5.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЦЕНИТСЯ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО И ОЦЕНИВАЕТСЯ В ДЕНЕЖНОЙ
ЕДИНИЦЕ.
6.
СУЩЕСТВУЕТ ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЙН:
7.
А) БОРЬБА ЗА РЕСУРСЫ;
8.
Б) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ;
9.
В) ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ;
10. Г) ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ;
11. Д) БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ.

7. Философы о сущности войны

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ГЕРАКЛИТ, ДЕМОКРИТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ СДЕЛАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
ШАГ В АНАЛИЗЕ СУЩНОСТИ ВОЙНЫ. ДЛЯ ГЕРАКЛИТА, ВОЙНА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ОТЦА И ЦАРЯ
ВСЕГО СУЩЕГО. ДЕМОКРИТ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПОСТАВИЛ ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВОЙНЫ,
ОТМЕТИВ СРЕДИ ЕЁ ПРИЧИН ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОИЗВОЛ И УВЕЛИЧЕНИЕ БЕДНОСТИ ГРАЖДАН. СОКРАТ ПРИЧИНАМИ ВОЙНЫ НАЗЫВАЛ
НЕСОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА, НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЛЮДЕЙ РАЗОБРАТЬСЯ В СМЫСЛЕ ДОБРА И ЗЛА,
НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ ПО ВОЛЕ ПРАВИТЕЛЕЙ. ПЛАТОН В ДИАЛОГЕ «ПРОТАГОР»
ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОЙНУ, КАК «ЧАСТЬ ИСКУССТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО».

8.

ТРУД ВЕЛИЧАЙШЕГО К. КЛАУЗЕВИЦА «О ВОЙНЕ» ПРИЗНАН МНОГИМИ ФИЛОСОФАМИ. В
НЕМ ОН СО ВСЕХ СТОРОН РАССМОТРЕЛ ФЕНОМЕН ВОЙНЫ, СДЕЛАЛ ФИЛОСОФСКИИЙ ВЫВОД
О ЕЁ СУЩНОСТИ. В НЕСКОЛЬКИХ ГЛАВАХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ БОЯ, СТРАТЕГИИ
ВОЙСК. КЛАССИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЙНЫ ТРАКТУЮТСЯ ИМ КАК ЯВЛЕНИЕ,
НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННОЕ С ВООРУЖЕННЫМ НАСИЛИЕМ. К. КЛАУЗЕВИЦ ОТМЕЧАЛ, ЧТО
«ВОЙНА ПО СУЩЕСТВУ СВОЕМУ БОЙ, ТАК КАК БОЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕШАЮЩИЙ АКТ
МНОГООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗУМЕЮЩЕЙСЯ ПОД ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ ВОЙНЫ.

9.

Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ, Ф. НИЦШЕ, П. ПРУДОН,, Р. ШТЕЙНМЕТЦ, Э. ЮНГЕР СЧИТАЛИ ВОЙНУ ГЛАВНЫМ
ФАКТОРОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА, ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ
ВЫСШИХ КУЛЬТУР И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. СОГЛАСНО ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ ТЕОРЕТИКА Г. ГЕГЕЛЯ, ВОЙНА
ВЫПОЛНЯЕТ «СУДЕБНУЮ» ФУНКЦИЮ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЯ, ПРИ ИХ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СТОЛКНОВЕНИИ, ЧЬЕ ПРАВО ДОЛЖНО УСТУПИТЬ. ШТЕЙНМЕТЦ СЧИТАЛ «ДАР
ВОЙНЫ» ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, БЕЗ КОТОРОГО ОНО БЫ НЕ ДОСТИГЛО
ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ. ЮНГЕР РАСЦЕНИВАЛ ВОЙНУ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ,
ВЫСШУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

10.

• В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ СТОРОНУ ВОЙНЫ РАССМАТРИВАЛИ
ТАКЖЕ Н. БЕРДЯЕВ, В. СОЛОВЬЕВ, Л. КАРСАВИН И И. ИЛЬИН. КАРСАВИН СЧИТАЛ, ЧТО СВЯЩЕННАЯ
БИТВА ОСВОБОЖДАЕТ ЛЮДЕЙ ОТ ОБЫДЕННОГО ЖИТЕЙСКОГО ЭГОИЗМА, ВОЗВРАЩАЕТ ЧУВСТВО
РОДСТВА У РАЗРОЗНЕННЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ НАСЕЛЕНИЕ ОДНОЙ СТРАНЫ,
ВОСПИТЫВАЕТ КАЧЕСТВА МУЖЕСТВА, ГЕРОИЗМА, ВЗАИМОПОМОЩИ. СОЛОВЬЕВ ПРИЗНАЕТ ВОЙНУ
ОБЪЕКТИВНЫМ ФАКТОРОМ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОГРЕССА, ФОРМОЙ ОРГАНИЗУЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА, КОТОРАЯ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СВОИ УЖАСЫ И ЗЛО, СПОСОБСТВУЕТ
ОБЪЕДИНЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. БЕРДЯЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО СПРАВЕДЛИВЫХ И НЕСПРАВЕДЛИВЫХ ВОЙН
БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ТАК КАК НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЕВ, КОГДА ПРАВДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СТОРОНЕ
ОДНОГО.. ПРИ ЭТОМ БЕРДЯЕВ УКАЗЫВАЕТ, ЧТО «ПЛОХО» ВОЕВАТЬ ЗА «ЗЕМЛЮ И ВОЛЮ», И
«ХОРОШО» ВОЕВАТЬ «ИЗ ЛЮБВИ К РОДИНЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ ВСЕ ИНТЕРЕСЫ».

11. Заключение

ВОЙНЫ БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ, ПРЕБЫВАЯ В ПОСТОЯННОМ НЕУСТОЙЧИВОМ СОСТОЯНИИ, С ИЗМЕНЕНИЕМ
УСЛОВИЙ И ВРЕМЕНИ СОХРАНЯЕТСЯ ЛИШЬ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.
СЕГОДНЯ МАЛО КТО ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА СТРАХ И УЖАС ВОЙНЫ. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ЭНЕРГОРЕСУРСЫ, НЕОГЛОБАЛИЗМ. НЕМНОГИЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ
САМЫМ ГЛАВНЫМ РЕСУРСОМ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ.
English     Русский Правила